Мифы и религия древнего Египта

Киевский Национальный Университет им. Т. Г. Шевченка Реферат по предмету Историческая антропология студента 5 курса Радиофизического факультета кафедры ТТЕ Цяпы Сергея Михайловича Мифы и религия древнего Египта.Преподаватель Кругляков А. И. 2000 г. План. 1. Миф, как объяснение явлений мира. 2. Возникновение религии. 2.1 Религия Древнего Египта как идеологическая надстройка. 2.2 Многобожие Египетской религии. 2.3 Мировозрение древних египтян в разные эпохи. 2.4 Загробный мир во времена XVIII-XX династий. 2.5 Аменхотеп 5.1 Причины религиозного переворота. 5.2 Извержения на острове Санторин. 5.3 Роль Нефертити во взглядах Эхнатона. 3. Египет и Библия. 4. Список литературы. 31 1. Миф, как объяснение явлений мира. Миф, в нашем понимании, это есть способ массового и устойчивого выражения мироощущения и мировосприятия человека, ещ не создавшего себе аппарата абстрактных обобщающих понятий и соответственной техники логических умозаключений.

Человеку с самого начала его существования приходилось воспринимать различные импульсы из вне и в процессе своей жизненной деятельности реагировать на окружающее.

Когда целеустремлнное, но бессознательное действие встречает препятствие, возникает эмоциональная реакция. Естественный для живого существа перебор проб и ошибок у человека происходит в области воображения.

Если успех недостижим, возникают фрустрация и различные заменители удовлетворения. Таким заменителем могу быть агрессия, или иная форма адаптации к возникшей ситуации, включая какое либо е объяснение в пользу субъекта рационализацию, сублимацию. Однако человеку, поскольку он был Homo Sapiens, приходилось, также с самого начала своего существаования, не только воспринимать известные сигналы из мира и непосредственно реагировать на них причм реагировать одновременно практически и эмоционально, но, кроме того, и пытаться усвоить связи воздействовавших на него начал мира то есть, оценивать их, воспринимать их как ценность или антиценность.

Итак, сталкиваясь с некоторыми явлениями мира, человек не только испытывает известные эмоции, но и сознательно осмысляет его. Древний миф был не только попыткой понять и прочувствовать мир, и не только и столько метафорой, передающей е закономерности, но часто и попыткой воздействовать на мир с помощью вытекающих из мифологических, метафорических ассоциаций магических действий, которые тогда казались в определнных областях жизни равноценными средствам рациональным.

Поэтому и в верованиях и в культе как дома, так и в храме наиболее важную роль играл магический ритуал. 3 Миф это умственный и словесный след не только того, о чм думал, полагал, верил и что чувствовал древний человек, но и того, как он думал. Но прежде чем анализировать то о чм он думал, и как он думал, полезно представить себе, каков он был, как и в каких условиях жил. Само понятие миф принадлежит позднейшему времени, а древний человек не делал различия между действительным и иллюзорным познанием.

Кажущаяся алогичность, произвольность мифологической фантазии, надо полагать, объясняется именно тем, что осмысление и обобщение явления мира происходят в мифе по семантическим эмоционально-ассоциативным рядам. Так, по семантическим рядам в египетском мифе Солнце, с одной стороны, золотая птица сокол, парящая в небе, а с другой глаз бога, охраняемый священной змей семантический ряд глаз источник вода - змея, скрещивающийся с рядом по иному семантическому ряду, хлеб вырастает из мртвого тела бога. Дабы выразить мысль, что небо представляет собой свод и кровлю, опирающуюся на четыре точки горизонта, и одновременно, что оно нечто, каждый день рождающее солнце, а также звзды и луну, а в то же время нечто такое, по чему солнце движется ежедневно из конца в конец, можно было сказать, что небо корова на четырх ногах, женщина рождающая солнце, и река - по которой плывт солнце.

Это достаточно выражало представление, которое надо было передать, и никто не смущался тем, каким образом небо может быть одновременно коровой, женщиной и рекой, ибо все ясно чувствовали, что на самом деле небо нечто иное, чем корова, женщина или река. Сравнение, толкование, само наименование предмета или явления воспринималось как нечто неразделимое и вещественное, например имя как вещественная часть именуемого. Поэтому не нужно удивляться, что древний египтянин мог приносить небу жертвоприношения и как божественной корове, и как женщине богине.

Против нашего понимания небесной коровы выдвигается возражение такого рода соответствующие изображения и тексты относятся уже к Новому царству Египта, то есть ко времени уже несомненной идеологизации египетской религии, и сам факт совмещения разных мифов, кодирующих, в сущности, один и тот же феномен, может быть проявлением уже идеологизированного религиозного мышления. 1 Мифы, слагавшиеся некогда в долине Нила, сохранили нам ценный материал для изучения идеологии древнеегипетского рабовладельческого общества.

Они исключительно интересны не только для истории египетской религии, но являются одним из источников для исследования всей культуры Египта.

Так, без знакомства с дошедшими до нас записями подобных сказаний мы не сможем составить полной картины египетской литературы, ибо именно мифология была источником ряда литературных произведений.

Привлечение мифологического материала необходимо и при исследовании отдельных вопросов истории Египта, в особенности древнейших ее периодов, и для понимания ряда проблем египетского искусства. Однако значение египетских мифов этим не ограничивается они дают ценный материал и для сравнительного изучения религиозных представлений на древнем Востоке, и для исследования идеологии греко-римского мира. Бесспорно значение древнеегипетских мифов и для истории возникновения и развития христианства. Происхождение многих элементов христианской догматики, мифологии, иконографии и ритуала, в том числе пасхальной и рождественской обрядности, иконографии Страшного суда, богоматери и ряда святых - все это осталось бы непонятным без привлечения соответствующего материала из области истории египетской религии и, в частности, мифов.

Трудности в изучения египетских мифов, вызываемые неполнотой материала, увеличиваются, с другой стороны, его крайним разнообразием. Кроме непосредственных записей самих мифов, главнейшими источниками для изучения египетской мифологии служат различные религиозные тексты.

Наиболее значительными из них являются так называемые Тексты Пирамид древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий XXVII-XXV вв. до н. э затем Тексты Саркофагов, представляющие собой дальнейшее развитие Текстов Пирамид и сохранившиеся на саркофагах XXII-XIX вв. до н. э и, наконец, Книга Мертвых - сборник текстов, образовавшийся на основе заупокойных ритуалов с сокращением части древних изречений и с добавлением новых глав и песнопений.

В ряде случаев очень существенный материал дают религиозные гимны, в которых иногда встречаются изложенные в поэтической форме целые отрывки различных мифов. Не меньшее значение имеют и заговоры, заклятия и другие магические тексты, так как в основе их обычно лежат эпизоды из сказаний о богах, при помощи уподобления которым надеялись обеспечить благополучные исходы болезней или предохранить себя от несчастий.

Крайне важны и ритуалы храмовые и заупокойные, содержащие множество ценных сведений. Однако все эти разнообразные источники относятся к различным временам. Более чем трех тысячелетнее развитие египетской культуры привело, естественно, к тому, что одни и те же явления нередко истолковывались по-разному, сначала - в зависимости от времени, места и среды их возникновения, позже - уже в классовом рабовладельческом обществе, в зависимости от среды, в которой бытовали сказания, или от тех социально-политических целей, в которых они использовались. 2, 13 2.

Возникновение религии

Возникновение религии . 2.1

Религия Древнего Египта как идеологическая надстройка

насквозь пронизана идеологией жсткой стратификации общества деспотичес... В образах многочисленных богов отразились теперь уже в иной форме и ол... Взаимоотношения богов строились по примеру взаимоотношений земных. Во ... д. Соответственно изменяются древние мифы и слагаются новые.

Многобожие Египетской религии

Прежде чем Шу разъединил своих детей, у них родились Исида и Нефтида, ... е. Порядок часто понимается как правопорядок, справедливость боги и цари ... В конце 5 династии в пирамиде царя Унаса впервые высекаются формулы ца... 4 Ни один другой народ древности не уделял столь пристального внимания...

Загробный мир во времена XVIII-XX династий

Представления о загробном мире как стране вечного сна, тягостного мрак... И потому все хорошее и все плохое в стране мистическим образом связыва... Аменхотеп IV понимает отвести беду от страны значит отвести ее и от се... И Атон этого не прощает. Ведь прошло много лет, выросло новое поколение, для которого все случи...

Роль Нефертити во взглядах Эхнатона

Это дает основание некоторым ученым считать, что она вдохновила Эхнато... Вход, как правило, был ориентирован на восток за исключением храма Про... Многие залы дворца были расписаны в пейзажном стиле по полу вьтся троп... Второй устой - любовь к истине. Не удивительно поэтому, что на первом этапе развития, помимо полемичес...

Египет и Библия

Египетские религиозные обряды и обычаи, естественно, могли распростран... И набальзамировали его и положили в ковчег в Египет 50, 26. Имя Его остается сокровенным Имя Его - тайна для детей Его. Он защищает слабого от сильного и слышит плач закованного в цепи. В современном значении свет и лучи - одно и то же, но, видимо, четыре ...

Список литературы

Список литературы . 1. Дьяконов И. М. Архаические мифы Востока и Запада 2. Матье М. Э. Древнеегипетские мифы , 56 г. 3. Дьяконов И.М. История древнего Востока , 1983 г ст. 146. 4. Бонгард - Левин Г. М. Древние цивилизации , 1989 г ст. 38, 45 5. Рак И.В. Мифы Древнего Египта 6. Мерно шагая в бессмертие , GEO 2, февраль 1999 г 7. Таинственный мир сынов Ра , Курьер ЮНЕСКО 10, октябрь 1988 г 8. Загадка культа Атона , Наука и религия 3, март 1990 г 9. Египет и Русь солнечная связь , Наука и религия 6, июнь 1989 г 10. Кузнецов С. В. Религия Древнего Египта 11. Уоллис Бадж Египетская религия 12. Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта 13. Пьер Монте Египет Рамсесов , Смоленск, 2000 год 14. Манфред Луркер ЕГИПЕТСКИЙ СИМВОЛИЗМ 15. Египетская Книга мертвых Книга Амдуат в изложении Е. Лазарева.