рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сущность диалектико-материалистического подхода к обществу

Сущность диалектико-материалистического подхода к обществу - раздел Философия, ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ   История Общества, Его Развития Есть Результат Деятельности Лю...

 

История общества, его развития есть результат деятельности людей, наделенных сознанием. В итоге при анализе общественных явлений возникает своеобразный оптический обман: кажется, что в обществе все происходит совсем не так, как в природе, что здесь первопричину всего происходящего следует искать, в отличие от природы, не в материальных основаниях, а в головах людей, в их воле, в их мыслях и желаниях. Условия и предпосылки для выработки материалистического понимания истории подготавливались и развитием общественно-политической мысли в конце XVIII в. и в особенности сдвигами, происшедшими в обществе с переходом к капитализму. Их суть состояла в том, во-первых, что капитализм обнажил материальные экономические основания общественной жизни, которые при феодализме были скрыты под идеологическими наслоениями. Во-вторых, наряду с этим, при капитализме ускорился, причем многократно, ход истории, что в определенной степени облегчило проникновение в механизм развития общества и действия его движущих сил.

Все это и дало возможность открыть подлинную основу общественной жизни в социальной форме материи. Сыграл свою роль, в частности, и тот факт, что с развитием общества, с радикальными изменениями условий жизнедеятельности людей менялись сами люди и их взгляды, теоретические концепции. Суть зависимости сознания от бытия Маркс выразил в положении о том, что сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни.

Но что же представляет собой социальная материя, объективная общественная реальность, то, что обычно характеризуется как реальный процесс жизни людей? Главные условия, которым должна удовлетворять эта объективная реальность, эта основа общества, по-видимому, должны быть следующие: во-первых, она не должна быть духовной субстанцией; во-вторых, должна складываться независимо от сознания, в-третьих, определять общественное сознание.

Попытаемся найти основные составляющие этой основы общества, причем такие, которые отвечали бы очерченным выше условиям. Ядро этой особенной формы материи образуют материальное производство и отношения, складывающиеся в его процессе, то, что Маркс характеризовал как "способ производства материальной жизни". Наряду с этим к материальной основе общественной жизни относится и воспроизводство самих людей, а значит, и потребление как условие воспроизводства, а также материальная сторона быта, природная среда и народонаселение. Именно эту, материальную сторону общественной жизни, очевидно, и имел в виду Маркс, когда вел речь об общественном бытии и об определяющей роли этого бытия по отношению к общественному сознанию.

Общественное же сознание, в свою очередь, представляет собой осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Бытие общества включает в себя и материальные, и духовные явления. Социальное, общественное вообще всегда содержит в себе и материальную сторону, и сторону духовную. Вот почему, когда мы ведем речь об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, это бытие следует понимать лишь как социальную форму материи. Наряду с этим необходимо уточнить понятия материального и идеального применительно к общественной жизни. Материальное здесь существует не только в его привычной, вещной, предметной форме, но и в виде материальных, прежде всего производственных, отношений.

Что касается идеального, то оно в обществе представлено не только в виде мыслей, чувств, взглядов определенных людей, т.е. в виде явлений индивидуализированного сознания, но наряду с этим и в виде объективированного духовного, т.е. в форме идей, мыслей, ценностей, смыслов и т.д., материализованных в вещах, книгах, учреждениях, произведениях искусства, а также в виде своеобразной общей духовной атмосферы, складывающейся в обществе в виде нравственных нормативов, правовых установок и т.д.

Материалистическое решение вопроса о соотношении социальной формы материи, общественного бытия и общественного сознания не только противопоставляет материализм идеализму в понимании истории, но и дает возможность распространить на явления общественного сознания принципы социального детерминизма, причинной обусловленности явлений. Тем самым создаются условия для научного анализа духовной жизни общества, объяснения явлений сознания из особенностей общественного бытия. Так, сословная иерархия, отличающая феодализм от капитализма, во многом объясняет своеобразие сознания феодальной эпохи, где не могло быть и речи об идеях свободы, равенства, справедливости, свойственных периоду становления буржуазного общества.

Материалистическое решение вопроса об общественном бытии и общественном сознании – важный методологический принцип анализа и тех процессов, которые происходят в настоящее время в нашем обществе. Духовный кризис в обществе стал своеобразным отражением негативных явлений в его материальной основе, таких как: уравниловка в сфере распределения, отчуждение людей труда от собственности в условиях тотального огосударствления производства и безраздельного господства командно-административной системы управления экономикой и т.д.

И выход из этой ситуации один – осознание противоречий действительности и необходимости ее практического преобразования, а главное – реальное решение этой задачи, переделка как экономического фундамента общества, так и его верхних этажей.

Особо следует подчеркнуть, что общественное сознание, будучи отражением общественного бытия, в то же время имеет внутреннюю логику своего развития, является относительно самостоятельным. Это прослеживается и в преемственности, проявляющейся в развитии его форм, а главное – в обратном воздействии общественного сознания на все стороны общественной жизни, в его активности.

Иными словами, вторичность, производность общественного сознания от общественного бытия вовсе не означает его второсортности, а тем более второстепенности его роли в истории. Одна из причин кризисных явлений в духовной сфере нашего общества – низведение диалектико-материалистического понимания истории до уровня вульгарного, экономического материализма, пренебрегающего ролью и значением духовных богатств общества, его интеллектуальным потенциалом, подменяющего научный подход в управлении методом проб и ошибок. Во времена культа личности Сталина, в эпоху застоя все это нашло выражение и в массовом истреблении интеллигенции, и в возвеличивании сермяжной псевдонауки типа лысенковской "мичуринской биологии", и в насаждении административно-командных методов в науке, в искусстве, в духовной культуре в целом и т.д. Все это сказалось, причем крайне отрицательно, на развитии и состоянии общественного сознания. Атмосфера страха, искусственных запретов, отсутствие свободы творчества – все это не могло не наложить тяжелого отпечатка на развитие науки и искусства, да и самих общественных наук. Важным условием преодоления кризисных явлений в духовной сфере является поэтому восстановление в правах подлинно диалектико-материалистического понимания истории, признание действительно великой роли духовных факторов в историческом процессе.

Одна из ключевых проблем сегодня – снятие всех препон на пути возвышения интеллектуального потенциала общества, создание атмосферы творчества во всех областях духовной жизни, поскольку без этого нам не решить всей суммы задач по переделке экономических основ общества и его социально-политической надстройки.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Государственное образовательное учреждение... высшего профессионального образования... Уфимский государственный авиационный технический университет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сущность диалектико-материалистического подхода к обществу

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

П Р Е Д И С Л О В И Е
  Философия с момента своего возникновения – а она стояла у истоков науки – всегда занимала особое место в системе знаний о мире. Это объясняется прежде всего тем, что ядро философии,

Мировоззрение, его исторические типы, уровни и формы
  Современное общество существует в эпоху, когда обострились проблемы, от решения которых зависит ответ на гамлетовский вопрос: быть или не быть человеку и человечеству на Земле.

Мир и человек, бытие и сознание
Со времени рождения философии прошло два с половиной тысячелетия, в течение которых взгляды на содержание и задачи философии развивались. Первоначально философия выступала в качестве синтеза всех з

Роль и значение философии, ее основные функции
Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации ч

Философия и наука
  Философия на протяжении всего своего развития была связана с наукой, хотя сам характер этой связи, а точнее, соотношение философии и науки с течением времени менялись. На н

Тема 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ
  Для того чтобы лучше понять смысл и суть философии как науки, полезно и необходимо обратиться к истории ее развития, рассмотреть, как шло движение философской мысли в разные периоды

Античной философии
  Возникновение философии относится к той эпохе всемирной истории, когда на смену первобытно-общинному строю пришел более развитый – рабовладельческий. В эту эпоху в древних Индии и К

Реализм и номинализм
  Переход к феодальному общественному строю был ознаменован упадком самостоятельного значения философии. Он сопровождался вытеснением многобожия единобожием. Господствующей формой рел

Философия эпохи Возрождения и Нового времени
  По мере того как в недрах феодализма постепенно развиваются товарно-денежные отношения и складываются зачатки капиталистического производства, назревает потребность в новом видении

Отечественная философская мысль в XI – XIX вв.: основные этапы и особенности ее развития
  Вопросы развития философии на обширной территории нашей страны сложны уже потому, что начало этого процесса разновременно у разных народов (в Армении и Грузии, например, он начался

Формирование и развитие диалектико-материалистической философии
  Диалектико-материалистическая философия, основы которой были заложены К. Марксом (1818 – 1883) и Ф. Энгельсом (1820 – 1895), вобрала в себя существенные достижения предшествующей фи

Зарубежная философия ХХ века
  ХХ в. – время суровых испытаний и крутых перемен во всех сферах общественной жизни, что не могло не найти своего отражения в духовной атмосфере, во всех срезах духовной культуры общ

Категория бытия и его место в философии
  Нас окружают многочисленные вещи, предметы с самыми различными свойствами. Они образуют то, что мы называем "окружающим миром". При всем различии представлений разных люде

Современная наука о системной организации материи
Проблема определения сущности материи весьма сложна. Сложность заключается в высокой степени абстрактности самого понятия материи, а также в многообразии различных материальных объектов, форм матер

Философия о многообразии и единстве мира
  На всем протяжении развития философии наблюдаются различные подходы к истолкованию проблемы единства мира. Впервые на материалистической основе вопрос о единстве мира поста

И качественная специфика
  При всей ограниченности взглядов на сущность материи философов-материалистов древнего мира, они были правы в том, что признавали неразрывность материи и движения. У Фалеса изменения

Пространства и времени
  О том, что такое пространство и время, люди задумывались еще в глубокой древности. В наиболее отчетливой форме представления о пространстве и времени сложились в виде двух противопо

Понятие природы. Природа и общество
  Понятие "природа" охватывает бесконечное многообразие явлений и предметов, начиная с элементарных частиц, представляющих микромир, и кончая поражающими своими пространстве

Взаимодействие природы и общества. Исторически конкретный характер отношения общества к природе
  Зависимость общества от природы прослеживается, следовательно, на всех этапах истории, однако значимость различных составляющих природной среды в разные периоды была неодинаковой.

Сущность и глобальный характер экологической проблемы
  До сих пор при анализе отношений в системе "общество-природа" особое внимание было обращено на раскрытие зависимости общества от природы, на их органическую взаимосвязь.

Пути решения экологической проблемы. Понятие ноосферы
Перспектива эта вряд ли способна кого бы то ни было удовлетворить, экологическая проблема встала в форме предельно острой. Есть ли реальные пути ее разрешения, есть ли варианты? Такие варианты есть

Структура сознания и его функции
  Можно с полным правом сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для правильного понимания места и роли человека в мире. Уже поэтому проблема соз

Сознание как высшая форма отражения действительности
  Положение материалистической диалектики о том, что нельзя отделить сознание, мышление от материи, которая мыслит, о том, что сознание производно от материи, предельно просто и понят

Сознание и мозг. Материальное и идеальное
  Анализ развития психики животных показывает, что уровень ее развития, а значит, и степень развитости форм отражения являются функцией сложности их поведения, а главное – сложности о

От психики животных к сознанию человека.
Происхождение сознания   Диалектико-материалистический подход к исследованию сознания предполагает в качестве важнейшей составляющей решение проблемы его происхождения, возни

Сознание и язык. Естественные и искусственные языки
  Утверждая, что язык формировался и развивался в тесной связи с развитием труда и общества, следует отметить то, что при этом одной из предпосылок его возникновения на биологическом

Диалектика как наука
  Развивается ли мир и если развивается, то как идет процесс развития? Все ли изменения в нем неповторимы, или есть и такие, которые обязательно повторяются? Каков источник развития,

С движением и изменением
  Прежде всего отметим, что под философскими принципами понимается совокупность наиболее общих исходных посылок, основополагающих идей, характеризующих понимание мира. Принцип всеобще

Понятие о законах и категориях диалектики
  Категория – древнегреческое слово, означающее указание, высказывание. Категории диалектики – это основные понятия, в которых отражаются существенные стороны всеобщей связи и развити

Основные законы: диалектика количественных и качественных изменений, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания
  Рассматривая предметы и явления в их становлении, изменении и развитии, зададимся вопросом: каков механизм развития, его причины, направленность развития? Ответы на этот вопрос дают

Категории диалектики
  Наряду с принципиальными и основными законами важнейшее место в структуре диалектики занимают категории, которые отражают всеобщие стороны, свойства, отношения, присущие не всем про

Тема 7. ПОЗНАНИЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. ДИАЛЕКТИКА ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ
  Любой вид деятельности, больше того, успешная ориентация в мире предполагают адекватное, правильное воспроизведение, отражение действительности, т.е. приобретение соответствующих зн

Роль и место практики в познавательном процессе
  Материализм XVII – XVIII вв. в силу своей созерцательности видел, с одной стороны, природу, а с другой – человека, пассивно, подобно зеркалу, отражающего ее. Выше мы уже отметили, ч

Познание и творчество
  Человек не только познает мир, открывая новое, но и изменяет, преобразует его на основе приобретенных знаний. Вся вторая, искусственно созданная природа или, говоря иными словами, ч

Эмпирический и теоретический уровни научного познания
  Познавательное отношение человека к миру осуществляется в различных формах – в форме обыденного познания, познания художественного, религиозного, наконец, в форме научного познания.

Основные этапы познавательного цикла и формы научного познания. Научная теория и ее структура
  В процессе познания можно выделить некоторые этапы научного познавательного цикла – постановка проблемы, которую можно определить как знание о незнании, знание со знаком вопроса. В

АНАЛИЗА
  9.1. Общество как подсистема объективной реальности, его первичные элементы и теоретическая модель   Важнейшей составной частью философии является си

Диалектика объективного и субъективного в развитии общества. Проблемы социального детерминизма
  Практическая деятельность, общественно-историческая практика – вот тот фактор, который обеспечивает движение человеческого общества и лежит в основе его истории. Это прежде всего ма

Тема 10. ПРОБЛЕМЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ИСТОРИИ
  10.1. Основные принципы и специфические особенности материалистического понимания истории   Общество – часть материального мира, социальная форма движени

Материальное производство
  Социально-философский анализ материального производства предполагает рассмотрение следующих основных компонентов материально-производственной сферы: 1) труда как комплексно

Диалектика производительных сил и производственных отношений
  Материализмом открыт всеобщий закон развития материального производства – закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Это положен

Общественно-экономическая формация
  Материализм позволил обнаружить общие повторяющиеся черты в социально-экономическом развитии разных стран и дал основание относить их к определенному общественному типу, названному

Базис и надстройка
  Понимание закономерностей общественной жизни связано не только с изучением ее материальных основ, но и с рассмотрением того, как под воздействием бытия и прежде всего материальных у

Социальная эволюция и революция
  Наряду с относительно спокойным эволюционным развитием общества, есть и такое, которое отмечено сравнительно более быстро протекающими историческими событиями и процессами, вносящим

Тема 11. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ И СУБЪЕКТЫ
ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 11.1. Интересы как побудительная сила деятельности людей   Общество не стоит на месте, оно непрерывно изменяется, развивается под воздейств

Социальная структура общества
  Социальная структура общества предполагает рассмотрение общества как целостной системы, имеющей внутреннюю дифференциацию, причем различные части этой системы находятся в тесной вза

Политическая система общества и ее элементы
  Важнейшей частью надстройки являются политические идеи, теории, политические отношения и организации, составляющие политическую систему общества, которая возникает на определенной с

Государство: его происхождение и сущность
  Пристального внимания заслуживает вопрос о происхождении, сущности и функциях государства, так как именно государство является ядром политической системы, самым древним и развитым п

Тема 13. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
  13.1. Понятие культуры. Сущность, структура и основные функции культуры. Культура и деятельность   Понятие культуры является сложным и неоднозначным. Кул

Человек и культура. Культура и формирование личности
  Центральной фигурой культуры является человек, ибо культура – мир человека. Культура – это развитие духовно-практических способностей и потенций человека и их воплощение в индивидуа

Духовное производство и духовная жизнь общества
  Духовная жизнь общества – это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально-политической жизнью специфику данного общества во всей его целостност

Формы общественного сознания
  Под формами общественного сознания понимают различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практичес

Е) Естественно-научное сознание
Естественно-научное сознание как особая форма общественного сознания – это сложное, социальное явление. В эпоху НТР она активно вторгается во все сферы жизни общества, становится непосредственной п

Ж) Экономическое сознание
Экономическое сознание появилось как ответ на социальный заказ, на потребность в осмыслении таких общественных явлений, как экономика, экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, эконо

З) Экологическое сознание
В современных условиях важнейшая роль отводится экологическому сознанию, пониманию человеком своего единства с природой. Экология (от греч. ekos – жилище и

Тема 15. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
  15.1. Соотношение понятий "развитие", "прогресс", "регресс"   Проблема исторического прогресса является одной из центральных во

Социальный прогресс и его критерии
  Представление о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникло в глубокой древности и первоначально было чисто оценочным. В развитии докапиталистических ф

Глобальные проблемы современности и основные пути их решения
  В процессе исторического развития человеческой деятельности происходит ломка устаревших технологических способов, а вместе с ними и устаревших социальных механизмов взаимодействия ч

Проблема человека и его свободы в философии
  Проблема человека занимает важнейшее место в философии. Что такое человек? Что составляет его сущность? Каково его место в мире и в обществе? Важность проблемы человека свя

Личность в различных типах общества
  В первобытную эпоху при неразвитости производительных сил и слабой социальной расчлененности общества индивид, его жизнь, выступают как бы частью природного и социального целого (ро

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги