Пространство и время как факторы специфики культуры

ПЛАН 1. Введение. 2. Различные подходы к изучению взаимосвязи пространства-времени и культуры. 3. Но почему же происходит изменение культур или цивилизаций 4. Подход к взаимодействию пространсва-времени и культуры в евразийских сообществах. 5. Заключение. 6. Использованная литература. УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ РЕФЕРАТ Тема Пространство и время как факторы специфики культуры. студент Алексеева С.В. преподаватель Петров Ю.П. НОВОМОСКОВСК 2000 г. ВВЕДЕНИЕ Мировая культура во времени и пространстве пестра, неисчерпаема в своих единичных проявлениях, поражающе богата формами, многообразна.

В современном ее состоянии она представлена буржуазной и социалистической культурой, многообразными культурами развивающихся стран и т.д. Наряду с этим в современном состоянии мировой культуры существуют как вершинные проявления культурного творчества, выраженные в успехах развитой науки, новейших технологиях, свершениях искусства, так и ее реликтовые, архаические образования, подобные тем, которые еще имеются у аборигенов Андаманских островов, дебрей Амазонки или внутренних районов Новой Гвинеи.

Еще более многолики и многокрасочны проявления культуры, взятые в их истекшем историческом бытии. Не говоря уже о первобытных формах человеческой жизни на заре истории, даже начиная с твердо зафиксированных шумерской и древнеегипетской культур, взор исследователя наталкивается на трудноисчислимое множество подчас почти несовместимых фактов культурного бытия, на неповторимое своеобразие граней и оттенков явлений культуры.

Очень экспрессивно высказался об этом американский культуролог Р. Редфилд, описывая впечатления человека, приступившего к исследованию культуры. Он рассказывает, как ему при чтении знаменитого двенадцатитомника Золотой ветви Фрэзера пришлось испытать огромный восторг. Как на параде, пишет он, передо мной проходили великолепные и экзотические матери, тела которых отливали бронзой, жрецы в масках, переодетые в одежды другого пола люди, умащенные благовониями и принесенные в жертву богам демоны, изгоняемые из дворцов Камбоджи девушки из индейской деревни, которых при достижении зрелости заставляли сидеть в одиночестве в темноте короли, умерщвленные как боги, и боги, которые восстают из мертвых, когда их убивают дикое, невообразимое множество табу, магических ритуалов и обычаев, связанных с женитьбой, урожаем, опасностью и смертью.

Эти тома напоминают арабские сказки Тысячи и одной ночи, половодье странного и чудесного. И не с тем ли мы сталкиваемся, когда открываем неувядающую Первобытную культуру Э. Тайлора, повествующую не столько о собственно первобытной культуре, сколько о культуре бесписьменных народов прошлого столетия, собранной им по крупицам и поражающей обилием выразительных фактов.

В таких книгах журналистов и ученых о наших современниках, как Своими глазами Ю. Овчинникова, индейцы без томагавков М. Стингла, Культура и мир детства М. Мид и многих им подобных, содержатся свидетельства о том, что и сегодня в разных уголках мира живут и действуют своеобразные, неповторимые, уникальные культуры, подчас настолько не похожие друг на друга, что диву даешься.

Во всяком случае, несомненно, что культура от своего возникновения и до наших дней никогда не была трафаретно-однообразной, безлико монотонной, она не похожа на уныло одинаковые, конвейерно-серийные продукты.

Различные подходы к изучению взаимосвязи пространства-времени и культуры

Однако следует учитывать и другую особенность мирового социокультурног... Так, в верхнем палеолите он осуществлялся в радиусе до 800 км, где-то ... Всемирность социокультурного процесса во всей полноте этого понятия до... и по сей день. Согласно теории Н.Я.

Но почему же происходит изменение культур или цивилизаций

Сорокин не только не принимает концепцию локальных культур, но и отбра... Шпенглера. Сорокинская суперсистема не имеет ограничений в пространств... с достижениями культуры в прошлом. К примеру, немаловажное место в кул... С ним были связаны понятия времени и пространства, присущие тогдашней ... Эта концепция деления времени и пространства чрезвычайно важный компон...

Подход к взаимодействию пространсва-времени и культуры в евразийских сообществах

Подход к взаимодействию пространсва-времени и культуры в евразийских с... группа русских интеллектуалов-эмигрантов Н.С. Сформулированная ими новая идеология особо подходила к проблемам культ... А вот пример созерцательного не привязанного к географическому положен... Поэтому зрение играет важную роль в древнегреческой гносеологии идея и...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключение хотелось бы сказать о взаимосвязи пространство-временных и культурных процессов в России в XIX XX в. Они имеют свои особенности. Заметно ускорение его темпов развития культуры, обусловленное дифференциацией или специализацией различных сфер культурной деятельности особенно в науке, а с другой усложнение самого культурного процесса, т. е. большее соприкосновение и взаимовлияние различных областей культуры философии и литературы, литературы, живописи и музыки и т.д. Необходимо отметить также усиление процессов диффузного взаимодействия между составляющими русской национальной культуры официальной высокой, профессиональной культурой, опекаемой государством церковь утрачивает духовную власть, и культурой народных масс фольклорным пластом, которая берет начало в недрах восточнославянских родоплеменных союзов, формируется в Древней Руси и продолжает свое полнокровное существование на протяжении всей отечественной истории.

В недрах официально-государственной культуры заметна прослойка элитарной культуры, обслуживающей господствующий класс аристократию и царский двор и обладающей особой восприимчивостью к иноземным новшествам.

Родившись в результате сшибки традиционной культуры с западным миром, когда, по известной формуле А. Герцена, на призыв Петра цивилизоваться Россия ответила явлением Пушкина, русская культура, вобравшая в себя и по-своему переплавившая плоды обмирщенной европейской цивилизации, вступила в свой классический золотой век. Затем, в ответ на новое, нигилистическое веяние времени, опираясь на духовную крепость святой русской литературы Т. Манн, восходит в конце века философия, которая подводит итоги развития духа золотого века классики.

ЛИТЕРАТУРА 1. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М 1977. 2. Давидович В.Е Жданов 0.А. Сущность культуры.

Ростов нД 1979. Кууси П. Этот человеческий мир. М 1988. 3. Мид М. Культура и мир детства. М 1988. 4. Структура культуры и человек в современном обществе Э.А. Орлова, А.И. Арнольдов. М 1998.