Философия и культура посмодерна

Московский Государственный Социальный Университет РЕФЕРАТ по теме ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА ПОСТМОДЕРНА работу выполнил студент Московского Государственного Социального Университета IV курса, Экономического Факультета, Неботов Виталий Дмитриевич Ставрополь 1998 г. СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1. Постмодернистский прорыв в культуре XIX в. и отношение к нему общества 2. Социально-психологический портрет человека и проблема постмодерна в культуре XX века 3. Постмодернистские претензии к разуму 4. Новые правила интеллектуальной деятельности 5. Специфика постмодернистского дискурса 6. Постмодерн и неоязычество 7. Постмодерн в России 8. Список использованной литературы Постмодернистский прорыв в культуре XIX в. и отношение к нему общества Слово модерн фр. modern современный впервые было употреблено в V в. для разграничения обретшего официальный статус христианского настоящего и языческого римского прошлого.

С тех пор модерность принадлежность к современности всегда предполагала необходимость сознания эпохи соотносить себя с античностью в ходе осмысления себя самой.

В любой эпохе были периоды перехода от старого к новому, поэтому модерными, новыми, современными считали себя со времен Карла Великого и эпохи Просвещения. Но в Европе новая культура всегда формировалась на базе обновленного отношения к античности. Так, античное искусство, например, всегда считалось нормативным образцом, с которым сверяли свои произведения художники модерна во все времена.

Культура модерна любой эпохи всегда оглядывалась на античность, и даже критикуя ее, все же никогда полностью от нее не отказывалась. В середине XIX в. модерн стал приобретать устойчивую тенденцию противопоставлять себя истории и традиции вообще, рвать исторические связи. Модерным начинает считаться только то, что выражает просто новое. Начинается погоня за большей новизной как таковой. Такая модификация модерна ясно представлена, например, в теории искусства Ш.Бодлера - французского поэта XIX в на которого большое влияние оказал Э.По. Бодлер ориентировал художников на отказ от традиционных норм и образцов.

Их творческие установки стали напоминать работу разведчика, внедряющегося в незнакомую сферу, где есть риск внезапных и опасных столкновений. Художнику предлагалось завоевывать пространство и время будущего, не ориентируясь при этом на какие бы то ни было указания. Он не знал никаких правил поведения в этом открытом ему будущем, над ним не тяготели нормы и образцы он просто рвался к новому, не зная при этом ни пути, ни ориентиров.

Ш.Бодлер по сути сформулировал стратегию культуры постмодерна. Следует уточнить следующее обстоятельство. За новизной гнался, например, и авангард. Но он признавал ценностную иерархию, хотя и в извращенной форме новое всегда лучше, выше старого, т.е. новое как бы сравнивало себя со старым. Постмодерн отказался от иерархии, от оценок, от какого бы то ни было сравнения с прошлым.

Чтобы подойти к ответу на этот вопрос, приведем еще один пример постмодернистских прорывов в культуре XIX в на этот раз, связанных с философской критикой разума, с отказом от рационалистических традиций, зародившихся еще в античности. Современник и ученик Гегеля датский философ Къеркегор выступил против притязаний разума еще при жизни своего учителя, а Ницше объявил разум больным пауком в то время, когда Маркс разрабатывал теорию разумного устройства общественной жизни.

Постмодернистская установка на отказ от рационалистических проектов Возрождения и Просвещения возникла не после модерна - философии XIX в а рядом с ним. Поэтому не совсем верно выстраивать хронологическую цепочку модерн - постмодерн. Как отреагировало общество на эти постмодернистские заявки Оно просто не выдало кредита доверия скептикам и хулителям разума. Еще была сильна онтологически укорененная вера в его законодательные способности, гарантирующие универсальный порядок в мире. Благосклонность людей была на стороне тех, кто не соглашался с критиками разума.

Современники Къеркегора, Ницше отнеслись к их идеям как к бреду шизофреников не случайно эти философы стали клиентами психиатрических клиник, оттеснив их на периферию общественного сознания. Постмодерн не стал в XIX в. нормой, общество еще не было готово жить без опоры на разум и традицию в культуре, связанную с ним.

Социально-психологический портрет человека и проблема постмодерна в культуре XX века

М.Хайдеггер в последствии не согласится с таким утверждением Бог не ум... Ж.Деррида в своей философии деконструкции обосновывает мысль о том, чт... д восстанавливая суверенитет обыденного мышления, которое якобы меньше... Повседневность это донаучная естественная установка, актуальное здесь ... Допускается гетерогенность принимаемой онтологии, различные ракурсы ви...

Новые правила интеллектуальной деятельности

Наиболее адекватной формой выражения становящегося мышления постмодерн... Проанализировав текст Апокалипсиса, он пришел к выводу Иоанн пишет не ... Все эти послания постоянно пересекаются и не ясно, кто и кому говорит. Нет никакой гарантии, что именно Иоанн был главным и единственным адре... Неважно что и кому пишет, говорит философ, важно - как он это делает.

Специфика постмодернистского дискурса

В-пятых, если модерн стремился к определенности, то постмодерн тяготел... Это во-первых, отказ от истины, а следовательно, от таких понятий, как... не захотели. Отвязавшись от всякой традиции, постмодерн в своем свобод... В-третьих, отказ от категорий истина, сущность, цель, замысел есть по ... В-шестых, на смену терминам жанр, граница текста приходят текст или ин...

Постмодерн и неоязычество

Бессмысленность секса выражает в полной мере суть постмодернистского с... Здесь и сосредоточился центр кристаллизации постмодерна.. Это судьба Европы. проявился во всех практически видах искусства. Наоборот, демонизм в язычестве начало религии и красоты, и верующие - ...

Постмодерн в России

И это не случайно с точки зрения законодательного разума, вещь или соб... Такой подлог, считают представители постмодерна, есть следствие господ... Итог на картине изображен писатель, а рядом петух и сетки для рыбной л... Поэтому в его категориальном арсенале нет пространственно-временных фо... Метафора человек образ Божий, служившая своеобразным культурным знаком...

Литература 1. Ортега-и-Гассет. Эстетика.

Философия культуры. 1991. 2. Ортега-и-Гассет. Что такое философия. М 1991. 3. Постмодернизм и культура Вопросы философии, 1993, 5.