Реферат Курсовая Конспект
Нетрадиционные религии - Лекция, раздел Философия, Лекция № 1 Ключевые слова: . Религия как форма проявления культуры В Современном Религиоведении Нет Разработанной Типологии Нетр...
|
В современном религиоведении нет разработанной типологии нетрадиционных религий. Хотя предложено ряд классификаций, основанных на особенностях вероучений, обрядовости, организационных форм.
Наряду с неохристианством и неоориентализмом, выделяются неоязычество, синкретические и универсалистские религии, врачевательные и психотерапевтические культы, эзотерические религиозно философские течения, неомистицизм.
Нетрадиционные религии, аналогичные современным появились довольно давно, несколько столетий тому назад. Наиболее ранние- известны в Полинезии, у северо-американских индейцев, в Африке, Малайзии, что связывается со столкновением автотехтонной культуры,этнического самосознания, традиционного образа жизни с колониальным угнетением и противодействию миссионерскому внедрению. Как правило, их распространению способстуют эпохи кризисов и общественных потрясений в переломные этапы истории, связанные с изменениями в экономике, политической системе, общего мироощущения человека, сопутствующие этим явлениям- недоверие к официальной идеологии и господствующей религии способствуют распространению новых религиозных движений, обличающих корумпированность церковных институтов и лицемерие властей. Таковыми стали японские секты дзэн и нитирен в средневековом буддизме, которые нашли своих приверженцев в последние годы и в России и среди западных богоискателей. Таковым стал известный у нас Богородческий центр.
В западных странах первая волна Нетрадиционных религиозных течений проявилась во второй половине Х1Х века, ее наиболее яркими и известными проявлениями были спиритизм и теософия Блаватской.
Вторая волна, охватила США и Западную Европу в начале 60-х – 70-х годов прошлого столетия.
После развала соцлагеря, разрушения СССР с конца 80-х годов нетрадиционные религии как грибы стали распространяться в Бывшей ГДР, России, Украине, странах СНг и представляют собой типологическое социальное явление.
Наиболее сильная обновленческая модальность новых религиозных движений – сакрализация действительности. Здесь мистифицируются не отдельные элементы земной жизни, как в отдельных религиях предыдущего типа, а считается, что вся действительность должна быть проникнута сакральным (священным) началом, чтобы радикально изменилась жизнь людей к лучшему, общества и мира в целом. При этом представления о сакрализации могут быть разными:
- либо упование на сакральный образ жизни, призванный окончательно разрешить проблемы и противоречия существующего мира; здесь доминируют пантеистические воззрения, почерпнутые из традиций индуизма, дзэн-буддизма, тантризма, суфизма (сакральный образ жизни занимает центральное место в вероучениях кришнаизма как преданное служение Господу, такая же новационная тенденция присуща теософии и антропософии Агни-йоге Рерихов, неохристианской Церкви объединения Муна – идея богоцентрированности; для движения Нового века характерно в представление, что наступает рассвет новой формы сознания, что человечество испытывает радикальное спиритуальное изменение, что оно приблизилось к эпохе Водолея, поэтому должны родиться проявления космического сознания, целостного представления неразрывной связи и взаимодействия человека и мира).
-либо надежда на более радикальное средство – божественного спасителя ( речь идет о приходе аватары или о появлении миссии, поскольку собственных усилий простых людей( даже подлинных праведников) недостаточно для спасения мира. Примером является культ Порфирия Иванова – «Победителя Природы и Бога Земли) или мага-наставника у Карлоса Кастанеды.
В целом для Н Р характерно преуменьшение этических ценностей( вспомним что А. Швейцер указывал, что «этическом составляет сущность религиозного».
Объективными причинами распространения неоязычества является:
1.потеря доверия к христианскому представлению о трансцендентной природе морально-личностного начала в человеке ( все от Бога!)
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Лекция... Религия как форма культуры особый социокультурный институт Ключевые слова Религия как форма проявления культуры...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Нетрадиционные религии
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов