Древнерусская иконопись – шедевры северного Возрождения

Министерство профессионального образования Тамбовский Государственный Технический Университет ТГТУ Кафедра Связи с общественностью Реферат Древнерусская иконопись шедевры северного Возрождения.Выполнил Филипчук М.В. группа А-31 Проверил Головашин В.А. Тамбов 2001 Содержание 1. Введение. Значение древнерусской иконописи. 2. История возникновения иконописи. 3. Причины забвения русской иконы. 4. Признание художественного значения древнерусской иконы и возрождение интереса к ней. 5. Сюжеты древнерусской живописи. 6. Образы Спаса. 7. Образы Богородицы. 8. Иконостас. 9. Основные направления и школы древнерусской иконописи 1. Ростово-суздальская школа. 2. Московская школа. 3. Новгородская школа. 4. Другие школы иконописи. 1. Введение. Значение древнерусской иконописи.

Древнерусское искусство драгоценный вклад в сокровищницу мировой культуры.

Его шедевры, созданные много столетий тому назад, волнуют и восхищают величием своих образов, красотой колорита, вдохновенной поэтичностью. Пора блистательного расцвета и могущества Киевской Руси продолжалась вплоть до монгольского нашествия. И в монументальной живописи, и в иконописи звучали идеи прославления единства и могущества Русской земли, мужества и духовной силы человека, ощущение радости и красоты жизни.

В различных музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира и Ярославля хранится около трех десятков икон домонгольского периода. В начале 20 века в письме к крупнейшему исследователю древнерусского искусства Н.П.Кондакову А.П.Чехов выражал надежду, что найдется человек, который написал бы историю русской иконописи. Ведь этому труду указывал он можно было бы посвятить жизнь. В это же время возникли первые собрания икон, составленные по признакам, определяющим их своеобразие и значение в истории мирового искусства.

Кому же из них принадлежит пальма первенства в этом благородном деле. Это основатель знаменитой галереи П.М.Третьяков и ставший потом ее попечителем И.С.Остроухов. Вот авторитетное суждение о первом Он первый среди собирателей подбирал иконы не по сюжетам, а по их художественному значению и первый открыто признал их подлинным и великим художеством. И.Э.Грабарь А вот не менее примечательные отзывы о втором Он был не только талантливым художником, но и пылким исследователем начальной поры русского искусства Ни у кого до И.С.Остроухова не было отчетливого сознания высоких художественных качеств иконы П. П. Муратов.

Остроухов первый собирал иконы, не как курьезы или образцы- чтобы дать понять о культурном состоянии допетровской Руси а как свидетельства высоких художественных достижений, как проявление творческого начала в древнем русском художнике Один из первых он угадал, что под слоем позднейших записей, пыли и копоти древние доски хранят горячее золото фона, небесный голубизны английских одежд, невыразимо нежную охру ликов, музыкальную опись фигур и ясность, монументальность композиции Н. М. Щекотов.

На заре нынешнего века первые расчищенные иконы буквально ошеломили многих ценителей искусства. Прославленный французский живописец Матисс, приехав в Москву в 1911г был тоже ошеломлен красотой древнерусской живописи. Это доподлинно народное искусство говорил он. Здесь первоисточник художественных исканий. Всюду та же яркость и проявление большой силы чувств. И так, мировое значение древнерусской живописи было открыто и признано уже более полувека тому назад.

Однако систематическое ее изучение, с выявлением различных направлений и школ началось уже после Октябрьской революции, когда по всей стране были организованы поиски памятники древней иконописи вместе с их раскрытием, т.е. освобождением от позднейших записей. Тут сыграл решающую роль изданный по инициативе В. И. Ленина декрет Совета Народных Комиссаров от 5 октября 1918г. о регистрации, учете и сохранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений.

Тогда художественный фонд нашей страны пополнился сокровищами, обогатившими художественное достояние всего человечества. Но только в наши дни благодаря неустанным поискам советских искусствоведов, поистине грандиозной работе советских реставраторов постепенно открывается возможность воссоздать историю русской иконописи. 2.

История возникновения иконописи

Как мы знаем, икона возникла до зарождения древнерусской культуры и по... В мастерской найдены деревянные дощечки с ковчегами, приготовленные дл... Такой вид грунта называется левкасом. И в это-то время новообращенная Русь получила среди прочих икон, как о... А русская того времени, жизнь жестокая и бесправная, требовала какого-...

Причины забвения русской иконы

Причины забвения русской иконы. Со временем искусство всего византийск... В этих бедах, пережив татаро-монгольское нашествие, посуществу выстоял... После падения Византии она была подлинным центром православной культур... Реформы Петра, повернувшие Россию на Запад, отринули культурное наслед... Древняя художественная система в сильно упрощенном виде сохранялась ли...

Признание художественного значения древнерусской иконы и возрождение интереса к ней

Признание художественного значения древнерусской иконы и возрождение и... Среди образованных людей находились немногие, особо чуткие к искусству... Так в 1840 году историк Иванчин-Писарев, посетивший Троице-Сергиеву ла... Инициатором этих расчисток являлся И.С.Остроухов. Благодаря его знания... К ней были привлечены мастера-иконописцы, уроженцы старинных иконописн...

Сюжеты древнерусской живописи

Именно в глубоком раскрытии этих истин обретала живопись византийского... Сюжет иконы религиозно-христианский, но не всякое живописное произведе... В искусство иконописи органически входили образность и чувственность, ... И потому русская икона так неотразимо привлекательна для ценителей иск... Ясно, что в идеальные выразители такой созерцательной устремленности н...

Образы Спаса

Образы Спаса. В этих случаях никогда не возникали копии, так как воспроизводились ли... Нерукотворный образ, или иначе Спас Нерукотворный важнейший образец, к... Спас Вседержитель - это поясное изображение Иисуса Христа в левой руке... До нас дошло выполненное мозаикой изображение Спаса Вседержителя в куп...

Образы Богородицы

Размеры икон, их тематика обусловлены их культовой функцией. В XVIII XIX веках иконостасы нередко перестраивали, при этом некоторые... На этих стенках стояли колонки, поддерживавшие горизонтальный брус арх... Фигуру Христа помещали или на гладком фоне наиболее характерно для нов... Сияние часто бывает миндалевидной формы и поэтому называется обычно ма...

Основные направления и школы древнерусской иконописи

И искусство начинает приобретать другой характер оно отличается разноо... Древнейшая из суздальских икон Максимовская Божья Матерь была написана... Именно эти черты характеризуют икону Владимирской Божией Матери конца ... представляла синтез местных традиций и передовых течений византийского... Традиции их искусства получили развитие в иконах и росписях Дионисия, ...

Другие школы иконописи

ярославская школа не уступает другим древнерусским школам. В творчеств... Богатейшее разнообразие индивидуальных характеристик персонажей. Лики написаны по темному санкирю свободное письмо ярким белым отмечает... Художник концентрирует внимание на главном душевном состоянии, порыве,... Для икон и миниатюр тверской школы характерны суровая выразительность ...