Изучение философского и богословского путей поиска истины в работе Э.Жильсона «Разум и Откровение в средние века»

ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ БОГОСЛОВСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ – Основы теологии Изучение философского и богословского путей поиска истины в работе Э.Жильсона «Разум и Откровение в средние века» Студента 2 курса заочного отделения Александра Петровича Василевского Москва, 2012 ОГЛАВЛЕНИЕ Вступление 2 Примат веры 3 Примат разума 6 Гармония разума и Откровения 8 Заключение 9 Список использованной литературы 10 Вступление Автор монографии «Разум и Откровение в средние века», Этьен Жильсон (1884 – 1978 гг.) известный французский философ, был крупнейшим специалистом в области средневековой мысли.

Он являлся директором Института средних веков в Торонто (Канада), издателем журнала «Этюды по средневековой философии». Данный его труд в России опубликован в книге «Богословие в культуре средневековья», Киев: Христианское братство «Путь к истине», 1992 г. Предмет исследования Э.Жильсона в упомянутой монографии – западная общественная мысль, а точнее философия и богословие на Западе в эпоху средневековья.

Данный период человеческой истории, занимавший семь столетий, по мнению автора, дал миру изобилие имен мыслителей и созданных ими произведений философского или теологического характера. Особенностью и, вместе с тем, заслугой реферируемого исследования является то, что автор сумел собрать разделенных временем и пространством западных мыслителей в несколько, как он называет, «духовных групп» [все нижеприведенные цитаты берутся из 1], различающиеся своим отношением к Божьему Откровению и рациональному сознанию.

Автор подчеркивает, что сделанное им разделение средневековой общественно-научной мысли на эти группы является весьма условным, и оно необходимо для лучшего понимания следующей проблемы: удавалось ли в средние века находить компромисс между философией и богословием в деле поиска объективной реальности. Исследование Э.Жильсона, во-первых, дает возможность получить грамотное представление о философии и теологии средневековья, во-вторых, может помочь нам увидеть взаимосвязь и различие философского и богословского знания.

Примат веры

Смысл любой общественной науки теологи того времен и видели в познании... Своими произведениями они создавали такие теологические доктрины, «в к... Другой богослов 11 века, Ансельм Кентерберийский «пе ревысказал то, чт... Автор поясняет, что «Ансельм Кентерберийский и его непосредственные уч... «Соединяя вместе различные символы, вписанные в концентрические окружн...

Примат разума

В нем Аверроэс проводит следующие идеи: - «определенное согласие между... . Наследником Аверроэса стала другая «духовная группа» - Латинские аверр... Аверроэс и его Латинские последователи сыграли такую важную роль в фил... Примат разума.

Гармония разума и Откровения

Гармония разума и Откровения. По наблюдению автора, принципиальное противостояние характеризует отно... Такая тенденция предвосхитила появление великого западного богослова Ф... «Все ее члены признают, что есть некое истинное Откровение - а именно ... Второй утверждал, что «абсолютно ничего из того, что касается Бога, не...

Заключение В своей работе Э.Жильсон показал разнообразие западной средневековой мысли и отразил ее развитие.

В целом хотелось бы отметить, что автор стремился осмыслить ее особенности как целостного духовного феномена.

Представляется, что основной вопрос, касающийся отношения между разумом и верой, в средние века разрешен не был. Вопрос этот, как следует из монографии, состоял в следующем: может ли разум постичь то, что открылось человеку через Откровение. Средневековье, тем не менее, дало нам подсказку, каким путем надо следовать, чтобы прийти к ответу на этот вопрос.

По мнению Э.Жильсона, этот путь следует искать в научном наследии Фомы Аквинского. Список использованных источников и литературы 1/ Э.Жильсон. Разум и откровение в средние века. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://krotov.info/history/14/pigol/bogo sl.html, (время обращения: 1.07.2012 г.).