Генезис философского знания. Мифология и философия

1. Генезис философского знания. Мифология и философия.

2. Миф как объект философской рефлексии.

3. Предмет и функции философии. Взаимосвязь философии и частных наук.

4. Основной вопрос философии. Исторические формы материализма и идеализма.

5. Философия Древней Индии.

6. Философия Древнего Китая.

7. Античная философия (общая характеристика).

8. Досократики: милетцы, пифагорейцы, Гераклит, элеаты.

9. Софисты и Сократ. Метод Сократа.

10. Философия Платона. Притча о пещере.

11. Учение Платона об идеальном государстве.

12. Атомистика Демокрита.

13. Метафизика Аристотеля.

14. Философские школы эпохи эллинизма (неоплатононизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм).

15. Средневековая философия: генезис, основные проблемы, концепции.

16. Философские учения эпохи Возрождения.

17. Эмпиризм в новоевропейской философии XVII-XVIII вв. (Ф. Бэкон).

18. Рационализм в новоевропейской философии XVII-XVIII вв. (Р.Декарт).

19. Проблемы социальной философии в работах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо.

20. Философия И.Канта

21. Метод и система Г. Гегеля.

22. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

23. Философские воззрения К. Маркса. Материалистическое понимание истории и теория отчуждения.

24. Философия жизни: А.Шопенгауэр и Ф.Ницше.

25. Проблемы методологии науки (позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм).

26. Основы философской герменевтики.

27. Психоаналитическая антропология З.Фрейда и неофрейдизм (Э. Фромм).

28. Анализ человеческого существования в философии экзистенциализма.

29. Русская философия XIX в.: западники и славянофилы.

30. Общая характеристика русской философии XX в.

31. Философская система В.С. Соловьева.

32. Философия русского космизма: Н.Федоров, К.Э.Циолковский, А.Л. Чижевский

33. Вопрос о сущности техники в философии ХХ в. Технократические и антитехнократические утопии постиндустриального общества.

34. Принципы и категории онтологии.

35. Понятие материи в философии и науке.

36. Философские концепции пространства и времени. Особенности социального пространства и времени.

37. Идея развития в философии.

38. Исторические формы диалектики.

39. Проблема метода в философии: диалектика и метафизика. Принципы, законы и категории диалектики.

40. Детерминизм и индетерминизм. Проблема свободы воли.

41. Происхождение и сущность сознания. Сознание и бессознательное.

42. Философская антропология. Проблема человека в современной философии. Биологическое, социальное и духовное в человеке.

43. Проблема познаваемости мира в философии. Вера и знание.

44. Формы и уровни познания. Научное и вненаучное познание.

45. Понятие субъекта и объекта в гносеологии.

46. Структура научного знания. Проблема роста научного знания.

47. Методология и методы научного познания.

48. Вопрос о сущности истины и ее критериях в истории философии.

49. Общество как целостная система. Структура общества.

50. Духовная жизнь общества.

51. Специфика социального познания.

52. Общественное сознание.

53. Взаимодействие общества и природы. Учение В.И.Вернадского о ноосфере.

54. Личность и общество.

55. Философия истории. Формационный и цивилизационный подходы к осмыслению исторического процесса.

56. Общественный прогресс и его критерии.

57. Глобальные проблемы современности.

58. Проблема ценностей в философии.

59. Проблема смысла жизни в философии.

 

евреева ольга анатольевна

александра александровна

 

-3 или более устных ответа на семинаре

-успешная сдача контр точки

 

любой учебник, история + теория; ф-софский словарь

 

"вопросы для обсуждения" в плане - как доп. на экзамене.

 

7 февраля

Что такое философия. Место философии в системе духовной культуры.

 

знания, которые мы получаем в рез-те изучения мира, накапливаются, затем образуют систему.

путь развития человечества можно сравнить с путём развития человека.

первые знания - с помощью чувств.

разум - способность абстрагировать

у ребёнка 1 слово = 1 предмет (нет абстракции, конкретика)

переход от конкретного к абстрактному

мы пытаемся рационально осмыслить данные органов чувств, систематизировать их - > картина мира.

человек изучает мир, чтобы затем изменить его для себя.

мы изучаем природу, чтобы приспособиться к ней.

"на новые открытия человека толкает собственная лень"

или "человек изменяет мир под себя, так как по-другому не может".

Способы познания:

-эмпирео

-рацио

-интуиция

-"вера как способность постигать мир"

образ -> абстракция (выделить существенное)

философия рождается из мифологии

они обе пытаются ответить на вопрос о происхождении мира, о смысле жизни.

 

Философия - "любовь к мудрости".

способ и результат духовного освоения мира, наряду с наукой, искусством, мифологией, религией, право.

 

предмет исследования философии и религии сходен.

философское знание рационально.

религиозное знание основано на вере.

 

предметы науки и философии различны.

философия пытается "выйти за границы", её интересует человек с экзистенциальной точки зрения.

 

предмет философии - предельные основания всего сущего.

 

философия сложилась в 6 в до нэ в

1 др греции

2 др индии

3 др китае

 

философия родилась на основе мифологии

"философия рождается в результате рационализации космогонического мифа" (кессиди) (мифогенная концепция возникновения философии)

 

на востоке знание было синкретично, поэтому наука там не выделилась, религия не отделена от философии.

на западе произошло разделение на науку, философию, мифологию итд.

 

атеизм

деизм (первый - Аристотель) (бог-демиург, который создал мир и не принимает в нём участия)

теизм - (1) политеизм (2) монотеизм (бог - личность, творец)

патнеизм (философская мысль 6 в пантеистична)

 

по мере развития цивилазации человек отдаляется от бога.

постепенно человек перестаёт мыслиться как божественное создание.

 

 

14 февраля

древнеиндийская философия

разрабатывается в сер 1-го тыс до нэ

является частью всей древнеиндийской религиозной жизни, поэтому носит рел-фсоф характер

отправной точкой др-инд ф являются Веды.

 

все древнеиндийские фсофские школы делятся на 2 группы.

 

астика - строятся на авторитете вед.

настика - отрицают авторитет вед.

 

астика

1 веданта

2 миманса

3 ньяя

4 вайшешика

5 санкхья

6 йога

 

настика

1 чарвака

2 джайнизм

3 буддизм

 

для др-инд культуры нехарактерно разделение ф, религии и науки.

они существуют в синкретическом состоянии

любую школу можно рассматривать как научную и религиозную.

 

1 чарвака (локаята)

-атеизм

-материализм

мир ограничивается только лишь видимой его частью

-у чка нет души, нет вечной жизни

-в мире нет морального закона

-нет кармы

человек живёт только один раз

смысл жизни - максимальное наслаждение

 

некоторые исследователи выдвигают предположение, что такой школы не было; её придумали представители других школ (для контраста с самими собой) как выражающую точку зрения обывателей

 

2 джайнизм

отрицают авторитет вед, так как нельзя поклоняться писаному тексту, пусть даже священному

надо поклоняться не книге, а людям, которые достигли высот в своём духовном развитии

(хотя в их философии нет противоречий с ведами)

авторитет - 24 учителя (тиртханкара), последний из который - Махавира

т.о., главное расхождение с ортодокс. школами - вопрос о почитании, в основном почти совпадают

джина = "победитель", то есть человек, достигший высот в своём дух.развитии

 

ахимса - ненанесение вреда всему живому (=> вегетарианство)

в др-инд культуре считалось, что душа может перевоплотиться и в любое животное, насекомое

джайны носят маски, метут метёлками землю, не занимаются с/х, чтобы не убить мошку или червячка

 

джайнизм - одна из нац религий индии

 

духовное развитие предполагает душевное равновесие.

причина нарушения дух. равновесия - разум, так как разум претендует на аболютность, хотя сам ограничен

джайны предлагают ставить разум на место тем, что добавлять к каждому выражению "некоторым образом".

 

3 буддизм

рел-фил школа, которая переросла в мировую религию

 

принципиальные положения буддизма расходятся с принципиальными основаниями инд культуры

вся индийская культура строится на кастовом делении общества

 

четыре варны:

брахманы - жрецы

кшатрии - воины, правители

вайшьи - торговцы, ремесленники, земледельцы

шудры - рабы

 

эти сословия считаются не только социальными, но и "духовными".

 

буддизм отрицает сословное деление

 

основатель - сиддхартха гаутама из рода шакьямуни

до 29 лет жил во дворце, затем увидел похоронную процессию, нищего, больного, калеку

он задумался о причинах страдания

покинул дворец, странствовал

под деревом бодхи на него снизошло откровение:

 

четыре благородные истины:

1 жизнь есть страдание

2 причина страданий - жажда жизни (желания)

3 есть избавление от страданий

4 есть путь к избавлению от страданий

 

"восьмеричный путь":

главное условие освобождение от страданий - соблюдение морально-нравственного закона, делать добро и избегать зла

буддизм предполагает и работу с сознанием (медитация, дух. практики)

медитация - вхождение в состояние безмыслия

когда человек мыслит, он привязан к внешней реальности, и сам себя не может познать

 

буддизм - специфическая религия, так как в ней отсутствует понятие бога.

высшая реальность = великая пустота, которая и рождает весь мир.

 

в других инд. школах душа перевоплощается, пока не обретёт высшее блаженное существование.

в буддизме - пока не сольётся с пустотой, то есть перестанет существовать

конечная цель перевоплощений - прекращение существования

 

астические школы делятся попарно

вед+мим

вайш+ньяя

сан+йога

 

вед-мим - древнеиндийская теология

ньяя-вайшешика выражают др-инд натурфилософию

санкхья-йога описывают инд.дух. путь человек (санкхья - теория, йога - практика)

 

14 февраля

Античная философия

 

6 в до нэ - 5 в до нэ

 

1 досократики

2 софисты и сократ (5 в до н.э.) антропоцентризм

3 классический период (платон, аристотель)

4 эллинстический период

 

Досократики: космоцентризми пантеизм

"всё одухотворено"   1) милетская школа (г. милет) - натурфилософская школа, их внимание было обращено на природу. "что является…

Платон

купил землю - "Академия"

мир вещей - мир идей (эйдосов)

 

высшая идея - идея блага = красоты

 

 

происходит эманация - идеи "падают" на материю и превращаются в вещи

 

душа бессмертна. она всё помнит. припоминает.

после смерти восходит в мир идей, "обжигается" и снова падает.

 

три части души:

1 разумная

2 волевая

3 вожделеющая

 

идеальное государство

философы правят, воины защищают, ремесленники-земледельцы создают продукты труда. (по тому, у кого какая часть души развита)

(ремесленники желают иметь, поэтому у них 3 часть лучше развита)

 

Аристотель: Платон приуменьшил роль частной собственности.

 

миф о пещере.

 

онтология - учение о бытии

гносеология - познании

этика - морали

эстетика - красоте

аксиология - ценностях

логика - правилах мышления

социальная философия - законах развития общества

 

платон и аристотель касались всей этой проблематики и создали целостные системы

они - первые систематизаторы знания

 

Аристотель

деист   бог создал мир в едином акте, но не бог-творец, а бог-демиург (строитель)

Теоцентризм

креационизм(идея творения мира богом из ничего)

Провиденциализм

философию использовали как инструмент для решения теологической проблематики   две проблемы, бл-ря к-рым мы можем сказать, что средневековая мысль была философична:

Гл. проблемы

1 проблема универсалий

2 пр-ма соотношения веры и разума

 

универсалии - общие понятия

 

Универсалии

 

три решения:

1 номинализм - универсалии не существуют, они - лишь имена, относящиеся ко множеству вещей

2 реализм - универсалии существуют до вещей.

3 концептуализм - универсалии не сущ-ют, но есть концепты в уме

 

Пр-ма разум/вера

2 вера - основа любого знания (Фома Аквинский) 3 истинно только то, что разумно. знание должно быть рационально обосновано. …  

Гуманизм

возрождается интерес к ч-ку

 

16 в.

Николай Кузанский - тяготел к пантеизму

Николо Маккиавелли - описал общество, каково оно есть, а не каково должно быть. Правитель д.б. воплощением гос-ва.

Эразм Роттердамский "Похвала глупости".

Томас Мор "Утопия".

 

"теория 2 истин" - истина-вера, истина-знание.

 

Реформация

никто не мб посредником между человеком и богом вернуться к идеалам ранних христиан авторитет - августин

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

  объективный идеалист.  

Людвиг Фейербах

-"антропологический" материалист.   так же как и кант, воспевает человека, но человек - венец природы.

Артур шопенгауэр 1788-1860

"мир как воля и представление" мировая воля - у неё нет цели. она дробится на воли людей всё движется благодаря воле

Сёрен кьеркегор 1813-1855

1 эстетическая 2 этическая 3 религиозная

Позитивизм

  кл философия - метафизические иллюзии ценно положительное/позитивное знание

Эмпириокритицизм

эрнст мах

 

отказ от изучения внешнего источника знаний. познание вещи самой по себе

главное - обобщение данных и создание теории научного познания.

 

неопозитивизм

 

гл задача ф - анализ лог и математических конструкций, лежащих в основе пострения научного знания.

принцип верифицируемости

 

ест науки д-ны основываться на положенииях физики

 

Логический позитивизм

...

 

Научные методы

синтез-анализ систематизация  

Карл Густав Юнг

"надо рассматривать не индивидуальное, а коллективное бессознательное".   у католиков - от отца и сына