рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социальные проблемы философии

Социальные проблемы философии - раздел Философия, Поэтому, изучая материал по философии, вам нужно продумывать его и сопоставлять с собственными представлениями по тому или иному вопросу 8.1.1. Понятие Общества Как Социальной Системы: Основные Подходы...

8.1.1. Понятие общества как социальной системы: основные подходы

Раздел философии, рассматривающий историю возникновения и развития общества, теорию социальных связей и отношений, проблематику социальной жизни и философские системы, называется социальная философия (от лат. societas – общество). Общество является частью действительного мира, исторически развивающейся формой жизнедеятельности людей, саморазвивающейся системой.

Понятие общества в истории философии претерпело серьезные изменения. Так распространенным представлением об обществе было определение его как совокупности человеческих индивидов. Такой точки зрения придерживался, например, древнегреческий философ Аристотель, утверждая, что объединение людей в общество происходит для удовлетворения «социальных инстинктов». Данная точка зрения на общество была популярна не только в античности. Значительно позже, в XVII-XVIII вв. философы Т.Гоббс, Дж.Локк, Д.Дидро, Ж.-Ж. Руссо также полагали, что общество – совокупность индивидов. Однако они считали, что люди объединяются с целью взаимного контроля над собственными действиями. Такая позиция являлась выражением бытовавшей довольно длительное время в истории философии иногда имеющей место и в наши днитеории «общественного договора». Данная концепция была популярна в социальной философии и теории права в силу того, что она объясняла возникновение государства не божественным провидением, не действием каких-либо сил, невидимых и непостижимых, а вполне реальной, естественной причиной – необходимостью соглашения между людьми.

Против теории «общественного договора» выступали философы еще в XIX веке. Это, например, О. Конт, основатель нового направления в научном знании – социологии. О.Конт утверждал, что истоки общества состоят в действии некоторого абстрактного закона формирования сложных систем, «закона трех стадий». Любое общество в своем становлении проходит три этапа, которые обобщаются, как исторический опыт в сознании: религиозном (первая стадия); философском (вторая стадия); научном (третья стадия).

К.Маркс также был противником «теории общественного договора». Он противопоставил ей другую теорию – общественно-экономических формаций, согласно которой в основе того или иного типа общества лежит тип производственных отношений. Таких типов выделяется пять: первобытнообщинный строй (формация), рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический (социализм – его первая стадия).

В основе этой концепции лежит понимание общества как совокупности всех общественных отношений. Применив диалектический подход, К.Маркс исследовал общество как сложную, многоуровневую, саморазвивающуюся социальную систему, состоящую из подсистем: материально-производственной, социально-политической и духовной. Определяющую роль в развитии социальной системы играет материально-производственная подсистема общества, а именно производство материальных благ, которое возможно только в процессе производственных отношений: по поводу формы собственности, производства, потребления и обмена.

Большой вклад в понимание общества как сложной системы внес немецкий ученый конца XIX - начала XX вв. - М.Вебер, который в отличие от К.Маркса предложил, так называемую, «многофакторную концепцию общества». Общество как сложная система в своем развитии не может определяться только одним фактором (у К.Маркса таким фактором являлась материальная подсистема). Макс Вебер выделяет несколько причин развития социума: экономическая, политическая, профессиональная – все они равноценны.

Представления об обществе как целостной системе в социальной философии особенно быстро развивались в XX в., под влиянием работ социологов, представителей структурного функционализма, и прежде всего Т. Парсонса и Р. Мертона.

Исходным понятием теории общества Т. Парсонса выступает «социальное действие». Совокупность устойчивых взаимодействий между людьми обозначается Парсонсом как система действий. Как и любая другая открытая система, она должна выполнять ряд функций, наиболее зна­чимыми среди которых выступают адаптация, целедостижение, интеграция и латентность:

- адаптация связана с поддержанием равновесия, приспособлением социальной системы к окружающей среде и контролю над нею;

- целедостижение означает определение и структурирование целей, а также мобилизацию ресурсов на их достижение;

- интеграция предполагает координацию структурных элементов

системы, поддержание солидарности и внутреннего порядка,

противодействие дезинтеграции системы;

- латентность подразумевает воспроизводство культурных образцов, их обновление и передачу последующим поколениям. Перечисленные функции выполняются как всей системой в целом, так и четырьмя соответствующими им подсистемами.

Функция интеграции общества реализуется социальной системой. Другая функция – целедостижения, реализуется системой, которую Т.Парсонс обозначает как личностную. Воспроизводство норм и ценностей общества осуществляется культурной системой, а поддержание равновесия – поведенческим организмом.

Под социальной системой, согласно парсонсовской модели, понимается система, образуемая состоянием и процессами организованного социального взаимодействия между действующими субъектами. Ее структуру составляют четыре основ­ных компонента: ценности, нормы, коллективы и роли.

Важнейшим компонентом социальной системы выступает институционализация – процесс образования устойчивых моделей взаимодействия между социальными деятелями. Эти взаимодействия регулируются определенными нормами и благодаря этому обретают постоянный и предсказуемый характер.

Следствием процесса институционализации становится образование социальной структуры – совокупности стандартных отношений носителей ролей. Поэтому социальную систему можно представить и как институционализированный набор ролей. По отношению к социальной системе три другие подсистемы социального действия: культурная, личностная и поведенческий организм выступают в качестве окружающей среды. Подсистемами социальной системы, в свою очередь, выступают: экономическая система, политическая система, система социетальной общности и система социализации.

Стабильность социальной системы основывается на детерминированных отношениях между ее частями, в противовес взаимодействиям случайным и непостоянным. Взаимозависимость компонентов системы обеспечивает социальный порядок, который обладает тенденцией к самоподдержанию и выражается в равновесии. В качестве необходимых предпосылок устойчивого воспроизводства системы он называет механизмы социализации и социального контроля. При помощи последнего организуются социальные роли и уменьшаются отклонения от стандартных образцов взаимодействий. Элементами социального контроля выступают: санкции; структуры, обеспечивающие сохранение ценностей; насилие и принуждение.

Р. Мертон, критически относясь к теории Т.Парсонса, переработал и создал свою методологию анализа социальной системы. Разрабатывая альтернативную форму функционального анализа, американский социолог подверг критике три традиционных постулата функционализма.

Во-первых, постулат о функциональном единстве общества. Мертон выдвинул положение, согласно которому степень интеграции системы – величина непостоянная и может варьироваться в различных обществах. Во-вторых, постулат о функциональной полезности всех существующих форм и структур. В противоположность этому утверждению он считает, что элементы системы наряду с функциями могут выполнять и дисфункции (отрицательные функции), либо быть нефункциональными. Функции могут быть как позитивными, так и негативными; как явными, так и латентными. Различия между явными и латентными функциями Мертон усматривает в степени их известности и предсказуемости. В-третьих, постулат о необходимости, согласно которому функции удовлетворяют базовые потребности системы, а каждая структура выполняет вполне определенную функцию и в силу этого незаменима. Мертон возражал против жесткой связи структур и функций. Он сформулировал другое понимание: во-первых, структура может выполнять несколько функций, во-вторых, одни и те же структуры в различных системах могут выполнять разные функции, в-третьих, различные структуры в разных системах могут обслуживать схожие функции.

Важным шагом в развитии системного подхода стала теория немецкого социолога Н. Лумана. Согласно ее основным положениям существуют три вида социальных систем: системы взаимодействия, социетальные системы и организации. Первый вид систем основывается на личном восприятии индивидами друг друга. Системы второго рода более всеохватывающи, так как включают в себя все коммуникативные действия. По сравнению с системами взаимодействия они более высокоорганизованны. Современная социетальная система – это, прежде всего, мировое ссобщество или открытая социальная система. Специфическим признаком этих систем является взаимосвязь членства в них с определенными условиями. Важнейшими признаками открытых социальных систем выступают, по Луману: самореференция и аутопойэсис. Самореференция – это способность системы отличать себя от окружающей среды (замкнутость на себя), следовательно, и от других систем. Фактически она сводится к возможности системы устанавливать свои границы. Аутопойэсисозначает возможность воспроизводства системных элементов и отношений внутри самой системы. Главными элементами социальной системы являются не действия, акоммуникации, под которыми понимаются простейшие процессы конструирования реальности.

На современном этапе развития мы можем выделить два уровня обществ: «традиционные» и «современные общества». В основе этой дихотомии современного и традиционного обществ лежит установка на социальные изменения (в первом случае) либо отказ социальной системы принять социальные изменения или приступить к ним. Этой базовой ценностной установке соответствуют экономическая, стратификационная, политическая, идеологическая подсистемы, обеспечивающие интегрированность и функционирование целостной системы.

Понятие стратификации впервые ввел в социологию и социальную философию П.Сорокин. Любое общество, даже древнее, архаичное имеет стратификацию, т.е. деление на социальные группы, слои или «страты». В отличие от марксистской классовой теории, П.Сорокин использует понятие «страт» для объяснения причин мобильности, движения стратов или представителей стратов по «социальному лифту». Признаками стратификации являются: экономическая стратификация, политическая, профессиональная.

Ф.Тённис выделил две специфические формы социальной организации: общину – традиционное сообщество и общество – современное, сложноструктурированное сообщество. Его работы повлияли на Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса. В результате была разработана своеобразная многомерная шкала, позволяющая сравнивать различные типы социальных систем.

Для традиционного общества характерны:

1) естественное разделение труда (по половозрастному признаку);
2) связанность членов отношениями родства («семейный» тип организации общности);

3) высокая структурная устойчивость;

4) относительная изоляция;

5) отношение к собственности, опосредованное через род, общину или феодальную иерархию;

6) наследственная власть, правление старейшин;

7) традиция как основной способ социальной регуляции, универсальный образ действия, разделяемый личностью и сообществом в качестве естественного пути к достижению любых частных целей;

8) регламентация социального поведения конкретными

предписаниями и запретами, отсутствие свободной личности, тотальное подчинение индивида обществу, авторитету;

9) поведенческие максимы, в которых основной акцент делается на пути, ведущем к цели, с этим связаны установки типа «не высовывайся», «будь как все»;

10) господство догматизма, этноцентризма в мировоззрении.

Для современного общества характерны:

1)развивающееся глубокое разделение труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы);

2) социальная мобильность;

3) рынок как механизм, регулирующий и организующий поведение индивида и групп не только в экономической, но и политической
и духовной сферах;

4) выделение множества социальных институтов, позволяющих обеспечивать основные социальные потребности членов общества, и связанная с этим формальная система регулирования отношений (на основе писаного права: законов, положений, договоров и т.п.), ролевой характер взаимодействия, в соответствии с которым ожидания и поведение людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов;

5) сложная система социального управления – выделение института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления;

6) секуляризация религии, т.е. отделение ее от государства, превращение в самостоятельный социальный институт;

7) доминирующие в мировоззрении критицизм, рационализм, индивидуализм;

8) акцент на цели действия, получающий закрепление в поведенческих максимах: «делай дело», «не бойся риска», «стремись к победе»;

9) отсутствие конкретных предписаний и запретов, что влечет эрозию морали и права.

В социальной теории понятие «современность» не тождественно определению «наше время». Современность есть некоторая качественная и содержательная характеристика жизнедеятельности людей, относительно содержания которой между исследователями существует определенное расхождение. Для одних современность – это характеристика определенного набора институтов и процедур, представляющих собой описание нынешней практики западных обществ. Для других современность – это проблема, которая возникает в разных культурно-исторических контекстах (стран, регионов, эпох) вследствие различных обстоятельств как вызов их существованию и возможности развития.

В качестве организующих принципов «современности» чаще всего выделяются:

1) индивидуализм (т.е. окончательное утверждение в обществе центральной роли индивида вместо роли племени, группы, нации);

2) дифференциация (появление в сфере труда огромного количества специализированных занятий и профессий, а в сфере потребления – разнообразие возможностей выбора желаемого продукта (услуги, информации и т.д.), в целом выбора стиля жизни);

3) рациональность (т.е. уменьшение значимости магических и религиозных верований, мифов и замещение их идеями и правилами, которые обосновываются с помощью аргументов и расчетов; признаваемая всеми ценность научного познания);

4) экономизм (т.е. доминирование экономической активности, экономических целей и экономических критериев над всей социальной жизнью);

5) экспансия (т.е. тенденция охватывать современностью как все более широкие географические районы, так и самые интимные, частные сферы повседневной жизни, например, религиозные убеждения, сексуальное поведение, сферу досуга и т.д.).

Среди основных черт, присущих современной личности, отмечают:

1) открытость экспериментам, инновациям и изменениям;

2) готовность к плюрализму мнений;

3) ориентацию на настоящее и будущее, а не на прошлое;

4) признание высокой ценности образования;

5) уважение достоинства других людей и др.

Плюсы и минусы современной цивилизации служат отправным пунктом для различных теоретических воззрений относительно будущего человеческого общества.

Наибольшую известность среди них получили:

1.Теория постиндустриального (информационного) общества, согласно которой основным экономическим фактором общества будущего выступает знание (информация), а основной сферой производства – сфера производства знания (информации). Соответственно в социальной структуре интеллектуалы, занимающиеся производством знания, из относительно небольшой социальной группы, какой они были в доиндустриальном и индустриальном обществах, превратятся в заметный социальный слой.

2. Концепция постэкономического общества, согласно которой

социокультурной базой общества будущего является система постматериальных ценностей, преодоление труда как утилитарной активности и замена его творческой деятельностью, не мотивированной материальными факторами, новый тип семьи и новые формы социального партнерства, повышение роли знания и изменение системы образования. По мнению сторонников этой концепции, отрицание экономической эпохи означает и то, что эксплуатация может быть преодолена не столько как хозяйственное явление, сколько как феномен сознания.

3. Концепция «высокой (или поздней) современности», автор которой Э. Гидденс считает, что мы идем не к постмодернизму, а к периоду, в котором особенности, прису­щие настоящему этапу, еще более обострятся, станут универсальными. Однако сама радикализация настоящего выступает как качественно новое явление, преобразующее современный мир. Среди черт «высокой современности» он выделил четыре: веру, риск, «непрозрачность», глобализацию. Понятие веры несет не религиозный смысл, а указывает на важность веры в действии многих сложных систем, от надежности которых зависит повседневная жизнь (например, транспорт, телекоммуникации, финансовые рынки, атомные электростанции, военные силы и др.). Риск (похожая концепция – У.Бека – «общество риска») заключается в том, что все чаще возникают неуправляемые ситуации, таящие в себе угрозу не только отдельным индивидам, но и большим системам, в том числе государствам. «Непрозрачность» означает утрату ясности, понятности, предсказуемости происходящего и, как следствие, сопровождается неустойчивым характером социальной жизни. Глобализация указывает на продолжающийся охват экономическими, политическими, культурными отношениями всего мира, что, в частности, приводит к снижению роли национальных государств.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Поэтому, изучая материал по философии, вам нужно продумывать его и сопоставлять с собственными представлениями по тому или иному вопросу

Изучение новой дисциплины Философия является основанием гуманитарной... В предлагаемом издании по курсу Философии помимо учебного материала по философии рекомендуемого для самостоятельной...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социальные проблемы философии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия и мировоззрение
  Философия возникла примерно 3-2,5 тысячи лет назад в цивилизациях Древнего Востока и Античности. В переводе с греческого термин «философия» означает «любовь к мудрости». Предполагае

Исторические типы мировоззрения
«Миф» в переводе с греческого означает «рассказ», «предание», «слово». Мифологией называют собрание мифов, а также науку о мифах. Мифическое мировоззрение – это специфическое миросозерцание и спосо

Проблема определения предмета философии
Философия и наука в подлинном смысле возникли в Древней Греции. С момента своего возникновения философия существует в виде множества школ и течений, для которых характерно свое специфическое понима

Место и роль философии в культуре
  Со становлением предмета философии развивалась и структура философского знаний. В нее входят следующие разделы: - онтология (учение о бытии); - гносеология (учение

Упражнения и задачи
1. «Философия есть познание, достигаемое посредством правильного рассуждения». «Это должна быть наука, исследующая первые начала и причины». «Философия составляет своеобр

Самостоятельная работа
Составьте таблицу «Исторические типы мировоззрения» и проведите сравнительный анализ по 4 критериям различий между мифом, религией, философией: Критерии

Философия в древних цивилизациях Востока
2.1.1. Ранняя китайская философия (VII – II века до н. э.) Европоцентристски настроенные ученые иногда отрицают факт существования философии на Востоке. Они говорят, что в

Древняя индийская философия (VIII в.до н.э.- II в. н. э.)
Индийская культура – одна из древнейших в мире. Раскопки показали, что цивилизация там начала складываться в IV- III тыс. до н.э., приблизительно в то же время, что и в Шумерах. Характерной чертой

Упражнения и задачи
«Ничто не существовало: ни ясное Небо, Ни величья свод, над Землею простертый. - Что же покрывало все? Что ограждало? Что скрывало? Было-ли то бездонные глубины вод?

Гераклита, пифагореизм, элейская школа
К античной философии относят древнегреческую и древнеримскую философию, получившую распространение на всей территории Средиземноморья. Античная философия существовала с VI века до н. э. до VI века

Учение о бытии Аристотеля, античный атомизм
Против софистов и их учения выступил Сократ, утверждавший, что истина объективна и одинакова для всех. Отправной момент поиска истины Сократом содержится в его словах: «Я знаю, что

Философские школы эпохи эллинизма и древнего Рима
(эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, кинизм, неоплатонизм) Философия развивалась вместе с развитием античного общества, кризис которого в IV – I вв. до н./э. породил глубоки

Упражнения и задачи
  1. Что принимали за первоначало (архэ) древнегреческие философы: Фалес   Анаксимен

Самостоятельная работа
1. Заполните таблицу: Основные идеи Сократ Протагор Платон Аристотель Эпикур

Основные черты средневековой философии
Философия Средних веков – существенный этап в истории философской мысли, который непосредственно связан с христианской религией. Понятие «Средние века» носит локальный характер, поскольку для разны

Философская проблематика
Процесс формирования средневековой философии имеет несколько различных этапов. Первоначальный этап называют патристикой. Термином «патристика» обозначают совокупность философских доктрин хри

Арабская средневековая философия
Важное значение для развития средневековой философии имела арабская (арабоязычная философия), которая оказала влияние на становление и развитие схоластики. В арабской философии, которая ра

Возрождения в XIV- XVI вв.
Эпоха Возрождения– переходная эпоха от феодализма к капитализму. Ее характеризует переход к городскому образу жизни; к светской культуре отличие от религиозной; развитие промышленн

В эпоху Возрождения
Одним из главных завоеваний философской мысли эпохи Возрождения наряду с гуманизмом является возникновение натурфилософии, то есть философии природы. Несмотря на значительное разнообразие натурфило

Социально-философские учения Ренессанса
  Все научные открытия и достижения эпохи Ренессанса реализовывались в социально-экономической практике. В свою очередь социально- экономические изменения находили отражение в философ

Упражнения и задачи
1.Как называется течение философской мысли, утверждающее 2. Как называется течение философской мысли, утверждающее отождествление мира и бога? Относится ли к нему тезис Н.

Метода (Ф.Бэкон, Р.Декарт)
Подъем в развитии философии Нового времени был связан с общим подъемом экономической и социально-политической жизни и, прежде всего, с буржуазными революциями. Разрушая феодальные отношения, капита

Упражнения и задачи
1. Обдумайте и сравните высказывания двух философов – Цицерон: «Vivera est cogitare» (Жить, значит мыслить) и Декарт: «Cogito ergo sum» (Я мыслю, следовательно, существую).

Философии. Теория познания и этика И.Канта
И.Кант считал главной философской проблемой проблему человека, которую он исследовал с позиций гносеологии (человека познающего), этики (человека нравственного) и эстетики (специфики проявлений воз

Г.Фихте
После Канта немецкая классическая философия разрабатывалась таким выдающимся мыслителем, как Шеллинг, который является представителем классического объективного идеализма. Центральной проб

Философская система и диалектический метод Гегеля
Величайшим представителем немецкой классической философии был Георг Вильгельм Фридрих Гегель. По Гегелю, первоосновой всего существующего является мышление, которое «отчуждает» свое бытие в виде ма

Антропологический материализм Л.Фейербаха
Людвиг Андреас Фейербах, отвергнув гегелевское учение о субстанциальном мышлении, противопоставил ему свой антропологический материализм. Мышление Фейербах рассматривал как способность человека, не

Упражнения и задачи
1. Определите, кому принадлежат следующие суждения: - «Материя не существует. Она есть совокупность наших ощущений»; -«Мы не можем познать матери

Постмодернизм в современной философии
В последние десятилетия ХХ века складываются новые философские парадигмы, отражающие особенности постмодернистской культуры. «Постмодернистскую культуру нередко сравнивают с культурой поздней антич

Упражнения и задачи
1. К какой философской концепции можно отнести следующее высказывание С.Кьеркегора: «Какие люди странные! Никогда не довольствуются присвоенной им свободой в одной области, они во что бы

Самостоятельная работа
Проанализируйте и сравните понимание истины в прагматизме и марксизме: «истина – это то, во что мы верим», истина – это то, что приносит пользу (Ч.Пирс, Дж.Дьюи). «Вопрос о том, обладает л

Основные особенности русской философской мысли
Философская мысль на Руси начинает зарождаться в X-XI вв. под влиянием процесса христианизации. С самого начала своего становления она оказалась исторически вписанной в мировой культурно-философски

X- XVII вв.
Принятие христианства на Руси повлекло за собой целый ряд преобразований и нововведений, среди которых наибольшую значимость имело формирование идеологии сильной княжеской власти (позднее концепции

Русская философия XIX в. Славянофилы и западники
  Оригинальные поиски русской философской мысли на протяжении XVII – XVIII вв. привели к возникновению двух противоположных тенденций, которые уже в XIX в. окончательно оформились в д

Кон. XIX-нач. ХХ вв., его значение в мировой культуре
Философию Всеединства Вл.Соловьева продолжили и развили русские философы XX века (П.Флоренский, С.Булгаков, Н.Трубецкой, Н.Бердяев, др.). Русского религиозного философа П.А.Флоренского называют рус

Упражнения и задачи
1. Что означает в русской философской традиции категория «Всеединство»? В чем отличие данной категории от категории «Единое»? 2. Кому из русских философов принадлежит следующее высказывани

Основные виды и формы бытия
  Проблема бытия имеет огромное значение для философии. Впервые понятие «бытие» в философии было использовано Парменидом. У Парменида бытие однородно и неподвижно. Однако у других фил

Проблема материи как субстанции в философии
Человек живет в окружении бесчисленного множества предметов, явлений и процессов. Издавна мыслители пытались найти единое основание этого бесконечно разнообразного мира. Все эти попытки привели к в

Теория развития. Законы и категории диалектики
Представления о развитии сложились в процессе длительного развития философской мысли. Наивысшего расцвета диалектика - учение о развитии - достигло в философии Гегеля. В учении о развитии выделяют

Связей объективного мира
В окружающем нас мире действует множество законов, отражающих реальные связи объективной реальности, существующие независимо от сознательной деятельности людей. При этом каждая область природы, общ

Синергетика
Сложные диалектические процессы организации материального мира сегодня изучает такая междисциплинарная область научных исследований, как синергетика. В переводе с греч. synergeia означает сотруднич

Упражнения и задачи
1. Что общего между движением мысли и движением материального тела? 2. Выпишите из философского словаря определение понятия «бытие», «субстанция», «материя». Что их объ

Самостоятельная работа
Заполните таблицу «Самоорганизация материи», используйте ее для объяснения различий уровней организации материального мира на семинарском занятии по теме «Онтология».[4]  

Его биологические и социальные предпосылки
Проблема взаимосвязи сознания и познания всегда привлекала внимание специалистов многих отраслей научного знания, в том числе и философов. Сознание возникло на определенном этапе развития материи,

Мира, продукт сознательной деятельности человека
Сознание отражает внешний мир, создавая идеальные субъективные образы. Идеальные образы не обладают ни свойствами отражаемой действительности, ни свойствами физиологических процессов, на основе кот

Их взаимосвязь
С точки зрения своего источника нет различий между индивидуальным и общественным сознанием. Они различаются по своему носителю. Индивидуальное сознание – это сознание отдельной лич

Познание как процесс отражения. Уровни познания
Познание есть сложный, противоречивый процесс. Сложность в том, что познание - это многоуровневый, многоаспектный, детерминированный различными причинами и условиями, разворачивающийся в пространст

Отражение и творчество
При первоначальном взгляде на процесс познания в нем можно обнаружить три элемента: 1) субъект познания; 2) объект познания; 3)

Специфика научного познания и методы научного познания
Познание является формой отражения природной и социальной действительности. В соответствии с этим выделяют два вида познания объективного мира: 1) естественнонаучное познание; 2) социальное познани

Специфика социального познания и методы социального познания
Науки, изучающие социальные явления подразделяют на две группы: социальные науки и гуманитарные науки. К социальным наукам относятся: история, политология, экономика, социология и др. науки. К гума

Упражнения и задачи
1. Прокомментируйте определение феномена идеального Марксом: «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». 2. Ваше о

Методологические основы философии науки
Философия науки, как и всякая отрасль научного знания, располагает своими понятиями и терминами. Раскроем содержание некоторых из этих понятий, в первую очередь, таких понятий как «наука», «техника

Специфика научного познания. Научная рациональность
В целом мы можем говорить о множественности форм познания:научное, художественное, религиозное, обыденное, мистическое и пр. Наука отличается от других сфер духовной деятельности человека тем, что

Научные революции и смена типов рациональности
Рассматривая закономерности развития науки как целостной системы, основоположник критического рационализма К. Поппер пришел к выводу, что законы науки не выражаются аналитическими суждениями и не с

Философия техники
Теперь выясним содержание другого основного понятия – понятия «техника». В «Кратком толковом словаре русского языка» понятие техника содержит следующие определения: 1) совокупность средств

Основные тенденции развития науки и техники в конце XX- начале XXI веков. Аксиологические аспекты научно-технического прогресса
В технократических концепциях фигура инженера является центральной в современной технической деятельности. Инженеры занимаются проектированием техники, руководят ее применением и реализацией. Поэто

Упражнения и задачи
1. Какой смысл вложен в слова Гете: «Глаз обязан бытием своим солнцу» и русского ученого С.И.Вавилова: «Глаз нельзя понять, не зная Солнце». Есть ли здесь противоречие? 2. Подумай

Двойственный характер природы человека
Человек «включен» сразу в два мира – в мир общества и в мир органической природы. Еще древние народы отмечали, что человек – это природное существо, сходное с другими животными, но в то же время ос

Философская антропология о природе человека
Возникнув в начале XX века в Германии, философская антропология (М.Шелер, А.Гелен, Г.Плеснер) пытается определить сущность человека. Философская антропология сегодня представляет собой сложный конг

Философия о смысле жизни человека
Противоречия во взаимодействии природного и социального в человеке ставят перед человеком и обществом проблему осознания и понимания смысла человеческого существования. Размышляя о своей с

Упражнения и задачи
1. Сравните и выделите общее в определении человека Аристотелем К.Марксом: «Человек – полисное животное» (Аристотель) и «Человек есть совокупность общественных отношений» (Маркс).

XX-XXI вв.
В начале XX века в философии появляется новая область, специально исследующая проблему ценностей. Многие философы полагали, что «царство ценностей» противостоит эмпиричности данной нам действи

Потребности как стимул активности субъекта
В механизме регуляции жизнедеятельности участвуют множество факторов, и учесть их влияние в полном объеме не представляется возможным. В силу того, что в каждой конкретной ситуации в зависимости от

Интересы и идеалы как духовные основания социальной регуляции
Всякая деятельность является осуществлением интересов в силу того, что в ней избирательно реализуется одна из множества возможностей, сформировавшихся на основе общественного развития. Инте

Соотношение ценности и оценки
В философско-мировоззренческом плане интерес к проблеме ценностей явственно пробудился только во второй половине XIX в. В сущности это была реакция на господствовавший в то время позитивистский сти

Упражнения и задачи
1. Определите понятие « свобода ». Почему свобода может истолковываться и как своевольный бунт, и как возможность творчества? В каком значении свобода будет пониматься как ценность? 2. В ч

Самостоятельная работа
Поставьте в соответствие каждому из понятий, указанных в таблице, его определение. Для этого найдите данные понятия в Философском энциклопедическом словаре.    

Определение культуры
Одной из важнейших социальных проблем является проблема взаимосвязи цивилизации и культуры. Она стала особенно актуальной в условиях духовного кризиса в обществе, связанного с нарастанием противоре

Типология культур и цивилизаций
Попытки изучить все основные исторические типы и формы культуры человеческого общества привели к появлению различных концепций культурно-исторического развития. Первая группа таких концепций основа

Современности
К числу глобальных проблем современности наряду с проблемой войны и мира относят экологическую и демографическую проблемы, содержащие непосредственную угрозу для человеческой цивилизации, причем в

Упражнения и задачи
1. На протяжении истории ученые и философы понимали общество и законы его развития по-разному. Ознакомьтесь с таблицей и проставьте стрелки соответствия между правым и левым столбцами:

Самостоятельная работа
1. В данной таблице определите значения устойчивых словосочетаний в понимании культуры:   Определение культуры Значения устойч

Темы эссе и докладов
  1. Этические взгляды Конфуция и Сократа. 2. Философские взгляды Аристотеля. 3. Социально-этические воззрения Платона. 4. Сократ и Платон: учение о человек

Словарь понятий и терминов
Абсолютная идея – основная категория философии Гегеля. Это абсолютное духовное начало (субстанция), лежащее в основе всех предметов и явлений, обладающее самосознанием и спо

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уважаемые студенты, вы изучили новый для вас предмет, который берет свои истоки в древности, в древних цивилизациях Востока и Античности, и который получил греческое название (определение) «Философ

ФИЛОСОФИЯ
  Учебное пособие для бакалавров и специалистов очной формы обучения специальностей 120401, 120700, 270100, 270300, 270800, 271101   Монастырск

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги