рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Связей объективного мира

Связей объективного мира - раздел Философия, ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ Становление и развитие предмета философии В Окружающем Нас Мире Действует Множество Законов, Отражающих Реальные Связи ...

В окружающем нас мире действует множество законов, отражающих реальные связи объективной реальности, существующие независимо от сознательной деятельности людей. При этом каждая область природы, общества и мышления имеет свои собственные законы развития. Наряду с этими законами в окружающем нас мире В окружающем нас мире действует множество законов, отражающих реальные связи объективной реальности, существующие независимо от сознательной деятельности людей. При этом каждая область природы, общества и мышления имесвои действуют законы, которые распространяются на все области бытия и мышления. Наиболее общими законами развития являются: закон взаимного перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания; закон единства и борьбы противоположностей. Эти три закона выражают универсальные формы движения и развития материального мира.

Закон единства и борьбы противоположностей – один из основных законов развития, выражающий источник развития социальных и природных явлений.

В силу всеобщности закона единства и борьбы противоположностей источник движения и развития коренится в самом развивающемся объекте. Суть этого закона состоит в том, что развитие объективного мира осуществляется путем раздвоения единого на противоположные стороны, В силу всеобщности закона единства и борьбы противоположностей источник движения и развития коренится в самом развивающемся объекте. Суть этого закона состоит в том, что развитие объективного мира и познания осуществляется взаимоотношение которых, с одной стороны, характеризует развивающийся объект как нечто целостное и качественно определенное и, с другой стороны, составляет внутренний импульс изменения этого объекта.

Взаимоотношение противоположностей в составе целого выступает как диалектическое противоречие, которое составляет суть данного закона. Чтобы понять сущность диалектического противоречия, необходимо выяснить, как оно развивается и разрешается. Противоположные стороны и тенденции в составе целого, взаимодействие которых образует противоречие, не даны в неизменном виде. Процесс возникновения различий и противоположностей имеет несколько стадий.

На первоначальной стадии, существуя еще в возможности противоречие выступает как тождество, содержащее несущественное различие.

Тождество– это понятие, выражающее равность, одинаковость предмета или явления с самим собой. Например, бытие нового качества и его небытие. Однако, поскольку окружающая нас действительность постоянно изменяется, абсолютно тождественных Противоположные стороны и тенденции в составе целого, взаимодействие которых образует противоречие, не даны в неизменном виде. Процесс возникновения различий его п самим себе предметов не бывает. Тождество всегда содержит в себе внутреннее различие.

Различие– необходимый момент всякого единства, особенность любой вещи, явления, процесса, характеризующая их внутреннюю противоречивость, развитие. Различие возникает на основе раздвоения единого на противоположности. Появление различия означает, что в процессе своего развития вещь, оставаясь самой собой, как бы становится другой. Различие характеризует начальный этап развития противоречия, оно есть неразвитое противоречие.

Следующая стадия – существенное различие в тождестве, то есть при общей основе в объекте имеются существенные свойства и тенденции, не соответствующие друг другу. Существенные различия превращаются в противоположности, которые, взаимно отрицая друг друга, перерастают в противоречие. Противоположность в данном случае можно определить как сторону явления, процесса, коренным образом отличающуюся от своей другой стороны, как высшую ступень развития различий.

Противоречие– взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания. Таким образом, всякое развитие есть процесс возникновения противоречия, его разрешения и в то же время возникновения нового противоречия.

Противоречия внутренне присущи всем явлениям. Обладая всеобщим характером, противоречия по-разному проявляются в разных сферах бытия. В области природных явлений противоречия возникают и развиваются стихийно. Развитие и разрешение противоречий происходит в результате взаимодействия «слепых» противоположных сил и процессов, действующих на основе объективных законов. В обществе также действуют объективные законы, однако они связаны с целенаправленными действиями и разумной волей людей. Степень целенаправленности и разумности деятельности людей различна на разных этапах общественного развития.

Те характеристики, теряя которые, материальная система перестает существовать, являются существенными свойствами. Совокупность существенных свойств составляет качество данной материальной системы.

Категория «качество» выражает неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой, он и является именно этим, а не иным объектом. Категория качество, таким образом, отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объектов, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от другого.

Способ проявления определенной стороны какого-либо качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие, называется свойством. Свойства могут характеризовать объект, как с количественной, так и с качественной стороны. Количество– это характеристика вещи (явления, процесса) с точки зрения их относительного безразличия к конкретному содержанию и качественной природе. Например, один человек и одно животное в сумме = 2.

Качество и количество неразрывно связаны между собой и образуют меру.Мера– выражение единства количественных и качественных характеристик объекта. Мера указывает предел, за которым изменение количества влечет за собой изменение качества и наоборот. Мера это своего рода зона, в пределах которой данное качество может модифицироваться, сохраняя при этом существенные характеристики.

Постепенные количественные изменения приводят к качественным изменениям. Следовательно, в объективном мире качество существует лишь в единстве с количеством.

Переход одного явления в другое является результатом количественных и качественных изменений, проходящих через ряд промежуточных ступеней. При этом, будучи взаимосвязанными и взаимозависимыми, количественные и качественные изменения существенным образом отличаются друг от друга.

Количественные изменения осуществляются медленно, скрыто,

постепенно, непрерывно. Качественные представляют собой прерыв постепенности, непрерывности, осуществляются резко, открыто, скачкообразно. Скачок– это процесс перехода количественных изменений в качественные, начинающийся по достижению изменяющимися объектами границы меры.

Отличительными особенностями скачка являются:

- сложное переплетение двух процессов – исчезновения старого качества и возникновения нового;

- установление существенно нового единства качественных и количественных характеристик изменяющегося объекта. Особенности скачка зависят как от природы изменяющегося предмета, так и от условий, в которых этот предмет изменяется.

Таким образом, закон взаимного перехода количественных изменений в качественные раскрывает механизм развития.

Направленность развития раскрывает закон отрицания отрицания. Чтобы понять сущность закона отрицания отрицания, необходимо выяснить содержание понятий, характеризующих этот закон. Основными понятиями, характеризующими этот закон, являются: отрицание, преемственность, развитие.

Понятие «отрицание»выражает определенный тип отношения между двумя последовательными стадиями, состояниями развивающегося объекта. Отрицание, таким образом, является необходимым моментом процесса развития.

Любой объект в процессе своего развития неизбежно достигает степени собственного отрицания, то есть становится качественно иным. Своеобразие данного перехода заключается в том, что лишь «отрицательное» способно переходить в положительное и давать ему жизнь, а не наоборот. Иногда отрицанию подвергают все, упуская из вида наличие в отрицаемом явлении положительных сторон. Такое понимание отрицание было свойственно некоторым представителям нашей отечественной науки. Генетику и кибернетику, например, называли «лженаукой для затуманивания мозгов трудящихся». В результате такого подхода наше общество отстало в разработке этих проблем.

Стремясь к новому, не следует полностью отбрасывать старое, необходимо преодолевать в этом старом все отмершее, отжившее, утратившее прогрессивное значение.

Преемственностьможно определить как связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию. Таким образом, развитие происходит не по прямой линии, а по спирали. Спиральможно определить как последовательность циклов развития, образующих цепочку, каждое звено которой выступает как один из витков развития в последовательности взаимосвязанных ступеней.

Хотя спираль является только образом, выражающим связь между двумя или более точками в процессе развития, образ этот выявляет общее направление развития, осуществляемого в соответствии с законом отрицания отрицания, когда развитие не повторяет пройденных путей, а отыскивает новые, сообразно изменениям внешних и внутренних условий. Повторение свойств, имевших место на прежних этапах, всегда является тем более относительным, чем сложнее процесс развития.

Спиралевидность характеризует не только форму развития, но и темп этого процесса: с каждым новым витком спирали преодолевается все более значительный путь, поэтому можно говорить о том, что процесс развития связан с ускорением темпов, с непрерывным изменением внутреннего масштаба времени развивающейся системы. Эта закономерность обнаруживается как в развитии общества и природы, так и в развитии научного знания.

Закономерности развития природного и социального мира отражают не только основные законы развития, но и категории. Категории – это наиболее общие понятия, отражающие наиболее существенные связи в той или области действительности. Категории являются своеобразным результатом обобщения познания и предметно-практической деятельности. Категории, отражая всеобщие стороны и связи в объективном мире, являются узловыми пунктами познавательной деятельности, ступенями развития познания. Человек, выделившись из природного окружения посредством приобретения сознания, стал осознавать себя как нечто отдельное от окружающего мира. Результатом осознания своей обособленности и самостоятельности явилось формирование категории отдельного. Постепенно человек от осознания своей обособленности от окружающего мира пришел к выводу, что без взаимосвязи с окружающим миром он существовать не может. Итогом этого понимания явилось становление категории связь.

Поскольку связь предполагает взаимодействие, результатом которого являются определенные изменения, человек с необходимостью пришел к выводу, что природный мир находится в движениии развитии. С осознанием изменчивости природного мира осуществилось и осознание других сторон и взаимосвязей действительности – вследствие чего появились новые элементы категориального аппарата: единичное, общее, количество, качество, тождество, различие и пр.

Связь представляет собой отношение между явлениями и сторонами одного и того же явления. Но не всякое отношение является связью, а только такое, которое предполагает зависимость изменений одного явления от изменений другого явления. В отличие от связи, отношение между элементами, не ведущее в результате изменения одного из них к изменениям других, представляет собой изолированность или раздельность. Связь и изолированность являются различными видами отношений, сосуществуя в единстве.

Наличие взаимосвязи и раздельности предметов материального мира позволяет перейти к анализу категорий единичное, особенное, общее. Специфичность, неповторимость отдельных объектов реального мира составляет единичное в них. Например, каждый человек не похож на другого человека. Таким образом, категория единичного (индивидуального, отдельного) выражает относительную обособленность (отъединенность) объектов друг от друга в пространстве, а также их неповторимость и уникальность.

Однако эти уникальные объекты материального мира находятся во взаимосвязи с другими объектами определенной материальной системы. То есть каждый предмет помимо уникальных, только ему присущих признаков, обладает признаками, которые являются у него общими с другими предметами.

Для выявления единичного уникального в предмете необходимо изучаемый предмет сопоставить со всеми другими материальными предметами, но на практике это неосуществимо. Поэтому предмет сравнивают только с некоторыми предметами. При таком сравнении можно установить наличие сходства и различия между предметами. Признаки, которые являются сходными, составляют общее, а признаки, выявляющие различие при сравнении, обнаруживают особенное в группе предметов. Особенноевыражает, таким образом, во-первых, общее в его воплощении в единичном, а во-вторых, единичное в его единстве с общим.

Изучая предметный мир, можно обнаружить, что все явления и процессы обладают определенной формой и содержанием. Категория содержание обозначает совокупность всех составных элементов данного объекта, а категория форма обозначает определенную организацию элементов и связь между ними.

Содержание и форма представляют собой неразрывное единство. Все явления материального мира обладают одновременно как формой, так и содержанием. Даже, если иногда говорят о бессодержательности какого-либо произведения культуры, то это вовсе не означает, что оно вообще не обладает никаким содержанием. Содержание всегда имеется, но в некоторых «шедеврах» оно присутствует в усеченном виде.

В процессе познавательной деятельности появляются новые категории. Например, система, элемент, структура и др. Эти новые категории являются результатом исследования новых сторон и взаимосвязей.

Рассматривая категории содержание и форма, мы определили их, использовав понятие «элемент». Элемент – это относительно устойчивая, качественно определенная реальность, которая во взаимосвязи с другими реальностями образует конкретную целостность. Систему связей между элементами, образующими целостность, называют структурой. Элементы и структура взаимообусловлены: с одной стороны, структура определяется природой элементов, их качеством и количеством, с другой стороны, свойства элементов зависят от структуры целого.

Значительный вклад в понимание системности мира внесли в XX в. русский философ А.А.Богданов и австрийский биолог и философ Л.фон Берталанфи. В книге «Тектология, или всеобщая организационная наука» А.А.Богданов показал, что системы самой разной природы (механические, биологические, социальные) подчиняются одним и тем же законам организации. Общая теория систем, в разработке которой принял активное участие Л.фон Берталанфи, ставит своей задачей формулирование общих принципов организации систем вообще Такие понятия, как целостность, иерархия, дифференциация, прогрессивная механизация, сегрегация, рост характеризуют состояния систем разного рода. Будучи ученым-биологом, Берталанфи взял за образец системного строения любых вещей - живой организм. В основу организмической теории он положил следующие принципы:

- организм есть целостная система взаимосвязанных между собой элементов;

- организм есть изменяющаяся, динамическая система;

- организм есть активная система, обладающая «свободой выбора» как в развитии своей структуры, так и своего поведения.

Чтобы углубить знания об изучаемой целостности, рассмотрим категории часть и целое, выражающие отношения между элементами. Единство взаимосвязанных элементов представляет собой целое, а составляющие его элементы выступают как части. Часть и целое находятся во взаимосвязи друг с другом: с одной стороны, природа целого определяется природой составляющих его частей; с другой стороны, целое несводимо к сумме составляющих его частей; с третьей – природа целого зависит от взаимосвязей между частями, то есть определяется структурой; с четвертой – структура, связь между элементами зависит от их природы.

Теперь можно перейти к рассмотрению категорий сущность и явление, которые являются всеобщими формами предметного мира. Сущность – это внутреннее, необходимое содержание предмета, выражающееся в единстве всех форм его бытия; явление – это форма обнаружения сущности. Например, сущность воды определяется наличием у нее двух атомов водорода и одного атома кислорода. Данная сущность может быть опредмечена в следующих явлениях: вода, лед, пар, снег, град.

Как указывалось ранее, все объекты материального мира взаимосвязаны друг с другом. Одной из форм всеобщей взаимосвязи и взаимодействия явлений материального мира является причинно следственная связь. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает или влечет за собой другое явление. Это другое явление называют следствием.

Обычно утверждают, что каждая причина порождает соответствующее следствие и, что каждое следствие имеет свою причину. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. К тому же, различие между причиной и следствием является относительным. Причина и следствие могут меняться местами, и следствие может стать причиной другого следствия.

Изучение причинно-следственных связей является необходимым звеном в познавательной и предметно преобразующей деятельности. Отношения причинности не только объективны и всеобщи, но и необходимы: если есть причина, то неизбежно появление следствия, которое само становится причиной другого явления и т.д. Эту объективную всеобщую и необходимую последовательность явлений называют причинной цепью, которая не имеет ни начала, ни конца. Причинность является центральным моментом детерминизма, философского учения об объективной и закономерной взаимообусловленности явлений.

Взаимосвязь причины и следствия зависит не только от самой причины, но и от характера условий, при которых действует эта причина. Эти условия превращают в действительность(в определенное следствие) одну из аккумулированных в причине возможностей. Поэтому наряду с исследованием причинно следственных связей необходимо изучать и такие ступени в проявлении внутренних закономерных связей как возможность и действительность. Возможность – объективная тенденция становления явления, выражающаяся в наличии условий для его возникновения. Действительность – это объективно существующее явление как результат реализации определенной возможности. Возможность и действительность взаимосвязаны друг с другом. С одной стороны, возможности не существуют вне действительности, то есть действительность является материальной основой возможностей. Следует сказать, что не всякая возможность переходит в действительность. Превращение возможности в действительность зависит от условий. Условия могут быть реальные, абстрактные, логические и формальные. В соответствии с условиями классифицируются и возможности.

Бывают ситуации, когда возможность может быть рассмотрена как неизбежность (необходимость). Например, смерть является неизбежностью для всякого живого организма. Но вместе с тем, смерть может наступить от разных причин и в разное время. Поэтому неизбежность включает в себя и определенные возможные варианты будущей действительности.

Способ превращения возможности в действительность, при котором в определенном объекте при определенных условиях имеется только одна возможность, превращающаяся в действительность, называют необходимостью. Необходимость, таким образом, категория, отражающая внутренние, устойчивые, повторяющиеся свойства и связи явлений. Способ превращения возможности в действительность, при котором в определенном объекте при определенных условиях имеется несколько различных возможностей, но превращается в действительность только одна из них, называется случайностью. Случайность, таким образом, это категория, отражающая в основном внешние, несущественные, неустойчивые, необязательные единичные связи и свойства действительности.

Необходимость и случайность являются соотносительными категориями и не существуют друг от друга. Поэтому каждое явление представляет собой единство необходимости и случайности. В реальной действительности не существует такой случайности, которая в другом бы отношении не выступала как необходимость.

При определенных условиях необходимость можно отождествить со случайностью: случайное – необходимо, а необходимое случайно, то есть, где в явлениях природы и общества на поверхности происходит игра случая, сама случайность подчинена внутренним скрытым законам. Таким образом, в реальной действительности одно и то же явление содержит взаимосвязанные необходимые и случайные моменты.

Изучение необходимых связей в развитии общества и природы является теоретической основой практической деятельности. Из соотношения практической деятельности и объективной необходимости вытекает проблема взаимосвязи свободы и необходимости. Свобода– способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

В повседневной жизнедеятельности люди сталкиваются с конкретными проявлениями необходимости в виде отношений, обусловливающих интересы и цели. Люди не могут выбирать объективные условия для своей деятельности, но они свободны при выборе целей и средств их достижения. Уровень свободы человека зависит от осознания реальных возможностей. Из возможности выбора деятельности вытекает иответственностьчеловека за последствия своих действий. В процессе исторического развития расширяются рамки свободы. Таким образом, объем свободы человека является мерой общественного прогресса.

Категории являются не только этапами развития познавательной деятельности, но и формами мышления. При помощи категорий осмысливается материал, получаемый на основе взаимодействия человека с окружающим миром в процессе научных разработок и предметно-пре6образующей деятельности.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ Становление и развитие предмета философии

Изучение новой дисциплины Философия является основанием гуманитарной... В предлагаемом издании по курсу Философии помимо учебного материала по философии рекомендуемого для самостоятельной...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Связей объективного мира

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия и мировоззрение
  Философия возникла примерно 3-2,5 тысячи лет назад в цивилизациях Древнего Востока и Античности. В переводе с греческого термин «философия» означает «любовь к мудрости». Предполагае

Исторические типы мировоззрения
«Миф» в переводе с греческого означает «рассказ», «предание», «слово». Мифологией называют собрание мифов, а также науку о мифах. Мифическое мировоззрение – это специфическое миросозерцание и спосо

Проблема определения предмета философии
Философия и наука в подлинном смысле возникли в Древней Греции. С момента своего возникновения философия существует в виде множества школ и течений, для которых характерно свое специфическое понима

Место и роль философии в культуре
  Со становлением предмета философии развивалась и структура философского знаний. В нее входят следующие разделы: - онтология (учение о бытии); - гносеология (учение

Упражнения и задачи
1. «Философия есть познание, достигаемое посредством правильного рассуждения». «Это должна быть наука, исследующая первые начала и причины». «Философия составляет своеобр

Самостоятельная работа
Составьте таблицу «Исторические типы мировоззрения» и проведите сравнительный анализ по 4 критериям различий между мифом, религией, философией: Критерии сравнения

Философия в древних цивилизациях Востока
2.1.1. Ранняя китайская философия (VII – II века до н. э.) Европоцентристски настроенные ученые иногда отрицают факт существования философии на Востоке. Они говорят, что в

Древняя индийская философия (VIII в.до н.э.- II в. н. э.)
Индийская культура – одна из древнейших в мире. Раскопки показали, что цивилизация там начала складываться в IV- III тыс. до н.э., приблизительно в то же время, что и в Шумерах. Характерной чертой

Упражнения и задачи
«Ничто не существовало: ни ясное Небо, Ни величья свод, над Землею простертый. - Что же покрывало все? Что ограждало? Что скрывало? Было-ли то бездонные глубины вод?

Гераклита, пифагореизм, элейская школа
К античной философии относят древнегреческую и древнеримскую философию, получившую распространение на всей территории Средиземноморья. Античная философия существовала с VI века до н. э. до VI века

Учение о бытии Аристотеля, античный атомизм
Против софистов и их учения выступил Сократ, утверждавший, что истина объективна и одинакова для всех. Отправной момент поиска истины Сократом содержится в его словах: «Я знаю, что

Философские школы эпохи эллинизма и древнего Рима
(эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, кинизм, неоплатонизм) Философия развивалась вместе с развитием античного общества, кризис которого в IV – I вв. до н./э. породил глубоки

Упражнения и задачи
  1. Что принимали за первоначало (архэ) древнегреческие философы: Фалес   Анаксимен  

Самостоятельная работа
1. Заполните таблицу: Основные идеи Сократ Протагор Платон Аристотель Эпикур Мир

Основные черты средневековой философии
Философия Средних веков – существенный этап в истории философской мысли, который непосредственно связан с христианской религией. Понятие «Средние века» носит локальный характер, поскольку для разны

Философская проблематика
Процесс формирования средневековой философии имеет несколько различных этапов. Первоначальный этап называют патристикой. Термином «патристика» обозначают совокупность философских доктрин хри

Арабская средневековая философия
Важное значение для развития средневековой философии имела арабская (арабоязычная философия), которая оказала влияние на становление и развитие схоластики. В арабской философии, которая ра

Возрождения в XIV- XVI вв.
Эпоха Возрождения– переходная эпоха от феодализма к капитализму. Ее характеризует переход к городскому образу жизни; к светской культуре отличие от религиозной; развитие промышленн

В эпоху Возрождения
Одним из главных завоеваний философской мысли эпохи Возрождения наряду с гуманизмом является возникновение натурфилософии, то есть философии природы. Несмотря на значительное разнообразие натурфило

Социально-философские учения Ренессанса
  Все научные открытия и достижения эпохи Ренессанса реализовывались в социально-экономической практике. В свою очередь социально- экономические изменения находили отражение в философ

Упражнения и задачи
1.Как называется течение философской мысли, утверждающее 2. Как называется течение философской мысли, утверждающее отождествление мира и бога? Относится ли к нему тезис Н.

Метода (Ф.Бэкон, Р.Декарт)
Подъем в развитии философии Нового времени был связан с общим подъемом экономической и социально-политической жизни и, прежде всего, с буржуазными революциями. Разрушая феодальные отношения, капита

Упражнения и задачи
1. Обдумайте и сравните высказывания двух философов – Цицерон: «Vivera est cogitare» (Жить, значит мыслить) и Декарт: «Cogito ergo sum» (Я мыслю, следовательно, существую).

Философии. Теория познания и этика И.Канта
И.Кант считал главной философской проблемой проблему человека, которую он исследовал с позиций гносеологии (человека познающего), этики (человека нравственного) и эстетики (специфики проявлений воз

Г.Фихте
После Канта немецкая классическая философия разрабатывалась таким выдающимся мыслителем, как Шеллинг, который является представителем классического объективного идеализма. Центральной проб

Философская система и диалектический метод Гегеля
Величайшим представителем немецкой классической философии был Георг Вильгельм Фридрих Гегель. По Гегелю, первоосновой всего существующего является мышление, которое «отчуждает» свое бытие в виде ма

Антропологический материализм Л.Фейербаха
Людвиг Андреас Фейербах, отвергнув гегелевское учение о субстанциальном мышлении, противопоставил ему свой антропологический материализм. Мышление Фейербах рассматривал как способность человека, не

Упражнения и задачи
1. Определите, кому принадлежат следующие суждения: - «Материя не существует. Она есть совокупность наших ощущений»; -«Мы не можем познать матери

Постмодернизм в современной философии
В последние десятилетия ХХ века складываются новые философские парадигмы, отражающие особенности постмодернистской культуры. «Постмодернистскую культуру нередко сравнивают с культурой поздней антич

Упражнения и задачи
1. К какой философской концепции можно отнести следующее высказывание С.Кьеркегора: «Какие люди странные! Никогда не довольствуются присвоенной им свободой в одной области, они во что бы

Самостоятельная работа
Проанализируйте и сравните понимание истины в прагматизме и марксизме: «истина – это то, во что мы верим», истина – это то, что приносит пользу (Ч.Пирс, Дж.Дьюи). «Вопрос о том, обладает л

Основные особенности русской философской мысли
Философская мысль на Руси начинает зарождаться в X-XI вв. под влиянием процесса христианизации. С самого начала своего становления она оказалась исторически вписанной в мировой культурно-философски

X- XVII вв.
Принятие христианства на Руси повлекло за собой целый ряд преобразований и нововведений, среди которых наибольшую значимость имело формирование идеологии сильной княжеской власти (позднее концепции

Русская философия XIX в. Славянофилы и западники
  Оригинальные поиски русской философской мысли на протяжении XVII – XVIII вв. привели к возникновению двух противоположных тенденций, которые уже в XIX в. окончательно оформились в д

Кон. XIX-нач. ХХ вв., его значение в мировой культуре
Философию Всеединства Вл.Соловьева продолжили и развили русские философы XX века (П.Флоренский, С.Булгаков, Н.Трубецкой, Н.Бердяев, др.). Русского религиозного философа П.А.Флоренского называют рус

Упражнения и задачи
1. Что означает в русской философской традиции категория «Всеединство»? В чем отличие данной категории от категории «Единое»? 2. Кому из русских философов принадлежит следующее высказывани

Основные виды и формы бытия
  Проблема бытия имеет огромное значение для философии. Впервые понятие «бытие» в философии было использовано Парменидом. У Парменида бытие однородно и неподвижно. Однако у других фил

Проблема материи как субстанции в философии
Человек живет в окружении бесчисленного множества предметов, явлений и процессов. Издавна мыслители пытались найти единое основание этого бесконечно разнообразного мира. Все эти попытки привели к в

Теория развития. Законы и категории диалектики
Представления о развитии сложились в процессе длительного развития философской мысли. Наивысшего расцвета диалектика - учение о развитии - достигло в философии Гегеля. В учении о развитии выделяют

Синергетика
Сложные диалектические процессы организации материального мира сегодня изучает такая междисциплинарная область научных исследований, как синергетика. В переводе с греч. synergeia означает сотруднич

Упражнения и задачи
1. Что общего между движением мысли и движением материального тела? 2. Выпишите из философского словаря определение понятия «бытие», «субстанция», «материя». Что их объ

Самостоятельная работа
Заполните таблицу «Самоорганизация материи», используйте ее для объяснения различий уровней организации материального мира на семинарском занятии по теме «Онтология».[4]  

Его биологические и социальные предпосылки
Проблема взаимосвязи сознания и познания всегда привлекала внимание специалистов многих отраслей научного знания, в том числе и философов. Сознание возникло на определенном этапе развития материи,

Мира, продукт сознательной деятельности человека
Сознание отражает внешний мир, создавая идеальные субъективные образы. Идеальные образы не обладают ни свойствами отражаемой действительности, ни свойствами физиологических процессов, на основе кот

Их взаимосвязь
С точки зрения своего источника нет различий между индивидуальным и общественным сознанием. Они различаются по своему носителю. Индивидуальное сознание – это сознание отдельной лич

Познание как процесс отражения. Уровни познания
Познание есть сложный, противоречивый процесс. Сложность в том, что познание - это многоуровневый, многоаспектный, детерминированный различными причинами и условиями, разворачивающийся в пространст

Отражение и творчество
При первоначальном взгляде на процесс познания в нем можно обнаружить три элемента: 1) субъект познания; 2) объект познания; 3)

Специфика научного познания и методы научного познания
Познание является формой отражения природной и социальной действительности. В соответствии с этим выделяют два вида познания объективного мира: 1) естественнонаучное познание; 2) социальное познани

Специфика социального познания и методы социального познания
Науки, изучающие социальные явления подразделяют на две группы: социальные науки и гуманитарные науки. К социальным наукам относятся: история, политология, экономика, социология и др. науки. К гума

Упражнения и задачи
1. Прокомментируйте определение феномена идеального Марксом: «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». 2. Ваше о

Методологические основы философии науки
Философия науки, как и всякая отрасль научного знания, располагает своими понятиями и терминами. Раскроем содержание некоторых из этих понятий, в первую очередь, таких понятий как «наука», «техника

Специфика научного познания. Научная рациональность
В целом мы можем говорить о множественности форм познания:научное, художественное, религиозное, обыденное, мистическое и пр. Наука отличается от других сфер духовной деятельности человека тем, что

Научные революции и смена типов рациональности
Рассматривая закономерности развития науки как целостной системы, основоположник критического рационализма К. Поппер пришел к выводу, что законы науки не выражаются аналитическими суждениями и не с

Философия техники
Теперь выясним содержание другого основного понятия – понятия «техника». В «Кратком толковом словаре русского языка» понятие техника содержит следующие определения: 1) совокупность средств

Основные тенденции развития науки и техники в конце XX- начале XXI веков. Аксиологические аспекты научно-технического прогресса
В технократических концепциях фигура инженера является центральной в современной технической деятельности. Инженеры занимаются проектированием техники, руководят ее применением и реализацией. Поэто

Упражнения и задачи
1. Какой смысл вложен в слова Гете: «Глаз обязан бытием своим солнцу» и русского ученого С.И.Вавилова: «Глаз нельзя понять, не зная Солнце». Есть ли здесь противоречие? 2. Подумай

Двойственный характер природы человека
Человек «включен» сразу в два мира – в мир общества и в мир органической природы. Еще древние народы отмечали, что человек – это природное существо, сходное с другими животными, но в то же время ос

Философская антропология о природе человека
Возникнув в начале XX века в Германии, философская антропология (М.Шелер, А.Гелен, Г.Плеснер) пытается определить сущность человека. Философская антропология сегодня представляет собой сложный конг

Философия о смысле жизни человека
Противоречия во взаимодействии природного и социального в человеке ставят перед человеком и обществом проблему осознания и понимания смысла человеческого существования. Размышляя о своей с

Упражнения и задачи
1. Сравните и выделите общее в определении человека Аристотелем К.Марксом: «Человек – полисное животное» (Аристотель) и «Человек есть совокупность общественных отношений» (Маркс).

XX-XXI вв.
В начале XX века в философии появляется новая область, специально исследующая проблему ценностей. Многие философы полагали, что «царство ценностей» противостоит эмпиричности данной нам действи

Потребности как стимул активности субъекта
В механизме регуляции жизнедеятельности участвуют множество факторов, и учесть их влияние в полном объеме не представляется возможным. В силу того, что в каждой конкретной ситуации в зависимости от

Интересы и идеалы как духовные основания социальной регуляции
Всякая деятельность является осуществлением интересов в силу того, что в ней избирательно реализуется одна из множества возможностей, сформировавшихся на основе общественного развития. Инте

Соотношение ценности и оценки
В философско-мировоззренческом плане интерес к проблеме ценностей явственно пробудился только во второй половине XIX в. В сущности это была реакция на господствовавший в то время позитивистский сти

Упражнения и задачи
1. Определите понятие « свобода ». Почему свобода может истолковываться и как своевольный бунт, и как возможность творчества? В каком значении свобода будет пониматься как ценность? 2. В ч

Самостоятельная работа
Поставьте в соответствие каждому из понятий, указанных в таблице, его определение. Для этого найдите данные понятия в Философском энциклопедическом словаре.    

Социальные проблемы философии
8.1.1. Понятие общества как социальной системы: основные подходы Раздел философии, рассматривающий историю возникновения и развития общества, теорию социальных связей и от

Определение культуры
Одной из важнейших социальных проблем является проблема взаимосвязи цивилизации и культуры. Она стала особенно актуальной в условиях духовного кризиса в обществе, связанного с нарастанием противоре

Типология культур и цивилизаций
Попытки изучить все основные исторические типы и формы культуры человеческого общества привели к появлению различных концепций культурно-исторического развития. Первая группа таких концепций основа

Современности
К числу глобальных проблем современности наряду с проблемой войны и мира относят экологическую и демографическую проблемы, содержащие непосредственную угрозу для человеческой цивилизации, причем в

Упражнения и задачи
1. На протяжении истории ученые и философы понимали общество и законы его развития по-разному. Ознакомьтесь с таблицей и проставьте стрелки соответствия между правым и левым столбцами:

Самостоятельная работа
1. В данной таблице определите значения устойчивых словосочетаний в понимании культуры:   Определение культуры Значения устойчивых словос

Темы эссе и докладов
  1. Этические взгляды Конфуция и Сократа. 2. Философские взгляды Аристотеля. 3. Социально-этические воззрения Платона. 4. Сократ и Платон: учение о человек

Словарь понятий и терминов
Абсолютная идея – основная категория философии Гегеля. Это абсолютное духовное начало (субстанция), лежащее в основе всех предметов и явлений, обладающее самосознанием и спо

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уважаемые студенты, вы изучили новый для вас предмет, который берет свои истоки в древности, в древних цивилизациях Востока и Античности, и который получил греческое название (определение) «Философ

ФИЛОСОФИЯ
  Учебное пособие для бакалавров и специалистов очной формы обучения специальностей 120401, 120700, 270100, 270300, 270800, 271101   Монастырск

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги