рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятие культуры. Особенности духовной культуры и ее роль в развитии общества.

Понятие культуры. Особенности духовной культуры и ее роль в развитии общества. - раздел Философия, Философия как вид познания. Специфика фил. знания. Соц. функции фил. Универсального Определения К. Нет. Понятие К. (Лат. Возделывать, Обрабатывать...

Универсального определения К. нет. Понятие К. (лат. возделывать, обрабатывать) совокупность мат-х и дух-х ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для развития человечества, передавать от поколения к поколению и составляет К. Под материальной стороной К. понимают качеств-е дост-я хар-е степень овладения человеком силами природы, совершенства орудий труда, технический уровень произ-ва, навыки и умения людей пользоваться техникой, научная орг-я культура труда, обсл-е материально бытовых потр-ей людей и т.д. Духовная К. Кач-е дост-я показ-е уровень и глубину познания природы и об-ва, широту достигнутого кругозора, внедрение в общ-ю жизнь прогр-х идей и получ-х знаний, т.е. духовная К. есть сов-ть кач-х дост-й в обл-и науки, философии, образования, просвщения, морали, литературы и искусства, пол-х и прав-х отн-ий. Явлениями дух-ой жизни явл-я язык, речь, логика, правила поведения, культуры чувств. Функции К. Познавательная (дост-я К. служат в кач-ве новых способов дальнейшего познания окр-го мира и использования этого знания в человеческой практике), информативная (накопление и трансляция соц-го опыта, от одного поколения к другому, внутри страны в пределах жини одного поколения, од одного народа к другому, К. выступает как память человечества) , коммуникативная (позв-я людям вступать в общ-е друг с другом), нормативная (рег-я поведение отд-х нд-ов и соц-х групп), цивилизационная (гуманистическая, главная, системообр-я функция). Близким понятием являя- цивилизация – отр-т хар-р и условия общ-го прогресса, т.е. степень разв-я мат-ой и дух-ой К. Цивилизация подчеркивает непрерывность ист-го процесса, проблему сохр-я, обог-я лучших дост-ий в челов-ой К. К негат-м кач-ва мцивилизации отн-т тенденцию к стандартизации мышления (СМИ), ориентацию на абсолютною верность неких истин, свойственную ей низкую оценку оригинальности и независимости индив-го мышления.

67. Эстетическое сознание, его роль и функции в практике человека. Эстетическое сознание и искусство, их развитие.Эстетическое сознание или художественное сознание принадлежит к числу древнейших форм общественного сознания, это тот духовный фундамент, кот обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязанность различных проявлений дух жизни чел и общества в целом. Эстетическое сознание есть осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных художественных образов.Очень часто ЭС отождествляют с искусством, что не совсем точно. Искусство включает в себя деятельность общества по производству художественных ценностей и сами результаты этого производства – художественные образы, но за его пределами остается очень важный компонент ЭС – сознание потребителей художественных ценностей. Эстетическая деятельность человека постоянно проявляется в его труде, в быту, в общественной жизни, а не только в искусстве. Происходит эстетическое освоение мира человеком. Функции. Познавательная. Произведения искусства явл-я ценным источником информации о сложных общественных процессах, порой о таких сущность и динамику которых наука схватывает гораздо труднее и с запозданием (напр. повороты и переломы в общественном сознании).Генеральным объектом познания в искусстве всегда был человек. Вот почему искусство в целом, и в частности, художественную литературу именуют человековедением, учебником жизни и т.п. Тем самым подчеркивается еще одна важнейшая функция искусства – воспитательная, т.е. его способность оказывать неизгладимое воздействие на идейное и нравственное становление человека, его самосовершенствование, или, напротив падение. И все-таки эти функции не являются специфическими для искусства и характерны и для других форм общ сознания. Специфической же функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле этого слова явл-я эстетическая функция. Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание, но и пропускаем это содержание через свое сердце, свои эмоции. Основные категории эстетики – прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое. Познавательное, воспитательное и эстетическое в искусстве слито воедино. Результатом эстетического отражения действительности явл-я художественный образ, в котором определенная степень абстракции сочетается с сохранением конкретно-чувственных, индивидуальных, зачастую неповторимых черт отражаемого объекта. В отличии от научного понятия художественный образ раскрывает общее в единичном. Показывая индивидуальное, напр. художник, вскрывает в нем типическое, то есть наиболее характерное для всего типа изображаемых социальных или природных явлений. Образ пушкинского скупого рыцаря – это не только конкретное изображение жадного старика, но и обличение самой жадности и жестокости. История развития. Эстетика зародилась около 2.5 тыс. лет назад, в эпоху рабовладельческого об-ва – в Египте, Вавилоне, Индии и Китае. Большое развития получила в античной Греции – особенно в трудах Платона (Прекрасное есть не что иное, как абсолютная, вечная и неизменная, надчувственная идея), Аристотеля и др. В Др. Риме – Лукреций, Гораций. В борьбе с мистическими учениями зап. средневековья о божественной красоте (Августин (Бог – источник всякой красоты и воплощение красоты высочайшей), Фома Аквинский) развивались гуманистические реалистические тенденции в трудах мыслителей эпохи Возрождения (Петрарка, Де Винчи, Монтень). Классическая нем. философия (Кант, Гегель, Шеллинг) – историзм в подходе к исткусству, диалектический анализ его форм и категорий. Марксистко-ленинская эстетика утверждает общественно-исторический характер исторических явлений и худ.творчества, обосновывает принципы реализма, народности, партийности искусства.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия как вид познания. Специфика фил. знания. Соц. функции фил.

На сайте allrefs.net читайте: Философия как вид познания. Специфика фил. знания. Соц. функции фил....

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие культуры. Особенности духовной культуры и ее роль в развитии общества.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия как вид познания. Специфика фил. знания. Соц. функции фил.
Философия-система знаний рассматривающая мир как единое целое, и свое положение в системе познаний человека и отличающаяся от религии и мифологии-доказыванием своей правоты на уров

Учение Платона о бытии, душе, познании
Платон - ученик Сократа, основатель собственной философской школы Академии, основоположник идеалистического направления в философии (субъективного идеализма - внешний мир от сознан

Учение Аристотеля о причинах, материи и форме
Аристотель - ученик Платона, воспитатель Македонского, автор: Органон, Физика, Механика, Метафизика, Риторика, Политика, О душе, Афинская полития. Философия понитийная. Философия а

Социально-философские взгляды Платона и Аристотеля
Платон - ученик Сократа, основатель собственной философской школы Академии, основоположник идеалистического направления в философии (субъективного идеализма - внешний мир от сознан

Бог, человек, и мир в средневековой христьянской философии
Патристика -объеденение соц. философствования христьянства с выводами античной философии(Августин) автор “ограде земном и граде божем””Исповедь или о душевных глубинах”; основатель

Антропоцентризм и гуманизм философской мысли Возрождения
Философия Возрождения(14-17в.)делится на направления: Гуманистическое-центром является Италия;характерен антропоцентризм-особое внимание к человеку,воспевание его

Проблема знания и метода в философии Ф. Бэкона
Бэкон-основатель эмпиризма-в основе познания лежит только опыт”нет ничего в разуме, чего ранее не было в опыте(чувствах)”; ведущий методолог науки нового времени. Считал:чем

Критическая философия и этическая теория Канта
Иммануил Кант - основоположник немецкого классического идеализма; творчество делится на 2 периода: докритический период(материалистический) -проблемы бытия, природ

Философия Г.В.Ф. Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель-разработалтеорию объективного идеализма,диалектику-как всеобщий филосовский метод; главная идея онтологии-(учения о бытие)-отождествлен

Позитивизм и неопозитивизм. Позитивизм и наука
Позитивизм-стремление поставить философию на твердую научную основу, опираться только на достоверное научное знание; фил.должна исследовать только факты, а не их сущность.

Современная западная религиозная философия (неотомизм, тейярдизм)
Неотомизм – официальная философская доктрина католической церкви, основывающаяся на учении Фомы Аквинского(томас-Фома). Основу неотомистского учения составляет принцип: «Философия – служанка

Религиозная философия В.С. Соловьева.
Соловьев создает теократическую теорию общественной жизни.Он выступил за осуществление универсального синтеза науки, философии и религии. Это означало создание свободной теософии или цельног

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии(Принципы, законы и категории диалектики. Объективное основание их связи).
Д.-учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Д. – это такое понимание мира, при котором р

Диалектика качественных и количественных изменений..
Закон перехода количественного в качественное, каким образом происходят изменения и возникает новое. Качество-это целостная характеристика функционального единства существенных сво

Понятие отрицания. Цикличность, поступательность и преемственность в развитии.
Закон отрицания отрицаний органически связан с двумя другими. Его сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей проходит ряд внутре

Категории диалектики. Единичное и общее. Сущность и явление.
Категории-это формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира. Это наиболее общие фундаментальные понятия той или иной науки, философии. Каждая из категорий отражае

Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности. Причина и цель.
Детерминизм – учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира. Детерминизм предполагает наличие разнообразных объективно существующи

Сознание, его происхождение и сущность. Сознание, подсознание, безсознательное.
Сознание–особое состояние, свойственное только человеку. Человек, поскольку он обладает сознанием, наделен душевными страданиями. Античная философия. Указала н

Понятие истины и ее критерии.
Аристотель–автор классической концепции истины: сущность истины как соответствие знания об объекте объективному содержанию этого объекта. Именно с Аристотеля истина- как отношение, а не как самосто

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги