рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Подлинный и явленный зрящий

Подлинный и явленный зрящий - раздел Философия, Философия йоги. Попытка новой интерпретации Напротив, Зрящий Бывает Двух Видов. На Это Указывают Сутры I.3, 4 И Ii.20. На...

Напротив, зрящий бывает двух видов. На это указывают сутры I.3, 4 и II.20. Начнем с последней; звучит она следующим образом:

драшта дришиматра шуддхо'пи пратьяянупашья

"Зрящий (драштр) – само только (сущность, матра) "зрение" (дриши, субъект зрения), хотя (апи) "чист" (шуддха), смотрит как пратьяя (смотрит на пратьяю? пратьяянупашья)".

Зрящий – само только дриши. Дриши тут может значить "тот или то, что видит", может также означать какой-то принцип зрения, смотрения.

Соединение с "матра" (само только) еще больше подчеркивает его сущностность – это то, благодаря чему что-то есть этим, а не чем-то иным – или то, благодаря чему что-то есть самим собою. "Дришиматра" означает поэтому "саму только субъектность зрения", "само только зрение". Автору явно не хватает слов, он хочет объяснить, что это сама сущность субъекта видения, сама причина, "источник" того, что наличествует в сознании как зрящий.

Он "чист" (шуддха). Термин шуддха и другие его синонимы в индийской философии часто имеют очень тонкое значение для определения высшей реальности, субстанции, абсолюта, сущности чего-либо. Тут это слово может означать, что зрящий есть чистым бытием; оно может значить также "очищенный", т.е. что зрящий очищен от гун, тождествен пуруше в противоположность зрящему другого рода, о котором еще пойдет речь. Оно может означать "чистый" или "очищенный" от гун в смысле абсолютной несмешиваемости с ними, абсолютной запредельности гунам (III.35). На возможность такой интерпретации указывает то, что непосредственно предшествующая сутра (II.19) перечисляет уровни объектной реальности, состоящие из гун. В противоположность этому автор говорит, что "зрящий" в своей сущности чист от гун.

Кроме чистого зрящего, субъектности как таковой, есть и другой зрящий – отражение первого в сознании, пратьяя, то есть наполнение им сознания. Наличный "смотрящий" зрящий – это пратьяя в сознании.22

После выражения шуддха добавлена энклитическая частица апи. Она может означать "хотя", "даже" или иметь другое, непереводимое подчеркивающее значение. Независимо от смыслового оттенка апи, высказывание в II.20 представляет собой логический многочлен.

Следовательно, зрящий бывает и чистым и пратьяе-смотрящим.

Поэтому термин "зрящий" в "Йогасутрах" следует понимать как общее понятие, которое охватывает две разные вещи: чистого зрящего, подлинную сущность явленного зрящего, абсолютно не смешанную с гунами, свободную от гун, а также отражение этого первого в саттве (субстрате сознания), которое и есть наличным, явленным зрящим. Утверждение о том, что зрящий, будучи чем-то одним, одновременно и чистый и пратьяе-смотрящий, явно противоречиво; поэтому "зрящий" – общее понятие, охватывающее две вещи, которые имеют некоторые общие черты. В самом деле, явленный зрящий имеет что-то от природы истинного зрящего, – ведь он все-таки служит его отражением в сознании, – подобно тому, как отражение солнца в воде имеет что-то от природы самого солнца. Подробное описание двоякого зрящего дано в I.2-4:

Йогаш читтавриттиниродха

"Йога – это сдерживание явлений в сознании".

тада драштух сварупе'вастханам

"Тогда зрящий (пребывает) в состоянии своей подлинной природы".

вритти сарупьям итаратра

"Или (в противном случае, другая возможность) имеет природу, общую с явлением".

Тут описаны две ступени йоги или обуздания явлений в сознании (вритти): когда сдержаны все эти явления, имеет место йога без сознавания (асанпраджнята, I.18); когда же сдержаны все, кроме последнего, истинно-познавательного явления (прамана) типа непосредственной очевидности (пратьякша), иначе называемого различающим познанием (вивекакхьяти), имеем йогу с сознаванием (санпраджнята).

В первом случае зрящий пребывает в своей собственной природе (сварупа), что соответствует чистому (шуддха), подлинному зрящему из вышеприведенной II.20.

Во втором случае зрящий имеет общую природу с явлением в сознании, это явленный зрящий, соответствующий наличному "зрящему" или пратьяе-смотрящему субъекту из II.20.

Из этого следует, что, с одной стороны, речь идет о зрящем, или субъекте, который есть бытием, а с другой, – о зрящем, или субъекте, который есть явлением в сознании.

В различающем познании, вивекакхьяти, центром различения, – тем, кто различает, – выступает именно этот явленный зрящий. Различая, что сам он, будучи отражением в сознании, состоит не из гун, он различает также, что он не есть сознанием, тоже гуническим (поскольку субстратом даже наитончайшего сознания есть гуна саттва).

Этот явленный зрящий называется господином (повелителем, прабху, – IV.18). Все доступно его познанию, и он имеет впасть над любым существованием в сознании (над всем тем, что находится в сознании, или над всякой бхавой – III.49).

В этом различающем познании познаваем любой объект (сарвавишая) во всех отношениях, или любые способы существования объектов (сарвартхавишая); все это познается не во временной последовательности изменении (паринама), а мгновенно (акрама, III.54). Вечность и бесконечность познаются в одном мгновении. По всей вероятности, мгновение и вечность тут тождественны.

Это познание освобождает (III.54), как бы переносит зрящего в его собственную, подлинную природу вне объектной реальности как таковой, – в состояние, называемое йогой без сознавания (асанпраджнята) или сосредоточением без семени (нирбиджа самадхи). Целью развития есть утверждение в этом состоянии вне сознания, состоянии пуруши, отличного и свободного от гун. Это состояние называется кайвальей.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия йоги. Попытка новой интерпретации

На сайте allrefs.net читайте: "Философия йоги. Попытка новой интерпретации"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Подлинный и явленный зрящий

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Вводная Часть
I. «Йогасутры» - древнейший трактат йоги Что значит "йога"? Что "йога" означает? Йога как философская система II. Авторство и датировка «Йога

Проблемная Часть
I. Общие черты со всеиндийской мыслью Причины общих черт Крийявада Перевоплощение Духовная эволюция Освобождение Практическая цель Йог

Что значит "йога"?
Существительное "йога" происходит от глагольного корня "юдж", имеющего значение: а) покорять, укрощать, обуздывать; б) запрягать, вязать, привязывать, соединять, объединять, вос

Что "йога" означает?
1.В индийских религиях и философии термин "йога" нередко означает достижение духовного совершенства в форме некоего высшего состояния сознания или какого-то еще более высокого надсознател

Йога как философская система
Йога относится к числу шести классических брахманических систем философии и определяется как "йогадаршана".4 Самым древним и фундаментальным трактатом йоги, по крайней

Авторство
Авторство "Йогасутр" индийская традиция приписывает Патанджали.* С этим именем связаны три труда, которые относятся к разным отраслям знания: 1) "Махабхашья", – комментарий к гр

Целостный текст или компиляция?
Дейссен разбивает три первые книги на четыре текста, а четвертую трактует как собрание примечаний и также делит на четыре части, но не решает, принадлежат ли они разным йогическим школам, или нет.

III. ОТНОШЕНИЕ "ЙОГАСУТР" К САНКХЬЕ
Индийская традиция и историки индийской философии соединяют йогу в пару с санкхьей на основании исторических и содержательных связей (шесть ортодоксальных систем обычно называются попарно: 1) санкх

Санскрит и философский санскрит
По мнению востоковедов, санскрит – один из труднейших языков. Дополнительной трудностью служит то, что каждая область индийской литературы или науки создала свою, специфическую по строению, форму и

Трудности перевода
Своеобразие общей онтологии, психологии и теории познания "Йогасутр" обусловлено практикой йоги, которая состоит в перестройке сознания, по мере чего происходит изменение наличного субъек

VI. МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ
1.Поскольку неизвестно, скомпилировал ли автор "Йогасутры" или написал их сам, и поскольку никаких фактов, определенно отрицающих единство текста, нет, принимается рабочая гипотеза о цель

Причины общих черт
1.Общей основой едва ли не для всех философских направлении древней Индии служат Веды. Даже направления, не признающие авторитета Вед, не свободны от их заметного влияния. Выражение "веды"

Крийявада
Философия "Йогасутр" принадлежит и системам, называемым крийявада, или признающим доктрину морального закона. Последний гласит, что действие (крийя или карма) влечет за собой неотвратимые

Перевоплощение
С законом кармы тесно связана доктрина перевоплощения (сансара), последующего воплощения душ после смерти. Несмотря на то, что тело подлежит уничтожению, душа, которая не освободилась от пут мира н

Освобождение
Системы, которые провозглашают вышеназванные доктрины, принимают также возможность освобождения души из круга рождений. Согласно большинству систем, это одновременная свобода от контакта с миром, п

Сешваравада
"Йогасутры" представляют собой так называемую сешвараваду, то есть принимают теистическую доктрину, признавая, как и большинство индийских систем, личного бога, Ишвару. Атеистические сист

Саткарьявада
Согласно общему мнению исследователей, йога принадлежит к системам саткарьявада, признающим, что следствие находится в причине: следствие не есть созданием нового, но проявлением заключенного в при

II. ДЕЛЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ НА СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ
Деление "целого" на "пару" Выстраивая схему реальности, большинство систем максималистической философии сперва делит "целое" на "пару&qu

Субъект и объект сознания
Всю понимаемую в его время реальность, о которой до него писалось и которая в его времена исследовалась, автор "Йогасутр" поделил на субъект и объект сознания. 1.Исходный принцип

Преобразование сознания
Чтобы иметь возможность приблизиться к описанию природы этих субъекта и объекта (членов пары), нужно проследить, хотя бы фрагментарно, видоизменения сознания на пути к этому наивысшему познанию.

Уровни "объектной" реальности
Чем выше уровни самапатти, тем подлинней воспринимаемый объект. В самих "Йогасутрах" эти тонкие объекты сознания не упоминаются. Говорится только, что тонкая предметность (вишаятва) созна

Познание истины
Когда достигнуто самое совершенное самапатти без вичары, в котором сознание окрашено алингой, "очищается" высшее "я" (I.47). Сознание окрашивается истинным субъектом (драштр) и

Пуруша как бытие
В совершенном самапатти без вичары, как уже говорилось, очищено высшее "я" (адхьяатмапарасада) и нет отождествления "зрящего" со "зримым" (субъекта с объектом, – члено

Пуруша – един или множествен?
В "Йогасутрах" нигде не говорится, что существует множество пуруш. Внушать такую мысль могут только две сутры, которые автор "Йогабхашьи", а вслед за ним и остал

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги