Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт гуманитарного и социально-экономического образования
Кафедра философии
Л.А. Беляева, Л.И. Летягин
ФИЛОСОФИЯ
Ч. 2. Систематический курс
Учебное пособие
Екатеринбург – 2002
Содержание
ЛЕКЦИЯ IХ: ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ.. 3
1. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. Виды бытия. 3
2. Философское учение о материи. Движение, пространство и время. 9
3. Концепции развития в философии: диалектика и метафизика. 14
Литература. 18
Вопросы для повторения и самоконтроля. 19
ЛЕКЦИЯ Х: ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.. 20
1. Предмет философской антропологии. 20
2. Религиозно-идеалистическая антропология. 22
3. Натуралистическая антропология. 24
4. Социальная антропология. 28
5. Экзистенциальная антропология. 31
Литература. 33
Вопросы для повторения и самоконтроля. 33
ЛЕКЦИЯ ХI: ПОЗНАНИЕ, ЕГО УРОВНИ И ФОРМЫ... 34
1. Познавательная деятельность человека и знание. Субъект и объект познавательной деятельности. 34
2. Чувственное и рациональное в познании, их единство. Интуиция и вера как познавательные способности человека. 41
3. Многообразие видов знания. Основные признаки научного знания. Методы и формы научного познания. 48
4. Проблема истины и ее критериев в философии. 57
Литература. 62
Вопросы для повторения и самоконтроля. 63
ЛЕКЦИЯ ХII: ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ.. 64
1. Взаимосвязь языка и мышления. Типы мышления и сущность языка. 64
2. Проблема знака и значения. Основные типы концепций языка в философии. 66
Литература. 72
Вопросы для повторения и самоконтроля. 73
ЛЕКЦИЯ XIII-XIV: ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ФИЛОСОФИЮ... 74
1. Социальная философия: предмет и основные проблемы.. 74
2. Общество как система. 82
3. Общество и природа. Проблемы социально-природного взаимодействия. 86
4. Основные сферы жизнедеятельности общества. 93
Литература. 108
Вопросы для повторения и самоконтроля. 108
ЛЕКЦИЯ ХV: ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 110
1. Единство и многообразие исторического процесса и его основные детерминанты 110
2. Общественный прогресс и его критерии. 123
3. Глобальные проблемы и будущее человечества. 128
Литература. 132
Вопросы для повторения и самоконтроля. 132
ЛЕКЦИЯ IХ: ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ
План:
1. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. Виды бытия.
2. Философское учение о материи. Движение, пространство и время.
3. Концепции развития в философии: диалектика и метафизика.
Бытие – это философская категория, которая обозначает всё существующее, как материальное, так и идеальное. Бытие есть всё, что есть, всё, что существует. Под бытием в самом широком смысле этого слова понимается предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще.
Бытие является синонимом понятия реальность.
Всё, что нас окружает, есть реальность, условно эта реальность предстаёт как материальное или духовное. Бытие – это материальные вещи, процессы (физические, химические, биологические, социальные, психические, духовные). Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, бред больного воображения – всё это проявления бытия.
Антитезой бытия является Ничто. Бытие и Ничто не могут существовать друг без друга: они представляют неразрывное единство противоположностей.
Например, известный философ XX века Э. Фромм(1900-1980) рассматривал существование человека как альтернативу между жизнью и смертью. Жизнь и смерть – это не биологические состояния, а состояния бытия, отношения человека к миру. Смерть – прекращение роста, устранение таких специфических человеческих качеств как разум и любовь. Жизнь – это полное развитие человеческих сил, гармония с природой, со всем окружающим. Этот путь требует от человека дисциплины, воли и он более труден, но он – единственный, не обречённый на провал.
Впервые термин «бытие» появился в античной философии у Парменида (ок. 540 – 480 до н.э.). Он рассматривал бытие как единое, вечно, недвижное, неизменное, неделимое. Его философия известна, прежде всего, из фрагментов его сочинения «О природе». Бытие есть истинно сущее, оно не возникает, не уничтожается, оно бесконечно. Бытие есть полнота совершенства: Истина, Свет, Добро, Благо. Античный философ сравнивал бытие с шаром, со сферой. Сравнивая бытие со сферой, он использовал сложившееся в античности убеждение в том, что сфера – совершеннейшая и прекраснейшая форма среди других геометрических фигур. Бытие лишено чувственных качеств, поэтому постичь его можно только с помощью мысли, но при этом он имел в виду не субъективную мысль человека, а Логос – космический разум, через который раскрывается содержание мира для человека непосредственно. Точка зрения Парменида на бытие носила материалистический характер: он считал, что бытие - это материальная субстанция мира.
Обоснование и появление понятия бытия в философии было связано с определённой экзистенциальной ситуацией в античном мире: во времена Парменида люди стали терять веру в богов. Людям нужна была вера в новую силу. Таким образом, проблематика бытия явилась своеобразным ответом философии на потребности и запросы эпохи.
Выдающийся философ XX века М.Хайдеггер(1889-1976) утверждал, что вопрос о бытии и его решение Парменидом предрешили судьбу западного мира.
С одной стороны, в культуру и мировоззрение было введено представление о существовании за пределами видимых вещей невидимого мира, совершенного и прекрасного, гармонично устроенного. Европейский мир на протяжении многих столетий отрабатывал искусство постигать инобытие мыслью, строя метафизические системы. Европейская культура, как никакая иная, довела данную способность мысли до невообразимых высот.
С другой стороны, если существует подлинное бытие, то земное не есть подлинное. Желание людей Запада победить неправду земного бытия исторически реализовалось двумя путями.
Первый был ориентирован на практическое, предметно-деятельное воздействиена земной мир с целью его перестройки.
Второй путь – путь преобразования не внешнего мира, а своего духовно-нравственного внутреннего опыта. Люди, ставшие на этот путь стремятся переделать не государственное устройство, не экономическую жизнь общества, а самих себя. Этот путь отработан в христианстве святыми, монахами, представлен в деяниях Сергия Радонежского, Оптинских старцев и других.
В философии выделяются следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия:
- Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведённых человеком.
- Бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие.
- Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное духовное.
- Бытие социального, которое делится на бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории и бытие самого общества.
Исторически первой предпосылкой, основой человеческой деятельности была и остаётся природа, которая возникла, существовала до человека и существует вне и независимо от сознания людей.
Немецкий философ Л. Фейербах(1804-1872) отмечал, что природа – это совокупность всех чувственных сил, вещей и существ, которые человек отличает от себя как нечеловеческое. Природа – это свет, воздух, вода, огонь, земля, животные, растения. Она является реальностью особого типа. Природа – объективная и первичная реальность в том смысле, что человек и его дух рождаются благодаря непреходящей природе и уже после того, как природа Земли миллиарды лет существовала до человека. Природа реальна и первична также и в том смысле, что без неё невозможна жизнь и деятельность человека. Без неё не могли появиться предметы, произведённые человеком.
«Вторая природа» строго зависит от первой. По типу, форме своего бытия «вторая природа» сходна с первой, из которой она рождается, но в пределах предметно-вещественного бытия она обладает важными особенностями.
В чём же состоит отличие «второй природы» от первой?
С одной стороны, воплощённый в ней материал первой природы есть объективная и первичная реальность, с другой стороны, в предметах второй природы воплощены труд и знания человека, идея предмета. Всё, созданное человеком, удовлетворяет социально зафиксированные человеческие потребности. Специфика предметов «второй природы» состоит в том, что это совершенно новая по сравнения с первой природой комплексная (природно-духовно-социальная) реальность. Главное ее отличие в том, что бытие «второй природы» по самому своему существу есть социально-историческое, а именно цивилизованное бытие. Вещи, созданные человеком, живя природной жизнью, проживают и другую свою жизнь: они обретают особое место в бытии человеческой цивилизации.
Долгое время люди не осознавали достаточно чётко, что между первой и «второй природой» возможны не только отношения взаимосвязи, согласованности, но и конфликтного противостояния. Но к середине XX века возникли экологические, энергетические проблемы, которые поставили вопрос о судьбе человечества.
Бытие отдельного человека и человечества в целом специфично, уникально. Однако в этом бытии есть стороны существования, общие и для человека и для любой вещи природы. Человек выступает как часть природы, он существует как живой, конкретный индивид, причём первичной предпосылкой его существования является жизнь его тела. Наличие тела делает человека конечным, преходящим (смертным) существом, и любые возможности увеличения длительности жизни людей не отменят существования человеческого тела как тела природы.
Из того обстоятельства, что человек существует как тело в мире других природных тел, вытекает ряд следствий, которые люди в их жизни должны учитывать.
Человек как тело природы имеет потребности в пище, защите от холода, в самосохранении, в движении, продолжении жизни. Человеческое существование не возможно без удовлетворения этих потребностей. Человек как природный организм подвластен всем законам жизни, и, прежде всего, законам наследственности, отменить которые или пренебречь которыми люди не могут.
Человеческое тело как любой живой организм имеет свои циклы развития, оно появляется в природе, расцветает и погибает. Функционирование тела тесно связано с работой мозга и нервной системы, а через них – с психикой, с духовной жизнью индивида. Работа духа в известном пределе зависит от здоровья человека. Недаром пословица гласит: в здоровом теле – здоровый дух. Однако пословица верна далеко не всегда. Хорошо известно и то, сколь велика бывает роль человеческого духа в поддержании жизни больного тела. Жизнь таких философов как И. Кант, Ф. Ницше подтвердила эту истину.
Особенностью человеческого существования является возникновение специфической, уникальной для живой природы, «нежёсткой» детерминации бытия человека со стороны его тела. Эта нежёсткость проявляется в таких фактах, как способность человека регулировать, контролировать свои природные потребности, удовлетворять их не в простом соответствии с повелениями природы, а в пределах и формах, определяемых обществом, историей и самосознанием индивида. Многие действия человека, которые могли бы определяться эгоизмом телесных потребностей, очень часто регулируются другими мотивами – духовно-нравственными, социальными. Наиболее ярко это проявляется в жертвенных поступках.
Таким образом, бытие человека является комплексным и уникальным единством природного, вещественного и духовного, индивидуального и родового, личного и общественного.
Духовное можно условно разделить на два больших подвида:
- на духовное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности индивидов (индивидуализированное духовное);
- и на то, которое существует вне индивидов (внеиндивидуальное, объективированное духовное).
Первый вид – индивидуализированное духовное – это, прежде всего сознание индивида.
Оно включает в себя множество проявлений: невидимый и необратимый поток чрезвычайно быстро меняющихся побуждений, впечатлений, чувств, переживаний, мыслей, а также совокупность более стабильных идей, убеждений, ценностей, стереотипов, установок и т.д. Специфика индивидуализированных форм бытия духовного заключается в том, что конкретные процессы сознания возникают и умирают вместе с рождением и смертью отдельных людей. Сохраняются те из них, которые преобразуются во вторую, внеиндивидуальную духовную форму (искусство, философия, политика, религия и др.), а также те, которые непосредственно передаются другим людям в процессе общения. Духовное бытие в его индивидуализированных формах исследуют такие науки, как, например, психология.
Особых достижений добилась наука о человеческом мозге. И всё же с успехами естественных наук не разрешились, а, пожалуй, углубились те трудности, которые связаны с определением специфики сознания. Несомненно, существование сознания неотделимо от деятельности мозга и нервной системы индивида, от существования его тела. Но сложность и диалектика бытия индивидуализированных форм духовного в том и состоит, что сознание и все его проявления, неотделимые от природно-биологических процессов, к ним принципиально несводимы. Сознание, конечно, связано с деятельностью мозга, но мысли человека, его переживания не являются материальными состояниями. Они являются идеальными образованиями. Мысль способна мгновенно преодолеть пространство и время, человек способен мысленно воспроизводить времена, в которые никогда не жил.
Сознание человека – одновременно и его самосознание, то есть осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям, себя как особой и единой личности.
Индивидуализированное духовное в широком смысле слова включает и бессознательное. Специалисты считают, что бессознательное не просто существует, но и является важной стороной психической деятельности индивида, его духовной целостности.
Результаты деятельности сознания конкретного человека могут отделяться от него самого и тогда возникает духовное второго типа –объективированное (внеиндивидуальное) духовное.
Специфика этого объективированного духовного бытия в том, что его элементы и фрагменты (идеи, идеалы, нормы, ценности, естественные и искусственные языки) способны сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени. Объективированное духовное живёт своей жизнью и существует объективно, независимо от сознания отдельного человека. Вместе с тем сознание общества взаимодействует с сознаниями отдельных индивидов и объективированное духовное может реализовать себя только через отдельные сознания. Вся совокупность идей общества – политических, религиозных, правовых, нравственных, философских, эстетических – проявляется в деятельности отдельных индивидов, взаимодействия которых образуют ещё один вид бытия – социальное.
Социальное бытие представляет из себя взаимодействие социальных групп и отдельных индивидов. Религиозная философия и религия отводят решающую роль духовному в поведении человека, но вместе с тем, история развития общества, формирования личности подтверждает ту истину, что человек не может сформироваться как мыслящее и сознательное существо вне сообщества людей. Общество оказывает большое воздействие на формирование взглядов личности, в обществе личность получает образцы социального поведения. И сама личность может оказывать огромное влияние на все социальные процессы.
Философия признаёт решающую роль выдающихся личностей - политиков, учёных, деятелей культуры. Объектом анализа философии является и само общество, которое, по мнению некоторых мыслителей, имеет свои особенности развития, общие закономерности своего функционирования. Философы всегда пытались понять, что является движущей силой развития обществ. При этом некоторые решающую роль отводили природным факторам, другие – материальным или духовным.
Категория бытия выступает предельно общей абстракцией и объединяет по признаку существования самые различные явления, процессы, предметы: природу, социальные отношения, проявления человеческого сознания, технику, искусство, науку и т.д.
Выделяя главные сферы бытия (природу, общество, человека, духовное), философия тем самым полагает, что всё многообразие явлений, включённых в эти сферы, объединено некоторой общей основой. Идея такого единства приводит к представлению об общей основе всего существующего, для обозначения которой в философии была выработана категория субстанции (от лат. substatia - сущность, то, что лежит в основе).
Субстанция – это сущность мира, первоначало, нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам.
В истории философии первоначально под субстанцией понимали вещество, из которого состоят все вещи. Для древнегреческих философов таким первоначалом, сущностью мира было материальное начало. Поэтому субстанция иногда является синонимом вещества, материи.
Учения, объясняющие единство мира, исходя из одного начала – субстанции - являются выражением философского монизма (греч. monos - один, единственный). Но само понимание субстанции может быть различным: в качестве субстанции может мыслиться и материя и дух. Соответственно этому различают материалистический монизм (Фалес, Гераклит, Спиноза, Маркс и др.) и идеалистический монизм (Платон, Гегель, Соловьёв и др.).
Концепция, противоположная монизму, исходящая из признания множества самостоятельных, несводимых друг к другу начал бытия называется плюрализмом (лат. pluralis - множественный).
Плюрализм может быть как материалистическим (Эмпедокл – древнегреческий философ-материалист первоначалом мира считал четыре стихии: землю, воду, огонь и воздух), так и идеалистическим (Лейбниц – немецкий философ, основой мира считал духовные неделимые субстанции-монады). Философское учение, которое признаёт материальную и духовную субстанцию равноправными называется дуализм (лат. duo – два). Такую позицию представляют Аристотель, Декарт, Кант.
В философии есть направления, которые занимают позицию отрицания важности проблемы субстанции как объекта и предмета философии. К ним отнсятся позитивизм и прагматизм.
Позитивизм считает, что все философские проблемы, связанные с познанием сущности мира, ведут, в конечном счете, к агностицизму и спекуляциям. Философское знание находится за пределами истины и на него не распространяются логические критерии, поэтому и вопрос о субстанции есть вопрос спекулятивный.
Прагматизм исходит из того, что вопрос об основе мира не является столь важным для человека, основная задача которого приспособиться к социальной реальности. Опыт не знает деления на материальное и духовное, отношение человека к миру носит практический характер, а материализм и идеализм возникли как результат резкого разделения умственного и физического труда. Поэтому, утверждают сторонники прагматизма, в современном мире нет оснований для такого деления.
Такая позиция в философской литературе советского периода вызывала резко критическое отношение, так как деление на материализм и идеализм русские марксисты связывали с политической борьбой противоположных классов.
Когда спор мировоззрений материализма и идеализма удерживался в границах теории, от него выигрывали обе стороны, обогащалась философия в целом. Но нередко было иначе: против инакомыслящих в условиях идеологического и политического противостояния выдвигались отнюдь не доводы разума, а аргумент грубой силы – моральной, а то и физической расправы над ними. Исторический опыт показал, что использование философских идей в политической борьбе часто оборачивалось трагедией для культуры и для философов. Примерами является приспособление идей Ницше для обоснования человеконенавистнических идей, практическая реализация догматизированного марксизма в России, расправа с русской религиозной философией в советской России.
Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.
В этом определении существенными являются три момента:
- во-первых, главное свойство материи – быть объективной реальностью, т.е. существовать вне нашего сознания;
- во-вторых, материя- это абстракция, а не конкретный объект или вещь. Материя существует в многообразии своих проявлений (природа, общество, явления, процессы и т.д.);
- в-третьих, материя – познаваема. Человек познаёт окружающий мир с помощью ощущений, восприятий, разума.
Материя обладает рядом свойств, без которых она не может существовать. Такие свойства называются атрибутами.
К ним относятся движение, пространство и время.
Движение – это любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Поэтому движение есть любое изменение.
Существование любого материального объекта возможно только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Любой объект взаимодействует с другими материальными объектами. Взаимодействие приводит к изменению свойств, отношений, состояний объектов. Есть движение, которое не изменяет качественного состояния объектов. Например, перемещение тел в пространстве.
Изменения, которые сопровождается появлением новых качественных состояний, которые представляют собой развёртывание возможностей, скрытых в предшествующих состояниях, называется развитием.
Материя не может существовать без движения, оно внутренне присуще материи.
С движением связано такое состояние материи как покой.
На уровне обыденного сознания кажется, что одни тела движутся, а другие покоятся. Но говорить о покое можно только по отношению к некоторой системе отсчёта. Наш дом покоится относительно поверхности Земли, но он вращается вместе с Землёй в пространстве относительно Солнца. Поэтому покой относителен, а движение абсолютно.
Движение осуществляется в различных формах. Их многообразие отражает многообразие самой объективной реальности.
В философии предпринимались разнообразные попытки классифицировать формы движения (изменения) материи. Наиболее известной из них стала классификация форм движения, предложенная О. Контом(1798-1857) в его работе «Курс позитивной философии»(1830-1842). Он выделил следующие формы движения объективного мира - механические, физические, химические, биологические и социальные.
Но предложенная Контом классификация страдала существенным изъяном – она не могла объяснить мир как единое целое: формы движения материи оказывались резко отделены друг от друга, что затрудняло понимание развития как постепенного перехода от одной формы к другой.
Иные принципы (при сохранении общей «схемы» классификации) предложил Ф. Энгельс(1820-1895) в «Диалектике природы»(1873-1883):
- формы движения соответствуют определённому уровню организации материи (неживая природа – физическая и химическая, живая природа – биологическая, общество – социальная);
- между формами движения существует генетическая связь, то есть каждая последующая возникает на базе низших форм;
- высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам. Высшие формы движения – это не сумма низших. Например, социальное движение (общество) нельзя объяснить из биологических законов.
Наука XX века внесла много нового в понимание природы всех видов движения и в дальнейшем по мере развития науки учение о формах движения материи будет конкретизироваться, обогащаться новым содержанием.
Важнейшим атрибутом изменяющейся материи является пространство.
Пространство - форма бытия материи, выражающая протяжённость объектов, свойство объектов занимать место среди других, граничить с другими объектами.
Понятие пространства имеет смысл постольку, поскольку материя дифференцирована, структурирована. Вся материя состоит из объектов, предметов, а эти предметы в свою очередь делятся на элементы, уровни, части, связанные между собой.
Пространство нашего мира имеет три измерения (длина, ширина и высота), а потому его называют трёхмерным.
В истории философии и науки это свойство пространства не раз пытались объяснить и обосновать. Современные космологические представления допускают, что Вселенная состоит из множества миров, и в этих мирах могут быть принципиально иные формы пространства.
Поскольку материя постоянно изменяется, постольку эти изменения происходят во времени.
Литература
1. Философский словарь. М., 1991.
2. Спиркин А.Г. Философия. М.,2002.
3. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
4. Концепции современного естествознания (под ред. проф. С.И.Сомыгина). Ростов-на-Дону, 2002.
5. Мотрошилова Н.В. Бытие \\ Вопросы философии, 1989. № 4.
6. Основы философии в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 1997.
7. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое миропонимание: диалог с И.Пригожиным \\ Вопросы философии, 1992. № 12.
8. Мир философии. М., 1991. Ч. 1,2.
9. Хрестоматия по философии. М., 1997.
10. Введение в философию. Учебник для вузов. М., 1989. Ч. 2.
11. Доброхотов Л.А. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1993.
Вопросы для повторения и самоконтроля
1.В чем смысл проблемы бытия?
2.Какие основные формы бытия выделяются в философии?
3.В чем заключается специфика человеческого существования?
4.Какова сущность, содержание духовной формы бытия?
5.Назовите основные особенности позитивистского и прагматического подхода к познанию сущности бытия?
6.Что и почему является наиболее существенным в философском определении материи?
7.В чем проявляется специфика социального пространства и социального времени?
8.Назовите основные особенности диалектического способа мышления?
ЛЕКЦИЯ Х: ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
План:
1.Предмет философской антропологии. Типология антропологических учений.
2. Религиозно-идеалистическая антропология.
3. Натуралистическая антропология.
4. Социальная антропология.
5. Экзистенциальная антропология.
Предмет философской антропологии
Литература
1. Гуревич П.С. Философская антропология. Уч. пособие. М.,1997.
2. Любутин К.Н. Человек в философском измерении: от Фейербаха к Фромму. Псков, 1994.
3. Марков Б.В. Философская антропология. Уч. пособие. СПб., 1997.
4. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. Минск, 1997.
5. Проблема человека в западной философии. М., 1988.
6. Феномен человека. Антология. М., 1993.
7. Это человек. Антология. М., 1995.
Вопросы для повторения и самоконтроля
1. Что изучает философская антропология?
2. Назовите основные особенности религиозно-идеалистической антропологии?
3. Какие основные положения включает в себя христианская антропология?
4. В чем заключаются основные особенности натуралистической антропологии?
5. Каковы основные направления натуралистической антропологии?
6. Определите предмет социальной антропологии?
7. В чем проявляются основные достоинства и недостатки марксистской антропологии?
8. В чем заключается содержание основных понятий экзистенциальной антропологии – «подлинное существование», «неподлинное существование», «свобода»?
ЛЕКЦИЯ ХI: ПОЗНАНИЕ, ЕГО УРОВНИ И ФОРМЫ
План:
1. Познавательная деятельность человека и знание. Субъект и объект познавательной деятельности.
2. Чувственное и рациональное в познании, их единство. Интуиция и вера как познавательные способности человека.
3. Многообразие видов знания. Основные признаки научного знания. Методы и формы научного познания
4. Проблема истины и ее критериев в философии.
Методология научного познания - это теория научно-познавательной деятельности, направленная на изучение и разработку методов научного исследования, на анализ природы и функций научного знания. Непосредственно методология научного познания изучает способы получения, генезис, структуру, функции, типы познавательных форм, их отношения между собой, а также смену одних познавательных форм другими в конкретно-исторических условиях.
Современное научное знание обладает сложным строением. Прежде всего, здесь обнаруживается деление научного знания на эмпирический и теоретический уровни.
На эмпирическом уровне основная информация о действительности добывается опытным путем. Существенным признаком эмпирического исследования является взаимодействие субъекта и объекта, которое может быть как непосредственным, так и опосредованным различными средствами экспериментирования. Эмпирическое исследование предполагает предметно-практическую деятельность субъекта, направленную на изучаемый объект. Здесь ведущая роль принадлежит таким методам получения первичной, опытной информации, как наблюдение, эксперимент, измерение. Приращение эмпирической информации во многом связано с совершенствованием экспериментально-измерительных средств обнаружения и фиксации эмпирических объектов, созданием таких эмпирических ситуаций, которые позволяют выявить новые связи между объектами, разработкой новых методов получения информации, повышением степени точности измерительных приборов и т. д.
Результаты эмпирического исследования, как правило, обрабатываются с помощью различных методов, к числу таких методов относятся методы группировки, классификации, систематизации, построение разных диаграмм, схем, выделение типологических характеристик объектов и др.
Обработанная эмпирическая информация, выраженная в познавательных формах, приобретает статус знания. Содержанием эмпирического знания являются результаты эмпирической деятельности субъекта, прошедшие рационально-логическую обработку и выраженные на особом научном языке (языке наблюдения). Поэтому за всеми эмпирическими констатациями стоят не только эмпирический объект и методы его исследования, но и исходные теоретические принципы, идеалы и нормы выделения и обоснования объекта, стиль мышления и многое другое. Поэтому эмпирическое знание не совпадает с чувственным воспроизведением действительности ни по форме, ни по содержанию.
Основными познавательными формами эмпирического знания являются:эмпирические данные, факт, эмпирический закон.
Эмпирические данные - первичный сырой материал, полученный в ходе эмпирического исследования, отражающий состояния изучаемого объекта (например, результаты измерений уровня радиоактивности - эмпирические данные, к эмпирическим данным относятся также ответы на вопросы анкеты в социологическом исследовании). Их результативность зависит от уровня экспериментального исследования: чем более развиты и совершенны методы получения данных, тем выше надежность и точность последних. В этом плане данные не зависят от теории. Однако они выражены на языке определенной теории, осмысливаются в ее рамках, то есть зависят от уровня развития теории, в которой анализируются.
Важнейшей формой эмпирического знания является факт. За термином «факт» издавна закрепилось значение реального, происшедшего события. В этом смысле «факты - упрямая вещь».
Но факты фиксирует человек, через факты мир дан человеку, причем в них отражается не весь процесс или явление, а лишь какой-то его фрагмент, состояние. Поэтому сами факты дискретны, отрывочны, фрагментарны. И так как факты дают изображение того, что есть, что дано субъекту в наличном бытии, то еще нужен шаг к выяснению, что же имеет место в действительности. Стало быть, надо четко различать то, что произошло (само по себе), и то, что зафиксировано субъектом.
Постижение сущности явлений происходит на теоретическом уровне, который обладает специфичностью, особыми методами и формами воспроизведения действительности.
Теоретический уровень познания опосредован в своем отношении к действительности эмпирическим. Поэтому для анализа и осмысления действительности здесь необходимы уже иные формы и методы. Наиболее существенными оказываются абстрагирование и идеализация, а также метод мысленного эксперимента.
Абстрагирование представляет собой отвлечение от вторичных, несущественных для познания данного явления сторон, свойств, аспектов, деталей. Абстрактный - значит односторонний.
Без абстракций в научном познании обойтись невозможно. Любое слово уже абстрагирует, поэтому, вообще говоря, абстрагирование имеет место и на эмпирическом уровне. Различие между абстракциями на обоих уровнях заключается в том, что теоретическом уровне научные абстракции вырабатываются специально для вполне определенных целей. Для всестороннего рассмотрения явления на теоретическом уровне требуется множество соотносящихся друг с другом абстракций, выраженных на специальном теоретическом языке.
Важнейшим средством анализа действительности на теоретическом уровне является метод идеализации, представляющий собой производство таких объектов, которые не существуют и не могут существовать в действительности. К их числу, например, относятся «абсолютно гладкая плоскость», «идеальный газ», «идеальная тепловая машин», силовые «линии» и др. Такие объекты называются идеальными объектами, или конструктами. Именно поэтому, чтобы применить идеальные объекты к исследованию реальной действительности, дать им предметную интерпретацию, необходима система опосредований через объекты эмпирического уровня.
Идеальные объекты производятся всеми без исключения науками, занимающимися объяснением действительности. Скажем, в экономической теории, где рассматривается функционирование рынка, разрабатывается прежде сама идеальная модель рынка. Создание идеальных объектов чрезвычайно важно для исследования отношений между реальными объектами, поскольку в самой действительности довольно часто на взаимоотношения между объектами накладываются случайные, второстепенные обстоятельства, мешающие выявлению сущности. Идеальные объекты в своей совокупности образуют особый мир, мир идеальных объектов, который и становится объектом исследования.
Огромная роль в изучении отношений между идеальными объектами принадлежит мысленному эксперименту, который позволяет наглядно рассмотреть протекание какого-либо процесса, порой неосуществимого эмпирически. Именно с помощью мысленного эксперимента А.Эйнштейн, например, пришел к идее равенства инертной и гравитационной масс. Изучая поведение тел в поле силы тяжести на модели падающего лифта, он сделал вывод, что равноускоренное движение тела эквивалентно нахождению его в поле тяготения. Это позволило ему обобщить принцип относительности на случай неинерциальных систем отсчета. Чрезвычайно широко анализ идеальных ситуаций представлен и в «Капитале» К. Маркса.
Структура теоретического знания достаточно разнообразна. Однако в настоящее время нет сколько-нибудь однозначного ее толкования, нет общепринятого вычленения составляющих теоретическое знание элементов. Обычно сюда относят аксиомы, принципы, концепции, идеи, постулаты, законы, теории и т. д.
Центральное звено теоретического знания – научная теория.
Теория имеет внутреннее строение. Это собственно архитектоника теории как важнейшей единицы теоретического мира идеальных объектов, который и становится объектом исследования.
Итак, деление научного познания и знания на эмпирический и теоретический уровни, несмотря на достаточную его общность, не исчерпывает собой богатства отношений познавательных форм. В структуре научного познания имеются такие формы его организации, которые не могут быть однозначно отнесены ни к одному из указанных уровней и с равным успехом используются на любом из них. Познавательные формы, которые выходят за рамки двухуровневого деления научного познания и опираются в своем функционировании как на эмпирические, так и на теоретические знания, обеспечивают приращение знания, задают направления научного поиска, представляют собой способы разрешения возникающих противоречий. К числу такого рода познавательных форм относятся вопрос, проблема и гипотеза.
Вопрос - такая форма знания, которая выражает требование найти неизвестное, получить информацию об исследуемом объекте. Познавательная функция вопроса, связанная с удовлетворением требования, с получением информации, реализуется в виде ответа, несущего сведения об изучаемом предмете. Вопросы выполняют поисковую функцию, формулируют стратегию достижения ответа, выступают средством упорядочения, организации научного исследования, в пределах которого выявляется степень важности вопросов и порядок поиска ответов.
В развитии науки часто возникают ситуации, вызванные появлением новых фактов, которые невозможно объяснить с помощью прежних теорий. В результате возникает проблема - вопрос, который неразрешим в рамках данной теории, или вопрос, условия ответа на который неизвестны.
Проблема возникает там, где есть неопределенность, предполагающая множество решений и выбор одного из них. При решении проблемы должно быть четко сформулировано неизвестное - то, что надо найти. Кроме того, для решения проблемы необходимо указать имеющиеся данные, которые ориентируют субъекта на определенную область поиска неизвестного, - где именно следует искать. И, наконец, важно знать условия, при которых неизвестное и данные соединяются, выполняя тем самым роль организатора и основания поиска - как именно искать
Поиск решения проблемы предполагает выдвижение возможного предварительного варианта ответа, или гипотезы.
Гипотеза - это некоторое предположение или система предположений о связи между явлениями, о закономерном порядке вещей. Роль гипотезы в познании обусловливается двумя обстоятельствами.
Во-первых, гипотеза выступает как форма перехода знания от эмпирического уровня к теоретическому уровню (например, факты - гипотеза - теория).
Во-вторых, взятая более широко, гипотеза в контексте развивающегося знания представляет собой прорыв в неизвестное, передний край науки. И в этом плане она объединяет, синтезирует и эмпирическое, и теоретическое знание, опережая их собственное развитие. В этой связи говорят о гипотетико-дедуктивной модели развития знания.
Развитие знания, в силу его многослойной структуры - нелинейный процесс, характеризующийся разнонаправленностью изменения познавательных форм, в котором постоянно возникают новые точки роста, нововведения и центры изменения, разные возможности и ситуации выбора. Поэтому в теории познания и методологии науки имеют место многочисленные попытки построить модели развития знания, в том числе и научного. Среди них можно выделить например такие как модель кумулятивного (накопительного) развития, так и некумулятивные модели ( К Лоппер, И Лакатос) парадигмалъная модель Т.Куна, эволюционистская модель С.Тулмина, тематический анализ науки Дж. Холтона, методологический анархизм П.Фейерабенда и др.
Необходимо также отметить, что развитие научного познания осуществляется и путем дифференциации главной ветви на несколько самостоятельных ветвей, что приводит к так называемой древовидной модели знания.
Кроме этого, развитие научного знания может происходить и путем обособления предметов исследования в рамках одной науки, в процессе образования новой отрасли знания на стыке наук. Все эти ситуации не укладываются в схему линейных представлений о прогрессе наук, но требуют разработки более точных и адекватных моделей о механизмах и способах развития знания в целом.
Литература
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1998.
2. Алексеев П.В. , Панин А.Ф. Хрестоматия по философии. М.,1997
3. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988.
4. Бутенко А.Д. Социальное познание и мир повседневности. М., 1987.
5. Двадцать лекций по философии. Екатеринбург ,2001
6. Загадка человеческого понимания. М., 1991.
7. Заблуждающийся разум: многообразие вненаучного знания. М.,1990.
8. Коршунов А.М., Мантатов В.В. Диалектика социального познания. М., 1978.
9. Канке В.А. Философия.М.,1997.
10. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.
11. Микешина А.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.
12. Полами М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. 1985.
13. Теория и жизненный мир человека. М., 1995.
14. Философия и методология науки. М., 1996.
15. Французова Н.П. Методология научного познания. М., 1996.
16. Чернякова Н.С. Истина как смысл человеческой деятельности. СПб., 1993.
17. Философия. Под ред . Митрошенкова О.А. М.,2002.
Вопросы для повторения и самоконтроля
1. Как различаются понятия «объективный мир» и «объект познания»?
2. Что такое «агностицизм» и в каких формах он существует?
3. Может ли гносеологический образ быть «копией» действительности?
4. Какую роль играет интуиция в процессе познания?
5. Как влияют репрезентация, интерпретация и конвенция на результаты познания?
6. В чем различие понятий «чувственное» и «эмпирическое» познание?
7. Чем отличается эксперимент от наблюдения?
8. Какими критериями истины пользуется наука?
9. Чем истина отличается от правды?
10. В чем особенности практики как критерия истинности знания?
11. Можно ли считать истину смыслом человеческой деятельности?
ЛЕКЦИЯ ХII: ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ
План:
1. Взаимосвязь языка и мышления. Типы мышления и сущность языка.
2. Проблема знака и значения. Основные типы концепций языка в философии.
Литература
1. Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993.
2. Витгенштейн Л. Философские работы.М.1994.
3. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.,1988.
4. Герменевтика: история и современность. М.,1989.
5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М.,1997.
6. Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. М.,1997.
7. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке . М.,1990.
8. Мечковская П.Б. Социальная лингвистика. М.,1996.
9. Современный философский словарь. Екатеринбург, 1996.
10. Хайдеггер М. Путь к языку. Слово.//Время и бытие. М., 1993.
11. Хомский н. Язык и мышление. М.,1972
Вопросы для повторения и самоконтроля
1.Какие подходы существуют в понимании соотношения языка и
мышления в современной философии?
2. В чем проявляется связь языка и мышления?
3. Как язык связан с миром?
4. В чем суть и значение проблемы соотношения знака и значения в языке?
5. В чем заключается проблема смысла языка?
6. Как соотносятся в языке знак и значение?
7. Каковы основные функции языка?
ЛЕКЦИЯ XIII-XIV: ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ФИЛОСОФИЮ
План:
1. Социальная философия: предмет и основные проблемы.
2. Общество как система.
3. Общество и природа. Проблемы социально-природного взаимодействия.
4. Основные сферы жизнедеятельности общества.
Литература
1. Кемеров В. Е. Введение в социальную философию: Учеб. пособие для гуманитарных вузов. – М., 1996.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.
3. Моисеев Н. Н. Расставание с простотой. – М., 1998.
4. Момджян К. Х. Введение в социальную философию. М., 1997.
5. Резник Ю, М. Введение в социальную теорию. С., 1999.
6. Руткевич М. Н. Общество как система. Социологические очерки. Спб., 2001.
7. Соколов С. В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. – М., 2003.
8. Философия: Учебник./Под ред. Проф. О. А. Митрошенкова. – М., 2002.
9. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
Вопросы для повторения и самоконтроля
1. Чем отличаются классический образ социальной реальности от постклассического?
2. Каковы основные особенности социального познания?
3. Каковы основные элементы общества как системы?
4. В чем суть географического детерминизма?
5. Какие этапы можно выделить в истории социально-природного взаимодействия?
6. Что такое экологический кризис и каковы его основные характеристики?
7. Что такое «ноосфера»?
8. Что такое сферы общественной жизни? Как они связаны с видами деятельности?
9. Назовите основные элементы экономической сферы жизнедеятельности общества.
10. Что такое техника и какова ее роль в жизни общества?
11. Каков состав производительных сил общества?
12. Каковы особенности развития экономической сферы в современном мире?
13. Каковы характерные черты и особенности социальной сферы общества?
14. Что такое общественные отношения?
15. Что такое «социальные общности»?
16. Какие социальные перемены характерны для конца ХХ века?
17. Назовите основные элементы политической сферы общественной жизни.
18. Что такое государственная власть и каковы ее функции?
19. Назовите признаки государства.
20. Назовите основных субъектов политической жизни общества.
21. Какова специфика духовных потребностей общества?
22. Каковы основные элементы духовной жизни общества?
23. Что такое духовное производство?
24. Что такое общественное сознание и какова его структура?
25. Какова роль обыденного сознания в деятельности человека?
26. Что такое общественная психология и каковы ее проявления в обществе?
27. Каковы функции идеологии?
28. Что собой представляет мораль как форма общественного сознания?
29. Какова роль политического сознания в духовной жизни общества?
ЛЕКЦИЯ ХV: ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
План:
1. Единство и многообразие исторического процесса и его основные детерминанты.
2. Общественный прогресс и его критерии.
3. Глобальные проблемы современности и будущее общества.
Литература
1. Бестужев – Лада И. В. Альтернативная цивилизация.М., 1998.
2. Гобозов И. А. Введение в философию историиМ., 1999.
3. Гречко П. К. Концептуальные модели истории. М., 1995.
4. Ивин А. А. Введение в философию истории. М., 1997.
5. Кемеров В. Е. Введение в социальную философии. М., 2000.
6. Крапивенский С. Э. Социальная философия. Волгоград, 1996.
7. Очерки социальной философии. Учебное пособие// Под ред. К. С. Пигрова. С.-Петербург, 1998.
8. Путь разума. М., 2000.
9. Социальная философия // Под ред. В. П. Андрущенко, Н. И. Горлача. Киев-Харьков,2002.
10. Философия истории в России: Хрестоматия. М., 1996.
11. Философия истории. Учебное пособие для студентов вузов. //Под ред. А. С. Панарина. М., 1999.
Вопросы для повторения и самоконтроля
1. В чем специфика философии истории?
2. Какова суть плюралистических концепций исторического процесса?
3. Назовите основные особенности и течения реалистического направления в философии истории?
4. Как трактуется общественное развитие и его основные детерминанты в рамках исторического подхода к познанию общества?
5. В чем сложность проблемы критерия общественного развития?
6. Назовите основные направления современной футурологической мысли?
7. Каковы наиболее возможные и эффективные пути решения глобальных проблем современности?