рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ - раздел Философия, Лекции по основам философии   ...

 

Раздел I. История философии

 

Тема № 1. Предмет философии и её функции.

 

План.

1. Понятие «философия», её разделы и особенности.

2. Функции философии и её назначение.

3. Дофилософские формы сознания.

4. Периодизация философии.

5. Основной вопрос философии.

 

1. ФИЛОСОФИЯ в переводе с греческого языка означает «любовь к мудрости». Это одна из форм общественного сознания, которая возникла под влиянием духовных потребностей людей, их стремления объяснить коренные вопросы бытия природы, смысла жизни, понять развитие общества, цель и направленность исторического процесса.

Каждое поколение людей, каждый человек рано или поздно интересуется этими вопросами. В зависимости от существующих в обществе культурных традиций, социально-экономических и материально-технических условий жизни людей возникают разнообразные точки зрения, которые определяют существование многочисленных философских школ и направлений. Философия с самого начала своего возникновения отличалась плюрализмом и терпимостью к чужим философским взглядам. В отличие от других форм духовной культуры (политики, религии) философия никогда не выступала в истории, как господствующая форма общественного сознания, но испытывала на себе влияние других идеологий, в особенности политической и религиозной.

Философия в процессе своего изучения ставила такие вопросы, которые становились затем предметом социального изучения других наук. Кроме того, философия обобщает и осмысливает накопленный науками материал. Отличие философии от науки состоит в следующем:

1. Наука занимается только тем, что есть; философия же – тем, что есть, но ещё и тем, что должно быть.

2. Наука только констатирует факты, философия же не только констатирует, но ещё и оценивает их с точки зрения хорошего и дурного, т.е. с точки зрения морали.

3. Наука опирается только на рассудок, философия же опирается и на интуицию, и на чувства.

4. Наука занимается чем-то определённым, философия же – всем.

Философия как наука обо всём состоит из трёх больших разделов.

1. Онтология (от греч. онтос – бытие и логос-наука) – наука о бытии, т.е. обо всём том, что есть, сто существует – об окружающем мире.

2. Гносеология (от греч. гнозис – знание) – наука о познании.

3. Антропология (от греч. антропос – человек) – наука о человеке, обществе.

Вывод: Философия – это наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и познания.

Отличие философии от религии: религия ориентируется на эмоционально-чувственную сферу, веру в сверхчеловеческие сущности, а философия ориентируется на экспериментальную доказуемость знания.

Философия возникла в 7 – 6 веках до нашей эры. Первым, кто употребил это понятие, был Пифагор, древнегреческий философ и математик

 

2. Функции философии:

1. Мировоззренческая – способность давать картину мира в целом, объединять данные наук, искусства и практики;

2. Формирование убеждений, которые составляют основу философской культуры человека и формируются в процессе практической деятельности;

3. Коммуникативная – функция передачи информации;

4. Критическая функция, то есть критическое отношение философии к догматизму (догма – мнение, решение, учение – утверждение, лежащие в основе доктрины, принимаемое без доказательства).

5. Гуманистическая функция направлена на воспитание личности в духе гуманизма (любовь к людям);

6. Методологическая – определение способов достижения, какой либо цели;

7. Практическая – забота о благе людей;

8. Общекультурная. Никогда не считался культурным человек философски необразованный.

Назначение философии – возвышение человека, обеспечение его совершенствования.

Философия заставляет людей думать. Современные философы считают, что главной задачей философии на данном этапе, является выработка концепции выживания человечества на основе признания общечеловеческих ценностей, объединение усилий на решение глобальных проблем современности.

 

3. Учёные считают, что первой формой существования философии можно назвать мифы. Миф в переводе с греческого означает «сказание», «предание». Мифы – это древнейшие сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и о подвигах героев. Мифология – самая древняя форма общественного сознания, возникшая как ответ на вопросы о происхождении и устройстве мира, причинах появления природных явлений, животных и человека. Мифы возникли на ранней стадии общественного развития и существовали у всех народов мира. В духовной жизни первобытного общества мифология играла главную роль. Мифы многообразны, но ряд основных тем и мотивов повторяются в них. Много мифов разных стран посвящено космическим темам. В этих мифах делаются попытки найти ответ на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира и т.д. Формирование мира понималось в мифологии как его постепенное развитие из бесформенного состояния, из хаоса в космос (от греч. космос – порядок, гармония). Существовали также мифы, описывающие грядущую гибель мира, в ряде случаев с последующим его возрождением. Наряду с интересом к происхождению мира много внимания уделялось происхождению людей, стадиям жизни и смерти человека, различным испытаниям, которые стояли на его пути. Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей – добывании огня, изобретении ремёсел, земледелии и др. У разных народов мифы связывались друг с другом, выстраиваясь в единое повествование, например, древнегреческая «Илиада».

Миф - наиболее ранняя форма духовной культуры человека. Он объединил в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельное развитие (политика, религия, искусство и др.).

1) 3 – 2 тыс. до н.э. – философия Востока – Единство природы и человека.

2) 7 в. до н.э. – 5 в н.э. – Античная философия – космос (окружающий мир).

3) 5 – 15 в.в. – Средневековая философия – Бог.

4) 15 – 17 в.в. – Философия Возрождения – Бог и Человек.

5) 17 – 19 в. – Философия Нового времени – Человек.

6) 20 – начало 21 в. – Современная философия – выработка концепции выживания человека на основе признания общечеловеческих ценностей, объединение усилий на решение глобальных проблем современности.

7) 19 в. – Становление русской философии – русский космизм – единство человека и космоса. Существование определённой космической миссии человека на земле. Антропоцентризм.

 

4. Основной вопрос философии. Как я, моё сознание относится к окружающей действительности. История философии – это история противостояния материализма и идеализма. Материя – от латинского вещество, т. е. материал – то, из чего всё происходит, телесное первоначало.

Сознание – это высшая, свойственная только человеку функция головного мозга, сущность которой состоит в целенаправленном отражении объективного мира в мысленных образах.

Материализм утверждает, что сначала появилась материя, а затем сознание. Идеализм, наоборот – вначале было сознание, а затем материя.

Тема № 2. Восточная философия.

 

План.

1. Основные черты Восточной философии.

2. Китайская философия.

3. Индийская философия.

 

1. Философия стала развиваться лишь при переходе к рабовладельческому строю, когда прослойка рабовладельцев имела возможность заняться умственным трудом. 8 – 7вв. до н.э. расцвет древних цивилизаций: Греции, Индии и Китая.

Общие черты Западной и Восточной философии заключаются в том, что они стараются выполнить своё назначение: помочь человеку понять окружающий мир и своё назначение в нём.

Различия Восточной и Западной философии.

1) Философия Востока сконцентрировала своё внимание на проблеме человека, а философия Запада является многопроблемной.

2) Восточная философия исследует проблему человека с точки зрения практики, жизнедеятельности людей, их образа жизни, поэтому в ней содержится много более частных проблем, связанных с самосознанием человека. Западная философия обращается к человеку не через его психическое бытие или этикет, предлагает ему общие принципы бытия и познания.

3) Восточная философия развивается в тесной связи с религией. Западная философия более привержена научной методологии.

4) В Восточной философии часто обсуждаются вопросы жизни и смерти, души и тела. Философия Запада более конкретна и использует традиционные философские категории – движение, материя, сознание и т.д. Восточная философия редко пользуется этими категориями.

5) В Античной философии возникла атомистика, как учение о строении материи (Демокрит, Эпикур). В Восточной философии проблема строения материи не ставилась. Материя рассматривалась как помеха душе или в единстве с формой.

6) В Западной философии познание рассматривается как чувственное, рациональное и логическое. Для Восточной философии характерно самопознание.

7) Много внимания в Восточной философии уделяется проблеме закона, народа и правителя. В Западной философии социальная проблема содержит более высокий спектр тем. Почти все философы обращаются к проблеме государства, закона, власти. Платон создаёт первую в истории человечества теорию идеального государства.

Вывод: Философия Востока больше религиозна и мистична, а философия Запада научна и рациональна.

 

2. Древний Китай, отгородившийся от северных соседей Великой Китайской стеной, а с юго-запада – Гималайскими горами, востоком упершись в Тихий океан, создал замкнутую цивилизацию, которая развивалась вне контактов с остальным миром, а её религиозно-философские искания отражали специфику общественного уклада. Общую направленность древнекитайской философии определяет её общественно-политическая этика. Наибольший след в истории мысли Китая, его идеологии, мировоззрении оставили даосизм (учение Лао-Цзы о Дао) и конфуцианство. Оба этих направления постепенно переросли в религию, а Конфуций сделался объектом поклонения.

Древнекитайские мыслители выделяли пять первоначал: огонь, вода, земля, дерево, металл – из которох состоят все явления мира. Даосизм – Лао-Цзы («старый учитель», 604-531г.г. до н.э.).

В философии Лао-Цзы особое место отведено «Дао». Дао (путь) – мировая закономерность, которой подчиняются природа и люди. Для него Дао – это и закон, и порядок, и движущая сила, и всеобщее предопределение бытия. Оно не имеет ни имени, ни формы; неслышимо, невидимо, неопределяемо, не совершенно. Оно покоится и вместе с тем всё время движется. Само оно не изменяется, но является причиной всех изменений. Оно нечто единое, неизменное, непреходящее, существующее всегда и во веке веков. Оно корень всего: «Человек зависит от земли, земля – от неба, небо от Дао, а Дао-от самого себя». Природа, жизнь людей и общества подчиняются закону – Дао, закону всех вещей. Дао вместе с ли, обозначающей воздух, эфир, образуют основу мира, в котором нет ничего постоянного, всё движется, изменяется. Вещи постоянно переходят в свою противоположность в соответствии с принципами Инь и Ян. Инь – отрицательное, тёмное, женское, слабое. Ян – положительное, светлое, мужское, сильное. Борьба двух противоположностей – Инь и Ян – рассматривались как источник движения окружающего мира. В борьбе Инь и Ян выражается Дао. Люди не должны нарушать закон Дао, поэтому они должны стремиться не к действию, а к спокойствию. Если нарушается закон Дао, то происходят несчастья. Лао-Цзы призывал следовать природе, жить естественной жизнью.

Конфуций – древнекитайский просветитель и педагог (сын высокопоставленного чиновника и сам впоследствии был приглашён к императорскому двору) пытался осмыслить и обосновать властную и социальную иерархию, существующую в Китае в 4 – 5 в.в. до н. э. Высшее внемировое существо – Небо; император – сын Неба, его власть над «поднебесной» - предопределение свыше. Мир гармонизирован, все его состояния, и стороны также предопределены. Эта гармония ничем и никем не может быть нарушена, если люди не желают вызвать гнев Неба. Все философские искания и морально-эстетические концепции Конфуция были направлены на то, чтобы законсервировать социальную жизнь Китая, выдать всё существующее за «небоустановленное». Конфуций учил не тому, как понять мир, действительность, человеческое общество, а тому, как сохранить неизменным существующее, влиться в существующий порядок вещей, социальную среду, занять именно своё место в жизни, никак не выше и не ниже, поскольку каждый человек должен следовать своему «сяо». Сяо – это принцип жизни индивида, небесное повеление следовать и быть верным тому пути, который определён тебе Небом. Пример: дети ремесленника должны заниматься только ремеслом, дети воинов должны стать воинами и т.д. Дополнением к cяо и его элементом выступает требование безусловного подчинения вышестоящим чиновникам и старшим (в семье или даже просто на улице).

Человек должен стремиться к идеалу «благородного мужа».

1) Взаимность (шу) – не делать другим то, что не желаешь себе.

2) Золотая середина (чжун юн) – не впадать в крайности.

3) Человеколюбие (жень) – почтительность к родителям, старшим, великодушие, правдивость.

В отличии от Лао-Цзы, Конфуций считал необходимым учить народ. При этом сочетать заучивание с размышлением. Необходимо устранить четыре зла: жестокость, грубость, разбои, жадность.

 

3. Основными древнеиндийскими мировоззренческими документами выступают: эпическое произведение «Рамаяна» - жизнеописание основателя индийской нации и расы мифического Рамы, приведшего белую расу на Индостанский полуостров из лесов Скифии много тысяч лет назад. Сведения об авторе и времени написания «Рамаяны» отсутствуют. Очевидно, это древнеиндийский народный эпос. В смысловом отношении к «Рамаяне» примыкает «Махабхарата» - эпическое описание борьбы пришедшей с севера белой расы и жившей в Индии чёрной расы. В «Махабхарате» впервые упоминается Кришна, привнесённый в текст из народного религиозного предания «Вишну-Пурана». Центральным документом и свидетельством древнеиндийского мировоззрения выступают священные «Веды» - книги, написанные во второй половине первого тысячелетия до н. э. В ведах 33 бога. К «Ведам примыкают «Упанишиды» - своеобразный комментарий и толкователь священных «Вед». «Упанишиды» положили начало многочисленным индийским религиозным сектам и религиозным школам, от религиозно-мистических до материалистических. Это связано с тем, что как сами «свешенные Веды», так и писавшиеся много столетий «Упанишиды» являются текстами многослойными, отразившими меняющуюся на протяжении столетий эпоху и развитие самого человека, его мировоззрения, направление духовных исканий. Древнеиндийское мировоззрение – это переплетение народных преданий и авторских обработок преданий брахманами (жрецами древних религий). Всё это делает крайне затруднительным отделение философии от религии. В вопросах онтологии, т.е. как понимать бытие в древнеиндийском понимании следует, что мир был, есть и будет всегда. Но этот мир живой, меняющийся. В индийской философии и религии центральной проблемой выступает вопрос соотношения души и тела, земного и небесного. Параллельно вечности миров такой же вечной считалась и душа (Атман). Брахман – единое духовное начало, стояшее выше богов. Карма – переселение души в то или иное тело в зависимости от поведения человека. Её бытие – это непрерывная цепь перерождений. Порой древнеиндийское мироощущение называют как выражение стремления к потустороннему счастью, к вечной радости жизни. Дело в том, что Индия, в силу специфически природно-климатических условий, очень рано почувствовала пресс переселения, ранние браки резко способствовали росту народонаселения, джунгли сдерживали развитие земледелия. И потому история Индии является одновременно и историей нарастания национальных бедствий. Поэтому мечты о вечном счастье были естественны. Поэтому буддизм, возникший в Индии в середине 5 в. до н.э. только упорядочил бывшие ранее религиозно-мистические представления о мире, богах, человеке, неизбежности земных страданий, их естественности. Будда (Сиддхарта Гаутама). Что бы избежать страдания надо уйти в нирвану (угасание страстей и страданий) с помощью медитаций – сосредоточенных размышлений. Это ведёт к избавлению от земных желаний и привязанностей, боли, страданий и удовольствий. В своей проповеди Будда высказал 4 благородные истины. И 8 шагов способов, с помощью которых человек мог избавить себя от страданий. (Учебник стр. 92)

Четыре благородные истины:

1. Жизнь в мире полна страданий.

2. Есть причины этих страданий.

3. Можно прекратить страдания.

4. Есть путь, ведущий к прекращению страданий: правильные взгляды, правильная решимость, правильная речь, правильное поведение и т.д.

 

Тема № 3. Античная философия.

 

План.

1.Этапы развития античной философии и её характеристика.

2.Ранний, досократовский период.

3. Высший расцвет, классический этап.

4. Философия эллинизма.

 

1. В развитии античной философии выделяют 4 основных этапа.

1) Ранний, досократовский с 7в. до н.э. до 1 пол. 5в. до н.э. Главное внимание философов было направлено на исследование природы, космоса, окружающего мира.

2) Высший расцвет, классический этап с 1 пол. 5в. до н.э. до 4в. до н.э. Главное внимание философы уделяли духовному миру человека, его сущности, проблемам морали и права.

3) Начался с упадка греческих городов с конца 4в. до н.э. до 2в. до н.э. Философия сводилась в основном к комментированию учений Платона и Аристотеля, а также разработке некоторых этических проблем.

4) 1в. до н.э. – 5в. н.э. Главную роль в античном мире стал играть Рим. Римская философия стала преемницей греческой философии, разрабатывая главным образом этическую проблему.

Древняя Греция – это сотни рассыпанных на Пелопонесском полуострове и островах Эгейского моря обобщённых родоплеменных государственных образований, которые активно сотрудничали, заключали союзы, шёл интенсивный экономический и культурный обмен. Постепенно народы сближались, родоплеменная организация уступило место складывающемуся рабовладению, территория, освоенная древними греками, расширялась, шло движение на запад и восток. Древней Грецией можно называть половину территории восточного Средиземноморья, а центром оставался Балканский полуостров. К 6в. до н.э. на месте сотен общинно-родовых царств складывается 12 сильных полисов – это город-государство, имеющий свою власть, свои законы, своих богов-покровителей. Появление философии – «мудрости» - это показатель роста практических потребностей в знаниях, которые были пригодны в самых разных ситуациях.

 

2. Для раннего периода античной философии в целом характерны натурфилософия (философия природы) и космизм, т.е. центральной проблемой философии был вопрос о Космосе, его устройстве и происхождении. Важнейшим вопросом первого этапа был вопрос о едином первоначале всего сущего.

Крупнейшим представителем этого этапа был один из самых великих греческих философов Фалес из Милета. Его называли первым математиком, первым астрономом, первым философом. Он первым предсказал полное солнечное затмение, ввёл календарь из 365 дней, доказал теорему. Он выдвинул проблему единого первоначала всего сущего, предпринял первую попытку объяснить мир, природу и всё существующее не мифически или религиозно, а философски, пытаясь ответить на вопрос о единой первооснове мира. Ею он считал воду, которая приводится в движение божественной силой.

Гераклит из Эфеса. Стихийный материалист и основоположник диалектики. Диалектика – учение о развитии, изменении и всеобщей связи явлений мира. Первоосновой мира он считал огонь, имеющий божественное происхождение. Он был одним из первых философов-материалистов и диалектиков.

Пифагор великий математик и философ. Его можно считать первым идеалистом Древней Греции, т.к. первоначалом бытия он считал идеальные сущности – числа. Пифагор, в отличие от большинства греков, верил в переселение душ. Пифагор считал, что всё есть число. Даже человеческое счастье достигается знанием совершенства чисел. Начало всего единица. Из единицы исходят другие числа; из чисел точки; из точек линии; из них плоские фигуры; из плоских-объёмные фигуры, а из них чувственно воспринимаемые тела. Перемещаясь и перемешиваясь, они порождают мир, в середине которого – земля.

Анаксимандр ученик Фалеса. Он изобрёл солнечные часы, первым в Греции составил географическую карту и соорудил глобус. Первоосновой мира он считал апейрон – вечное, неопределённое и беспредельное материальное начало. Из апейрона выделяют две пары противоположностей: горячее и холодное, влажное и сухое; их комбинации порождают четыре основные стихии, из которых состоит всё в мире: воздух, вода, огонь, земля.

Анаксимен – ученик Анаксимандра. Первоначалом всего сущего считал воздух. Всё возникает из воздуха посредством его сгущения и разряжения. При разряжении воздуха образуется огонь; при сгущении – ветер, облака, земля, камни. Он считал, что не боги создали воздух, а сами боги возникли из воздуха.

Демокрит считал, что мир состоит из небытия (пустоты) и бытия (атомов), которые находятся в постоянном движении. Атомы вечны и неизменны, различаются величиной, формой и положением в пространстве. Возникновение и уничтожение вещей – результат сцепления и разделения атомов. Сами по себе атомы лишены таких качеств, как цвет, запах, тепло и т.п. Все эти качества – результат восприятия атомов нашими органами чувств. Из атомов состоит и человеческая душа. Боги также состоят из атомов, только особо прочных.

Во 2-ой пол. 5 в. до н.э. в Греции появились софисты. Это были учителя искусства красноречия, искусства спора. Слово «софист» обозначало мудрого, знающего человека. Софисты сместили внимание философского исследования с проблематики космоса на изучение человека, его жизни в обществе. Выдвинули идею о том, что добродетель не даётся человеку от рождения, но основывается на знании.

Споры о первооснове мира продолжаются и поныне. Одни считают, что мир материален, другие – что идеален, а третьи – божественен. Многие современные философы считают, что наша Вселенная комплексна.

 

3. Сократ – первый крупнейший философ из Афин. Сократ всегда активно выступал против «ложных мудрецов». Он разработал особый способ обучения, способ достижения истины – метод майевтики. Задавая собеседнику наводящие вопросы, заставлял того прийти к правильному ответу. Если предшествующие философы в основном занимались изучением природы, то Сократ первым стал утверждать, что главная задача философии состоит в познании человека. «Человек есть мера всех вещей». По мнению Сократа, не человек создан для природы, а природа для человека. В человека вложен божественный голос. Цель и смысл человеческой жизни – познание самого себя. Сократ считал, что единственное, о чём мы знаем точно – это о собственном незнанием, о трудностях, которые встают перед нами при попытках что-либо познать. Поэтому одним из его известных изречений было: «Я знаю, что ничего не знаю». Но наше неведение истины вовсе не означает, что её нет. Мы просто не знаем, какая она, и задачей каждого человека как раз и является её поиск. Сократ разработал учение о добродетели, согласно которому человек становится добродетельным в силу знания того, что есть добро и что есть зло. Тремя основными добродетелями Сократ считал:

1) Умеренность – это знание того, как обуздывать страсти.

2) Храбрость – это знание того, как преодолевать свои страхи и опасности.

3) Справедливость – это знание того, как выполнять законы – божественные и человеческие.

Сократ считал, что добродетели можно научиться при помощи умственного образования. Только благородные люди могут претендовать на знание. Ремесленнику, земледельцу и т.д. знание недоступно.

Платон (Аристокл) он величайший из учеников Сократа стал основателем мощного направления в философии – объективного идеализма. Ядро его учения – теория о мире идей. Идеи представляют причину бытия вещей. Идеи находятся в особом «умном месте», расположенном где-то в космосе, в мире идей. Они бестелесны, вечны, неизменны, недоступны человеческим чувствам и познаются только разумом. Идеи имеют структуру, подобную пирамиде. На вершине пирамиды идеи высшего ранга – идеи блага, истины, прекрасного, справедливости. Ниже – идеи, выражающие физические, природные процессы и явления, идеи огня, движения, покоя, цвета, звука. Третий ряд – идеи классов, групп, предметов и живых существ, например, животные, человек и т.д. Этому миру идей противостоит окружающий нас материальный мир вещей, который доступен нашим чувствам, познаётся с их помощью. Однако этот мир вторичен, он является лишь «тенью» мира идей. Вещи материального мира непостоянны, конечны, смертны. Наряду с такими первоначалами, как идея и материя, Платон признаёт ещё и наличие Ума – демиурга, который является творцом мира и порождает Мировую душу. Он же творит и других богов. Человеческие души созданы из остатков Мировой души. После смерти тела бессмертная душа возносится на небо (в царство идей) и прибывает там. Затем падает опять на землю, вселяется в тело новорожденного ребёнка и т.д. Когда душа вселяется в тело новорожденного, она забывает всё, что знала ранее (об истинном идеальном мире). Но некоторые люди способны кое-что вспомнить, отсюда истинное знание – это припоминание того, что душа знала ранее.

Аристотель был самым талантливым и строптивым учеником Платона. Как и Платон, приобрёл славу величайшего философа Древней Греции. 3 года он был воспитателем Александра Македонского. Аристотель выявил особенность философии, её отличие от конкретных частных наук, дал ей определение. Философия, по его мнению, это высшая ступень человеческих знаний, т.к. она ищет первопричину всего сущего, а наука о первопричинах является самой главной. Первооснову мира Аристотель видел не в идеях, а в материи. Однако существуют и идеи. Но, в отличие от Платона, он считал, что вещи и идеи, которые он называл формами, существуют не отдельно, а вместе друг с другом. Аристотель рассматривал и проблему движения. Он признавал, что все вещи и их формы находятся в постоянном движении и развитии. Источник движения не в самих вещах, а во вешней причине, т.е. в Боге.

 

4. В 5 в. до н.э. Афины вошли в состав огромной державы, созданной Александром Македонским. Быстрый распад этой державы после смерти завоевателя не мог не вызвать глубокие изменения в духовной жизни древнегреческого общества и усилил созерцательный характер древнегреческой философии. В это время появляются 4 главных течения эллинистической философии; эпикуреизм, кинизм (цинизм), стоицизм, они делали акцент не на гражданской активности и добродетели, а на личном спасении и невозмутимости души.

Древнегреческий философ Эпикур создал афинскую философскую школу под названием «Сад Эпикура» Эпикур разделял своё учение на три части: теория познания («каноника»), учение о природе (физика) и этика. Эпикур не признавал самостоятельной ценности знания, а цель философии видел в достижении безмятежного состояния духа, свободы от страха смерти и природных влечений. Основу знания составляют чувственные восприятия, заблуждения же являются результатом ошибок человеческой мысли. Философ разделял основные положения атомистического учения Демокрита. Душа, как и тело, состоит из атомов и гибнет вместе с телом, поэтому, нет смысла боятся смерти, ибо «смерть не имеет к нам ни какого отношения: когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет». Философ говорил и о том, что не следует бояться богов и ждать от них помощи. Они не вмешиваются ни в явления природы, ни в дела людей. Единственное благо для человека – наслаждение, которое Эпикур понимал как отсутствие страдания. Для этого надо устраниться от всех тревог, опасностей и т.д.

 

Школа киников (циников). Эти мыслители пытались не только разработать собственный философский взгляд на мир, но и испытать на себе те взгляды, которые они проповедовали. Для киников главная цель – жить в соответствии со своими убеждениями. Вместе с тем киники освоили и проанализировали жизненный опыт человека, который может опереться только на себя, на собственные жизненные ресурсы.

 

Взгляды киников наследовали стоики. Эта школа древнегреческой философии получила название от портика Стоя в Афинах, где она была основана Зеноном. Ведущее место у стоиков занимает этика – учение о нравственном поведении. Стоики мужественно противостояли трагизму жизни и учили стоически переносить жизненные тяготы. Человек должен жить морально. Это его внутреннее побуждение, собственный выбор. Если такой возможности нет, то можно добровольно уйти из жизни. Добродетель в системе рассуждений стоиков выступает как единственное благо. Стоическая философия оказала огромное воздействие на философскую мысль. Идеи стоиков многократно получали признание: их признавали, критиковали, каждый раз пытаясь приспособить к запросам нового времени.


Тема № 4. Философия средних веков.

 

План.

1. Особенности развития средневековой философии.

2. Философ Августин.

3. Фома Аквинский.

 

1. Христианство выступило на историческую арену во второй половине 1 в. н. э. Учение, созданное на периферии Римской империи, становится её государственной религией в 4 в. В христианский канон вошли еврейский Ветхий Завет и Новый Завет (Евангелие), в котором рассказывалось об Иисусе и его учениках. Вместе Ветхий и Новый Завет образовали Библию. На соборах новой церкви была определена христианская догматика (Символ веры и др.)

По мере формирования христианского вероучения складывалась христианская философия.

 

Средневековая философия 5 – 15 веков. Она рассматривает проблемы соотношения разума и веры. В это время церковь и религия занимали господствующее положение. Философия вынуждена была существовать в условиях всевластия церкви. Философы могли заниматься своим делом, только совмещая его с деятельностью в качестве священников, аббатов и т.д. Философия могла развиваться только в стенах церковных и монашеских школ. Философия стала «служанкой богословия», занималась толкованием священных религиозных текстов, стала третьестепенной наукой. Средневековая философия первопричиной всего считала Бога. Человек создан Богом по образу и подобию, своему. Однако природа человека двойственна. В нём есть душа – нечто божественное, духовное, и тело – греховное, внушённое дьяволом. Для преодоления греховности человеку нужна поддержка религии и церкви. В философии средневековья можно выделить также патристику и схоластику. Патристика – философия и теология «отцов церкви», т.е. духовно-религиозных вождей христианства 7 века.

Итогом патристики стал комплекс идей, которые были восприняты и продолжены последующей христианской философией.

1. Теоцентризм. Источником всякого бытия, блага и красоты является Бог.

2. Креационализм. Мир сотворён Богом из ничего.

3. Персонализм. Человек создан по образу и подобию Бога.

4. Провиденциализм. Бог правит созданным им миром, человеческой историей и людьми.

5. Сотериологизм (лат. спаситель). – Жизнь человека должна быть направлена на спасение души.

6. Ревеляционизм (лат. откровение). – Познание истины достигается через постижение смысла Священного Писания, а также через учения апостолов, пророков, святых, через мистическую интуицию.

В схоластике (6 – 15 в.в.) наука и философия основывались на христианских истинах, которые назывались догмами ( неоспоримое знание, неподверженное критической оценки).

2.Августин Аврелий, Блаженный – философ, писатель, богослов, один из «отцов католической церкви. Он оказывал сильнейшее влияние на всю западноевропейскую жизнь средневековья. Центральный пункт его философской системы – Бог. По мнению Августина, Бог представляет собой высшую сущность, он – единственное в мире, что не зависит ни от кого и ни от чего, всё остальное определяется божественной волей и зависит от неё. Бог – первопричина любого существования и всех изменений в мире. Он сотворил мир и продолжает постоянно творить его. Идея постоянного творения мира Богом привела Августина к концепции фатализма, веры в судьбу. Согласно этому воззрению, всё должно свершиться так, как того хочет слепой рок. Человек ничего не может изменить в своей судьбе, поскольку всё, что происходит в мире, совершается по воле высшего существа – Бога, в мире само по себе ничто не рождается и ничто не умирает. По учению Августина, органический мир, не говоря уже о неограниченном, не имеет души. Душа есть только у человека, она твориться Богом и существует вечно. Августин понимал душу человека как бестелесное образование. При этом он считал, что нематериальная душа находится в материальном теле человека и здесь возникает проблема их взаимодействия. Однако Августин не даёт ответа на вопрос о том, как же соединяются душа и тело. В произведении «О граде Божьем» он писал: «Тот способ, каким души соединяются с телами и становятся живыми существами, в полном смысле слова удивителен и решительно не понятен для человека; а между тем это и есть человек». Разделяя душу и тело человека, Августин признавал превосходство человеческой души над телом. Он наделял душу не только разумом, но и даром к волевой деятельности. Именно воля, а не мышление определяет человеческую активность, мышление же в основном пассивно отражает предметы окружающего мира. Как и другие «отцы церкви», он превозносил веру за счёт разума. В своих произведениях Августин много внимания уделял проблеме греха и божественного предопределения. Предопределение – это обусловленность поведения человека уже до или при его рождении неведомой божественной волей. Предопределение может быть к блаженству (возможно, что данный человек его и не достоин), либо к мукам (даже не заслуженным). Бог, согласно Августину, творит только добро. Зло же, которым наполнен мир, всецело лежит на совести человека, и повинна в этом его свободная воля. Августин полностью разделял христианскую веру в то, что Бог сотворил Адама и Еву свободными, но они впали в грех, вкусив запретного плода и нарушив запрет Бога. Употребив свою свободную волю вопреки божественным заповедям, Адам создал пропасть между человеком и Богом. Свободная воля постоянно толкает человека на путь греха. Грех заключается в том, что человека влечёт к земным благам, он впадает в самонадеянность, воображает, что может без помощи Бога жить в мире и овладеть им. Согласно Августину, только меньшинство совершает морально безупречные деяния, и то отнюдь не по своей воле, а потому, что это предопределено свыше. Так что большинство грешников не может попасть в рай, ибо на них не снизошла божеская благодать. В этом, утверждал Августин, и заключается смысл понятия божественного предопределения: к добру человека направляет воля Бога, к греху человек влечётся сам через свою свободную волю. Августин – родоначальник христианской философии истории. По его мнению, человеческая и божественная история едины, протекают в противоположных, но взаимно неразделённых сферах – в царстве Божьем и царстве земном. Всё происходящее в мире определяется борьбой двух царств – царства Божьего и царства земного. В первом царстве обитают праведные люди, которые руководствуются в жизни только к любовью к Богу, во втором – те, которые забывают о Боге. Однако на земле праведники и грешники перемешаны, царства Божье и земное соединены вместе. Августин подвергал критике в обществе всё, что связано с земным царством. История имеет начало и развивается по пути своего совершенствования. Смысл и предназначение истории – победа христианства во всемирном масштабе. Философия Августина оказала большое внимание на духовную жизнь средневековой Европы, в которой он считался непререкаемым авторитетом.

3.Средневековый мыслитель Фома Аквинский – самый крупный представитель схоластической философии периода её расцвета. Фома Аквинский оставил после себя большое литературное наследие. Самыми важными его произведениями можно считать два объёмистых тома, подводящих итог его деятельности – «Сумма философии» и «Сумма теологии», оставшаяся незаконченной. По мнению Фомы Аквинского, философия и теология – это две не зависящие друг от друга, самостоятельных дисциплины. Теология использует принципы философии для обоснования истин откровения (обнаружение, раскрытие истины, самовыявление Бога) и приближение их к душе человека. «Философия есть служанка богословия», - утверждал Фома Аквинский. Это следует понимать так, что она должна помогать обоснованию Бога. Фома Аквинский ставил теологию выше философии и науки, поскольку большинство догматов теологии, непознаваемых человеческим умом, открыто для ума божественного. Стало быть, теология – это священное учение, такая наука, которая основывается на свете откровения. Философ настаивает также на превосходстве веры над знанием. Он считал, что вера обосновывается не путём логических рассуждений, а с помощью примеров, которые свидетельствуют об обнаружении божественной воли. Так он повествует о необычном, сверхъестественном лечении больных и т.д. Фома Аквинский был сторонником признания свободы воли. Согласно его представлениям, если человек встаёт на другую точку зрения, то он снимает с себя ответственность за свои поступки. Свобода воли даёт человеку возможность сделать выбор между добрыми и злыми поступками. Добрыми можно признать те поступки, которые направляют его к Богу. Злые, напротив, отводят его от Бога. Свободная воля человека подчинена разуму. Человека направляет к добровольным поступкам его ум. Высшем же благом является познание Бога. Конечная цель деятельности человека – достижение блаженства, которое состоит в познании истины – Бога. Фома различал 5 форм государственного устройства, лучшей из которых признавал монархию. Однако, если монарх становится тираном, то народ, по мнению Фомы, имеет право выступить против него и свергнуть, несмотря на то, что власть имеет божественное происхождение. При этом Фома признаёт право народа на выступление против государства лишь в том случае, если его (государство) деятельность противоречит интересам не только народа, но и церкви. Фома Аквинский воспроизвёл 4 традиционные греческие добродетели – мудрость, отвагу, умеренность и справедливость, но добавил к ним веру, надежду и любовь. Смысл жизни философ видел в счастье, которое он понимал как любовь к Богу и созерцание Бога.

 

 

Тема № 5 Философия Нового времени.

 

План

1. Философия Возрождения.

2. Предмет и основные проблемы, поднимаемые

Философией Нового времени.

3. Рене Декарт как представитель рационализма.

4. Френсис Бэкон как представитель эмпиризма.

5. Философия эпохи Просвещения.

6. Философия романтизма.

7. Немецкая классическая философия.

8. Философия марксизма.

 

1. Огромной прогресс культуры вызвала эпоха Возрождения. Её хронологические рамки в разных европейских странах не совпадают. Эпоха Возрождения (ренессанс) охватывает период с 14 – начала 17 века. Раньше всех Возрождение началось в Италии, а закончилось позже других стран в Германии. В этот период возродилась философия античности, к которой сложился огромный, разносторонний интерес. Деятели ренессанса противопоставили новую эпоху средневековью как периоду темноты и невежества. Эпоха Возрождения – это переворот в системе ценностей, в оценке всего сущего и в отношении к нему. Философы этой эпохи придавали огромное значение человеческой деятельности. Человек преображает жизнь, создавая непреходящие ценности. Философы провозглашали принцип доброты человеческой природы и равенства всех людей, независимо от их рождения.

Многие современные исследователи усматривают первоисток идей гуманизма в творчестве великого поэта и мыслителя Данте. С одной стороны, его бессмертная «Божественная комедия» представляет собой энциклопедию христианского мировоззрения. Но в то же время Данте показывает кризис этого мировоззрения. Изображая посмертное существование персонажей комедии, поэт отходит от христианских представлений. Ему не свойственно прославление идеалов аскетизма, которыми было пропитано официальное христианство.

Общепризнанным родоначальником гуманистического движения в Италии той эпохи является поэт и философ Франческо Петрарка – один из величайших итальянских лирических поэтов, автор книги стихов, посвящённых его возлюбленной Лауре. В этих произведениях борьба между средневеково-аскетическим восприятием жизни (небесное) и чувственно окрашенным отношением к красоте женщины и природы завершается победой «земного». Представители эпохи Возрождения: Николай Кузанский, Николо Макиавелли, Эразм Роттердамский.

 

2. 17 – 18 век. произошёл мощный цивилизационный и культурный сдвиг: преобразились экономика, политика и культурные формы бытия человечества. На развитие философии 17 века огромное влияние оказали проходившие в европейской истории бурные события:

1) Буржуазная революция в Англии;

2) Промышленная революция – переход от мануфактурного производства к

промышленному;

3) Научная революция (новые географические, астрономические и физические открытия);

4) Сложились новые представления о правах и свободах человека, о правовом государстве.

Философия нового времени ставит в центр своего внимания либо отдельного человека, либо общество. Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности – природы, общества и человека, т.е. отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления. Человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопросы: что представляет собой окружающий мир и каково место, и предназначение человека в мире? Что лежит в основе всего сущего, материальное или духовное? Подчинён ли мир, каким либо законам? Может ли человек познать окружающий мир? И т.д. Такие вопросы называют мировоззренческими. В новое время на первый план выходят проблемы гносеологии – учение о познании.

 

Основные направления.

1) Рационализм (разум) выдвигает на первый план логическое основание науки, признаёт разум источником познания и критерием его истинности.

2.) Эмпиризм – направление в теории познания, которое признаёт чувственный опыт как единственный источник знаний.

 

3. Рене Декарт – французский философ и математик. Является одним из основоположников «новой философии», основатель картезианства.

Основные идеи.

1. Всякое знание должно проверяться с помощью естественного «света разума». Это предполагало отказ от всех суждений принятых на веру (обычаи, как традиционные формы передачи знаний).

2. Научное знание должно быть построено как единая система. В то время оно было лишь собранием случайных истин.

3. Бог – всемогущее существо, вложившее в человека разум. Все смутные идеи – продукт человека, а поэтому ложны; все ясные идеи идут от Бога, следовательно, истины.

4. В познании нельзя доверяться чувствам (пример с воском).

5. Декарт обосновал метод, который помогает философу мыслить и находить истину. Учебник Гуревич стр. 119.

Идеал философии Декарта – не абстрактные рассуждения, а создание практической философии, которая позволяла бы людям, зная силу и действия огня, воды, воздуха, звёзд, небес и всех других окружающих тел, использовать их для разных целей и сделать людей хозяевами природы. Декарт пытался приспособить философию к науке, а научное мышление связывал с философскими принципами, стремясь подвести под философию рациональную основу, научно обосновать основные исходные установки философии. Декарт стремился систематизировать научное знание. За основу такой работы он взял следующий принцип: «Я мыслю, следовательно, я существую». Ход рассуждений Декарта таков: всё необходимо подвергать сомнению, ибо сомневаться можно во всём кроме мышления. Даже если предположить, что мои мысли ошибочны, всё равно они заставляют моё сознание работать. Декарт использовал термин «мышление» для характеристики всей сознательной духовной деятельности. Декарт уделял значительное внимание и изучению человеческой природы. Он полагал, что главное в человеческой природе – целесообразная деятельность и речь, хотя, разумеется, человеческая природа не исчерпывается этими важными свойствами. Учение Декарта и различные направления в философии, развивавшие его идеи, получили название картезианство. Декарт с лат. – Картезий.

 

4. Фрэнсис Бэкон считается основателем опытной науки Нового времени. Он был первым философом, поставившим перед собой задачу создать научный метод. Бэкон сформулировал главные принципы, которые характеризуют философию Нового времени. Наиболее значительные его произведения – «О достоинстве и приумножении наук», «Новый Органон», утопия «Новая Атлантида». Бэкон выступил против господствующей в то время схоластической философии и выдвинул в качестве идеала «естественную» философию, которая основывается на опытном знании. К тому времени в философии природы (натурфилософии) накопилось немало интереснейших открытий. Что дало возможность соединить натуралистическое миросозерцание с основами аналитического подхода к исследуемым явлениям. Философ предложил обширную программу преобразования интеллектуального мира. Заслуга Бэкона заключалась в том, что он провёл классификацию наук, в основу которой положил такие способности человека, как память, воображение (фантазия), разум. В соответствии с этой классификацией главными науками Бэкон считал историю, поэзию, философию. Высшей задачей философов, по его мнению, является верховенство над природой и усовершенствование человеческой жизни. Незадолго до смерти Бэкон написал книгу об утопическом государстве «Новая Атлантида», изобразив в ней будущее государство, все производительные силы общества в котором преобразованы при помощи науки и техники. Именно Бэкону принадлежат слова: «Знание – сила».

Предпосылкой реформы науки должно стать очищение разума от заблуждений. Эти препятствия на пути познания он называет идолами. Пример: каждое живое существо создаёт вокруг себя собственный мир: собака – собачий, муха – мушиный и т.д. Но мы, познавая мир, не можем оценивать его глазами собаки или мухи. У нас собственный, человеческий взгляд на всё. При этом мы исходим из ложного убеждения, будто он и есть правильный взгляд на мир.

1) Идолы рода – это ошибки, обусловленные наследственной природой человека.

2) Идолы пещеры – это ошибки, которые свойственны отдельному человеку или некоторым группам людей в силу субъективных симпатий, предпочтений. Например, одни исследователи верят в непогрешимый авторитет древности, другие склонны отдавать предпочтение новому.

3) Идолы площади (рынка) – это ошибки, порождаемые речевым общением и трудностью избежать влияния слов на умы людей. Эти идолы возникают потому, что слова – это только имена, знаки для общения между собой, они ни чего не говорят о том, что такое вещи. Поэтому и возникают бесчисленные споры о словах, когда люди принимают слова за вещи.

4) Идолы театра (теорий) – это ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты, некритическим усвоением ложных мнений и воззрений. Человек, являясь в этот мир, застаёт уже множество философских систем, научных теорий, авторитетных заявлений кумиров: на то и дано человеку сознание, чтобы всё это узнать, пропустить через собственное мышление и переосмыслить творчески. Приходится многое принимать на веру. Но в этом случае нетрудно принять предрассудок за истину.

Бэкон придавал большое значение науке в жизни человека. Он считал, что успехи науки касаются лишь «вторичных причин», за которыми стоит всемогущий и непознаваемый Бог.

 

5. Для всех просветителей (Монтескье, Вольтер, Руссо и др.) разум – это главный двигатель истории. Просветители считали, что главная причина человеческих несчастий (и в том числе социальных бедствий) состоит в людском невежестве. Следовательно, для её устранения необходимо просвещение людей – отсюда и самоназвание эпохи. Но при этом речь шла о просвещении только высших слоёв общества, для чего необходимо, чтобы во главе государства стоял просвещённый монарх. Поэтому одну из своих главных задач философы той эпохи видели именно в просвещении монархов. Среди монархов Европы стало модно выглядеть просвещённым. Идеал свободной личности, интенсивно разрабатывавшийся во времена Возрождения, обрёл признание в эпоху Просвещения. Философы Просвещения были не только проповедниками науки и прогресса, они видели в религии своего главного врага. Основным орудием борьбы при этом были насмешка и сарказм. С атеизмом французских просветителей согласились далеко не все мыслители последующих эпох, указывая, что человек руководствуется в своей жизни не только разумом, но и сердцем. А в сердце находится место и вере в Бога. Именно поэтому современная философия ищет пути компромисса между верой и знанием, религией и философией. Развенчав религию и Бога, французская философия стала искать альтернативный ответ на вопрос о первооснове мира, которую они видели не в Боге, а в материи. Роль философии Просвещения противоречива.

Позитивная роль – в подрыве всевластия религии и возвышение значимости науки.

Негативная – подрыв авторитета религии и религиозной морали повлёк за собой общий упадок нравов, разгул насилия, жестокости.

Но вместе с тем французские просветители выдвинули лозунг свободы, равенства и братства как естественные права человека. Вера в человека, в его положительно ориентированную природу послужила той основой, на которой сформировалась идея прогресса как возможности бесконечного совершенствование человека и человечества. Изменения общества путём поиска наилучших форм человеческого существования. Идею прогресса можно считать наиболее важным завоеванием этой эпохи.

 

6. Романтизм – философско-эстетическое (эстетика – наука о прекрасном) движение, специфический этап в развитии европейской культуры, особый тип философствования. Он возник на рубеже 18 и 19в.в. и просуществовал до 40-х г.г. 19в.в. Романтизм зародился в Германии. Его критиковали все и современники, и потомки. Романтизм охватывал широкие области духовной жизни – литературу, экономику, историю, право. Он составил целую историческую эпоху в философии. Романтизм – это эпоха торжества воображения, в нём раскрыт идеал творческой фантазии. Усилилась романтизация природы. Романтический человек переживает гармонию природы, отражённую в его душе. Природа – эталон красоты. В истории романтики отвергали идеал прогресса и активно-преобразующий подход к реальности. Возрастает интерес к мистике. Представители: Шлегель, Харденберг, Одоевский, Веневитинов.

 

7. Грандиозный поворот в развитии философии был совершён мыслителями – представителями немецкой классической философии. В ней произошло смещение акцентов с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории. Прежде философы знали, с одной стороны, природу, а с другой – человека, который рассматривался как особого рода природное тело, наделённое внетелесной душой. Представители немецкой классической философии впервые осознали, что человек живёт не в мире природы, а в мире культуры.

Иммануил Кант.

В истории философии Иммануила Канта нередко рассматривают как самого крупного философа после Платона и Аристотеля. В творчестве Канта различаются два периода: ранний, докритический (до 1770г.) и критический этап.

1) этап его творчества – ранний, докритический рассматривает проблемы устройства мира и космоса. Космос материален и находится в постоянном движении. Таким образом, в объяснении сущности мира Кант выступал как материалист и диалектик. В работе «Всеобщая естественная история и теория неба» философ изложил свою знаменитую космогонистическую гипотезу, в соответствии с которой первоначальное состояние Вселенной он представил как хаотическое облако разнообразных материальных частиц.

2) В критический период Кант рассматривает проблемы гносеологии, т.е. проблемы познания. Основные положения: нельзя до конца понять мир, основываясь только на чувствах, разуме и опыте. Процесс познания был начат ещё до того, как мы начали что-либо познавать с помощью чувств и разума. Итак, мир наших знаний состоит из 2-х частей: опытного и доопытного знания. Отсюда двойственность наших знаний, опирающихся не только на опытные, но и на сверхопытные источники. Все вещи в мире, как и человеческое сознание, двойственны, они включают в себя как бы две стороны:

- «вещь для нас» - светлая, воспринимаемая нашими чувствами;

- «вещь в себе» - тёмная, тайная сторона вещи, недоступная нашим чувствам, нечто таинственное, находящиеся за пределами сознания.

Именно поэтому наше знание о мире, вещах и самом человеке, никогда не станет полным, абсолютным. Кант указывал, что человек не пассивно отражает мир, а активно преображает его, творит познавая. Кант сделал ряд серьёзных открытий:

1) Он разработал собственную теорию происхождения солнечной системы.

2) Доказал, что в результате приливов и отливов замедляется суточное вращение земли.

Кант предпринял попытку изложить в систематическом виде учение о человеке, антропологию, которую философ разделял на физиологическую и прагматическую. Физиологическая антропология изучает, что делает из человека природа, каким он сотворён и развивается. Прагматическая антропология изучает человека как свободно действующее существо, стремясь понять, каким он может стать в результате собственных усилий.

Важнейшей частью учения Канта является теория морали. Он делит поступки людей на легальные и моральные (по совести) и пишет о двух моральных законах: первый – поступай максимально по-человечески, не делай никаких уступок себе и никак не оправдывай своих слабостей, и тогда твой поступок будет законом для всех. И второй – человек всегда должен быть только целью и никогда не может быть средством для достижении даже самых благородных и высоких целей.

Важной частью философии Канта является этика, теория морали. Знания и нравственность, по мнению Канта, неразрывно связаны. Талант, разум должны быть ограничены требованиями нравственности. Человек рождается вместе с внутренним нравственным законом.

 

 

Фридрих Гегель.

Фридрих Гегель создал философскую систему, в основе которой лежало представление об абсолютной идее (Абсолюте), прошедшей в процессе своего развития три ступени.

- это бытие Абсолюта до сотворения природы;

- ступень создания природы;

- ступень духа, т.е. появление человека и общества.

Гегель был основателем диалектики (диалектика – это наука о развитии и всеобщей связи явлений мира). Философия Гегеля – это философия объективного идеалиста: он признавал развитие абсолютной идеи, которая создала окружающий мир.

В ранние годы Гегель воспринял кантовскую антропологическую постановку вопроса. То, к чему стремился Гегель, можно назвать антропологическим философствованием. Он брал конкретного человека и толковал о его назначении. В отличие от молодого Гегеля, Гегель-систематик выдвинул в качестве исходного принципа уже не человека, а Мировой разум. Человек оказывается для него лишь стадией в достижении Мировым разумом своего самосознания и, следовательно, совершенства. Всякое противоречие в реальной человеческой жизни и истории не вызывало у философа стремления истолковать его через человека. Он объясняет противоречие жизни как простую хитрость, к которой прибегает идея (существующая сама по себе), чтобы именно через преодоление этого противоречия обрести собственную полноту. Заслуга Гегеля состоит в том, что он развил диалектический (диалектика – это искусство аргументации в споре, учение о развитии) метод познания и понимания мира. Он разработал вопросы взаимосвязи, движения, развития и превращения количественных изменений в качественные, вопросы природы теоретического мышления. Кроме того он показал, что познание есть исторический процесс.

Философия Фейербаха.

Завершает немецкую классическую философию Людвиг Андреас Фейербах. Пережив влияние Гегеля, Фейербах отказывается от идеализма; полагает, что в основу философии нужно положить не абстрактную идею, а «реальное действительное бытие». Фейербах много внимания уделял религии. Он говорил, что недостаточно видеть основы религии в невежестве и страхе людей. Источник религии следует искать в «природе человека», в условиях жизни. В основе религии – чувство зависимости человека – сначала от природы, а затем – от других людей. Предмет, являющийся источником зависимости, становится объектом обожествления. Фейербах негативно оценивает религиозную веру. Он видит её главный вред в том, что она учит страдать, терпеть, ожидать в надежде на царство небесное. Для избавления от религии нужно приобрести чувство независимости, осознание того, что судьба человека зависит от него самого. Он должен сам стремиться устранить несправедливость и бедствия. Если нужна духовная взаимосвязь людей, о которой говорит религии, то пусть это будет особая религия, без Бога, в центре которой находился бы человек. Человек человеку Бог – таково основоположение новой религии.

Фейербах считает неестественной связь философии с религией. Необходима связь философии с естествознанием. Он полагает, что необходима реформа философии. В центре философии должен быть человек в единстве тела и души. Мышление существует как отражение бытия, копия следует за оригиналом, мысль за предметом. Отражая природу, мозг как орган мышления всё больше совершенствуется. Человек развивается через общение с другими людьми. В этике Фейербах стоит на позициях эвдемонизма – обоснования нравственности стремлением к счастью. Хотя люди по-разному понимают счастье, есть всё же что-то общее. Во-первых, счастье предполагает хорошее здоровье. Во-вторых, настоящая мораль не знает изолированного, обособленного от других людей счастья. Счастье может быть лишь совместным.

 

8. Карл Маркс (1818 – 1883) – основатель и теоретик политической экономии, теории научного коммунизма и философии диалектического и исторического материализма, создатель и руководитель первых международных политических пролетарских организаций. Особенностью марксистской философии является её революционная установка (направленность). Философия марксизма действенна, выступающая духовным орудием пролетариата в революционной борьбе. Марксистская философия представлена множеством национальных вариантов. Существует «русский марксизм», «кубинский», «китайский» и т.д., широкое распространение марксизма привело к его догматизации, к снижению его уровня. Главным источником его учения является немецкая классическая философия. Если Гегель говорит о диалектике идей, то в марксизме диалектика – это наука о связи явлений и наиболее общих законах движения и развития природы, общества, мышления. Идеальное сознание – высший продукт развития материи. Если раньше философы ставили задачу нарисовать картину мира, то Маркс подчёркивал, что философия должна стать активной социальной силой, идейным оружием в руках трудящегося класса. Учение Маркса называют диалектическим материализмом (учение о развивающейся материи). Не существует каких-либо неизменных абсолютов, первоматерии, первовещества. Материя существует в виде разнообразных, изменяющихся вещей, явлений. Основные формы существования материи – пространство и время. Движение – способ существования материи. Оно абсолютно, не сотворено, неуничтожимо. В центре внимания философии марксизма оказались проблемы социальной жизни и структуры общества. К.Маркс считал главным звеном общественной системы её материальный экономический базис, а не идеи. Маркс рассматривал историю как процесс смены общественно-экономических формаций. ОЭФ – это общество, находящееся на определённой стадии исторического развития с соответствующим ему способом производства и формам собственности. Он разработал учение о коммунизме (спорный вопрос). Маркс написал много работ, самая известная – «Капитал».

 

Тема № 6. Философия России

 

План

1. Основные черты русской философии

2. Первые русские философы

3. Философы XIX века.

4. Философы XX века.

 

1. Русская философия возникла вместе с появлением христианства на Руси в 988г. Русская философия представляет собой синтез теософии (божественной мудрости), антропософии (человеческой мудрости) и всей мировой философии и культуры. Русская философия очень самобытна и критична, она всё время находилась в поиске новых путей философствования. В ней всегда было представлено в единстве: космос, Бог и человек, а так же в неё были включены этико-нравственные идеи. Одной из важнейших особенностей русской философии является острота, жизненность, злободневность её содержания. Русская философия всегда устремлена к жизненным проблемам человека. Жизненность русской философии, её включённость в социально-политические процессы России. Это обусловило её разделённость на два направления: религиозно-идеалистическое и материалистическое.

2. К первым русским философом относят автора «Слово о законе и благодати» Иллариона, монаха Филофея автора теории «Москва – третий Рим», просветителя первой половины XVI в. Макария, составившего первую энциклопедию того времени. Настоящий переворот в духовной жизни России связан с именем Петра1, реформируя Россию, он одновременно открыл дорогу развитию светского мышления, но при условии того, что такое мышление и его результаты не будут противоречить нормам веры и интересам самодержавия. В светских кругах становятся известны философия Аристотеля и Платона, поскольку в их теориях никакой угрозы для религии не содержалось. В начале XVII в. в России появились первые доктора философии: Палладий Роговский и Пётр Постников. Стефан Яворский оказался автором первого в России чисто философского произведения «Камень веры». Первым философом мирового уровня был М.В. Ломоносов. Учение Ломоносова имеет материалистическую направленность. Ломоносов сформулировал закон сохранения материи. По его мнению, творец и мир строго разделены, мир создан творцом, в этом мире действуют законы, и научное исследование мира признаётся «святым», а значит, богоугодным делом.

3. В начале XIX в. начинается пробуждение интереса к философии в общественной среде. Русская философия этого времени делится на 3 направления:

1) Теистическая философия духовных академий и семинарий.

2) Светская философия.

3) Кружковая философия.

В середине XIX в. появляются два направления: славянофилы и западники. Славянофилы считали, что первоначало всего сущего – Бог . Развивали основанное на религиозных представлениях учение о человеке и обществе. Западники обосновывали принцип единства сознания и бытия.

Во второй половине XIXв. В философии появилось понятие русский космизм. Главная проблема – единство человека и космоса. Основные черты: антропоцентризм, существование определённой космической миссии человека на земле. Под космизмом понимается целый поток русской культуры.

Фёдор Михайлович Достоевский не является философом в обычном смысле слова, диалектика идей воплощается у него в столкновениях и встречах различных героев. Его творчество сосредоточено вокруг вопросов философии духа, антропологии, этики.

Лев Николаевич Толстой выдвинул теорию несопротивление злу насилием. По его мнению противиться злу можно и нужно, только ненасильственными методами: убеждение, спор, протест. .т. д., которые призваны отделить человека от самого зла, призывают его к совести и духовному началу. Бог – это свобода, добро, то бессмертное начало, с которого жизнь обретает смысл. Любовь является единственным нравственным законом. Это вечный идеал, к которому люди будут бесконечно стремиться.

Владимир Сергеевич Соловьёв. Его философии всеединства объединяет в себе философию, богословие и естествознание. Философия всеединства выступает универсальной теорией постижения бытия, человеческой духовности, божественной сущности. Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается в философском учении Соловьёва через концепцию богочеловечества.

4. В философии XX в. существуют два направления: марксистская и возвращение к дореволюционной философии. Сразу по окончании гражданской войны всех идейных оппозиционеров большевистской идеологии выслали на пароходе в Европу. О

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции по основам философии

Министерство транспорта Российской Федерации... Федеральное агентство железнодорожного транспорта... Самарский техникум железнодорожного транспорта...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Для самостоятельной работы студентов
Дисциплина «Основы философии»    

Пояснительная записка
  Настоящее учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственными стандартами к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по дисциплине «Основы философии» Министерс

И философские направления.
  1 Философия – любовь к мудрости. Первично универсальное знание, затем наука. 2 Античная философия (древняя Греция и Рим). Основной философский интерес – космос. 3

Основные определения
  1 Онтология – наука о бытии.   2 Гносеология – наука о познании.   3 Антропология – наука о человеке.   4 Скепти

Вопросы для самоконтроля
  1. Когда и где возникла философия? 2. Каковы этапы античной философии? 3. С какими первоэлементами отождествляют космос и природу различные досократические мыслите

Вопросы для размышления
  1.В каком состоянии находится решение вопроса о предках человека? 2. Каково соот

Занимательные задачи
  1. Как вы понимаете изречение Цицерона: «Огорчение существует не само по себе, но в нашем представлении?»   2. Объясните слова Цицерона: «Мы должны не только

Философские загадки и парадоксы
  1. Как вы думаете, какое качество человека, по мнению Диогена Лаэртского, помогает распознать мудрость в других людях?   2.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги