По курсу политологии Доклад На тему: Конфликт как форма политического взаимодействия

Доклад

 

 

По курсу политологии

На тему: Конфликт как форма политического взаимодействия

Выполнила: студентка 3 курса 5 группы Васильева Марина  

Сущность и значение конфликтов в политике

В социологии и политологии сложилось два направления в оценке конфликта и его последствий: функционалистское и социологическое. В рамках первого из… Второе, социологическое направление в трактовке конфликта и его последствий… Как функционалистский, так и социологический подходы к конфликтам имеют свои основания. Первый отражает статику…

Источники и типология политических конфликтов

Политические конфликты выделяются среди других социальных конфликтов в обществе прежде всего объектом притязаний их участников. Таким объектом… Во-первых, конфликты могут возникать в связи с притязаниями разных сторон на… Во-вторых, политические конфликты возникают там, где объектом притязаний является поле политического влияния в…

Особенности политических конфликтов в современной России

Политическая жизнь современной России наполнена конфликтами. Одной из ярких форм проявления политических конфликтов является длящийся на протяжении… Следует отметить, что в противостоянии исполнительной и законодательной власти… Роль этнонационального фактора в мировой политике в последние десятилетия продолжает расти. В России насчитывается…

Список использованной литературы

 

1. Дойч М. Разрешение конфликта – конструктивный и деструктивный процессы / М. Дойч // Социально-политический журнал. - 2001. - № 1.

2. Дягтерев А.А. Основы политической теории / А.А. Дягтерев. – М.: Высш.шк., 2004.

3. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов. - М.: Дело, 2005. – С. 27-28.

4. Краснов Б.Н. Конфликты в обществе / Б.Н. Краснов // Социально-политический журнал. - 2002. - № 6.

5. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: Подходы, решения, технологии / М.М. Лебедева. – 2-е изд. - М.: НОРМА, 2003.

6. Мухаев Р.Т. Политология / Р.Т. Мухаев. – М., 2000.

7. Политология: уч. пос. / под ред. В.П. Горбатенко. – Спб.: Феникс, 2006. – С.265.

8. Пугачев В.П. Политология : справочник студента / В.П. Пугачев. – М.: Слово, 2005. – 576 с.

9. Пушкарева Г.В. Политология: краткий курс лекций / Г.В. Пушкарева. – М.: Юрайт, 2003.

10. Смоленский В.Г. Конфликты и конфликтология / В.Г. Смоленский. М., 2000.

11. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория. Политические технологии / А.Н. Соловьев. – М., 2000.


Доклад

 

По курсу политологии

На тему: Отношение населения России к политическим институтам

Выполнила: студентка 3 курса 5 группы

Васильева Марина

 

Власть в России вне зависимости от смены режимов и наличия или отсутствия демократических ритуалов традиционно носит ав­торитарный характер. Авторитаризм (в «мягком» или «жестком» варианте), как правило, пронизывает сверху донизу все обществен­ные и государственные структуры и определяет характер их функ­ционирования. В основе политической жизни перманентно лежит сильнейший персонализм, политические представления населения основываются на стихийном монархизме («вождизме»). Соответст­венно политическая система всегда фактически строится на монар­хических принципах, хотя сам монарх может быть наследным или избираемым, пожизненным или временным, может носить различные титулы — великого князя, царя, императора, генерального секретаря или президента. При этом монархическая система повсеместно вос­производится не только в глобальном, но и в локальном масштабе, вплоть до общественных структур на микро-уровне. Еще М. В. Ло­моносов, сравнивая по формальным критериям историю Российской и Римской империй, отмечал следующее несходство: «Римское го­сударство гражданским владением возвысилось, самодержавством пришло в упадок. Напротив того, разномысленною вольностию Рос­сия едва не дошла до крайнего разрушения; самодержавством как сначала возвысилась, так и после несчастливых времен умножилась, укрепилась, прославилась».

Из этого вытекает та прискорбная истина, подтверждаемая всем ходом нашей истории, что у России есть две постоянные угрозы — тирания и анархия (и, в принципе, еще неизвестно, что хуже). С другой стороны, авторитарная политико-культурная «матрица» нашей страны приводит к тому, что развитие России обычно осу­ществляется в одном из следующих трех «режимов».

1. Застой (типичный пример — правления Николая I и Л. Бреж­нева). Он характеризуется отсутствием каких-либо значительных достижений и побед, но вместе с тем и катастрофических провалов и потерь. Это время, когда правительство несколько ослабляет вожжи (либо просто не использует их для «вздыбливания» страны) и народ несколько отдыхает от постоянного перенапряжения. Однако обо­ротной стороной застоя является то, что это — потерянные десятилетия, когда происходит подспудное накопление балласта из раз­личных недостатков. При этом застой имеет тенденцию перерастать в следующий «режим», что в случае с правлением Николая I на­глядно проявилось в годы Крымской войны.

2. Катастрофическая неэффективность (правление Николая II, начало царствования Петра I, политическая раздробленность нака­нуне и во время татаро-монгольского нашествия и т. д.) — периоды, когда ослабление авторитарных начал приводит к ужасающим и подчас позорным поражениям.

3. Катастрофическая эффективность (правления Петра I и И. Сталина, в какой-то мере — Ивана Грозного) — преодоление неэффективности второго и третьего «режимов» путем огромных перегрузок, перенапряжения всех сил, бесчисленных жертв и не­виданных лишений. Политическое оформление «режима» катастро­фической эффективности — «развивающая диктатура», которая на­сильственно прерывает тихую спячку страны и осуществляет мо­дернизацию антигуманными, подчас даже варварски жестокими методами. Можно констатировать, что необходимость «догоняющего» развития обрекла Россию на постоянное блуждание в диапазоне между катастрофической эффективностью и катастрофической не­ эффективностью с соблазнительным, но опасным застоем в середине.

Вторая

Одним из важнейших аспектов политической культуры яв­ляется стиль взаимоотношений между обществом и государством, опосредованно выражающийся в отношении гражданина к государ­ству и государства к гражданину. При этом следует иметь в виду, что государство в России в силу ряда исторических обстоятельств неизменно занимает доминирующее положение в общественной жиз­ни. В России на протяжении многих веков не государство естест­венным путем вырастало из гражданского общества, а гражданское общество развивалось под жестким патронажем государства. Мало что в России существовало вне и помимо государства, последнее всегда было (и пока остается) главным «мотором» общественного развития, инициатором всех существенных преобразований. Демок­ратические права и свободы в России, как правило, не завоевывались обществом в упорной борьбе, а даровались милостью монарха. Даже перестройка, которую в историческом плане можно расценивать как буржуазную революцию, была предпринята руководящей элитой, а не народными массами. Переход к демократии был провозглашен лидерами отнюдь не демократической партии.

Можно сказать, что этатизм является принципом общественно» ,, жизни в России: государство доминирует, общество занимает подчиненное положение, что обусловливает неравноправные отношения . между государством и индивидом. Из этого вытекают:

1. Огромная политическая роль бюрократии;

2. Патернализм и кеиентелизм (стремление быть под патронажем государства, отдельного его института или какого-либо лица; пре­имущественное использование элитами неформальных связей); ори­ентация гражданина на социальное восхождение не в результателичного трудового вклада (по протестантскому образцу), а вслед­ствие занятия более высокой позиции в государственной иерархии и извлечения из этого соответствующих льгот и привилегий;

3. «Выключенность» широких народных масс из повседневного политического процесса, ограниченность сферы публичной полити­ки, а следовательно — массовая политическая инертность и иммобилизм;

4. Отсутствие цивилизованных (или хотя бы корректных) форм взаимоотношений между «верхами» и «низами», правовой нигилизм и тех, и других. Поэтому нередки периодические вспышки революционаризма и контрреволюционаризма «сверху» и «снизу». Для сознания же граждан характерны диалектические единство и борьба комплекса верноподданного и комплекса революционера. И всякая «снизу» в России имеет тенденцию перерастать в страш­ный, по определению А. С. Пушкина, «русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Если западная либеральная демократия так или иначе бази­руется на индивидуализме, при котором гражданин, как правило, стремится опираться на собственные силы, то русскому нацио­нальному характеру в гораздо большей степени свойственен вы­сокий уровень ожиданий от государства. Поскольку в России го­сударство — отнюдь не абстрактная инстанция, от которой человек стремится дистанцироваться, а активное действующее лицо, роль которого во многих случаях исключительно велика, наш гражданин (в отличие от западного) очень часто ждет от государства не столько хороших законов, устанавливающих справедливые «пра­вила игры» для самостоятельных, независимых субъектов, сколько вполне конкретных, зримых действий, непосредственно затрагива­ющих его жизнь.

Одним из первых, вероятно, парадоксальность политической культуры России, ее «антиномичность и жуткую противоречивость» отметил Н. Бердяев. Он указал на двойственность и иррационализм «русской души» — поразительный симбиоз анархизма и этатизма, готовности отдать жизнь за свободу и неслыханного сервилизма, шовинизма и интернационализма, гуманизма и жестокости, аске­тизма и гедонизма, «ангельской святости» и «зверской низости». Причину этого Бердяев справедливо видел в неразвитости лично­стного начала в российском обществе, а также в стихийном кол­лективизме. Кроме того, он высказал предположение о «женствен­ной» природе русского народа, при которой государство восприни­мается как «мужское» начало, т. е. как нечто внешнее, оформляю­щее, вводящее бесконтрольную народную стихию в определенные рамки. Этот тезис — быть может, очень спорный — на уровне «рабочей гипотезы» образно, но, как представляется, достаточно адекватно описывает характер взаимоотношений между государством и обществом в России.

«Самой глубокой чертой нашего исторического облика является отсутствие свободного почина в нашем социальном развитии», — писал П. Я. Чаадаев. «Стоит лишь какой-нибудь властной воле вы­сказаться среди нас — и все мнения стушевываются, все верования покоряются и все умы открываются новой мысли, которая предло­жена им... Отлитые, созданные нашими властителями и нашим климатом, только в силу покорности стали мы великим народом. Посмотрите... наши летописи, — вы найдете в них на каждой странице глубокое воздействие власти, непрестанное влияние почвы и почти никогда не встретите проявлений общественной воли». В результате, в отличие от Западной Европы, где, как писал П. Н. Милюков, «общество и государство строились, так сказать, снизу вверх» и «централизованная власть... явилась как высшая надстройка над предварительно сложившимся средним слоем фео­дальных землевладельцев», в России имело место государство иного типа — государство, формирующее общество.

Этатизм, гипертрофия государства и атрофия гражданского об­щества, полное или почти полное подчинение первым второго обус­ловливают такую черту России, как нехватка собственно обще­ственных интегрирующих основ, очень слабая способность русских (как народа, на протяжении веков несшего на себе основную тяжесть государственного строительства) к самоорганизации, что особенно заметно проявляется во время кризисов. В периоды политических катаклизмов, когда государство разваливается или становится не способным выполнять свои функции, русские подчас демонстрирую удивительную беспомощность, в то время как многие национальные меньшинства, привыкшие полагаться на свои силы, а не на покровительство государства, оказываются в гораздо более выгодном положении.

Этатистский характер политической культуры России приводит также к тому, что в сознании граждан происходит смешение понятий патриотизма и лояльности к режиму, любовь к Родине не отличается от верноподданнической любви к власти. Поэтому патриотические мыслящие люди обычно проявляют неспособность дистанцироваться от непопулярных правительств и действовать самостоятельно, ока­зываются в полной растерянности, когда к власти приходят некон­сервативные силы (пример — полное банкротство консерваторов в 1917 году, поражение «патриотов-государственников» в конце 1980-х — начале 1990-х годов). Со своей стороны, радикалы, стре­мящиеся к кардинальным изменениям, часто отвергают патриотизм как признак реакционности и даже склонности к фашизму.

Третья

Примерно со времени Петра I можно говорить о футуризме политической культуры Рос­сии — обращенности в будущее (быть может, иллюзорное) при недостаточном внимании к прошлому, при отсутствии осознанного следования традициям (неосознанное, безусловно, имеет место), крайней восприимчивости, чувствительности к новым веяниям. Однако футуризм политической культуры России приводит к тому, что как только именно футу­ристический потенциал конкретной модели развития ослабевает или оказывается исчерпанным, ее неумолимо сменяет следующая. Так коммунизм сменил Империю, а его, в свою очередь, — пост­советская демократия. Итоги выборов 12 декабря 1993 года также подтверждают этот вывод, свидетельством чего можно считать го­лосование четверти избирателей за В. Жириновского. И не следует думать, что В. Жириновский с его вроде бы реставрационными планами олицетворяет собой архаический проект. Напротив, судя по выступлениям и печатным работам В. Жириновского, его замыслы сопоставимы по своей грандиозной обращенности в «светлое буду­щее» с коммунистическим проектом начала века. В результате народ достаточно однозначно пренебрег «Памятью», «Славянским собором» и т. п. национал-патриотическими организациями, в идеологии или даже только в имидже которых оказались сильны архаические компоненты, но поддержал партию с абстрактным название ЛДПР.

Четвертая

В общем, для политической культуры России характерно перманентное отсутствие базового консенсуса, национального согласия, болезненный разлад между… И как показала практика всех более или менее свободных выборов парламент в…

Пятая

Поскольку та или иная политическая модель будущего обычно строится на определенном видении прошлого, а прошлое России настолько противоречиво и многогранно, что никак не допускает однозначных трактовок, острота политических и мировоззренческих разногласий часто бывает близка к критической отметке. С другой стороны, при смене режимов, когда к власти приходят люди с иным пониманием задач страны и иным видением ее будущего, история нещадно переписывается, из-за чего иностранные журналисты ост­роумно окрестили Россию страной с непредсказуемым прошлым. Для русских характерно стремление (подчас сопряженное с мазо­хистским самобичеванием) к постоянному сокрушению кумиров и воздвижению новых, экстремизм, нетерпение, желание «до осно­ванья» разрушить «старый мир». Соответственно на стиль полити­ческой жизни и характер взаимоотношений между государством и индивидом накладывает отпечаток такая ярко выраженная особен­ность политической культуры России, как острая конфликтность (можно даже сказать, конфронтационность), «баррикадное сознание» (свойственное в других странах скорее ситуации гражданской войны, нежели мирного развития), неумение и нежелание искать точки соприкосновения с политическими противниками, латентное непри­ятие плюрализма, стремление многих политических субъектов к гегемонии и мировоззренческой унификации. Прежде всего это про­является в отношениях между правящими кругами и оппозицией, в стремлении ошельмовать, а при возможности и вывести из игры, раздавить политических оппонентов, за которыми не признается право высказывать и пропагандировать свои взгляды. Ограничен­ность «политического пространства» и стремление правящих сил занять его целиком приводят к невозможности существования в России конструктивной оппозиции, к тому, что оппозиционность проявляется либо в форме робкого, верноподданнического стремле­ния к «устранению отдельных недостатков» системы, либо в форме жесткой антисистемности.

Шестая

Для России характерна специфическая державная (наднаци­ональная) идея «гуманного» империализма, претерпевающая в за­висимости от смены режимов различные метаморфозы. Соответст­венно преобладает государственная, а не национальная самоидентификация гражданина, национальный фактор маргинален, г государство и большинство населения национально и религиозно толерантны. (В качестве доказательства этого тезиса можно указать на поразительную легкость, с которой русские вступают в межна­циональные и даже межрасовые браки). В таких условиях имперски: сознание парадоксальным образом сочетается с интернационализмом, а патриотизм, как правило, носит государственнический, а не националистический характер. Достаточно бесспорно, что уже Ки­евское государство строилось на полиэтнической основе — в неге вполне равноправно входили не только славянские, но также бал­тийские, угро-финские и некоторые тюркские племена, что заведоме исключало какую-либо этнократию. Россия всегда (в том числе в советское время) была уникальной, единственной в своем роде империей, в которой «колонии» пользовались привилегиями и льго­тами за счет «метрополии». При этом само слово «русский» до революции означало «православный подданный Российской импе­рии», т. е. было не столько этнической, сколько политической и идеологической категорией. С течением времени дореволюционная «русскость» легко перешла в послереволюционную «советскость», а впоследствии — в «российскость». После распада СССР этнические русские легко растворились в «россиянах» и не испытывают от этого особых неудобств (трудно представить себе, чтобы нечто аналогичное произошло, например, с титульными нациями прибалтийских ре­спублик). Однако оборотной стороной этого является недостаточная способность русских осознавать, формулировать и защищать собственно национальные и этнические интересы.

Трансцендентность Российской политической культуры

Политическая культура советского периода

Как представляется, существенное значение для эрозии комму­низма имел процесс формирования номенклатуры — замкнутой привилегированной элиты,… Растущие противоречия между номенклатурой и основной массой народа не только… (Следует иметь в виду, что деидеологизированность и прагматизм номенклатуры отнюдь не исключает наличия у ее…

После краха СССР

Политическая культура посткоммунистической России представляла собой нечто неопределенное и противо­речивое. После подспудной «легализации»… Коммунистическое общество, бесспорно, сумело избавиться от наиболее вопиющих… Особенности отношения гражданина к государству в России (осо­бенно с учетом длительного тоталитарного опыта)…

Список литературы

 

1. Фонотов А. Г. «Россия: От мобилизационного общества к инновационности», М., 1993

2. Белов Г. А. «Политология: Курс Лекций», М: 1999

3. под ред. Василика М. А. «Политология: учебник для студентов вузов», М.:2001

4. «Политическая культура: теория и национальные модели», сборник статей, М.: 1994.

 

 


Доклад

 

По курсу политологии

На тему: Понятие национальной безопасности

Выполнила: студентка 3 курса 5 группы Васильева Марина  

Список литературы

 

1. Гаджиев К.С. «геополитика» – Международные отношения, 1997

2. Жинкина И.Ю. «О понятии – Безопасность государства» – США: Экономика, политика, идеология 2005 №9

3. Косолапов Н. «Национальная безопасность в меняющемся мире» – МЭ и МО 2004, №10

4. Ларин В. « Безопасность развития и развитие безопасности» – Свободная мысль, 2006 №7

5. Родачин В.М «Национальные интересы России и их защита в пограничном пространстве» 2007 г.

6. Сергеев Г.М. «международный опыт выработки и принятия решений в области национальной безопасности» - Военно-гражданские отношения в демократическом обществе, научные доклады №51, 1998

7. Серебрянников В.В. «Новая модель безопасности: диалектика средств её обеспечения» – МЭ и МО 2005, №3

 


 

1. Экономические факторы политических конфликтов

 

2. Идеологическая идентификация населения России

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/artem/10.php

 


­­

 

Доклад

 

 

По курсу политологии

На тему: Россия и ВТО

Выполнила: студентка 3 курса 5 группы Васильева Марина  

Цели и задачи присоединения

Членами Всемирной торговой организации на сегодняшний день являются уже 153 государства мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это… Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в… · получение лучших, в сравнении с существующими, и недискриминационных условий для доступа российской продукции на…

Условия присоединения к ВТО

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и… В соответствии с процедурой результаты всех проведенных переговоров по… · доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель готова принять на…

Ход переговоров

Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. Его первый этап заключался в рассмотрении на многостороннем уровне в рамках… После того, как Россия представила в 1998 году свои первоначальные предложения… В дальнейшем в состав РГ(председательРГ с декабря 2003 года – Постоянный представитель Исландии при ВТО Стефан…

Последствия для России

На сегодняшний момент российскими учеными и экспертами подготовлено большое количество коллективных работ, которые представляют анализ последствий… · «Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО» Национального… · «Разработка прогнозов социально-экономических последствий вхождения России в ВТО» Государственного Университета -…

Плюсы и минусы

Вступление России в ВТО – это безусловно прогрессивный шаг. Прежде всего здесь играет роль не узко экономические преимущества, а то, что на Россию… При этом нельзя отрицать, что вступление России в ВТО добавит стране проблем.… Совершенно не согласен с оппонентами заместитель директора Института политических исследований Григорий Доброделов. Он…

Список литературы

 

1. Международные экономические отношения – ИНТЕГРАЦИЯ (учебное пособие); авторы: Ю.А. Щербанин, К.Л. Рожков, В.Е.; ” Издательское объединение “ЮНИТИ” 1997г.;

2. «Таможенный союз» - газета «Коммерсантъ» №197 (4497) от 22.10.2010;

3. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран, Колесов В. П.,

М. Н. Осьмова, 2000 г.;

4. «Россия штурмует уступками» - газета «Коммерсантъ» № 179 (4479) от 28.09.2010;

5. «Визит в Брюссель закончен так, что закачаться можно» - газета «Коммерсантъ» №228 (4528) от 09.12.2010;

6. www.wto.ru ; (2006-2009гг);

7. «На шаг в ВТО» - «Российская газета» - Центральный выпуск №5356 (277) от 8,12,2010.

Размещено на Allbest.ru


Россия – государство многонациональное, что предопределило наличие в нем нескольких конфессий, в духовной жизни его общества представлены практически все мировые религии и ряд менее известных религиозных учений, которые играют значительную роль в жизни общества.

Церковь заняло значительную место в истории русского государства. В постсоветской России, после многолетних гонений, влияние церкви и религиозных норм и ценностей на жизнь общества заметно усилилось, что связано с заметной нехваткой духовно-нравственных ценностей во время советского периода.

Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе, буддизме высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением.

Согласно первой Всероссийской переписи населения 1897 г., наряду с 87 млн. православных в стране проживало 11,5 млн. католиков, более 3 млн. протестантов, около 5 млн. иудеев и 14 млн. мусульман, а также около 400 тыс. буддистов и несколько сот тысяч язычников.

Историческое взаимоотношение государства с религиями на территории России

Церковные реформы середины XVII в., инициированные государством и приведшие к расколу, объективно ослабили Церковь и таким образом облегчили ее… Если прямое (и далеко не всегда благотворное) государственное руководство… В русле этой традиции и стали формироваться принципы регулирования «иноверческих» религий в правление императрицы…

Регулирование правоотношений государства и религий в современной России

Исходя из истории взаимодействия государства и религий в России, можно сказать, что на протяжении многих лет, начиная с XVI века, государство… Состояние российского законодательства в сфере религии можно назвать в целом… Перечислим законы, которые закрепляют религиозное разнообразие в России и помогают эффективно бороться с проявлениями…

Список литературы

 

1. Радько Т.Н. Теория государства и права. М. 2009г.

2. Научно практический комментарий к конституции Российской Федерации/Под общ.ред. проф. Ю.А.Юрьева, М, 2007г.

3. Мартышин О.В. Теория государства и права. М. 2007г.

4. Малько А.В. Теория государства и права: в схемах, определениях и комментариях. М.2009г.

5. Конституция Российской Федерации принятая 12 декабря 1993г.

6. Журнал Право и политика, №5, 2007г. статья Договор, как форма взаимоотношений государства и церкви, к.ю.н.,доцент Примак Т.К., к.ю.н.,доцент Старостина С.А.

7. Журнал Юрист о политике, №9, 2007г. к.ю.н. адвокат Грудцына А.Ю.

Размещено на Allbest.ru

 


[1] Мухаев Р.Т. Политология / Р.Т. Мухаев. – М., 2000. – С 15.

[2] Здравомыслов А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов. - М.: Дело, 2005. – С. 27-28.

[3] Краснов Б.Н. Конфликты в обществе / Б.Н. Краснов // Социально-политический журнал. - 2002. - № 6.

[4] Косолапов Н. «Национальная безопасность в меняющемся мире» – МЭ и МО 2004, №10