рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Адаптация(от лат. adaptare – приспособление) культурная.

Адаптация(от лат. adaptare – приспособление) культурная. - раздел Философия, Теория культуры 1. Приспособление Человека И Человеческих Сообществ К Жизни В Окружающем Их М...

1. Приспособление человека и человеческих сообществ к жизни в окружающем их мире путем создания и использования культуры как искусственного (не природного) образования через изменение окружающей среды и себя в отношении к ней в соответствии с жизненными потребностями.

В этом случае то, что называют культурой и цивилизацией, обычно не различаются. Такое понимание культурной адаптации особенно применимо при рассмотрении ранних периодов бытия человека и социумов, культурогенеза, архаических, или близких к ним, человеческих сообществ.

Развитие же собственно культуры, в ее отличиях от того, что именуют цивилизацией, далеко не всегда и не во всем содействует приспособлению человека к выживанию в определенной среде.

2. Культурная адаптация может пониматься и как приспособление человека (социальной группы) к определенной культурной среде, встраивание в нее традиций, ценностей, норм, образцов отношений и поведения, языков культуры и т. д. путем их освоения. Тогда понятие «культурная адаптация» по смыслу связано с понятиями «инкультурация» и «аккультурация».

Аккультурация– в современном значении процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций – принципиально нового культурного синтеза (см.: Культурология. ХХ век. Словарь, с. 21).

Артефакт(от лат. arte – искусственно + factus – сделанный) культурный– любой объект (вещь, орудие, поведенческий акт, обряд, ритуал, элемент социальной структуры и т. д.), в котором воплощены ценности культуры, ценностные смыслы.

Архетип(от греч. ccp%ri – начало + xunoq – образ) культурный– прообраз, первоначало – образец; базисные элементы культуры, формирующие константные модели духовной жизни (типическое в культуре). Наиболее фундаментальными в составе культуры являются универсальные (общечеловеческие) и этнокультурные (этнические) архетипы.

Универсальные: например, архетипы укрощенного огня, хаоса, творения, мужского и женского начал, смены поколений, «золотого века». Этнокультурные представляют собой некие константы этнонациональной духовности, выражают опыт прошлого и чаяния будущего: апример, отзывчивость, открытость в русской культуре, связываемые с женским началом (см.: Культурология ХХ век. Словарь, с. 51–52).

Ассимиляция культурная– процесс, в результате которого члены одной социальной группы утрачивают своеобразие своей первоначально существовавшей культуры и усваивают культуру другой социальной группы, с которой они находятся в непосредственном контакте (см.: Культурология. ХХ век. Словарь, с. 55).

Гендер– пол в социокультурном плане; понятие, которым обозначается своеобразие мужского и женского в культуре, реализуемое в разных формах проявлений мужественности и женственности, мужского и женского поведения (см.: Лоусон Т., Гэррод Дж. Социология А–Я. Словарь–справочник. М., 2000. С. 99).

Глобализация культурная– процесс нарастания взаимосвязи и взаимодействий культур, протекающий во всемирном масштабе; интернационализация культуры (см.: Лоусон Т., Гэррод Дж. Социология А–Я. Словарь–справочник. М., 2000. С. 66–67).

Динамика культуры (социокультурная динамика) –изменения, происходящие внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер (см.: Культурология XX век. Словарь,

с. 99).

Говоря о динамике культуры, или социокультурной динамике, акцент делают не на изменениях культуры самой по себе, а на движущих ее социальных факторах, социальных «механизмах» культуры.

Диффузионизм –в познании культуры – концепция развития культуры и культур, основывающаяся на представлении о пространственных перемещениях, распространении культуры или ее отдельных элементов из какого–либо центра или центров.

Диффузия культурная– пространственное распространение, проникновение (диффузия) культурных достижений одних обществ в другие, заимствование достижений одних обществ другими (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 102–105).

Знаки и знаковые системы в культуре (культурах)– носители культурных значений, ценностных смыслов, ценностного содержания.

Знак вообще – чувственно воспринимаемый объект, который символически, условно представляет обозначаемый им предмет, явление, действие, событие, свойство, связь или отношение предметов, явлений, действий, событий и отсылает к этому предмету, явлению, действию и т. д., сигнализирует о предмете, явлении, свойстве и т. д., которые им обозначаются (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 99).

Знаки складываются в системы: языковые (естественные и искусственные языки) и неязыковые (например, правила этикета, системы сигналов, символов).

Знаки и знаковые системы являются носителями информации, значений, смыслов.

Идеал– совершенный образ явления, наделенный ценностным измерением универсальности, абсолютности; образец объекта, который максимально полным и совершенным образом отвечает потребностям (желаниям) человека; эталонная ценность.

Идентичность культурная– единство культурного мира человека (социальной группы) с определенной культурой, культурной традицией, культурной системой, характеризующееся усвоением и приятием ценностей, норм, содержательного ядра данной культуры и форм ее выражения.

Инкультурация– процесс приобщения индивида (социальной группы) к культуре, усвоение существующих ценностей, привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре (см.: Культурология. ХХ век. Словарь, с. 147).

Историческая типология культур– выявление типов культур в человеческой истории, классификация культур по типам и определение места конкретной культуры в культурно–историческом процессе (см.: Культурология. ХХ век. Словарь, с. 168).

Коммуникация культурная– процесс взаимодействия между людьми, социальными группами, организациями, конкретными культурами, при котором осуществляется передача и (или) обмен культурной информацией посредством специальных знаковых систем (языков), приемов и средств их использования (см.: Культурология. ХХ век. Словарь, с. 185).

Культурных кругов теория– направление в рамках исторической школы в этнографии и культурологии, центральной идеей которого было представление о том, что на протяжении ранней истории человечества устанавливались связи между отдельными элементами культуры. В результате этого оформились культурные круги, возникшие на определенном географическом пространстве и распространившиеся затем на другие области (см.: Культурология. ХХ век. Словарь, с. 237).

Культурогенез– процесс возникновения и становления человеческой культуры, один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и их качеств (см.: Культурология. ХХ век. Словарь, с. 239).

Линейность и циклизм –в представлениях о развитии культуры: 1) линейность – представление о развитии человеческой культуры и (или) культур по единой линии и (или) с единой направленностью – от возникновения к высшим или низшим стадиям развития;2) циклизм – представление о циклическом (от греч. кгжЯос; – круг) развитии культуры (культур, цивилизаций) от их возникновения к высшим стадиям и исчезновению.

Маргинальность(от лат. margo – край) культурная– понятие, характеризующее положение и особенности жизнедеятельности социальных групп и отдельных личностей, чьи ценностные установки, ориентации, модели поведения одновременно соотнесены (реально или в интенции) с различными культурными системами и проистекающими из них требованиями, но ни в одну из них они не интегрированы полностью (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 258).

Массовая культура– 1) культура масс (народа), большинства членов общества, культура, которая в принципе не может в целом находиться на самом высоком уровне при непрерывности культурного развития (творчества); 2) коммерциализованная, потребительская, стандартизуемая культура, малокультурность массы (толпы);3) пошловатая культура средних слоев общества.

Материальная культура– все еще используемый, но явно условный термин, обозначающий характер предметности, вещности (а не материальности) носителей духовных ценностных смыслов, особо выразительную опредмеченность (а не материальность) духовных явлений.

Народная культура– понятие, не имеющее четкого определения, смысл которого зависит от меняющегося значения понятия «народ». Часто отождествляется с представлением об этнической и национальной традиционной культуре. Иногда трактовалась как культура масс, низов общества в противопоставленности культуре избранных (верхов, аристократов).

Норма культурная– стандарт культурной деятельности, регулирующий отношения и поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным культурным группам и выражающий их представления о должном и желательном (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 321).

Обряды– церемонии или ритуалы, которые сопровождают какие–либо ключевые моменты в жизни людей.

Обычай– исходный, наиболее простой тип культурной регуляции отношений и деятельности людей на основе привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в определенное время и в определенном месте (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 328).

Повседневность– то, что в жизни человека и окружающем его мире природы и культуры происходит ежедневно и определенным образом переживается и оценивается.

Отсюда культура повседневности – воплощение культуры и ее ценностей в каждодневном бытии человека или сообщества людей.

Постмодернизм– широкое культурное течение, которое несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков. Авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем ее ироничного цитирования. Рефлексия по поводу модернистской концепции мира как хаоса выливается в опыт игрового освоения этого хаоса, превращения его в среду обитания человека культуры (см.: Культурология. ХХ век. Словарь, с. 348–349).

Смысл постмодернизма некоторые исследователи видят в создании предпосылок для новых постановок проблем свободы и ответственности, в демонстрации полимодального рассмотрения культуры, утверждении самодостаточности творчества и творческой личности, научного и художественного плюрализма.

Ритуал– исторически сложившаяся форма не инстинктивного, предсказуемого, социально–санкционированного упорядоченного символического поведения, в которой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и зачастую не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей (см.: Культурология. ХХ век. Словарь, с. 381).

Символ(от греч. symbolon – знак, примета) – особый знак, предполагающий общезначимую реакцию не на сам символизируемый объект, а на отвлеченные значения, связанные с этим объектом (см.: Культурология. ХХ век. Словарь, с. 407).

Симулякр(стереотип, псевдовещь, чистая форма) – образ отсутствующей действительности, псевдоподобное подобие, лишенное подлинника. Поверхностный гиперреалистический объект, за которым не стоит какая–либо реальность. Это пустая форма, когда грань между реальным и воображаемым стерта (см.: Культурология. ХХ век. Словарь, с. 423).

Смыслы культурные– информационное, эмоциональное, экспрессивно–ценностное содержание (значение) культурных объектов и их элементов как знаков.

Стиль– образ жизни и действия, основанный на определенных закономерностях, закрепленных и выраженных в самих действиях и их результатах. Стили обладают относительной устойчивостью и зачастую творческой ценностью (романский стиль, барокко, стиль модерн и т. д.). Стиль той или иной культуры (согласно Ф. Ницше) – единство творческих стилей во всех проявлениях народной жизни.

Субкультура– особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, стилями поведения (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 450).

Традиции культурные– культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

Традиции включают в себя объекты наследования (духовные ценности, процессы и способы наследования). В качестве традиционных выступают культурные образцы, ценности, нормы, обычаи, обряды, стили и т. д. (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 480).

Уровень культуры (культурности)– степень, высота культурной развитости человека или социальной группы (конкретного общества).

Функции культуры– то, чему содействует культура, для чего она предназначена; совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 508).

В то же время существует представление о принципиальной нефункциональности культуры, о том, что она может рассматриваться не как средство для чего–то, а только как цель (С. Л. Франк) и что сама по себе культура ничего не делает, хотя ее наличие, уровень или отсутствие могут быть весьма действенными.

Хронотоп культурный– единство пространственных и временных параметров, обнаруживающее, выражающее и во многом определяющее своеобразие культурных систем.

Ценность– отношение между человеком (социальной группой) и явлением, ставшим носителем особой позитивной (в рамках данной социальной общности) значимости чего–либо, кого–либо.

Иначе говоря, особая объективная положительная значимость чего–либо (кого–либо) в жизни конкретного человека, социальной группы, общества.

В сопоставлении с ценностью оценка – субъективное эмоциональное или рациональное представление об особой значимости чего–либо (кого–либо) в жизни конкретного человека, социальной группы, общества, нередко являющееся моментом ценностного отношения.

Ценность культуры– особая объективная положительная значимость чего–либо (кого–либо) в духовной жизни конкретного человека, социальной группы, общества, воплощаемая в разнообразных носителях значимостей и выражаемая в знаках и знаковых системах данной культуры.

Ценностная ориентация– комплекс духовных детерминант, отношений и деятельности людей (или отдельного человека), определяющий направленность реализации культуры в чувствах, мыслях, намерениях и действиях.

Эволюционизм– в теории культуры – представление о едином для человечества пути постепенного исторического развития культуры от низших уровней к высшим состояниям. Пути, на котором отдельные культуры не прогрессируют (некоторые вовсе исчезают), а другие достигают все большей культурной продвинутости.

Элитарная(от фр. elite – отборное, выбранное, лучшее) культура– 1) культура «духовной аристократии», высококультурных представителей групп общества; 2) обозначение некоторых субкультур, привилегированных групп общества, которые характеризуются, помимо духовного аристократизма, принципиальной закрытостью, ценностно–смысловой самодостаточностью, противопоставленных массовой в широком смысле культуре (в том числе – потребительской, «народной»).

Языки культуры– знаковые системы, в которых и с помощью которых выражаются разнообразные ценностные смыслы и обеспечиваются культурное и межкультурное общение, сохранение и трансляция ценностей культуры.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебники и учебные пособия

Иконникова С. Н. История культурологических теорий: Учебное пособие. 2–е изд. СПб., 2005.

Ионин Л. Г. Социология культуры: Учебное пособие. М., 2000.

Кармин А. С. Культурология: Учебник. СПб., 2006.

Культурология: Учебник / Под ред. М. С. Кагана и Ю. Н. Солонина. М., 2005.

Культуральная антропология: Учебное пособие / Под ред. Ю. Н. Емельянова, Н. Г. Скворцова. СПб., 1996.

Антологии, словари, хрестоматии, энциклопедии

Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. СПб., 1997.

Культурология. XX век. Антология. М., 1995.

Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997.

Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1–2. СПб., 1998.

Махлина С. Т. Семиотика культуры и искусства. Опыт энциклопедического словаря. В двух частях. СПб., 2000.

Xрестоматия по культурологии. Т. 1–2. СПб., 1999. 2000.

Первоисточники

Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1999.

Бердяев Н. А. Письмо о культуре // Русское зарубежье. Л., 1991.

Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.

Булгаков С. Н. Философия хозяйства. Соч. в 2–х т. Т. 1. М., 1993.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Гадамер Х. – Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

Гадамер Х. – Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

Гумилев Л. Н. Этносфера. История людей и история природы. М., 1993.

Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.

Зиммель Г. Избранное. В 2–х т. М., 1996.

Ильин И. А. Собр. соч. В 2–х т. М., 1993.

Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.

Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997.

Леви–Строс К. Структурная антропология. М., 2001.

ЛиотарЖ. – Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998.

Лихачев Д. С. Русская культура. М., 2000.

Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

Лосский Н. О. Ценность и бытие // Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М., 1994.

Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб., 2004.

Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 1999.

МаркузеГ. Массовая культура – иллюзии и действительность. М., 1975.

Мечников И. М. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1995.

Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

Морган Л. Древнее общество. Л., 1934.

Московичи С. Век толп. М., 1998.

Ортега–и–Гассет X. Восстание масс. М., 2001.

Ортега–и–Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

Рассел Б. Почему я не христианин? М., 1987.

Рерих Н. К. Избранное. М., 1972.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

РуссоЖ. – Ж. Избранные сочинения. В 3–х т. М., 1961.

Сорокин П. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.

Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989. Т

ойнби А. Постижение истории. М., 1991.

Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 1996.

Тоффлер А. Третья волна. М., 1999.

Тоффлер А. Шок будущего. М., 2001.

Уайт Л. Избранное. Науки о культуре. Эволюция культуры. М., 2004.

Франк С. Л. Духовные основы общества. Л., 1991.

Фрейд З. Психоанализ, религия, культура. М., 1992.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977.

Хейзинга Й. Homo Ludens. М., 1992.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

Швейцер А. Культура и этика // Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. М., 1993.

Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1 М., 1993; Т. 2 М., 1998.

Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Предмет теории культуры, культура и цивилизация, функции культуры

Арсеньев Н. С. О смысле культуры // Русские философы. Антология. М., 1993.

Артановский С. Н. Культура как мудрость. СПб., 2000.

Бабушкин С. А. Теория цивилизаций. Курск, 1997.

Белик А. А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998.

Библер В. С. Культура. Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. 1989. № 6.

Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996.

Конев В. А. Онтология культуры. Самара, 1998.

Конев В. А. Человек в мире культуры. Самара, 1996.

Кребер А., Клакхон К. Культура. Критический анализ концепций и дефиниций. М., 1992.

Круглова Л. К. Основы культурологии. М.; СПб., 1995.

Культура и цивилизация. Материалы Всерос. научн. конф. Екатеринбург, 2001.

Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1992.

Мамонтов С. П. Основы культурологии. М., 1996.

Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

Ортега–и–Гассет Х. Что такое философия? М., 1991. Розин В. М. Введение в культурологию. М., 1996.

Соколов Е. Г. Лекции по культурологии. Ч. 1. Культура. Формы культуры. СПб., 1997.

Соколов Э. В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989.

Соколов Э. В. Культурология. Очерки теории культуры. М., 1994.

ФеврЛ. Цивилизация: эволюция слова и группы идей // Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

Флиер Я. Я. Культура как смысл истории // Общественные науки и современность. 1990. № 6.

Флиер А. Я. Современная культурология: объект, предмет, структура // Общественные науки и современность. 1997. № 2.

Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. М., 1990.

Подходы к исследованию культуры и методы ее изучения

Барт Р. Империя знаков. М., 2004.

Бахтин М. М. и проблемы методологии гуманитарного знания. Сб. статей. Петрозаводск, 2000.

Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.

Герменевтика: история и современность. М., 1985.

Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993.

Иванов С. А. Методы изучения культуры. Учебное пособие. Великий Новгород, 2002.

Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М., 2003.

Коськов М. Системный подход в культурологии // Методология гуманитарного знания в перспективе ХХ1 века. СПб., 2001.

Культурологические исследования: направления, школы, проблемы. СПб., 1998.

Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.

Розин В. М. Семиотические исследования. М., 2001.

Эко У. Заметки на полях «Имя розы». М., 1989.

Ценности жизни и культуры; многообразие и единство ценностей культуры

Большаков В. П. Ценности культуры и время. Великий Новгород, 2002.

Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб., 1996.

Каган М. С. Философская теория ценностей. СПб., 1997.

Вера как ценность культуры. Религия и культура

Вера как ценность. Материалы Всерос. научн. конф. Великий Новгород, 2002.

Ильин И. Собр. соч. Т. 1. М., 1993.

Лобковиц Н. Xристианство и культура // Вопросы философии. 1993. № 3.

Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии. 1990. № 8.

Рассел Б. Почему я не христианин? М., 1987.

Франк С. Л. Культура и религия // Философские науки. 1991. № 7.

Xристос и культура. Избранные труды Р. Нибура и Р. Нибура. М., 1996.

Нравственная культура и ее ценности

БиблерВ. С. Нравственность. Культура. Современность (философские размышления о жизненных проблемах). М., 1990.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Величие здравого смысла. Человек эпохи просвещения. М., 1992.

Гартман Н. Этика. СПб., 2002.

Кант И. Основы метафизики нравственности // Величие здравого смысла. М., 1992.

Кармин А. С. Культура социальных отношений. СПб., 2000.

Культура. Нравственность. Религия. Материалы круглого стола //Вопросы философии. 1989. № 11.

Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования истории морали. М., 1987.

Протанская Е. С. Профессиональная этика. СПб., 2003.

Соловьев В. С. Оправдание добра. Соч. в 2–х т. М., 1988.

Ухтомский А. А. Интуиция совести. СПб., 1996.

Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.

Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше //Вопросы философии. 1990. № 7.

Этическая мысль. Научно–публицистические чтения. М., 1990.

Культурные смыслы любви

Ильин И. Собр. соч. Т. 1. М., 1993.

Кон И. С. Сексуальность и культура. СПб., 2004.

Льюис К. С. Любовь. Страдание. Надежда. М., 1992.

Ортега–и–Гассет X. Этюды о любви // Звезда. 1991. № 12.

Райх В. Сексуальная революция. СПб., 1997.

Соловьев В. С. Смысл любви. Соч. в 2–х т. М., 1988, Т. 2.

Философия любви. Ч. 1, 2. М., 1990.

Красота. Эстетическая и художественная культура. Искусство как феномен культуры

Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

Большаков В. П. Ценности культуры и время. Великий Новгород, 2002.

Гейзенберг В. Значение красоты в точной науке // Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1975.

Каган М. С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997.

Кривцун О. А. Эстетика. М., 2001.

Лоу Б. Красота спорта М., 1984.

Моррис У. Искусство и жизнь. М., 1975.

Платон Пир. Соч. в 3–х т. Т. 2. М., 1970.

Соловьев В. С. Красота в природе. Общий смысл искусства. Соч. в 2–х т. М., 1988. Т. 2.

Столович Л. Н. Жизнь. Творчество. Человек. Функции художественной деятельности. М., 1985.

Истина как ценность культуры. Наука и культура. Культура и техника

Андрианова Т. В. Культура и технология. М., 1998.

Анисимов К. Л. Человек и техника: современные проблемы. М., 1995.

Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.

Большаков В. П. Культура и истина // Вестник НовГУ, серия «Гуманитарные науки». 2000. № 16.

Игнатьева И. Ф. Антропология техники: человек как субъект техники. Екатеринбург, 1992.

Кутырев В. А. Культура и технология: борьба миров. М., 2001.

Лапицкий В. В. Наука в системе культуры. Псков, 1994.

Мамардашвили М. К. Наука и культура // Методологические проблемы историко–научных исследований. М., 1982.

Сноу Ч. – П. Две культуры и научная революция // Портреты и размышления. М., 1995.

Соколов Э. В. Самопознание науки как вектор культуры XXI века // Векторы развития культуры на грани тысячелетий. СПб., 2001.

Свобода и культура

Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

КэмпбеллДж. Свобода и сообщество // Вопросы философии. 1992. № 12.

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.

Хайек Ф. А. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1992. № 12.

Культура в сферах экономики и хозяйства, политики и права

Завершинский К. Ф. Культура и культурология в жизни общества. Великий Новгород, 2002.

Зарубина Н. Н. Социально–культурные основы хозяйства и предпринимательства. М., 1998.

Кармин А. С. Культура социальных отношений. СПб., 2000.

Ковалева И. В. Ценность правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX – начала XX века. Великий Новгород, 2002.

Менеджмент в сфере культуры: российский и зарубежный опыт. СПб., 2006.

Мировая политика и идейные парадигмы эпохи. Сб. статей. СПб., 2006.

Пивоваров Ю. С. Политическая культура: методологический очерк. М., 1996.

Помпеев Ю. А. Основы экономической культуры. СПб., 1999.

Культурогенез, социокультурная динамика и типологии культур

Актуальные проблемы типологии культур. М., 1997.

Большаков В. П., Новицкая Л. Ф. Особенности культуры в ее историческом развитии (от зарождения до эпохи Возрождения). Великий Новгород, 2000.

Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 2000.

Каган М. С. Синергетика и культурология // Синергетика и методы наук. СПб., 1998.

Гуревич А. Я. Теория формаций и реальность истории // Вопросы философии. 1990. № 11.

Маркарян Э. С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван, 1978.

Моисеев Н. Н. Универсум. Информация. Общество. М., 2001.

Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994.

Мыльников А. С. Основы исторической типологии культур. Л., 1979.

Сергейчик Е. М. Философия истории. СПб., 2002.

Трельч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994.

Флиер А. Я. Культурогенез. М., 1995.

Флиер А. Я. Культурология для культурологов. М., 2000.

Хакен Г. Синергетика. М., 2005.

Региональное и этнонациональное, социально–слоевое (в том числе возрастное, гендерное) и общечеловеческое в культуре

Агости Э. Нация и культура. М., 1963.

Араб–Оглы Э. А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности // Вопросы философии. 1990. № 8.

Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.

Белик А. А., Резник Ю. М. Социокультурная антропология. М., 1998.

Бромлей Ю. Б., Подольный Р. И. Человечество – это народы. М., 1990.

Блохина М. В. Молодежные субкультуры в современном обществе. Тверь, 2004.

Богораз–Тан В. Г. Распространение культуры на земле: основы этногеографии. М.; Л., 1928.

Борзова Е. П. Восток и Запад. Мировоззренческие проблемы межкультурных коммуникаций // Современные проблемы межкультурных коммуникаций. Сб. статей. СПб., 2005.

Вейдле В. Россия и Запад // Вопросы философии. 1991. № 10.

Взаимодействие культур Востока и Запада. Вып. 1–2. М., 1987–1991.

Гачев Г. Д. Национальные образы мира. М., 1998.

Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.

Гендерное устройство. Социальные теории и практики. Сб. статей. СПб., 2005.

Глядя на Запад: культурная глобализация и российские молодежные культуры. СПб., 2004.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

Гнатенко Л. И. Национальный характер. Днепропетровск, 1992.

Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993.

Женщина. Гендер. Культура. М., 1999.

Запад и Восток: традиции и современность. М., 1993.

Левикова С. И. Молодежная культура. М., 2002.

Левикова С. И. Молодежная субкультура. М., 2004.

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994.

Мостовая И. В. Социальное расслоение: символический мир метаигры. М., 1997.

Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования истории морали. М., 1987.

Петров Д. В. Молодежные субкультуры. Саратов, 1996.

Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М., 1996. Расы и народы. Вып. 19. М., 1989.

Резник Ю. М. Введение в изучение социальной антропологии. М., 1997.

Россия и Европа в XIX–XX веках: проблема взаимовосприятия народов, социумов, культур. М., 1996.

Садохин А. П. Этнология. М., 2006.

Стариков С. Маргиналы, или Размышления на старую тему: что с нами происходит? // Знамя. 1989. № 10.

Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.

Флиер А. Я. Культура как фактор национальной безопасности // Общественные науки и современность. 1998. № 3.

Этнознаковые функции культуры. М., 1991.

Культурная преемственность, традиции, способы и средства сохранения и трансляции ценностей культуры. Социальные институты культуры

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996.

Гавра Д. П. Социальные институты // Социально–политический журнал. 1998. № 2.

Глотов М. Б. Социальный институт: определение, структура, классификация // Социологические исследования. 2003. № 10.

Зильберман Д. Б. Традиция как коммуникация: трансляция ценностей, письменность // Вопросы философии. 1996. № 4.

Искусство и новые технологии. СПб., 2001.

Истрин В. А. Возникновение и развитие письма. М., 1965.

Каменская О. Л. Текст и коммуникация. М., 1990.

Культурология: Учебное пособие / Под ред. В. М. Доброштана. СПб., 2005.

Маклюэн М. Галактика Гутенберга. М., 2000.

Маклюэн X. М. Робкий гигант. Телевидение вчера, сегодня, завтра. М., 1987.

Соколов Б. Г. Культура и традиция. Метафизические исследования. Вып. 4. Культура. СПб., 1997.

Экранная культура в современном медиапространстве: методология, технологии, практики. Сб. статей. М.; Екатеринбург, 2006.

Взаимодействие культур, культурные коммуникации, диалоги культур

Артановский С. Н. На перекрестке идей и цивилизаций: исторические формы общения народов, мировые культурные контакты, многонациональное государство. СПб., 1994.

Библер В. С. Культура. Диалог культур. (Опыт определения) // Вопросы философии. 1989. № 6.

Взаимодействие культур и литератур Востока и Запада. Вып. 1–2. М., 1992.

Даниленко О. И. Культура общения. Л., 1989. Ильяева И. А. Культура общения. Воронеж, 1989. Иконникова С. Н. Диалог культур. Л., 1987. Каган М. С. Мир общения. М., 1993.

Петров Л. В. Коммуникации в культуре: процессы и явления. СПб., 2005.

Петров Л. В. Массовая коммуникация и культура: Учебное пособие. СПб., 1999.

Современные проблемы межкультурных коммуникаций. Сб. статей.

СПб., 2005, 2007.

Культура повседневности

Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1996.

Кнабе Г. Древний Рим: история и повседневность. М., 1986.

Козырьков В. Г. Освоение обыденного мира. Н. Новгород, 1999.

Лелеко В. Д. Пространство повседневности в европейской культуре. СПб., 2002.

Марков Б. В. Культура повседневности: Учебное пособие. СПб., 2008.

Повседневность как текст культуры. Материалы Междунар. научн. конф. Киров, ВятГУ, 2005.

Культура как совокупность знаковых систем. Языки культуры

Актуальные проблемы семиотики культуры. Тарту, 1987.

Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб., 2000.

Махлина С. Т. Язык искусства в контексте культуры. СПб., 1995.

Панов Е. Н. Знаки, символы, языки. М., 1980.

Петров М. К. Язык. Знак. Культура. М., 1991.

Культура в ее связях с пространством и временем

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Теория культуры

Коллектив Авторов... Под редакцией С Н Иконниковой В П Большакова...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Адаптация(от лат. adaptare – приспособление) культурная.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Коммуникация с помощью органов чувств
Окулесика. В пределах одной культуры и одного языка жестов выражения глаз имеют неизменное значение. При разговоре происходят речевые акты не только вербальные, но и с помощью языка глаз. Су

Другие формы обмена невербальной информацией
Языки жестов, или кинесика. Жест – «демонстративное выразительное движение человеческого тела или некоторого органа, сигнализирующего о чем–то, кинема».[353] Языки жестов я

Попытки и проблематичность воплощения культуры в разных сферах жизнедеятельности
Культура так или иначе реализуется или не реализуется в жизни в зависимости от того, насколько человек в разных сферах жизнедеятельности оказывается целью, а не средством экономики и хозяйства (о ч

Метаморфозы религиозности
Кажется, что пророчества мыслителей середины–конца XIX в., которые касались «смерти Бога», угасания веры, – сбылись. Мировые религии, укрепившие свое официальное положение в обществах и устоявшиеся

Современная нравственная культура и нравственные ценности
В XIX в. нравственная культура теоретически обосновывалась в морали так называемого «разумного эгоизма». Практически же она реализовывалась в рационализованных нормах буржуазной морали, базировавши

Изменения эстетической и художественной культуры
В ХХ столетии эстетическая и художественная культура и все, что с ними связано, изменялись кардинально. В Европе XIX в. художники были явно озабочены тем, что происходило в обществе, хотя к концу в

Физическая культура и спорт
Движение, динамика, зрелищность характерны и для такой составляющей современной цивилизации, как спорт, в ряде моментов связанный с художественной культурой, с эстетикой. Есть ведь художественная г

Проблема судеб культуры
Очевидно, что в конце ХХ – начале ХХI столетия не один спорт получил «домашнюю прописку» благодаря телевидению. Вообще, в этих веках многое стало «домашним» в связи с развитием средств массовой инф

Массовая и элитарная культура. Глобализация культурная
Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространенности национализма. М., 2001. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги