Искусство в системе культуры

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ. РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БИРОБИДЖАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра социально-гуманитарных наук РЕФЕРАТ Тема Искусство в системе культуры Выполнил студент 3 курса ф. МиИ Петрук В.А. Проверила Кутенких Е.А. Биробиджан 2000 Оглавление 1. Какие дисциплины изучают искусство 3 2. Что такое искусство 3. Какие существуют гипотезы генезиса искусства 4. Каковы социокультурные смыслы искусства 6 5. Что является критерием художественности 8 6. Как понималась красота в различных культурах и культурных эпохах 7. Какова специфика двух различных способов отражения действительности в искусстве 9 8. Что такое массовая культура 10 9. Как искусство взаимодействует с другими сферами культуры 11 10. Какова динамика художественной культуры 11. Список использованной литературы 12. Основные понятия 1. Какие дисциплины изучают искусство В повседневном употреблении понятия искусство и художественная культура тождественны.

Однако понятие художественная культура гораздо объемнее, чем понятие искусство. Оно включает всю систему искусств в целом и каждый его вид в отдельности, сам процесс создания произведений искусства на протяжении многих веков, процесс восприятия искусства, специализированные институты культуры театры, музеи, концертные залы, в которых осуществляется хранение и трансляция художественных ценностей Всю эту сложную систему бытия искусства в художественной культуре изучают специальные дисциплины искусствознание и эстетика, дающие материал для культурологического анализа.

Родоначальником истории искусств принято считать Дж. Вазари 1511-1574, итальянского живописца и архитектора, создавшего первый труд в этой области Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих.

В XVIII веке складывается теория искусств немецкий просветитель И. Винкельман и художественная критика французский философ-энциклопедист, писатель Д. Дидро. Немецкий философ А. Баумгартен в XVIII веке ввел термин эстетика для обозначения науки о чувственном знании - низшей теории познания.

Однако первые эстетические мысли об искусстве, о том, что такое красота, мы находим и в древнейших восточных трактатах Веды, Авеста, и у античных философов, и в религиозных средневековых сочинениях. Для немецкого философа И. Канта эстетика - это наука о чувственности вообще.

Другое понимание эстетики как философии искусства в наиболее яркой форме представлено в немецкой классической философии Г. Г. Гегелем. В XX веке проблемами искусства занимаются и такие современные науки как социология и психология. В психологии искусства исследуется психология художественного творчества и психология восприятия искусства. В социологии искусства изучаются закономерности взаимодействия искусства и общества, их отражение в художественном творчестве и исполнительстве. Специфика культурологического анализа искусства в выяснении его социокультурных смыслов, его типологии и динамики, а также в исследовании искусства как части целостного социокультурного пространства, его взаимодействия с другими феноменами культуры. 2. Что такое искусство Существует множество определений искусства.

Назовем основные подходы к пониманию этого явления. Во-первых, искусство это специфический вид духовного отражения и освоения действительности. На протяжении многих лет исследователи искусства далее добавляли имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты.

Следует заметить, что сам факт существования цели у искусства является спорным, а понятие красоты относительным, так как эталон красоты может сильно различаться в разных культурных традициях например, в западной и восточной культурах, утверждаться через торжество безобразного И. Босх, А. Дюрер, модернизм и постмодернизм и даже совсем отрицаться искусство абсурда. Во-вторых, искусство это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности.

В-третьих, это форма чувственного познания мира. Можно выделить три способа человеческого познания рациональный логический, абстрактный, основанный на мышлении чувственный основанный на эмоциях, чувствах и иррациональный основанный на интуиции. В основных проявлениях духовной культурной деятельности человека, в блоке социально значимого знания, являющего символический облик культуры науке, искусстве, религии, присутствуют все три, но каждая из сфер имеет свои доминанты наука рациональную, искусство чувственную, религия интуитивную.

В-четвертых, в искусстве проявляются творческие способности человека проблема художника-творца. В-пятых, искусство может рассматриваться как процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему удовольствие, наслаждение проблема восприятия и понимания искусства. Искусство многогранно, это душа человека.

Искусство это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека Искусство это многоярусные, устремленные ввысь буддийские пагоды, изысканная вязь мусульманских орнаментов, скорбный лик Богоматери, глядящий на нас с русских икон Искусство это совершенство античных статуй, грандиозность средневековой готики, прекрасные образы ренессансных мадонн, буйство воздуха, света, жизни у импрессионистов, это загадки, которые нам загадывает сюрреализм Искусство это величайшие творения Данте и Микеланджело, Шекспира и Пушкина, живопись Леонардо и Рубенса, Пикассо и Матисса, гениальная музыка Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Шостаковича, скульптуры Фидия и Поликлета, Родена и Майоля, спектакли Станиславского и Мейерхольда, Брехта и Брука, фильмы Феллини, Бергмана, Тарковского.

Искусство то, что окружает нас в повседневной жизни, приходит в наш дом с экранов телевизоров и видео, звучит на эстраде и в аудиозаписях.

Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно сказать, что это образ образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение, мировоззрение культурных эпох. Исследователи, пытаясь понять природу искусства, видели в нем и реализацию инстинкта украшения и подражания природе, и средство общения между людьми и источник познания мира, и своеобразное кодирование информации об исторических периодах и народах, рассматривали искусство как текст и знаковую систему, как игру, удовольствие, проявление иррационального и бессознательного начала в человеке, видели в нем способ самовыражения и самосознания человечества через личность художника.

Все эти интерпретации отражают накопленное знание об искусстве и раскрывают различные грани культуры. 3.

Какие существуют гипотезы генезиса искусства

Какие существуют гипотезы генезиса искусства. И. Игра, по мнению Хейзинги, является критерием оценки всех культурных яв... В ней утверждается, что в искусстве проявляется инстинкт подражания Лу... 4.

Каковы социокультурные смыслы искусства

Каковы социокультурные смыслы искусства. Различные подходы к пониманию искусства и его возникновения свидетельс... Аристотель понимал под катарсисом очищение через страх и сострадание в... В этом случае формула искусство для искусства верно отражает его права... Это состояние художественного восприятия не раз давало основание утвер...

Как понималась красота в различных культурах и культурных эпохах

В античности Платон утверждал, что прекрасное это вечная, божественная... И в дальнейшем общественные ценности отождествлялись с красотой для Ге... Но эти взгляды и высказывания принадлежат европейцам. Поэтому столь непривычны для европейского взгляда художественные образ... 7.

Какова специфика двух различных способов отражения действительности в искусстве

Другими словами, религиозное искусство всегда символично. Так, в европейской культуре искусство Средневековья было в большей сте... Верлен, М. Метерлинк, А. Белый, М.

Что такое массовая культура

В массовой культуре доминируют чувственная экспрессия, получение удово... Гадамер размышляет о происхождении кича, безвкусицы в искусстве, относ... Это равнозначно стремлению человека, усвоившего язык искусства, ощутит... Этимология слова кич восходит к английскому for the kitchen для кухни,... Законы кичевого искусства одни, будь то литература, музыка или кино по...

Как искусство взаимодействует с другими сферами культуры

Иногда элементы культуры, взаимодействуя между собой, порождают самост... В мусульманской архитектуре купол мечети символ божественной красоты, ... Так, восточные мудрецы волхвы, пришедшие поклониться младенцу Христу, ... Проблема соотношения отдельных элементов в системе культуры затрагивае... в павильоне фирмы Филиппе. Данная композиция получила название Электро...

Какова динамика художественной культуры

Какова динамика художественной культуры. Баженов творили в это время. Но эта зависимость может быть и обратной ... Белого, и музыка А.Н. Но сколько бы ни пытались ученые постичь искусство, в нем всегда будет... Культурология.

Основные понятия

Гармония греч. происхождение, возникновение процесс образования и становления развива... Знак материальный предмет явление, событие, выступающее в качестве пре... е. Во всяком искусстве большую роль играет материал, в котором художестве...

литература, музыка, хореография, театр, кино, телевидение, эстрада, цирк. Границы между отдельными видами искусства не абсолютны, практически они нередко переплетены между собой или сочетаются различным образом. Существуют и другие классификации искусства пространственные, временные и пространственно-временные изобразительные и выразительные.

Идеал греч идея, понятие, представление совершенство совершенный образец какого-либо объекта, явления, события, процесса с точки зрения конкретного человека или группы людей высшая цель деятельности. Игра форма свободного самовыражения человека, которая предполагает реальную открытость миру либо в виде состязания, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов и состояний.

Современная культурологическая мысль выдвигает игру в качестве самостоятельной области изучения И. Хейзинга, Д. Лихачев и обосновывает сквозное значение игры в развитии основных культурных форм человеческой деятельности искусства, науки, философии, политики и т. д. Канон греч норма, правило-система правил, норм, господствующих в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-либо художественном направлении и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусства.

Мимезис греч подражание-способ художественного творчества преимущественно в искусстве, выражающийся в подражании природе, точном воспроизведении внешнего вида люди и предметов. М основа натурализма в искусстве. Термин введен Аристотелем. Наука сфера деятельности человека, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний, действительности. Прогресс лат движение вперед-переход от низшего, менее совершенного уровня к более высокому. Символ греч. 1 условный вещественный опознавательный знак для членов определенной общественной группы 2 предмет, действие и т. п служащие условными обозначениями какого-либо образа, понятия, идеи 3 художественный образ, воплощающий какую-либо идею. Текст лат ткань, соединение -последовательность символов, образующих сообщение.

Выделяют пять функций Т. по Ю. Лотману 1 сообщение, направленное от носителя информации к субъекту 2 коллективная память, способная к непрерывному пополнению, актуализации одних аспектов информации и к временному или полному забвению других3 общение читателя с самим собой, тем самым Т. актуализирует определенные личностные стороны 4 Т. становится собеседником 5 общение между Т. и культурным подтекстом.

В семиотике Т. представляет собой осмысленную последовательность любых знаков, любую форму коммуникации в языкознании-последовательность словесных знаков. Весь мир культуры воспринимается субъектом культуры как бесконечный, безграничный текст. Язык система знаков, с помощью которых совершается человеческое общение, мышление и самовыражение.

Это средство познания мира, создания, хранения, переработки и передачи информации. Сущностью языка является то, что он расчленяет мир на дискретные понятия, т. е. присваивает отдельным элементам мира определенные значения и особым образом их классифицирует.