Конспект лекций по дисциплине Философия

 

 

Конспект лекций

по дисциплине

«Философия»

 

 

Преподаватель:

Павлова Алевтина Тимофеевна

 

Напечатал:

Халимончик Виктор Владимирович

 

 

Минск 2010

Философия, учебное пособие, РИВШ, 2006, Яскевич

 

Лекция 1. Философия в системе культуры

 

Понятие философии;

Основные мировооззренические вопросы;

Основные функции философии;

Философия и наука;

Философия и искууство;

Философия и религия;

Две эпохи в развитии филосовской культуры.

 

Понятие философии

 

Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний:

· о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия;

· о наиболее общих сущностных характеристиках чел отношения к природе, обществе и духовной жизни.

 

 

Основные мировоззренческие вопросы (проблемы)

Проблема универсума

 

Философия обосновывает категориальную (понятийную модель мира и отвечает на вопросы о формах и способах его бытия.

 

Проблема человека

 

Ø в чем смысл жизни человека;

Ø свободен или не свободен он в своих действиях и поступках;

Ø каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов бытия.

 

Проблема взаимосвязи человека и мира

 

Анализ различных форм и типов отношений между человеком и миром.

 

Основные функции философии

1.Мировоззренческая;

2.Методологическая;

3.Социально-критическая;

4.Кумулятивная;

5.Регулятивно-эврестическая;

6.Логическая.

Мировоззренческая функция философии

Ø вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека;

Ø исследует формы практического, познавательного и ценностного отношений человека с действительностью;

Ø обосновывает принципы этих отношений, разрабатывает цели и идеалы развития человеческого общества и культуры.

 

Методологическая функция философии

 

Ø разработка научной картины мира;

Ø обоснование образа познания;

Ø формирование обобщенной модели взаимодействия науки, общества и человека.

 

Социально-критическая функция философии

 

Ø оказывает влияние на формы и принципы организации социальной жизни;

Ø обосновывает стратегические цели и приоритеты развития общества и культуры;

Ø разрабатывает программы социальных изменений и трансформаций.

 

Кумулятивная функция

 

Ø обобщение и интеграция научного знания;

Ø формирование на этой основе общенаучной картины мира.

 

Регулятивно-эврестическая функция

Ø разработка системы принципов и норм научно-познавательной деятельности.

 

Логическая функция

Ø разработка категориально-понятийного аппарата научного мышления.

 

Философия и наука

 

Общее между ними:

Ø Категориально-теоретический тип знания, в котором исследуемая реальность не только описывается, изображается, но и объясняется;

Ø Философия как наука опирается на специально разработанные техники мышления, логические правила и методологии.

 

Различия философии и науки

Ø Философия не может абстрагироваться от субъективного контекста познания; Ø Наука воспроизводит мир таким, каким он существует в своей… Ø Философия – ценностная форма сознания, отражающая реальность как значимую для человека с позиций его высших…

Философия и искусство

Общее: Ø Познавательный интерес и философа и художника всегда направлены на… Ø Философские трактаты многозначны, их содержание всегда опосредовано спецификой авторского мировосприятия.

Философия и религия

Общее: Ø Религия содержит в себе значительный элемент рациональности (в…  

Философия и мировоззрение

 

Структура мировоззрения его исторические типы;

Предмет философии, структура философского знания;

Специфика и методы философского мышления.

Мировоззрение – это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, общество, явления природы, на самого себя,…    

Основные уровни мировоззрения

Повседневно-практический – это стихийно складывающаяся форма мировоззрения. Это массовое сознание.   Теоретический уровень:

Категории философии

Категории философии – это фундаментальные понятия, которые фиксируют существенные свойства предметов, явлений действительности.   Такие понятия присутствуют во всяком мышлении, на них держатся познание. Это:

История диалектической мысли

 

Понятие диалектики

Этапы становления диалектики

Основные принципы и законы диалектики

Категории материалистической диалектики

Постклассические версии диалектики

Понятие диалектики

 

Диалектика – это философское учение о движении, изменении и развитии всего сущего.

 

Термин происходит от древнегреческого слова, которое означает искусство вести беседу или спор.

 

Этапы развития диалектических учений

1. Античная диалектика; 2.Диалектика немецкой классической философии; 3. Материалистическая диалектика, представленная в рамках марксистско-ленинской философии;

Основные принципы и законы диалектики

Ø Принцип материального единства мира; Ø Принцип всеобщей связи; Ø Принцип развития.

Категории материалистической диалектики

· общее – особенное – единичное;

· содержание и форма;

· необходимость и случайность;

· причина и следствие;

· сущность и явление;

· возможность и действительность и др.

 

Постклассические версии диалектики

Постклассические версии диалектики связаны с радикальной критикой рационалистической традиции. В рамках неомарксистской доктрины в 20 столетии развиваются варианты диалектики:

¨ «праксиса»;

¨ «негативной диалектики»;

¨ «авангардистской диалектики эстетического нигилизма» и др.

 

Неомарксистские концепции диалектики

Одна из первых концепций неомарксистских концепций диалектики была предложена в книге Д. Лукача «История и классовое сознание. Исследования о марксистской диалектике» (1923 г.). Обозначены основные мировоззренческие и методологические ориентиры диалектической философии в его лево-радикальной интерпретации.

 

Концепция социальной диалектики

 

Отличительной особенностью, предложенной в работе Д. Лукача концепции социальной диалектики являлось то, что теоретические построения Гегеля истолковывались в духе основополагающих идей и категорий «Капитала» К. Маркса. Это придало данной концепции очевидную социально-практическую заостренность.

 

 

Негативная диалектика

 

Представители Франкфурсткой школы (М. Хоркхаймер, Т. Адорно), разрабатывая разрабатывали свою версию «критической теории». В 1966 году выходит работа Т. Адорно «Негативная диалектика». Задача – обосновать несостоятельность и отчужденный характер «позднебуржуазного общества».

 

Экзистенциальная диалектика

С. Кьеркегор претендует на разработку «экзистенциальной диалектики», которую он оценивал как «качественную».   Экзистенциальная диалектика – это своеобразная субъективная логика существования личности, переживание ею своей…

Диалектика праксиса

 

Разработана французским философом Ж. П. Сартром (1905-1980) в работе «Критика диалектического разума». Ж. П. Сартр анализирует диалектику исторического процесса. Он объявляет себя учеником Маркса.

 

Философия материи

 

Эволюция представлений о материи

Понятие материи

Системно-структурная организация материи

Движение и развитие

Пространство и время

Эволюция представлений о материи

Выделяют три этапа развития представлений о материи. Трактовка материи:    

Современные научные представления о материальном мире

Системная методология представлена в современной науке: ü системным подходом; ü общей теорией систем;

Философия природы

 

Понятие природы

Эволюция взглядов на природу

Проблема взаимосвязи общества и природы

Коэволюция стратегии развития общества и природы

 

Понятие природы

 

Природа – это все сущее, бесконечное многообразие конкретных проявлений бытия. В этом плане категория «природа» соразмерна с понятиями «материя», «реальность», «Универсум», «Космос».

Под природой в узком смысле понимается естественная среда обитания человека, традиционно противопоставляемая обществу и человеку. Это объект изучения конкретных наук, и философской рефлексии над различными аспектами существования природного мира.

 

Эволюция взглядов на природы

Для натурфилософского периода античной философии характерна постановка проблемы «архэ» (от греч. arhe – начало) – поиск единой основы мироздания. …   · У Лукреция Кара природа предстает как рождающая творческая фюсис.

В. И. Вернадский

Концепция биосферы

  Ноосфера(noos – разум, sphaira – шар). У Вернадского это качественно новый…  

Проблема взаимосвязи общества и природы

В различные исторические эпохи взаимодействие общества и природы складывалось по-разному: · Для архаического общества характерна высокая степень включенности человека… · В эпоху античностиначинает проявлять себя противостояние человека природной среде его обитания.

Социальная экология.

Объектом исследования является природный мир. понятие ввели Р. Парк и Э. Берджесс. Социальная экология исследует структуру функционирования «второй»… Основные модели социальной экологии: Мифологическая. Фиксирует архаический тип природопользования. Мифологическое отношение к природе формирует целостное…

Философия глобального эволюционизма и синергетика

 

Принципы эволюционизма

Динамика идей эволюционизма

Современная трактовка глобального эволюционизма

Основы синергетики

В современной науке есть такие направления: Ø теория систем Ø синергетика

Основы синергетики

Синергетика возникает в начале 70-х годов 20 века как особое междисциплинарное направление научных исследований.   Синергетика (от греч. –совместный, согласованно действующий). Синергетика исследует процессы самоорганизации. Под…

Онтология как философское учение о бытии

Понятие онтологии

Основные трактовки бытия

Виды и формы бытия

Онтология (греч. on – сущее, logos – учение) – это учении о бытии всего сущего, о всеобщих принципах организации бытия.   Понятие онтологии ввел в философию в первой половине 18 века Вольф. Работа Вольфа «Первая философия или онтология»…

Бытие

Классический вариант понимания бытия возникает в античной философии. Многие мыслители того времени признавали основой бытия атомы, которые понимались как материал, основа всех вещей.

 

Начиная с философии Канта, бытие связывается с познавательной и практической деятельностью человека. Человек рассматривается в системе сложных бытийных отношений. Понять человека можно лишь исходя из его встроенности в целостность реального мира.

 

Современный этап трактовки бытия. Немецкий философ Риккерт различает чувственно-реальное и ирреальное бытие. Он отмечает то, что естествознание имеет дело с миром ценностей. Риккерт сводит бытие к сознанию субъекта, при этом сознание понимается как всеобщее безличное сознание. Реальность рассматривается как результат деятельности безличного сознания, конструирующую природу.

Для феноменологии немецкого мыслителя Гуссерля характерно проведение различий между реальным и идеальным бытием. Реальное – это внешнее, временное, идеальное – это мир чистых сущностей (эйдосов), обладающих подлинной очевидностью.

 

Небытие

В окружающем мире наряду с фактом присутствия вещей и явлений есть «эффект отсутствия». Категория небытия обозначает свойство вещей не существовать,…   Небытие – это то, что реально не существует, что пока еще не возникло или прекратило свое существование.

Абсолютное бытие

Наделяется свойствами вечности, стабильности – Бог, абсолютные идеи Гегеля, материя в материализме. Такое бытие принципиально не наблюдаемо – оно… М. Хайлеггер писал: «Ничто – есть отрицание всей совокупности сущего, оно…  

Классика и современность

 

Характерные черты и принципы классической философии

Особенности постклассической философии

Основные программы и проблемы постклассической философии

Этапы развития постклассической философии

Характерные черты классической философии

· Классическая философия основывается на принципах рациональной, гармоничной и реалистической интерпретации мира.

· выдвигала требование познания природы и общества с целью их разумного преобразования

· При этом большинство мыслителей исходило их того, что познание истины доступно каждому человеку.

· Разум рассматривается как познавательная способность, сверхопытной сущностью, то есть не выводимое из опыта и не сводимое к нему; как средство переустройства мира и человека.

· Высшей абсолютной ценностью является разум, решающей силой……

· Считалось, что между знанием и окружающим миром имеется согласованность, так как миру присущ внутренний порядок, дело мыслителя заключается лишь в том, чтобы найти принцип согласования

· Сущность человека определяется границами разума и сводится к познавательной способности человека постигать законы бытия

· Свобода понималась как свобода, не имеющая границ, как абсолютная свобода личности

· Классические философские системы отличались претензией на целостность, завершенность, монологическо-поучительным стилем изложения, стремлением к объяснению закономерностей субъективной и объективной реальности.

· Классический рационализм описывал объективный мир в терминах деятельного мировосприятия, причем деятельность понималась через сознание, то есть происходило отождествление деятельности и сознания

· Характерны строгость, логичность, доказательность, рационально-рассудочной схемой рассуждения, возможностью достижения абсолютного знания.

· Философское знание строится как особая форма объективного знания, а субъект как бы извне исследует и свое состояние и внешнее ему бытие.

· Свойственна естественная упорядоченность мироустройства, которому присущ разумный порядок, гармония, убежденность в универсальности методов познания, всеобщности принципов развития истории, их доступности рациональному постижению

 

 

Основные принципы:

 

ü поиск единых оснований сущего (Милетская школа, Аристотель и тд. д.)

ü сведение всего многообразия духовного мира человека к рациональной способности мышления

ü говорилось о высочайшем развитии человека и человечества

ü субъектно-объектные отношения выступали основой процесса познания

ü постижение истины являлось главной целью гносеологии

 

Постклассическая философия связана с неприятием фундаментальных принципов классического философствования, попытками их радикального переосмысления.

Формирование постклассической философии было социально подготовлено и вызвано кризисом философии и культуры Западной Европы.

В конце 19 века происходит рассогласование между рационально сконструированными образцами мироустройства и действительным миром, зачастую антиразумным, иррациональным, иным по своей природе.

В постклассической философии пересматривается статус азума познающего субъекта, структура познавательного процесса. Актуальными становятся альтернативные, противоположные рационализму формы осмысления бытия и человека – иррационализм.

 

Иррационализм (лат. неразумный, бессознательный) – это отрицание возможностей разума в процессе познания. Основой познавания объявляются интуиция, чувства, воля, мистический опыт.

 

Представители иррационализма:

Ø А. Шопенгауер

Ø Ф. Ницше

Ø С. Кьеркегор

Ø А. Бергсон

 

В постклассической философии центральной проблемой становится антропологическая. Человек рассматривается не как существо рационально-познающее или социально-активное, а как существо переживающее, сомневающееся, самосозидающее.

Речь идет не о возможности получения универсальных истин, как в классической философии, а о постижении смысла бытия личности, испытывающей массирование, репрессирование, социальное воздействие. Главное, что волнует постклассическую философию – это понимание того, что происходит с человеком, с его сознанием в условиях массированной манипуляции им. Постклассическая философия задается вопросом, что предпринять, чтобы остаться человеком в таком социальном окружении.

Постклассическая философия переходит от поиска всеобщих принципов, универсалий к самоценности индивидуального единичного.

Происходит переосмысление рационализма. Рамки рациональности расширяются. Научная рациональность рассматривается как одна из разновидностей множества типов рациональностей …..

 

Рационализм (лат. разум) – это направление в гносеологии, признающее разум сновой познания и поведения людей.

 

Возник в период античности – Сократ, Платон, Аристотель. Ярко проявил себя в 17-18 вв. – Декарт, Спиноза, Лейбниц.

 

Рационализм противопоставлял себя иррационализму, сенсуализму, эмпиризму. Обращение к разуму, как единственному источнику научного знания привело рационализм к идеалистическому заключению о существовании врожденных идей (Р. Декарт), к отрыву мышления от реального объекта. Происходит изменение классических идеалов строгости по отношению к философскому языку. Язык становится более гибким, художественным, реалистичным, то есть допускающим различные интерпретации и соответствующую глубину понимания.

В рамках постклассической философии осуществляется смена парадигм: происходит переход от философии сознания к философии языка. На смену анализа S От представлений приходит исследование отношений между языком и миром– лингвистическая философия, структурализм, постструктурализм.

 

Парадигма (греч. пример, образец) – это совокупность установок, принимаемых научным сообществом в течение определенного времени в качестве модели (образца) решения конкретных задач.

 

Постклассическая философия представляет собой большое разнообразие различных течений, школ, проблем и методов, нередко противостоящих друг другу.

Основные программы постклассической философии:

Ø Иррационалистическая традиция (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше)

Ø Социалльно-критическая программа. Направлена не только на объяснение но и на изменение социума – марксизм, неомарксизм, постмарксизм.

Ø Критическо-аналитическая программа направлена на переосмысление научно рационалистических приоритетов и ценностей – неопозитивизм, постпозитивизм, структурализм.

Ø Экзистенцально-психологическая программа направлена на переосмысление философского самосозидания – экзистенциализм, герменевтика, феноменология, психоанализ.

 

Основные проблемы постклассической философии:

§ анализ бытия человека;

§ анализ языка;

§ разработка категориального аппарата.

 

Этапы развития постклассической философии

 

К первому этапу относится критика философской классики в творчестве А. Шопенгауэра, Кьеркегора, позднее Ницше. Идеи этих мыслителей заложили основания постклассического философствования.

К первому этапу, этапу распада гегелевской философии относится марксизм, которые претендовал на преодоление гегелевской философии на принципах постклассического мышления.

 

Марксизм – это основанная К. Марксом и Ф. Энгельсом система философских взглядов, включающая диалектику, материалистическое понимание истории, обоснование экономических законов развития капиталистического общества.

 

Неомарксизм возник в 30-80 гг. 20 века. Распадается на два противостоящих друг другу направления:

 

1. Диалектико-гуманистическое.Основоположники – Лукач, Корш, Грамш, позже – Хабермас, Маркузе, Фром, Мерло-Понти. Они стремились поставить в центр марксистской философии человека как субъекта исторического действия, опирались на ранние работы Маркса.

2. Сциентическое.Представители – Альтюссер, Вольпе, Коэн, Ремер. Они считали, что марксизм недостаточно научен, ставили задачу придать историческому материализму строго научную форму, при этом использовали функциональный анализ, теорию игр.

 

К неомарксизму относятся:

ü группы марксистски ориентированных теоретиков национально-освободительного движения;

ü Исследователи проблем «третьего мира»;

ü Исследователи проблем глобализации

ü Самин, Франк, Валлерстайн

К первому этапу в развитии постклассической философии следует отнести и русскую философию (конец 19 – начало 20 вв.). Великий представитель этого направления Н. Бердяев является основателем экзистенциализма.

 

Второй этап характеризуется поиском новых форм филоисовствования. Это свойственно таким философским направлениям, как философия жизни (Дильтей, Берксон, Шпенглер) и позитивизм (Конт, Спенсер, Миль).

Относится и неотомизм. Основатель Маритен, Жильсон. Сюда же входит психоанализ (Фрейд, Юнг и др) и прагматизм (Пирс, Джемс).

 

Третий этапоформился к середине 20 века. Основные направления:

 

§ экзистенциально-феноменологическая философия. Основная цель – разработать философию человека, которая бы учитывала специфику человеческого бытия и рассматривала человека как единичного, конкретного. Среди представителей такие экзистенциалисты, как Паскаль, Достоевский, Кьеркегор, Ницше, Гуссерль.

Экзистенциализм возникает накануне Первой Мировой войны в России – Шестон, Бердяев. После Первой Мировой войны – в Германии – Хайдеггер, Ясперс, Бубер.

В период Второй Мировой войны распространяется во Франции (Марсель, Сартр, Мерло-Понти, Камю, Симона-де-Бовуар).

В середине 20 века и в других странах, в том числе в США.

В Испании экзистенциализму близок Хосе Ортега-и-Гассет.

 

Экзистенциализм – это философское течение, рассматривающее человеческое существование как нечто уникальное, единичное. Подлинное существование постигается в пограничных ситуациях.

Пограничные ситуации – это наиболее опасные моменты человеческого существования, когда возникают состояния страха, заботы, вины, выбора, ожидания смерти. В такие моменты раскрывается человеку подлинный смысл его бытия.

§ аналитическая философия. Развивали Рассел, Витгенштейн. Они решали проблему установления границ познания, видят в философии не теорию, а иетод философского анализа, пытаются переориентировать философию на исследование языка науки. Представители аналитической стратегии предложили создать универсальный язык науки, то есть устранить разрыв между словами и опытом, избавиться от двусмысленности обыденного языка. Основная цель аналитической философии – устранение псевдопроблем и выработка логически безупречных структур языка. Основные принципы выражены в работах Фреге, Рассела, Мура, Витгенштейна.

 

Позитивизм – философское направление. Основал Конт в 30-е годы 19 века.

Главная идея позитивизма – научное знание – это совокупный результат специальных естественных наук. Основные методы познания – наблюдение, эксперимент.

 

Основные формы позитивизма:

1. Классический позитивизм (Конт, Миль, Спенсер)

2. Эмпириокритицизм (махизм) – Мах, Авинариус

3. Неопозитивизм (Шлик, ассел, Витгенштейн).

 

Эмпириокритицизм (махизм) – это субъективно-идеалистическое течение конца 19 – начала 20 века. Мир – совокупность ощущений, восприятий. Познание – средство биологического приспособления к окружающей среде. Задача науки – описание фактов на основе простоты и целесообразности.

 

Неопозитивизм – направление философии 20 века. Противопоставляет науку философии, устраняет философию из науки. Задача науки – разработка метода логического или лингвистического анализа знания. Развивает идеи современной логики.

 

Герменевтика – течение в современной философии. Основы заложил Шлейермахер. Идеи развивали Аильтей, Рикер, Гадамер.

Возникла в Древней Греции как искусство понимания жрецов. Сократ в диалоге «Ион» говорил: «Поэты – толкователи воли богов, одержимые каждый тем богом, который им владеет».

Аристотель рассматривает герменевтику как вид логической грамматики.

Млейермахер утверждал: «Чтобы понять чужой текст, необходимо проникнуть в душевное состояние, психику, язык автора текста».

Неотомизм – влиятельное учение современной философии католицизма. Представители: Жильсон, Маритен.

Основа неотомизма – учение о гармонии веры и разума. Вера и разум – два пути постижения Бога: сверхъестественный – через откровение, слово Божье; естественный – через познание разумом мира, сотворенного Богом.

Признает три формы познания истины: науку, философию, теологию. Наука фиксирует явления, философия – служанка теологии, теология – сверхразумное знание, равное вере.

 

Постмодернизм – представители Деррида, Делез, Лиотар. В работе «ситуация постмодерна (1979 г.) Лиотар отмечает, что закономерным плодом рационалистического индустриального прогресса стали тоталитаризм, противостояние Севера и Юга, безработица.

Представители постмодернизма скептически относятся к установке на преобразование действительности. По мнению представителей постмодернизма мир не только не поддается человеческим усилиям его переделать, но и не вмещается ни в какие теоретические схемы. Делает акцент на уникальности, неповторимости всякого явления, события, факта. Крайние формы критических возможностей познания проявляются в полном отрицании науки, в поиске ее замены «субъективностью», в распространении мистицизма в научной среде.

 

Проблема человека в философии и науке

Философская антропология

Человек как предмет философского анализа

Фундаментальные представления о человеке

Основные концепции происхождения человека

Человек в системе социальных коммуникаций

Философская антропология

Философская антропология – это фундаментальная наука · о сущности человека, · о его отношении к природе,

Фундаментальные представления о человеке

Идея о человеке как Божественном творении воплощена в Ветхом Завете, античной религии, включает в себя мифы о сотворении Богом человека, его тела и… В античной культуре идея о человеке как разумном существе homo sapiens. Разум – специфическое деятельное начало, свойственное только человеку, благодаря ему человек получает возможность…

Важнейшие концепции антропосоциогенеза

1. Креационистская концепция. Разрабатывалась в рамках религиозного мировоззрения. Человек выступает здесь как результат Божественного творения,… 2. Эволюционная концепция. Была впервые разработана в теориях Ламарка… 3. Идея о человеке, как животным, заболевшим духом. Шопенгауэр, Ницше, Бергсон. Постулирует тезис о человеке как…

Человек в системе социальных коммуникаций

Свою подлинную сущность, реальность человек получает лишь в обществе, которое задает шкалу единых культурных ценностей и определяет степень… Человек в системе социальных коммуникаций может быть рассмотрен в 3 основных… 1. Генетическом. Факторы связаны с процессом социализации личности.

Феномен массового человека

· стандартизированность мышления, существования · принципиальная анонимность  

Экзистенциальные проблемы существования человека

 

Проблема смысла жизни

Проблема смерти и бессмертия человека

Проблема свободы

Проблема смысла жизни

Эта проблема определяет жизненную стратегию человека и выбор ценностных приоритетов. Данный выбор сугубо индивидуален и связан с личностными…   Основные векторы смысла жизни:

Проблема смерти и бессмертия человека

Отношение к смерти всегда наполнено драматизмом. Смерть человека – это угасание «микрокосма» – «человеческой Вселенной». Проблема жизни и смерти – одна из основных тем философского размышления. Смерть – это прекращение жизни, естественный или насильственный конец индивидуального живого существа.

Отношение к смерти древних народов

  В Древнем Египте сложился культ погребения, целая иерархия ценностей, поэтому…  

Философия сознания

2. Сознание как отражение действительности. Уровни отражения 3. Структура сознания 4. Основные традиции в исследовании сознания

Структура сознания

Фрейд первым пытался осмыслить структуру сознания. Выделил модели психики как единство: ОНО, Я, сверх Я (суперэго). Феномен сознания образуется за…   Уровни сознания:

Многомерность сознания

Существуют три парадигмы в исследовании сознания: ü субстанциональная. Исходит из признания самодостаточности сознания,… ü функциональная (атрибутивная). Гоббсс, Локк, Гельвеций, Дидро. Сознание – это отражение реально существующих…

Проблема искусственного интеллекта

В психологии интеллект определяется как относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, ориентированная на решение когнитивных…   Интеллектуальная интуиция – это совокупность функциональных возможностей кибернетических систем решать задачи, ранее…

Социальная природа сознания

Общественное сознание – это 1) философская категория для обозначения фундаментального свойства социального субъекта отражать социальную и природную…    

Теория познания

 

Специфика познавательного отношения человека к миру

Проблема познаваемости мира, ее основные направления

Различные интерпретации проблемы объекта и субъекта познания

Структура познавательного процесса

Роль практики в процессе познания

Проблема истины в познании

  Познавательная деятельность – это процесс отражения действительности. Это не…  

Структура познавательного процесса

Механизм познания имеет два уровня: 1. Чувственный. Характерно наличие непосредственной связи с реальной… a.ощущения;

Роль практики в процессе познания

Практика пронизывает весь процесс познания от начала до конца. Практика – 1) это основа, цель познания и критерий истинности наших знаний; 2)…  

Специфика научного познания

 

Формы и методы научного познания

Этос науки. Этика взаимоотношений общества и ученого

Наука в аксиологическом измерении

 

Формы научного познания

Ø Проблема; Ø Гипотеза; Ø Научная теория.

Методы научного познания

Научный метод – это система регулятивных принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание дейставительности, генерируется…   Ø философские методы:

Социальная философия

 

Понятие социальной философии

Многозначность определения общества

Социальная организация общества и ее элементы

Концепция развития общества (К. Маркс, М. Вебер, Ю. Хабермас)

  Социальная философия – это учение об обществе, которое раскрывает сущность…  

Многозначность определения общества

Существуют многообразные определения общества:   1.Выделившаяся из природы и взаимодействующая с ней реальность, характеризующаяся системной организацией и спецификой…

Философия истории

 

Проблемы поле философии истории

Этапы становления и основные модели философии истории

Факторы исторического развития общества

Проблема субъекта и движущих сил истории

Развитие общества как цивилизационный процесс

Линейные и нелинейные интерпретации социальной истории

Современный этап цивилизационного развития

Философия истории – раздел философского знания, в котором изучается природа исторического процесса, фундаментальные принципы исторического бытия.

Философия истории:

· Механизмы и закономерности исторического развития социума

· Осуществляется рефлексия над самим историческим познанием.

 

Этапы становления философии истории

1. «Предфилософия истории». Включает в себя античные и средневековые воззрения на историю. В этот период были разработаны идеи «колеса истории»,… 2. Классическая философия истории. Оформляется в 18 веке, как самостоятельный… 3. Неклассическая философия истории. Возникает со второй половиной 19 века, связана с ситуацией «антропологического…

Основные подходы к решению проблемы субъекта истории

О роли масс и великой личности в истории. Мыслители французского Просвещения 18 века в качестве субъекта-творца истории рассматривает великую… Второй подход к решению проблемы субъекта и движущих сил истории представлен в… Третий подход связан с анализом феномена толпы (массы), негативное воздействие которой на общественные события…

Нелинейные интерпретации истории

 

Связаны с представлением о «колесе истории», круговороте событий, «вечном возвращении». Обретают вторую жизнь в философско-исторических концепциях Просвещения в форме цивилизационно-циклической модели исторического процесса (Дж. Вико, И. В. Гете). Нелинейная модель исторического процесса закрепляется в концепциях культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, «морфологии культуры» О. Шпенглера, «локалных цивилизаций» А. Дж. Тойнби и др.

 

Линейные интерпретации истории

Представлены в двух основных моделях: Ø «регрессизм». Появляется в древнем мире в концепциях «возврата имен»,… Ø «прогрессизм». Оформился в 18 веке в философии Просвещения. Связан с верой во всесилие разума, могущество…

Развитие общества как цивилизационный процесс

Основные теоретико-методологические подходы к рассмотрению общества в его историческом развитии: · Историографический; · Культурологический;

Особенности развития цивилизации Запада и Востока

Западная цивилизация характеризуется целерациональным стилем мышления; обнаруживает тенденцию к социокультурной экспансии; проявляет нетерпимость к… Западная цивилизация обращена на познание и преобразование мира; сознательное… Особенности Западной цивилизации: