рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Цветовая гамма древнерусских икон и ее значение

Работа сделанна в 2002 году

Цветовая гамма древнерусских икон и ее значение - раздел Культура, - 2002 год - Иконопись и ее особенности. Иконописные школы Древней Руси Цветовая Гамма Древнерусских Икон И Ее Значение. Огромное Значение В Иконопис...

Цветовая гамма древнерусских икон и ее значение. Огромное значение в иконописи имеют цвета красок.

Краски древнерусских икон давно уже завоевали себе всеобщие симпатии. древнерусская иконопись - большое и сложное искусство. Для того чтобы его понять, недостаточно любоваться чистыми, ясными красками икон. Краски в иконах вовсе не краски природы, они меньше зависят от красочного впечатления мира, чем в живописи нового времени. Вместе с тем, краски не подчиняются условной символике, нельзя сказать, что каждая имела постоянное значение. Обратимся к Е. Трубецкому еще раз Смысловая гамма иконописных красок необозрима.

Важное место занимали всевозможные оттенки небесного свода. Иконописец знал великое многообразие оттенков голубого и темно-синий цвет звездной ночи, и яркое сияние голубой тверди, и множество бледнеющих к закату тонов светло-голубых, бирюзовых и даже зеленоватых. Пурпурные тона используются для изображения небесной грозы, зарева пожара, освещения бездонной глубины вечной ночи в аду. Наконец, в древних новгородских иконах Страшного Суда мы видим целую огненную преграду пурпурных херувимов над головами сидящих на престоле апостолов, символизирующих собой грядущее.

Таким образом, мы находим все эти цвета в их символическом, потустороннем применении. Ими всеми иконописец пользуется для отделения мира запредельного от реального. Однако иконописная мистика - прежде всего солнечная мистика. Как бы ни были прекрасны небесные цвета, все-таки золото полуденного солнца играет главную роль. Все прочие краски находятся по отношению к нему в некотором подчинении.

Перед ним исчезает синева ночная, блекнет мерцание звезд и зарево ночного пожара. Такова в нашей иконописи иерархия красок вокруг солнца незаходного. Этот божественный цвет в нашей иконописи носит название ассист. Весьма замечателен способ его изображения. Ассист никогда не имеет вида сплошного массивного золота это как бы эфирная воздушная паутинка тонких золотых лучей, исходящих от божества и блистанием своим озаряющих все окружающее. Древнерусским мастерам досталась в наследие тональная живопись византийцев с ее чуть приглушенными тонами, выражавшими покаянное настроение.

В ХIV веке Феофан Грек выступает так же как мастер сдержанно-насыщенных тонов вишнево-красного, темно-синего, темно-зеленого и тельных тонов и высветлений. Свет падает у него на пребывающие во мраке тела, как небесная благодать на грешную землю. Только в Донском Успении красный херувим горит, как свеча у смертного одра. Древнерусские мастера противились этому пониманию света, всячески стремились утвердить нечто свое. В старинных текстах перечисляются излюбленные краски наших иконописцев вохра, киноварь, бакан, багор, голубец, изумруд и другие.

Но в действительности гамма красок была более обширна. Наряду с чистыми, открытыми цветами есть еще множество промежуточных. В отдельных школах древнерусской иконописи не было строгой регламентации цвета. Но определенные правила все же существовали независимо от сюжета краски должны были составлять нечто целое и этим давать выход тому, что каждой из них присуще.

В иконах часто выделяется центр композиции, устанавливается равновесие между ее частями, краски же вливаются в единую живописную ткань. В творчестве Дионисия и мастеров его круга краски обладают одним драгоценным свойством они теряют долю своей насыщенной яркости, приобретая свечение. Здесь происходит окончательный разрыв с византийской традицией. Краски становятся прозрачными - подобие витража или акварели. Сквозь них просвечивает белый левкас. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУССКИХ ИКОНОПИСНЫХ ШКОЛ Дошедшие до нас описания языческих святилищ капищ 9 10 вв. упоминают об имевшихся там росписях и множестве деревянных резных идолов.

С крещением Руси новые для нее виды живописи вытесняют круглую скульптуру, характерную для язычества. Самые ранние из сохранившихся произведений древнерусского искусства были созданы в Киеве. Первые храмы украшали, согласно летописям, приезжие мастера греки. Им принадлежат полные величия и значительности лики на фрагментах росписи конец 10 в. Десятинной церкви, найденных при раскопках руин. Византийские мастера принесли с собой сложившуюся иконографию и систему расположения сюжетов в интерьере храма, подчиненную осям внутреннего пространства и очертания, образующих его элементов столбов, сводов, парусов, манеру относительно плоскостного письма, не нарушающую поверхности стен. К началу 12 века дорогая и трудоемкая мозаика целиком вытесняется фреской. В киевских росписях конца 11 12 вв. часты отступления от византийских канонов.

Усиливаются славянские черты в типах лиц, костюмах, лепка фигур цветом сменяется линейной проработкой, исчезают полутона, краски светлеют.

Произведения киевских мастеров вплоть до монголо-татарского нашествия 1237-1240 гг. служили образцами для местных школ, которые возникли в период феодальной раздробленности во многих княжествах. Урон, причиненный древнерусскому искусству монголо-татарским нашествием, произведенные им разрушения, угон в плен ремесленников, приведший к утрате многих навыков и секретов мастерства, не сломил творческое начало в землях Древней Руси. Наиболее полно сохранились древние памятники новгородской живописи.

В отдельных произведениях прослеживаются влияния византийского искусства, что говорит о широких художественных связях Новгорода. Обычен тип неподвижно стоящего святого с крупными чертами лица и широко раскрытыми глазами. Например, Святой Георгий , Оружейная палата, Москва двусторонняя икона с изображениями Нерукотворного Спаса и Поклонения кресту, конец 12 в Третьяковская галерея.

Новгородская иконопись 14 века развивалась медленно. На иконах, как правило, было изображение одного святого. Но если писалось несколько святых, все они изображались строго в фас, не были связаны между собой. Такой прием усиливал воздействие. Иконы этого периода новгородской школы характеризуют лаконичная композиция, четкий рисунок, чистота красок, высокая техника. Отличительной особенностью новгородской иконописной школы является смелость и жизнерадостность колорита, наивная статичная грубоватость и ковровая плоскостность изображения.

Новгородские образы напоминают деревянную скульптуру, а сочетания цветов народную праздничную ткань, строченную вышивку. С конца 14 в. икона в новгородской живописи занимает ведущее место, становится главным видом изобразительного искусства. Во Владимирско-Суздальской Руси, судя по сохранившимся остаткам фресок Переславля-Залесского, Владимира и Суздаля, а также по единичным иконам и лицевым рукописям, местные художники домонгольского периода опирались на творческое наследие Киева. Иконы владимирско-суздальской школы отличаются мягкостью письма и тонкой гармонией красок. Наследие владимирско-суздальской школы в 14 15 вв. послужило одним из главных источников для возникновения и развития московской школы иконописи.

Московская школа сложилась и интенсивно развивалась в эпоху усиления Московского княжества. Живопись московской школы в 14 в. представляла синтез местных традиций и передовых течений византийского и южнославянского искусства иконы Спас Ярое Око и Спас оплечный , 1340 г Успенский собор Московского Кремля.

Расцвет московской школы в конце 14 начале 15 вв. связан с деятельностью выдающихся художников Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного. Традиции их искусства получили развитие в иконах и росписях Дионисия, привлекающих изысканностью пропорций, декоративной праздничностью колорита, уравновешенностью композиций.

В начале 14 в. Псков отделился от Новгорода и тот стал одним из врагов. Затем Псковскую и Новгородскую земли решили разделить между собой немцы и Литва. Неудивительно, что Псков представлял собой неприступную крепость. Суровая ратная жизнь оставила свой отпечаток на мировосприятии и образной системе псковской живописи. Не имевшие собственного епископа, более того, вынужденные подчиняться новгородскому владыке, псковичи были изначально настроены против церковной иерархии. Псковское искусство отличало особое, личное отношение к Богу, обусловленное суровыми испытаниями и личной ответственностью за православную веру. Росписи и иконы Пскова поражают своей суровостью и мрачной выразительностью.

Росписи Спасо-Преображенского монастыря 1156 г отличают огрубление и уплощение контуров, плоскость красочных пятен и орнаментальность линий. Эта же страстность и наивность народного мироощущения определяет тон росписей новгородской церкви Спаса Преображение на Нередице 1199г собора Снетогорского монастыря в Пскове 1313г Необычной для Богородичных икон сумрачностью поражает Богоматерь Толгская 1314г Появляются и образы святых коневодов Флора и Лавра, и житийные образы, такие как Никита, побивающий беса конец 15 начало 16 в. Псковская школа сложилась в период феодальной раздробленности и достигла расцвета в 14 15 вв. Ей свойственны повышенная экспрессия образов, резкость световых бликов, пастозность мазка иконы Собор Богоматери и Параскева, Варвара и Ульяна обе 2-я половина 14 в ГТГ. В живописи распад псковской школы начался на рубеже 15 и 16 вв. Тверская школа иконописи сложилась в 13 веке. Для икон и миниатюр тверской школы характерны суровая выразительность образов, напряженность и экспрессия цветовых отношений, подчеркнутая линейность письма.

В 15 в. усилилась свойственная ей и ранее ориентация на художественные традиции стран Балканского полуострова.

Ярославская иконописная школа возникла в начале 16 в. в период быстрого роста населения города, становления купечества.

До нас дошли произведения ярославских мастеров начала 13 в известны работы 14 в а по количеству сохранившихся памятников живописи 16 и 17 вв. ярославская школа не уступает другим древнерусским школам. В творчестве ярославских мастеров бережно хранились традиции высокого искусства Древней Руси до самой середины 18 века. В своей основе их живопись оставалась верна тому великому стилю, принципы которого сформировались в глубокой древности, развивались долгое время в миниатюрной живописи.

Наряду с мелочными изображениями ярославские иконники еще в 18 в. писали и композиции, в которых любовь к большим массам, к строгим и лаконичным силуэтам, к четкому и ясному строю сцен в клеймах ощутима так же, как и в работах мастеров 15 16 столетий. Работы ярославских мастеров второй половины 17 начала 18 вв. еще долго признавались в России образцами старого национального искусства. Их собирали почитатели древней иконописи старообрядцы, внимательно изучали художники Палеха и Мстеры, продолжавшие в 19 20 вв. писать иконы в традициях русской средневековой живописи.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Иконопись и ее особенности. Иконописные школы Древней Руси

А ведь прекрасное рядом Только почему-то мы проходим мимо, не видя, не замечая, не желая заметить и поинтересоваться Что мы знаем про иконы Зачем… В этом я убедилась, занимаясь подготовкой этого реферата.Икона это плод души… В этом и состоит задача моего обзора. История русской иконописи Сейчас мы говорим о иконописи как о чем-то родном,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Цветовая гамма древнерусских икон и ее значение

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История русской иконописи
История русской иконописи. Сейчас мы говорим о иконописи как о чем-то родном, исконно русском, считаем этот жанр чуть ли не народным видом искусства. Всегда ли было так Для многих удивительно будет

Психология иконы
Психология иконы. Что же это такое икона Какое понимание ее должно быть первичным религиозное ли, искусствоведческое, историческое У каждого ответ на этот вопрос свой. Но одно ясно мы не не должны

Андрей Рублев и его Троица
Андрей Рублев и его Троица. Творчество Андрея Рублева-наиболее яркое проявление в русской иконописи воцерковленного античного наследия. Вся красота античного искусства оживает здесь, просвещ

Богоматерь Владимирская быль и легенды
Богоматерь Владимирская быль и легенды. Cтолетиями творчество художников-иконописцев было сковано строгими канонами, которые, казалось бы, не оставляли ни малейшего места для творческой фантазии и

Источники
Источники. www.icona.ru Раздел Статьи Сравнительная характеристика русских иконописных школ Из кн. Кравченко А.С Уткина А.П. Икона. М 1993 2. httpnesusvet.narod.ru Раздел Библиотека. Евг. Трубецкой

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги