рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Каковы социокультурные смыслы искусства

Работа сделанна в 2000 году

Каковы социокультурные смыслы искусства - Реферат, раздел Культура, - 2000 год - Искусство в системе культуры Каковы Социокультурные Смыслы Искусства. Различные Подходы К Пониманию Искусс...

Каковы социокультурные смыслы искусства. Различные подходы к пониманию искусства и его возникновения свидетельствуют о множественности его социокультурных смыслов.

Л.С. Выгодский утверждал, что искусство первоначально возникает как сильнейшее орудие в борьбе за существование, и нельзя, коне4но, допустить и мысли, чтобы его роль сводилась только к коммуникации чувства и чтобы оно не заключало в себе никакой власти над этим чувством.

Если бы искусство умело только вызывать в нас веселость или грусть, оно никогда не сохранилось бы и не приобрело того значения, которое за ним необходимо признать. Мы читаем книги, смотрим фильмы, слушаем музыку, восхищаемся грандиозными архитектурными сооружениями и тем самым расширяем наши знания о мире и о человеке, его чувствах и мировоззрении. Русский литературный критик В. Г. Белинский отмечал, что истина открылась человечеству впервые в искусстве, а немецкий философ Ф. Шеллинг считал искусство высшей формой познания.

Искусство может рассматриваться как способ коммуникации в нем закрепляется связь между человеком и обществом благодаря искусству человек может переноситься в другие эпохи и страны, общаться с другими поколениями, людьми пусть даже вымышленными в чьих образах художник отразил не только свои собственные представления, но и современные ему взгляды, настроения, чувства. Воспринимая художественные произведения, мы живем вместе с любимыми героями, качествами которых не обладаем, с детских лет примеряя для себя полюбившиеся образы это могут быть сказочные персонажи Иван-царевич, носители доброго начала Зорро, супермэн.

Позднее все нереализованные возможности и скрытые желания компенсируются при общении с искусством я следователь, я президент, я суперполицейский, я балерина и т.д Кроме того, при включенности в мир художественных образов, происходит своеобразная компенсация нашей будничной, подчас однообразной, жизни.

В одних видах искусства литература, театр, кино эта взаимосвязь более очевидна, в других архитектура, живопись, музыка механизм художественно-психологической компенсации более сложен. В культуре существует некая сфера эстетического от греч. aisthetikos чувствующий, относящийся к чувственному восприятию. Именно здесь раскрывается суть прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического. Эта сфера проекция эстетических явлений в природе открывая для себя искусство, человек видел и бездонное небо над головой, и красоту восходов и закатов солнца, и мощь разбушевавшейся стихии.

Русский философ В. Соловьев подметил, что красота, разлитая в природе в ее формах и красках, на картине является сосредоточенною, сгущенною, подчеркнутою, а эстетическая связь искусства и природы состоит не в повторении, а в продолжении того художественного дела, которое начато природой. Для обозначения эстетического воздействия искусства на человека в античной философии появляется термин катарсис греч. katharsis очищение.

В рамках пифагорейской школы существовала теория и практика излечения телесных недугов, очищения души от вредных страстей гнева, страха, ревности с помощью определенных музыкальных ладов. Аристотель понимал под катарсисом очищение через страх и сострадание в психике человека под воздействием песнопений, музыки, античной трагедии возникают сильнейшие аффекты, результатом которых становится некое облегчение и очищение, связанное с удовольствием.

В дальнейшем существовали разные интерпретации этого термина под катарсисом понимали очищение страстей от чрезмерностей, очищение от страстей их устранение, возбуждение страстей, восстановление гармонии духовного мира человека. Л.С. Выгодский считал, что катарсис может рассматриваться как завершающая фаза сложного психофизиологического процесса восприятия произведения искусства в психике человека происходит разряд эмоций, нервной энергии, самосгорание противоположно направленных аффектов.

Мы обращаемся к искусству и для того, чтобы получить удовольствие. В зависимости от степени овладения языками искусства, люди получают удовольствие от фильмов А. Тарковского или триллеров, от бульварной детективной литературы или поэзии Гете и романов Достоевского, от приятных для глаза картин Ильи Глазунова или закодированных произведений Сальвадора Дали, от музыки Шопена в концертном зале или концерта любимой рок-группы.

Наслаждение от художественных произведений закономерное порождение восприятия эстетической организации звуков, форм, красок, движений. Но чувственное удовольствие можно считать лишь одной из граней более сложного эстетического восприятия. Кроме того, в искусстве происходит накопление художественных ценностей. Однако разделение ценностей на материальные и духовные и отнесение произведений искусства к духовным ценностям может рассматриваться как чисто условное, необходимое для анализа. В реальной жизни этого разделения не существует, ведь и античная статуя, и Собор Парижской Богоматери, и Подсолнухи В. Ван Гога, без сомнения, тяготея к духовной сфере культуры, в то же самое время являются ценностями материальными.

Можно проследить определенную связь художника, создателя искусства, и общества. Художник осознанно или неосознанно выражает интересы определенных социальных слоев, групп, классов, партий взгляды, настроения, мысли и чувства определенной культурно-исторической эпохи.

Вспомним периоды, когда искусство было обращено к Богу, звало на баррикады, выполняло идеологические задачи тоталитарной власти. Подлинное искусство, считал немецкий философ И. Кант, является незаинтересованным, а русский мыслитель С. Булгаков утверждал, что истинное искусство свободно в своих путях и исканиях, оно само себе довлеет, само по себе ищет, само себе закон. В этом случае формула искусство для искусства верно отражает его права, самостоятельность, свободу от подчинения извне. Вместе с тем мы знаем огромное количество гениальных произведений, написанных по заказу почти вся живопись эпохи Возрождения, музыка Баха, Моцарта и т.д Для истинного художника заказ широкое поле для творчества, выражение своего Я помните у А.С. Пушкина Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать.

Почему мы называем шедеврами иконы Андрея Рублева Да именно потому, что он поднялся над канонами, регламентирующими религиозное иконописное искусство. И наконец, мы учимся у искусства вечным ценностям Истине, Добру и Красоте.

Искусство воспитывает нас, лепит нашу нравственность. Таким образом, социокулътурные смыслы искусства подразумевают его бытие онтологию в культуре как способа чувственно-образного постижения мира, аккумуляции художественно-эстетических ценностей, специфического средства коммуникации и компенсации бессознательных импульсов, фактора духовно-нравственного развития личности. 5. Что является критерием художественности В чем же заключается тайна искусства, что является критерием художественности его произведений Духовный мир, выражающий сущность человека, самый главный и самый интересный предмет искусства.

Магическая притягательность искусства исходит от его формы, выступающей источником любования, наслаждения, игры духовных способностей человека. Это состояние художественного восприятия не раз давало основание утверждать слитность в художественном образе рационального и нерационального, эмоционального, неосознанного, интуитивно-психологического, говорить о взаимопереходе и взаимодополнительности этих сторон.

Немецкий философ И. Кант считал, что эстетическое переживание это удовольствие, которое свободно от всякого интереса. Емкую характеристику специфики художественного образа дал отечественный философ А.Ф. Лосев Всякий подлинно художественный образ никогда не понимается нами как рациональная сумма каких- нибудь дискретных признаков, а как нечто живое, из глубины чего бьет неугомонный источник и чего мы не можем сразу охватить своими рациональными методами.

Художественно то, на что никогда нельзя наглядеться, сколько бы мы на него не глядели. А это значит, что как бы глубоко мы не воспринимали художественный образ, в нем всегда остается нечто непонятное и неистощимое, волнующее нас всякий раз, как только мы воспринимаем этот образ. Вот где ключ к разгадке тайны искусства. Если псевдоискусство подражает ему чисто внешне, рассчитано на внешний эффект, то истинно художественные произведения предполагают вдумчивое прочтение, ведь искусство возможно только тогда, когда существует потребность самостоятельного построения образа через освоение словаря, форм и содержательных элементов, и только тогда оно обеспечивает общение. 6.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Искусство в системе культуры

Однако понятие художественная культура гораздо объемнее, чем понятие искусство . Оно включает всю систему искусств в целом и каждый его вид в… Родоначальником истории искусств принято считать Дж. Вазари 1511-1574,… В XVIII веке складывается теория искусств немецкий просветитель И. Винкельман и художественная критика французский…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Каковы социокультурные смыслы искусства

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Какие существуют гипотезы генезиса искусства
Какие существуют гипотезы генезиса искусства. Самые древние из известных нам художественных произведений принадлежат к эпохе позднего верхнего палеолита 20 30 тыс. лет до н.э Стремление понять свое

Как понималась красота в различных культурах и культурных эпохах
Как понималась красота в различных культурах и культурных эпохах. Принято считать, что сутью, сердцевиной искусства является красота. В разные культурные эпохи в понимании красоты немаловажн

Какова специфика двух различных способов отражения действительности в искусстве
Какова специфика двух различных способов отражения действительности в искусстве. В искусстве существуют два способа образного отражения мира реалистический и условный. Уже в самых ранних дош

Что такое массовая культура
Что такое массовая культура. Эта проблема затрагивает сегодня не только взаимосвязь искусства с экономикой, но и саму проблему художественности. В XX веке в искусстве используются несуществу

Как искусство взаимодействует с другими сферами культуры
Как искусство взаимодействует с другими сферами культуры. Культура целостная система, элементы которой не существуют изолированно друг от друга. Так, проблема взаимодействия искусства и политики мо

Какова динамика художественной культуры
Какова динамика художественной культуры. Кризисные явления в современном искусстве, отмечавшиеся многими исследователями, актуализировали вопрос о том, как происходят изменения в художественной кул

Основные понятия
Основные понятия. Гармония греч. эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность всех частей и элементов формы. Одушевленную гармонию, наполненную человеческим смыслом и чувством,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги