рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Языческие образы христианского мира

Языческие образы христианского мира - раздел Культура, Язычество и христианство Языческие Образы Христианского Мира. Кроме Огромного Количества Языческих Пра...

Языческие образы христианского мира. Кроме огромного количества языческих праздников, которые христианство приняло и канонизировало, в народе, в среде, которой чужды официальные каноны, осталось много очевидных черт языческого прошлого.

Прежде всего это сохранившаяся в атрофированной форме и сегодня вера в представителей так называемой нечистой силы. Читаем у С.В. Максимова Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб 1903. 171 с. этнографа, путешественника, исследователя традиций, языка и верований русского народа в народном сознании глубоко укоренилось верование, что сонмы злых духов неисчислимы. Очень мало на свете таких заповедных святых мест, в которые они не дерзали бы проникать Современные исследователи обрядности и культуры русского народа однозначно отмечают, что вся нечистая сила есть старые языческие боги или полубоги, не выветрившиеся из сознания народа.

Христианский Бог ревнив и не терпит конкурентов конкуренты свергнуты и им одна дорога стать слугами главного противника Бога сатаны. Кстати, это прекрасно соответствует библейским мотивам о возгордившихся ангелах. Справедливости ради следует отметить, что по данной схеме местные боги превращались с приходом христианства в его врагов не только на Руси. Теперь можно привести несколько примеров нечистой силы из книги Максимова 1. Домовой.

О происхождении домовых рассказывают следующую легенду. Когда Господь при сотворении мира сбросил на землю всю непокорную и злую небесную силу, которая возгордилась и подняла мятеж против своего Создателя, на людское жилье попадали нечистые духи. При этом неизвестно, отобрались ли сюда те, которые были подобрее прочих, или уж так случилось, что, приселившись поближе к людям, они обжились и пообмякли, но только эти духи не сделались злыми врагами, а оказались с привычками люде веселого и шутливого нрава. 2. Леший. Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, что присущи ему одному если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями, выходя для прогулок и забав на лесные опушки, он ходит там малой былинкой, ниже травы, свободно укрываясь там под любым ягодным листочком. 3. Оборотни.

Оборотни такие же мнимые существа как и русалки.

Чтобы стать настоящей русалкой, то есть потерять право и возможность возвратиться в первобытное состояние, по народным толкам, необходимо четыре года. Только девушкам-самоубийцам возврата нет. Точно так же не закрыт путь для обратного превращения всякого сорта оборотням, волкодлаков или волколаков. Это суть чаще всего люди, обращенные в волка, реже в собаку, кошку, куст, пень и прочее. Примеров такой нечисти в книге Максимова, как и в народных преданиях, предостаточно.

Но это еще не все. Языческие образы зачастую встречаются в фольклорном народном творчестве в сказках, преданиях, пословицах, поговорках. Откроем книгу В.И. Даля Пословицы русского народа Даль В.И. Пословицы русского народа. СПб 1996. 480 с. простой народ упорнее хранит и сберегает исконный быт свой. Среди собранных Далем пословиц и поговорок нередко встречаются и такие, где видны отголоски язычества 1. Просил Святого, пришло до слова просить клятого. 2. Всяка нежить на праздник тешит. 3. Бог любит праведника, лихо одноглазое, часто леший ябедника.

Много встречается пословиц и поговорок, где отражены дурные приметы тоже своеобразная дань язычеству. Чаще всего они связаны со смертью 1. Грешно дать умереть младенцу в люльке все одно, что на виселице. 2. Умереть на печи все равно, что с перепою, с печником в обнимку, змеем исповеданным. Чрезвычайно сильна связь в народном творчестве языческих образов со смертью. В книге Ю.М. Лотмана Лотман Ю.М. Волшебные сказки.

М 1984. 662 с. можно найти тому подтверждение. Народ в сказках поход героя к нечистым всегда представляет как поход в царство мертвых, откуда ворота нет. В том и геройство, что вышел с того света образ уже христианский, с верой победил оковы смерти образ чисто библейский. Можно вспомнить тому такие примеры 1. Баба Яга костяная нога говорит Чую, чую дух русский читаем дух живой. 2. Попасть к Яге обычно можно, когда дорожку укажет водной, леший, иная нечисть прямая дорожка к смерти. Такие мотивы можно встретить не только в русских сказках.

Попадает, например, английский рыцарь в холм эльфов, а выбирается оттуда через долгие годы все вокруг изменилось до неузнаваемости.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Язычество и христианство

Христианские представления за последние два тысячелетия стали культурной основой развития многих стран, так, например, культуру России невозможно… Именно язычество в большинстве случаев предшествовало христианству, где в… Где они сегодня Как они проявились в культуре Находят ли лазейки в народное сознание Об этом пойдет речь в данной…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Языческие образы христианского мира

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Становление христианства война с пантеоном
Становление христианства война с пантеоном. Наиболее серьезным препятствием, которое встретила экспансия христианства, оказались античные Древнегреческие и Древнеримские пантеоны богов. Некоторые и

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги