Тема: Философия, её роль в жизни человека и общества.
План:
1. Особенности философского знания. Основные проблемы философии.
2. Основные типы мировоззрения.
3. Функции философии.
4. Структуры философского знания.
Изучение любой науки начинается с ответа на вопрос, что она изучает?
Философия греческого происхождения. «Фия» - любовь, «софия»- мудрость, т.е. любовь к мудрости. Пифагор укрепил это понятие.
Философия включала весь комплекс знаний о мире. Знание не было разделено по дисциплинам. Наука развивалась, приобретая самостоятельное значение, отпочковываясь от философии. Возникли проблемы:
1. Философию продолжали рассматривать, как науку, стоящую над другими;
2. Отрицалась роль философии как особой области знания.
Философия не может заменить специальные науки в решении конкретных задач. Она отличается по своему предмету. Философия не опирается на эмпирические факты или специальные методы исследования. Она не использует для обоснования своих положений научную аппаратуру, не является наукой в том смысле как принято считать биологию, химию, физику.
Философское учение:
- опирается на рациональные познания;
- характеризуется системностью изложения;
- аргументируемостью выводов;
- стремлением к истинным знаниям.
Эти черты сближают философию и науку. И отличают от мифологии и религии.
Вывод: Философия и наука – это взаимосвязанные области знаний. Решая свои задачи, они находятся во взаимодействии и дополняют друг друга. Философия, не опирающаяся на науку, ведёт к отрыву от действительности. Наука не может обойтись без философского осмысления результата.
Что изучает философия сегодня?
Философия даёт единый взгляд на мир, который не может быть получен путём механического определения знаний всех наук. Философия решает вопросы мировоззренческого характера.
Проблемы, которые изучает философия:
1. Проблема мира, бытия.
2. Проблема познания мира.
3. Проблема ценностей.
4. Проблема преобразовательной деятельности человека.
5. Проблемы в политике, эстетике и т.д.
Учитывая, что философия изучает коренные вопросы мироздания, её можно определить как мировоззрение.
Мировоззрение - это система общественных взглядов на жизнь. Это способ духовной ориентации человека.
Основные типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, обыденное, философское
Мифологическое мировоззрение:
- формируется на ранних стадиях развития общества;
- первая попытка объяснить происхождение и устройство мира;
- определить своё место в этом мире.
Обычное мировоззрение:
Образный мир, образующийся из хаоса, который формируется путём отделения неба от земли, выделение суши и океана. В результате появляется 3 мира: небесный, земной, подземный.
Мифологические существа наделяются человеческими чертами. В мифе выражается слитность человека и природы. Мир – это борьба различных сил (человек перед природой бессилен)
Религиозное мировоззрение:
Формируется на сравнительно высокой стадии развития общества. Отличается верой в существование сверхъестественных сил, их главенствующей роли в мировоздании и жизни людей.
- мир земной, естественный;
- мир небесный, сверхъестественный.
Происходит поклонение высшим, сверхъестественным силам. Ответы на вопросы о жизни и смерти предлагаются людям на основе их веры во всемогущие силы.
Философское мировоззрение – качественно новый тип мировоззрения.
1. Рациональное объяснение мира.
2. Общее представление о природе, обществе, человеке. Становятся предметом теоретического рассмотрения.
Философское мировоззрение – логичная система знаний, которая стремится обосновать свои положения, принципы. В содержание философского мировоззрения входят и политические и экономические и правовые представления.
Функции философии:
1. Мировоззренческая функция: формирует представления об обустройстве мира, о месте человека, о ценностях жизни.
2. Методологическая функция – способ преобразования (организации) и построения деятельности.
Выделяют часто следующие методы познания:
- научный метод (используемый какой-то конкретной наукой);
- универсальный метод (используется целым рядом наук);
- всеобщий метод, предметом является универсальный принцип мышления познания.
Диалектика - умение вести спор. Метод познания, который рассматривает все явления и вещи в развитии и взаимосвязи.
Метафизика – развитие принимает чисто количественно. Мир представляет как постоянное повторение, нечто неизменное. Философские методы – необходимые условия решения разнообразных задач.
3. Познавательная функция
Философия исследует такие понятия как: бытие, материя, явление, причина и следствие, случайное и необходимое.
Философия рассматривает МИР-ЧЕЛОВЕК как отношение объекта, субъекта. Помогает личности судить о том, то происходит вокруг неё, в природе, обществе, тем самым, имея практическую значимость.
Основные направления в истории философии.
1. Античная философия
Для начальной философии (Греческой) характерен космоцентризм – стремление понять мир, как единое целое, стремление, сущность.
Позднее после Сократа внимание авторов переместилось на человека, этику, общественное устройство.
2. Религиозная философия Средневековья (теоцентризм).
Филоцентризм – природа человека рассматривается как создание бога.
3. Философия Возрождения (антропоцентризм)
Англоцентризм – человек, гуманизм.
Пантеизм – растворение бога в природе.
4. Новое время (наукоцентризм)
Проблемы познания методов общественного устройства.
5.
Самые различные исторические эпохи, универсальные:
- проблема взаимоотношения МИР – ЧЕЛОВЕК
Имеет несколько отличий:
- субъект – объект;
- материальное – духовное;
- субъективное – объективное.
Отношение человека к миру.
Конкретиз. Философия как отношение:
- мышления к бытию;
- сознания к материи;
- духа к природе;
Это основной вопрос философии. Отношение человека к миру, его место в мире, смысл его сосуществования.
В зависимости от решения вопроса, что является первичным: материя или сознание?
Материалисты - признают материю первичной, существует независимо от сознания, которое вторично.
Идеалисты - сознание предшествует материи и творит её.
Разновидности идеализма:
Объективный - основа всего сущего – независимое от человека духовное начало (Платон, Геккель).
Субъективный - первично сознание субъекта, вся остальная деятельность – результат творчества субъекта.
В философских учениях можно выделить направления, которые признают материальное и духовное двумя независимыми началами, эти начала равноправные.
Вопрос об отношении бытия к мышлению не признаётся рядом философов в качестве основного.
Ими выдвигаются: - проблемы свободы;
- долга;
- смысла жизни.
Среди философских проблем место занимает познавательное отношение человека к миру.
В состоянии ли наше мышление познать мир, составить представление о действительности?
ИНСИЛОГИЧЕСКИЙ (познавательный)
Эти философы не сомневаются в познавательных возможностях человека.
Агностицизм - Философы агностики отрицают возможность достоверного познания мира.
Скептецизм - Философы сомневаются в достоверном познании мира.
В теории познания: эмпирическое направление и рационалистическое направление.
Сторонники эмпиризма: источник знаний – опыт, основанный на познании, недооценивается роль теоретического мышления.
Сторонники рационалистического направления: роль абстрактного мышления, недооценивая чувственное познание.
Страдают односторонностью в оценке двух неразрывно связанных сторон.
ИРРАЦИОНАЛИЗМ
Сторонники этого направления противопоставляют позитивные возможности человека (рациональные), сверхразум.
- интуиция; - инстинкт; - предчувствие.
ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА.
Известный философский деятель. Размышляя о характере отношений Бога и мира, он в рамках учения утверждал:
- Бог существует целиком для себя
- личность в трёх лицах христ. …. Откровения.
Размышляет в пантоистир-он д….
«Бог и мир – единство»
Центральное положение: - о свободе воли и активности человека.
…………………………..
Человек – микрокосмос, соединяет природное, животное, божественное.
Природное – первоэлементы.
Человек – посредник между всеми земными созданиями и небесными. Это обусловлено его свободой воли, которая позволяет человеку творить самого себя, достичь того, что он желает.
«Человек – скульптор и творец самого себя».
Считая, что человек способен снизойти до состояния животного и подняться до состояния Бога.
КОНЦЕПЦИЯ СОВПАДЕНИЯ АБСОЛЮТНОГО МАКСИМУМА И АБСОЛЮТНОГО МИНИМУМА.
По Н.К. бесконечное возникает в нашем сознании путём определённого какого-то скачка. Бессмысленно увеличивать или уменьшать бесконечность, т.е. бесконечность +1, или бесконечность -1 есть бесконечность. Следовательно, существует бесконечный абсолютный максимум, который не страдает ни от каких конечных операций. Будучи в этом смысле неделимым (деление бесконечности на то или иное число имеет результатом бесконечность) он также и абсолютный минимум. Абсолютный максимум и абсолютный минимум одно и тоже. Совпадения противоположностей в бесконечности – в Боге, т.к. он бесконечен, то все различия исчезают.
ТОМАС ГОБСС.
Английская философия нового времени. Мир единая материальная субстанция. Всё сущее, как форма этой субстанции. Никакой другой самостоятельной субстанции. Материя вечна, состоит из отдельных тел, которые то возникают, то исчезают. В учении о природе рассматриваются количественные характеристики тел с позиции геометрии, т.е. мир состоит из материальных фигур, фигуры из плоскостей, плоскости из линий, линия это сумма материальных точек. Т.о. материя однородна, лишена качественных различий.
МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД – толкование движения материи, который он понимает только лишь в механической форме.
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
ТОМАС ГОБССпризнавал познаваемость мира, считал, что источник для знаний объективная действительность, реальность. Выступал против учения о врождённых идеях. Доказывал, что возникновение идей это чувственные ощущения, т.е. познание начинается с ощущений и заканчивается в разуме.
В теории познания Т. Гоббс с непосредственным сенсуализмом. Так, например философию он определяет как познание причины связи вещей. В научном познании философов преувеличивал роль разума, недооценивал чувства. Свою деятельность познания он пытался свести к простейшим математическим операциям.(сложение, вычитание)
Гобсист – безбожник, вольнодумец.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Идеолог аристократической буржуазной революции, его произведения после революции отобразили её идеи. Философ пытался понять возникновение общества. Как и Гоббс, он допускает в начале развития общества естественное состояние. Но однако, он считает, что это было счастливое время (золотой век человечества). Выделяются люди из этого естественного состояния, возникает необходимость определённой организации общества, что фиксирует общественный договор.
По Гоббсу этот договор нельзя расторгнуть, пересмотреть, но Локк считает, что если участники договора не соблюдают взятые на себя обязанности, то люди оказываются свободными от взятых на себя обязанностей. Его называют отцом либерализма. Локк обосновал принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная).
Главная цель – защита частной собственности.
ПРОТИВОРЕЧИЯ
Пытаясь преодолеть солипсизм, что субъект в мире не один. Вещь может восприниматься другими субъектами тоже. Но вещи не могут исчезнуть, если исчезнут все субъекты, т.к. вещи остаются существовать как совокупность идей Бога. В этой связи Беркли отмечал, что суть вопроса состоит не в утверждении отрицания вещей вне сознания отдельного субъекта, а в том как они воспринимаются Богом, т.е. Беркли обосновывает существование Бога творца сущного, переходит от субъективного к объективному идеализму.
Русский марксизм.
Г. Плеханов, В. Ленин
Философия Г. Плеханова
Одним из учеников Маркса, Энгельса является Г. Плеханов.
«Вопросы о развитии монистического взгляда на историю»
«О монистическом понимании истории»
«Вопросы о роли личности в истории»
Так, например, в своих работах Г. Плеханов предложил классификацию движущих сил, факторов исторического развития:
- общие причины
- особенные
- единичные
Общие: развитие производительных сил (т.е. совокупность человек + орудие)
Особенные: историческая обстановка, при которой совершается развитие производительных сил.
Единичные: влияние личных особенностей, деятелей и других случайностей, благодаря которым события получают свои индивидуальные черты.
ПОЗНАНИЕ. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ФИЛОСОФИИ
Многообразное отношение человека к миру включает познание, которое представляет собой активную деятельность людей, направленную на приобретение знаний.
Знание – результат познавательной деятельности выраженный в идеальных образах и закреплённый в знаках языка.
ВИДЫ ПОЗНАНИЯ:
ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ:
Философия и естественные науки о происхождении жизни на земле.