рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философские идеи в культуре Московской Руси

Философские идеи в культуре Московской Руси - раздел Философия, Русская философия XI – XX веков   - 1453 Г. – Падение Г. Константинополя   ...

 

- 1453 г. – падение г. Константинополя

 

- «мировоззре­ния в красках» (развитие церковной живописи: А. Рублев «Троица»; новгородская, псковская «школы живописи»)

Троица.
Храмовый образ из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. 1408 год.

 

 

 

Спас.
Центральная икона деисусного Звенигородского чина. 1410 - 1420-е годы.

 

 

Вознесение.
Архангел Гавриил благовествует Пречистой Деве Марии Христово зачатие. 1408 год.

 

 

 

Благовещение.
Архангел Гавриил благовествует Пречистой Деве Марии Христово зачатие. 1408 год.

 

 

 

Сошествие во ад. 1408 г.

 

 

Апостол Павел.
Правая икона деисусного Звенигородского чина. 1408 год.

 

- в начале XVI в. монах Филофей изложил в послании царю Василию III свою теорию «Москва — третий Рим»

Собственно формулировка идеи третьего Рима содержится в словах:

«Да вѣси, христолюбче и боголюбче, яко вся христианская царства приидоша в конецъ и снидошася во едино царство нашего государя, по пророческимъ книгамъ, то есть Ромеиское царство: два убо Рима падоша, а третий стоитъ, а четвертому не быти. <…> да вѣсть твоа держава, благочестивый царю, яко вся царства православныя христианьския вѣры снидошася въ твое едино царство: единъ ты во всей поднебесной христианом царь <…> якоже выше писахъ ти и нынѣ глаголю: блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царьства снидошася въ твое едино, яко два Рима падоша, а третей стоитъ, а четвертому не быти. Уже твое христианьское царство инѣмъ не останется, по великому Богослову]

 

Шапка Мономаха

 

 

 

Герб Палеологов,

последней императорской династии Восточной Римской империи.

 

 

 

Герб Российской империи

 

- с XVI в. берет свое начало идея русского религиозного мессианства, особой миссии русского царства и народа — идея «Святой Руси». Она явилась первым идеологическим оформлением националь­ного самосознания русского народа.

 

- Ивана IV (переписка с А. Курбским) отражены принципы развития неограниченного самодер­жавия как в практике и трудах самого царя, так и в работах его совре­менников. Анализ отношений между церковью и государством.

 

- государственная позиция Юрия Крижанича(1618-1683), который выступал за справедливое правление и при­зывал власть имущих проявить заботу о народе

 

- особая роль – развитие книгопечатания 1564 г. Иван Федоров «Апостол»

 


 

 

1564 г. Иван Федоров «Апостол»

- мировоззренческие основы спора нестяжателей и иософлян (XV - XVI вв.)

Нестяжатели — духовное и политическое течение реформаторско-гуманистического толка на Руси в XV веке. Получило свое название потому, что его представители выступали против «стяжания» церковью земель и другого имущества.

Нестяжательство получило единодушную оценку у светских неангажированных историков. У отечественных авторов, как у либеральных (дореволюционных), так и у советских они вызывали откровенную симпатию, их идеи представлялись как единственно истинные и христиански нормальные, тогда как иосифляне представали у них не в лучшем свете, их учение считалось корыстным и христиански ошибочным. В современной литературе, как у отечественных авторов, так и зарубежных стало распространенным отрицательное отношение к иосифлянам, и, наоборот, положительно-сочувствующее к нестяжателям, они в целом повторяют риторику своих предшественников, считая иосифлян ортодоксами, а нестяжателей подобием западноевропейских реформаторов. В исследованиях некоторых историков, встречается мнение о связи нестяжателей с развитием еретических учений конца XV — середины XVI веков, так И. Я. Фроянов справедливо указывает на то, что все знаменитые еретики указанного периода были связаны с нестяжателями, как общностью идей, так и местом пребывания: Матвей Башкин, старец Артемий, Феодосий Косой — жили и трудились в монастырях нестяжателей, а те из еретиков, кто не был казнен, были заключены в монастыри иосифлян, что косвенно подтверждает их связь с противниками последователей Иосифа Волоцкого — нестяжателями. Во главе нестяжателей изначально стал старец Нил Сорский, выступивший с проповедью аскетизма. Сторонники официальной церкви называли себя иосифлянами по имени своего лидера Иосифа Волоцкого. Нестяжатели вначале были поддержаны Иваном III, который видел в них силу, помогающую ему отнять у церкви часть её земель. Впоследствии Иван III охладел к течению нестяжателей. При Василии III главой движения был Вассиан Патрикеев, к которому примкнул вскоре Максим Грек. Нестяжатели выступили резко против незаконного и недопустимого по православным нормам развода Василия III с Соломонией Сабуровой, что привело к репрессиям официальной церкви в отношении этого течения. Они были осуждены на церковном соборе 1531 года, а многие их сторонники казнены или отправлены в ссылку. Старец Вассиан был заточен в Волоколамский монастырь.

Иосифля́не (осифля́не) — последователи Иосифа Волоцкого, представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV — середине XVI веков, отстаивавшие крайне консервативную позицию по отношению к группам и течениям, требовавшим реформирования официальной церкви. Выражали интересы крупного монастырского землевладения. Иосиф Волоцкий — обличитель ереси жидовствующих, автор «душеполезного сочинения», называющегося «Просветитель» и ряда посланий, в которых он, споря с другим подвижником — Нилом Сорским, доказывал законность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами. Главным оппонентом иосифлян в церкви было возглавляемое Нилом Сорским движение нестяжателей (в некоторых отношениях примыкающее к так называемой «жидовствующей ереси»), требовавшее возвращения к коллективизму и аскетизму раннего христианства и соответственного отказа от церковного имущества в общем и феодального землевладения монастырей в частности. На соборе 1503 иосифляне выступили с резким осуждением нестяжателей и временно поддержавшего их князя Ивана III Васильевича, отстаивая монастырское землевладение. В результате, Иван III перешёл на позиции Иосифа Волоцкого и созвал собор 1504, на котором нестяжатели и «жидовствующие» были осуждены как еретики и преданы анафеме, после чего последовали расправы над видными представителями нестяжательского движения. Иосифляне доминировали и на Стоглавом соборе 1551, на котором вновь отвергли программу ограничения церковно-монастырского землевладения, выдвинутую приближённым к Ивану IV Грозному протопопом Сильвестром. В дальнейшем иосифляне инициировали осуждение Матвея Башкина и Феодосия Косого и гонения на их последователей, а также поддержали учреждение опричнины. Иосифляне выступали в качестве официальных идеологов православной церкви и монархической власти. Доктрина иосифлян строилась на теологическом обосновании возникновения государства и «божественного происхождения» царской власти, а также на утверждении преемственности Русского государства, оставшегося единственным оплотом православия после падения Константинополя в 1453. На этом основании иосифляне требовали предоставления Московской митрополии статуса патриархии (это произошло только в 1589). К иосифлянам принадлежал псковский монах Филофей, популяризатор концепции московского митрополита Зосимы «Москва — Третий Рим», на которой строилась официальная идеология русских царей.

 

нестяжатели (Нил Сорский) иософляне (Иосив Волоцкий)
противопоставляли духовный и плотский планы бытия  
онтология – принцип несущности (отсутствия) материального гносеология – сочетание элементов сенсуализма и психологического анализа внутреннего мира человека
отрешение от мира политики и культуры союз между светской и духовной властью «есть брак по расчету»
труд – жертва Богу, польза обществу  
монашество – не есть способ изоляции от мира принцип отшельничества и общежития без слуг, земельных владений и т.д.

 

 

- принципы гносеологии:

человеческое знание

 

теоретическое практическое

духовное мирское

 

философия математика механика

 
 


логика физика этика

 

 

Вывод: первые философские сочинения на Руси были во многом подража­тельными. В них продолжались традиции древнегреческой филосо­фии, а также неоплатонизма, пришедшего на Русь уже из Византии. Развитие философии шло в рамках религиозной традиции. Основны­ми проблемами древнерусской философии были премудрость Божия, богопознание и его сущность, борьба добра и зла в природе и в челове­ке, ответственность человека за зло, идея божьего блага и мировой гармонии. В то же время в русской философии вырабатывается идея правды как истины, где были объединены рациональный, моральный и эстетический подходы к бытию.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Русская философия XI – XX веков

Русская философия является составной частью мировой филосо фии В то же время она отлична от философии других стран и это от личие проявлялось на... Этапы развития русской философии Становление русской философии в ХI...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философские идеи в культуре Московской Руси

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Русская философия XI – XX веков.
Цель занятия –получить представление о формировании и развитии отечественной философской мысли с XI – XX вв., познакомиться с ее характерными особенностями и идейно – теоретическим

Этапы развития русской философии.
  1. Становление русской философии в ХI — ХVII вв. 2. Русская философия XVIII — первой четверти XIX вв. 3. Русская философия XIX — первой половины XX вв. &n

Характерные черты русской философии.
  ♦ идеал цельности (це­лостности), рассматриваемый в единстве духовных сил человека: чувственных, эстетических, нравственных, религи­озных и р

В ХI — ХVII вв.
  1. в конце X в. вместе с принятием христианства особое развитие получает письменность, в связи с этим изменяется тип культуры, которая становится религиозно – православной и книжной

Основные вехи формирования философского мировоззрения Древнерусского общества
- 988– Крещение Руси   - появления первых религиозно-философских сочинений и период становления русской философии:

XVIII — первой четверти XIX вв.
Этот период характеризуется переходом от Руси московской к Руси петровской и связан с реформами Петра I. Процесс секуляризации происходил не только в философии, но и во всей общественной жизни. Рас

Основные вехи развития философской мысли
1. формирование философско – богословской мысли и преподавание философии в Киево – Могилянской и Славяно – Греко – латинской академиях 2. развитие философии «ученого монашества», традиции

Направления русской философии ХIХ - ХХ вв.
  ♦ савянофильство - А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. Самарин ♦западничество - П. Чаадаев, Т. Грановский, К. Кавел

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги