Понятие отрицания. Цикличность, поступательность и преемственность в развитии.
Понятие отрицания. Цикличность, поступательность и преемственность в развитии. - раздел Философия, Философия как вид познания. Специфика фил. знания. Соц. функции фил. Закон Отрицания Отрицаний Органически Связан С Двумя Другими. Его Сущность Мо...
Закон отрицания отрицаний органически связан с двумя другими. Его сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла. Различают три вида отрицания: формально-логическое, метафизическое, диалектическое. В обыденной жизни и в своей деятельности мы употребляем предложения утверждающего или отрицающего характера. Материалистическую диалектику интересуют прежде всего и главным образом такие отрицания, которые служат условием и моментом развития. В этой связи несостоятельным является метафизическое понимание отрицания. В рамках метафизики отрицание представляет собой полное, абсолютное уничтожение того, что существует или существовало (смена эпох, теорий). Гносеологические корни такого понимания отрицания кроются в непризнании наличия противоречий у предметов. Причины их развития или не рассматриваются или сводятся к действию внешних сил. Основным содержанием диалектического отрицания являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохранение положительного, способного к развитию зарождающегося нового. Главной причиной отрицания служит возникновение, развитие и разрешение противоречия. Ни в одной области не может происходить развития не отрицающего своих прежних форм существования. Возникновение философских школ, смена формаций, создание новых научных теорий – все это свидетельства диалектического отрицания. Характерные его признаки – объективность, имманентность(самоотрицание), абсолютность, конкретность (в смысле определения способа отрицания и в смысле единства противоположностей – уничтожения и сохранения), результативность – должно возникнуть что-то новое. Таким образом диалектическое отрицание выступает как выражение связи нового со старым, преемственности в развитии. Во всяком диалектическом отрицании объединены такие действия, как уничтожение старой формы, переделка содержания с сохранением и развитием всего жизнеспособного. З.о.о. предполагает: 1.повторяемость в процессе развития. 2.возврат к исходному положению, но на более высокой ступени. 3.относительную завершенность конкретных циклов развития. 4.несводимость развития к движению по кругу. В этом сущность рассматриваемого закона. Если первое качество отрицается вторым, а второе-третьим, то, следовательно, у первого и третьего должно быть нечто общее, что существенно отличало бы его от среднего. Этот процесс Гегель назвал о.о. Внутренний механизм процесса диалектического отрицания включает следующие компоненты: две стороны антагонизма – положительную и отрицательную; нарастание отрицательной противоположности ; преобладание отрицательной тенденции над положительной, отрицание старого новым, возникновение нового качества. Когда новое только что родилось, старое в течение некоторого времени еще остается, ибо последнее сильнее его. Это всегда бывает и в природе и в общественной жизни и в науке и в общественной жизни. Крупнейшим отрицанием 20-го века стала теория относительности Энштейна, которая отрицает старые представления о мире. Спиралевидность развития предполагает цикличность. Развитие как-бы повторяет пройденные уже ступени, но повторяет их иначе, на более высокой ступени в иных условиях, среде. Поступательное движение не тождественно движению по прямой. З.о.о. имеет всеобщий характер. Он действует в природе, обществе и мышлении. Правда его проявление весьма своеобразно. Из интегрального характера этого закона вытекает важное методологическое требование: необходимо осуществлять комплексный подход к явлениям развивающейся действительности, рассматривать системы и структуры в их генетическом развитии
Учение Платона о бытии, душе, познании
Платон - ученик Сократа, основатель собственной философской школы Академии, основоположник идеалистического направления в философии (субъективного идеализма - внешний мир от сознан
Учение Аристотеля о причинах, материи и форме
Аристотель - ученик Платона, воспитатель Македонского, автор: Органон, Физика, Механика, Метафизика, Риторика, Политика, О душе, Афинская полития. Философия понитийная. Философия а
Социально-философские взгляды Платона и Аристотеля
Платон - ученик Сократа, основатель собственной философской школы Академии, основоположник идеалистического направления в философии (субъективного идеализма - внешний мир от сознан
Бог, человек, и мир в средневековой христьянской философии
Патристика -объеденение соц. философствования христьянства с выводами античной философии(Августин) автор “ограде земном и граде божем””Исповедь или о душевных глубинах”; основатель
Проблема знания и метода в философии Ф. Бэкона
Бэкон-основатель эмпиризма-в основе познания лежит только опыт”нет ничего в разуме, чего ранее не было в опыте(чувствах)”; ведущий методолог науки нового времени. Считал:чем
Критическая философия и этическая теория Канта
Иммануил Кант - основоположник немецкого классического идеализма; творчество делится на 2 периода: докритический период(материалистический) -проблемы бытия, природ
Философия Г.В.Ф. Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель-разработалтеорию объективного идеализма,диалектику-как всеобщий филосовский метод; главная идея онтологии-(учения о бытие)-отождествлен
Позитивизм и неопозитивизм. Позитивизм и наука
Позитивизм-стремление поставить философию на твердую научную основу, опираться только на достоверное научное знание; фил.должна исследовать только факты, а не их сущность.
Религиозная философия В.С. Соловьева.
Соловьев создает теократическую теорию общественной жизни.Он выступил за осуществление универсального синтеза науки, философии и религии. Это означало создание свободной теософии или цельног
Диалектика качественных и количественных изменений..
Закон перехода количественного в качественное, каким образом происходят изменения и возникает новое. Качество-это целостная характеристика функционального единства существенных сво
Категории диалектики. Единичное и общее. Сущность и явление.
Категории-это формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира. Это наиболее общие фундаментальные понятия той или иной науки, философии. Каждая из категорий отражае
Понятие истины и ее критерии.
Аристотель–автор классической концепции истины: сущность истины как соответствие знания об объекте объективному содержанию этого объекта. Именно с Аристотеля истина- как отношение, а не как самосто
Новости и инфо для студентов