рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Как искусство взаимодействует с другими сферами культуры

Работа сделанна в 2000 году

Как искусство взаимодействует с другими сферами культуры - Реферат, раздел Культура, - 2000 год - Искусство в системе культуры Как Искусство Взаимодействует С Другими Сферами Культуры. Культура Целостная ...

Как искусство взаимодействует с другими сферами культуры. Культура целостная система, элементы которой не существуют изолированно друг от друга. Так, проблема взаимодействия искусства и политики может рассматриваться в нескольких аспектах. Во-первых, это политика государства в отношении искусства и его творцов возможное ограничение свободы творчества, введение цензуры, финансирование средств из государственного бюджета на развитие художественных институтов.

Во-вторых, это проведение идеологических установок через искусство с определенными целями. Примером может служить метод социалистического реализма, утвержденный в качестве догмы критерии простота, доступность, массовость, народность, партийность, выражение интересов пролетариата, театрализация политической и общественной жизни, распространенная во время выборных кампаний, съездов, конференций, появление политизированных видов искусства.

И в-третьих, отношение творцов искусства к политическим событиям в стране. Взаимодействие искусства и философии имеет свои закономерности. Не случайно искусство, как и философию, можно назвать самосознанием культуры это как бы художественный взгляд изнутри в рамках какой-либо эпохи или типа культуры. Известный философ М. Мамардашвили считал, что благодаря искусству происходит накопление и передача человеческой чувственности.

Но нельзя не учитывать и рациональные моменты в художественном творчестве. Любой художник, обдумывая и создавая свои произведения, в той или иной форме доносит до нас не только свои чувства, но и свои представления о мире, которые могут либо отражать мировоззренческие взгляды эпохи, либо противостоять им в периоды кризисов. Именно с этой позиции следует рассматривать соотношение философии и искусства. Художественным зеркалом XX века считается модернизм.

О кризисе искусства заговорили многие мыслители немецкий философ О. Шпенглер а еще раньше Г. Гегель, охарактеризовав разлад, крушение целостности человеческого бытия, конфликтность отношения человека к природе и другим людям, механизацию и утрату творческого начала в искусстве как закат европейской культуры голландский культуролог И. Хейзинга, усмотревший в утрате игрового начала современного искусства проявление кризисных явлений испанский культуролог X. Ортега-и-Гассет, увидевший в современной культуре тенденцию дегуманизации искусства американский социолог П. Сорокин, отстаивавший на примере модернизма концепцию рождавшегося нового, идеационалъного или идеалистического, типа культуры Пессимизм и тяжелые предчувствия пронизывают произведения А. Камю и Ж. Сартра, С. Дали и Э. Ионеско, А Шенберга и К. Пен-дерецкого, в кубизме изображение раскладывается на составляющие, в абсурдистском искусстве отрицается всякий смысл человеческой жизни, абстракционисты отказываются от воспроизведения предметности бытия, сюрреалисты в своих произведениях выводят из области подсознания чудовищных химер.

Существует ли связь этих художественных явлений с широким распространением идей Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, 3. Фрейда и М. Хайдеггера Безусловно.

В любом справочном пособии можно прочитать, что мировоззренческой основой модернизма являются иррационализм, психоанализ и экзистенциализм. Однако взаимосвязь философии и искусства значительно глубже культура современной эпохи такова, что вместиться в рамки реалистического искусства она не может.

Это и есть то опосредованное философское познание действительности, которое дает нам искусство. Иногда элементы культуры, взаимодействуя между собой, порождают самостоятельные феномены, каким, например, является религиозное искусство. Существуют целые периоды в истории культуры, когда можно говорить о полном подчинении искусства религиозному мировоззрению это западноевропейское искусство эпохи Средневековья, буддийское и мусульманское искусство, греческое искусство до-классического периода VIII VI веков до н.э. и др. В этом случае характерной особенностью искусства будет то, что оно приближает верующего к Богу, и правильнее говорить не о дихотомии искусство-религия, а о религиозном искусстве.

У религиозного искусства свои закономерности оно всегда символично, созидается в соответствии с определенными канонами, то есть регламентируется религиозными институтами, и чаще всего обезличено. Мы не знаем имен художников, расписавших стены буддийских пещерных храмов Аджанты, авторов икон, которые различаем лишь по специфической манере новгородской, псковской или московской Школ, неизвестны и мастера, создавшие прекрасные арабески мусульманских орнаментов.

Отечественный философ А.Ф. Лосев отмечал, что символ это, с одной стороны, знак, заменитель предмета, а с другой образ, несущий определенный смысл, содержание. Религиозное искусство отличается особой символичностью. В буддийской культуре символом Будды могут быть цветок лотоса легенда повествует как только принц Гаутама сделал свои первые шаги, в каждом из следов расцвел прекрасный цветок лотоса лошадь, бык, лев и слон воплощения Будды в других жизнях.

Согласно канонам, в изображении Будды присутствуют 32 обязательных и 80 вторичных признаков-символов пучок из волос на голове ушниша символ его мудрости, положение руки на уровне груди символ бесстрашия и т.д. В мусульманской архитектуре купол мечети символ божественной красоты, башня минарета символ божественного величия, письмена на стенах мечети символ божественного имени Аллаха.

В православной культуре церковь, построенная в виде продолговатого корабля Ноев Ковчег, который ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном в виде многоугольника, как бы звезды, означает, что церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире. Князь Е. Трубецкой, называя русскую икону умозрением в красках, утверждал, что за несравненным языком религиозных символов стоит вопрос о смысле жизни.

Раньше даже неграмотные люди могли прочитать икону, видели скрытый смысл в движениях, жестах, персонажах. Так, восточные мудрецы волхвы, пришедшие поклониться младенцу Христу, изображались в виде юноши, зрелого человека и старца это не только олицетворяло этапы человеческой жизни все человечество, независимо от возраста, должно прийти к новой христианской вере. В сложной композиции иконы Рождества Христова изображение Иосифа, сидящего в одиночестве, с полузакрытыми глазами, символизировало тишину, ночной покой рождественской ночи. Глубоко символичен язык жестов на иконе рука, протянутая вперед ладонью вверх, означает покорность, повиновение рука, прижатая к щеке изображаемого персонажа, символ печали.

И религия и искусство обращаются к самым тонким струнам человеческой души. Не случайно во время расцвета художественной культуры в эпоху Возрождения именно через религиозные сюжеты утверждались гуманистические идеалы. Проблема соотношения отдельных элементов в системе культуры затрагивает и особенности творческого мышления.

Это проявляется, например, в характеристике взаимодействия науки и искусства. В XX веке человек, оснащенный новейшими компьютерными технологиями и современной техникой, становится более рациональным. В античности, когда еще не существовало дифференцированного разделения на сферы культуры, греческий термин techne означал и науку, и ремесло, и искусство. Аристотель, противопоставляя науку, искусство, с одной стороны, и ремесло, с другой, утверждал, что ремесло основано на привычках, на подражании одного мастера другому, а наука и искусство имеют свои определенные методы и принципы построения.

Но наука опирается на логическую систему доказательств, тогда как искусство, включающее элементы удовольствия, в строгости мышления не нуждается. Цель науки можно обозначить как стремление к познанию мира рациональными методами, а для искусства познание, отражение действительности это только одна из его граней наряду с другими эстетическими, оценочными, игровыми, гедонистическими и др. Для науки характерны непротиворечивое, строгое мышление, наднациональный характер для искусства мышление нестрогое, метафорическое, опирающееся на чувственные образы, включающее индивидуальность художника и национальные особенности его культуры.

Объектом естественных наук можно назвать всю природу и человека, как часть этой природы, объектом искусства человека, его духовность и отношение к миру. Проводя аналогии между наукой и искусством, отечественный философ П.П. Гай-денко писала Как живопись XV XVI вв. обращается к перспективе, так наука этого периода к геометрии Подобно тому, как перспектива становится методом для изображения природы, геометрия становится методом познания природы.

В эпоху Ренессанса художники, опираясь на открытие прямой перспективы, утверждали гуманистические идеалы на холсте, а ученые, в соответствии с духом времени, стремились дать упорядоченную картину мира Галилей.

Противопоставление этих двух способов познания научного и художественного, абсолютизация рациональности приводят к крайностям. Это как бы два полюса в культуре и две части единого целого человечество должно осознать существующее противоречие, гуманизуя саму науку. XX век называют веком техники и интеграции. В этой связи актуализируется проблема соотношения искусства и техники. Именно в современную эпоху появляются художественная фотография, кино, телевидение, эстрада, светомузыка.

Благодаря технике расширяются языковые, выразительные возможности искусства. Театр это уже не только игра актера и мастерство режиссера, но и световое, музыкальное оформление спектакля. Иногда в театральных постановках используются лазеры, слайды, кино, топография Пражский театр Латерна Магика. В музыке появляется новый способ звукоизвлечения электронный. Интонационный словарь эпохи выражение русского композитора и музыкального критика Б. Асафьева пополняется за счет утверждения в музыке шумового элемента и появления сферы урбанистического звучания.

Стремительное развитие вычислительной техники и технологии, а также использование компьютеров дали возможность получить необычное звучание при помощи электронных синтезаторов. Возникновение электронной музыки было подготовлено не только техническим прогрессом, но и изменением в самом художественном мышлении, которое становится более синтетичным, отражая интегративные процессы техногенной цивилизации. В последних компьютерных синтезаторах видеосинтезаторах в основе работы лежит принцип перевода электронного звучания в визуальные формы.

Так, уже в начале 80-х годов американский композитор Д. Берман в своих сочинениях использует видеосинтезатор для перевода электронных звуков в цветовые пятна. Еще один синтетический вид творчества мульти-медиа-продукция, которая предполагает демонстрацию диапозитивов, фильмов при исполнении музыки. Первая попытка подобного творчества была предпринята на Международной выставке в Брюсселе в 1958 г. в павильоне фирмы Филиппе.

Данная композиция получила название Электронная поэма три искусства архитектура специально построенный павильон по проекции греческого архитектора Ксенакиса, цветовые проекции разработанные французским архитектором Ле Корбюзье, ему же принадлежит и общий замысел и электронная музыка написанная американским композитором, экспериментатором в области электронной музыки Варезом оставаясь самостоятельными и действуя параллельно, объединились в единое целое.

В мульти-медиа искусство может сливаться с окружающей средой, природой, музыка наполняется шумами повседневной жизни, в исполнении используются различные средства звуки, картины, запахи, краски. Таким образом, взаимодействие искусства и техники, приводящее к появлению новых синтетических жанров и видов, способствует расширению рамок традиционной художественной культуры. 10.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Искусство в системе культуры

Однако понятие художественная культура гораздо объемнее, чем понятие искусство . Оно включает всю систему искусств в целом и каждый его вид в… Родоначальником истории искусств принято считать Дж. Вазари 1511-1574,… В XVIII веке складывается теория искусств немецкий просветитель И. Винкельман и художественная критика французский…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Как искусство взаимодействует с другими сферами культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Какие существуют гипотезы генезиса искусства
Какие существуют гипотезы генезиса искусства. Самые древние из известных нам художественных произведений принадлежат к эпохе позднего верхнего палеолита 20 30 тыс. лет до н.э Стремление понять свое

Каковы социокультурные смыслы искусства
Каковы социокультурные смыслы искусства. Различные подходы к пониманию искусства и его возникновения свидетельствуют о множественности его социокультурных смыслов. Л.С. Выгодский утверждал,

Как понималась красота в различных культурах и культурных эпохах
Как понималась красота в различных культурах и культурных эпохах. Принято считать, что сутью, сердцевиной искусства является красота. В разные культурные эпохи в понимании красоты немаловажн

Какова специфика двух различных способов отражения действительности в искусстве
Какова специфика двух различных способов отражения действительности в искусстве. В искусстве существуют два способа образного отражения мира реалистический и условный. Уже в самых ранних дош

Что такое массовая культура
Что такое массовая культура. Эта проблема затрагивает сегодня не только взаимосвязь искусства с экономикой, но и саму проблему художественности. В XX веке в искусстве используются несуществу

Какова динамика художественной культуры
Какова динамика художественной культуры. Кризисные явления в современном искусстве, отмечавшиеся многими исследователями, актуализировали вопрос о том, как происходят изменения в художественной кул

Основные понятия
Основные понятия. Гармония греч. эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность всех частей и элементов формы. Одушевленную гармонию, наполненную человеческим смыслом и чувством,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги