рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общественно-политическая мысль

Общественно-политическая мысль - раздел Культура, История Российской культуры в XIX веке. Общественно-Политическая Мысль. Xix Век- Время Серьезных Изменений В С...

Общественно-политическая мысль.

XIX век- время серьезных изменений в сознании людей, развития общественно- политической мысли.

Ускорение темпа жизни, внутренние и внешнеполитические события несомненно влияли на этот процесс. Отечественная война 1812 г. усилила идейное размежевание в русском обществе, привела к росту настроений против существовавших в России порядков, при которых русский народ, отстоявший независимость страны, продолжал оставаться в крепостной зависимости. Для того ль освободили мы Европу, чтобы наложить цепи на себя Для того ль дали конституцию Франции, чтобы не сметь говорить о ней, и купили первенство между народами, чтобы нас унижали дома - эти слова декабриста А.А.Бестужева выражали мысли многих прогрессивных людей России.11 В. С. Шульгин Культура России IX-XX вв. М.96 стр.168 Отношение к крепостничеству и самодержавию было стержневым вопросом идейной борьбы первой половины XIX века. В общественном сознании мысль о самодержавии как наиболее приемлемой форме политической власти в России была очень распространенной.

Попытки М.М.Сперанского высказать идею об ограничении самодержавной власти План государственных преобразований 1809 г. оказались безуспешными. Н.М. Карамзин в Записке о древней и новой Руси 1811 писал, что самодержавие - есть палладиум России, оно основало и воскресило страну и всегда было главным условием ее политического существования.

Один из деятелей декабристского движения Г.С.Батенков, человек широко образованный, автор проектов политического переустройства, писал, что не дозрели люди до республики, по обширности государства, по опыту тысячи лет и по нравам нашим республиканское правление нам не свойственно, по крайней мере - для перехода нужна монархия. 22 В.В.Познанский Очерки русской культуры первой половины XIX века, М 1970 стр. 34 Декабристы первыми предприняли попытку свергнуть крепостничество и самодержавие в России революционным путем.

Большая роль в их общественных воззрениях отводилось просвещению как силе, способствующей общественному прогрессу.

Но в отличие от просветителей XVIII в. они считали прогресс несовместимым с крепостным правом. Вторая четверть XIX в время осмысления политических и социальных вопросов, поднятых декабристами, а также поисков путей их решения. Общественная мысль стремилась к выработке понимания таких проблем как роль народа в общественном движении, Россия - Запад и отношение к западноевропейскому политическому и социальному устройству. Наряду с главным вопросом - отношением к крепостничеству и самодержавию - решение этих проблем вело к появлению различных течений общественной мысли и их размежеванию. С осмыслением важнейших социально - политических вопросов связан повышенный интерес в России к немецкой классической философии.

Диалектика, идея развития, становилась знамением антифеодальных сил. В 30-40-е годы произведения Фихте, Шиллинга Гегеля были широко известны в среде интеллектуальной молодежи, изучались в университетских кружках. Брожение умов заставило правительство искать пути усиления идеологического влияния на умственную, идейную жизнь общества. В середине 30-х годов вырабатываются коренные начала официальной идеологии - самодержавие, православие, народность которые должны были сохранить политическую и социальную стабильность, составить нравственную основу воспитания в обществе и стать последним якорем спасения России.

Это было также решение вопроса о крепостничестве и самодержавии с точки зрения правительства. Положение теории официальной народности пропагандировались в учебниках, лекциях профессоров, в публицистике, литературе.

Однако безраздельно господствовать в умах, на что рассчитывали сторонники этой теории, она уже не могла. П.Я.Чаадаев 1794-1856 одним из первых подверг официальную идеологию уничтожающей критике. Его Философическое письмо, опубликованное в 1836 г. в журнале Телескоп, было, по словам Герцена, подобно выстрелу, раздавшемуся в темную ночь, оно потрясло всю мыслящую Россию. Чаадаев пытался по-своему решить проклятые вопросы эпохи, поставленные декабристами, смог пробудить общественное мнение о судьбах России.

Но в отличие от официальных политиков и идеологов А.Х.Бенкендорф, С.С.Уваров Чаадаев нигилистически оценивал историю России, пессимистически смотрел на ее настоящее, а будущее видел только в приобщении к европейской цивилизации на основе католической религии. Именно тезис - только через католицизм возможен путь к социальному и культурному возрождению - был отвергнут фактически всем мыслящим русским обществом. Однако Письмо Чаадаева стало катализатором умственного движения, заставляло задумываться над вопросами, которые он поставил.

Чаадаев создал философскую концепцию русской истории, и его идеи восприняли и пытались интерпретировать многие из последующих русских мыслителей. Мысль о необходимости социально- политических преобразований прочно входит в общественное сознание, формирующиеся в 30-40-е годы течения общественной мысли - западничество, славянофильство, утопический социализм, различаясь по степени радикализма, философской основе, исходили из неизбежности социальных преобразований для дальнейшего движения общества вперед. 40-е годы XIX в. явились замечательным десятилетием в развитии общественной мысли и духовной культуры в целом.

Из тайных организаций обсуждение животрепещущих вопросов переносилось в более широкую среду интеллигенции, университетского студенчества, на страницы журналов. Одним из условий общественной жизни, как писал Современник, становились публичные лекции в университетах своеобразным общественно - культурными центрами были литературные салоны в столичных и некоторых провинциальных городах.

В одном из таких широко известных салонов- в доме А.П.Елагиной в Москве происходили знаменитые споры славянофилов и западников о путях развития России. Западничество и славянофильство были течениями раннего русского либерализма и знаменовали собой формирование либерально - буржуазной идеологии в России. К западничеству признается известная условность этого понятия принадлежали историки и правоведы Т.Н.Грановский и С.М.Соловьев, Б.Н.Чичерин и К.Д.Кавелин, публицисты В.П.Боткин, П.В.Анненков и др. Вместе с западниками в идейных спорах со славянофилами выступали В.Г.Белинский и А.И.Герцен, выработавшие в этих дискуссиях свою революционную концепцию. Западники были сторонниками конституционной монархии, буржуазных преобразований в России, которые могли осуществится, по их мнению, путем реформ.

Славянофилы А.С.Хомяков, К.С. и И.С.Аксаковы, П.В. и И.В. Киреевские, Ю.Ф.Самарин и др. выступали, в отличие от западников, за принципиально иной путь развития России, нежели западноевропейский.

В основе его лежали самобытные нравственно - религиозные начала допетровской Руси, к возрождению которых призывали славянофилы. Они были убежденными противниками революции, но, как и западники, отстаивали мирный путь социальных преобразований, прежде всего отмены крепостного права. В период подготовки реформы 1861 г. западники и славянофилы составили единый либеральный лагерь.

Существенно важным для развития национального самосознания были идеи славянофилов о национальном характере культуры, некритическом отношении к иностранным влияниям А.С.Хомяков. О возможности русской художественной школы. 1847 г К 30-м годам относится развитие идей утопического социализма. В России он распространялся в форме крестьянского или общинного социализма А.И.Герцен, его особенностью было признание приоритета революционных методов борьбы. Именно здесь шел поиск путей по преодолению ограниченности дворянской революционности борьба для народа, но без народа и просветительских идей всеобщего благоденствия.

В 40-50-е годы XIX в. формируется революционный демократизм. Оставаясь в рамках утопического социализма, он являлся идеологией, выражавшей интересы крестьянства. В общественном сознании продолжали жить взгляды на просвещение как средство обновления и улучшения жизни. Декабрист Н.А.Крюков показал на следствие Чувствуя вполне бедственное состояние рабства и невежества, более и более убеждался в том, что одно лишь общее просвещение может сделать государство благополучным.

Белинский в конце 40-х годов XIX в. в своем знаменитом письме к Гоголю продолжал утверждать, что Россия видит свое спасение в успехах цивилизации, просвещения, гуманности.11 В. С. Шульгин Культура России IX-XX вв. М.96 стр.171 Многие защитники идеи просвещения народа отнюдь не выступали за коренные преобразования в России.

Московское общество сельского хозяйства, например, тоже ставило вопрос о необходимости предоставления крестьянам элементарного сельскохозяйственного образования, по его инициативе в 1845 г. был создан Комитет грамотности. Но его члены не были сторонниками ни политических, ни социальных изменений. Революционные демократы общественные преобразования считали необходимыми, а путь их видели не только в просвещении, но и в революционном свержении существующего общественного строя. 2.4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История Российской культуры в XIX веке.

Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на политику правительства в сфере культуры. Эти события не прошли… Успешное завершение в войне воспринималось современниками как, национальная… Правительство в лице Александра I придерживалось в это время в своей конфессиональной политике принципа веротерпимости…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общественно-политическая мысль

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Образование и просвещение
Образование и просвещение. В 20-50-е годы изменилось отношение правительства к задачам, которые должна была решать школа в системе просвещения. Если в начале XIX в. приоритетным было общее о

Успехи научной мысли
Успехи научной мысли. Общие социально- экономические процессы предреформенного времени оказывали благоприятное влияние на научную мысль. В результате экспедиций русских путешественников были сделан

Художественная культура
Художественная культура. Для художественной культуры первой половины XIX в. были характерны быстрая смена идейно - художественных направлений по сравнению с предшествующим временем, одновременное с

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги