рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Загробный мир во времена XVIII-XX династий

Работа сделанна в 2000 году

Загробный мир во времена XVIII-XX династий - Реферат, раздел Культура, - 2000 год - Мифы и религия древнего Египта Загробный Мир Во Времена Xviii-Xx Династий. Как Представляли Себе Загр...

Загробный мир во времена XVIII-XX династий.

Как представляли себе загробный мир по-египетски дат - то, что внизу во времена XVIII-XX династий 1500-1000 годы до нашей эры, показывают росписи на стенах гробниц фараонов в Долине царей. В центре Амдуат собрания магических текстов и рисунков О том, что в загробном мире изображена ладья Ра, бога солнца. На исходе дня он в облике старика опускается в Нижний мир, где за двенадцать ночных часов молодеет и на другое утро поднимается вновь на востоке. Ладью, на которой плывет Ра, ведут по подземной реке боги. При этом Ра подвергается великому множеству опасностей, потому что весь Нижний мир кишит змеями, враждебными солнечному богу. Один из них, ужасный змей Апоп, грозит выпить из подземной реки всю воду или поджечь корабль бога. Поэтому каждую ночь помощникам и проводникам Ра приходится вступать в сражение с Апопом, пуская в ход копья, ножи, стрелы и луки. Человечество восстало, заставив Ра подняться в небо, но он продолжал охранять порядок, маат, им установленный и ставший его жизнью.

И вот всем живым существам приходится стареть и вновь становиться молодыми здесь, на Земле, подобно солнцу, подчиняясь бесконечному круговращению жизни нехех, пока их не коснется перст смерти, и они не войдут, как Осирис, в застывшее царство мертвых джет. Когда же и Атум вернется к своему изначальному покою, время и пространство перестанут существовать.

Об отношении египтян к смерти многое мог рассказать популярный во времена Нового царства Праздник Долины.

В этот день родственники приходили к гробнице и торжественно поминали покойного. А поскольку египтяне не считали смерть событием окончательным, празднество было веселым. Люди надевали свои лучшие наряды и длинные парики в руках у них были букеты из цветов лотоса, на шеях венки из листьев, парики тоже украшались благоухающими бутонами лотоса. Гости пили вино и пиво, ели и вспоминали умершего. Под стук кастаньет танцевали девушки в длинных льняных одеяниях или в одном только узком пояске вокруг бедер.

А музыканты играли на арфах и пели о бренности всего земного перед лицом бесконечного бытияСледуй же смело своему сердцу Давай хлеб неимущему, чтобы осталось твое имя прекрасным навеки Проводи счастливо день Подумай о часе, когда тебя поведут в страну, куда боги забирают людей. Там нет никого, кто взял бы с собой свои богатства. И нет возврата оттуда. 6 По прохождению времени упадка, наблюдается восстановление культов богов, и прежде всего почитания Ра, тесно сросшегося с идей единоверия увещевает неукоснительно соблюдать все ритуалы и совершать жертвоприношения.

Одновременно с этим в недрах египетской культуры зреет иная система мировосприятия, связанная с представлениями о загробном мире, всегда занимавшими центральное место в египетской религии. Не выйдешь ты больше наружу, дабы видеть Солнце - эти строки из Спора Человека и Ба находятся в полном противоречии с заупокойными текстами, одно из магических назначений которых - дать возможность умершему каждодневно созерцать Солнце, без чего не мыслима жизнь в мире ином. Представления о загробном мире как стране вечного сна, тягостного мрака, где нет воды и воздуха, радостей любви, были достаточно широко распространены в Египте, встречаясь даже в гробничных надписях жрецов.

И хотя подобные взгляды встречали отпор, хотя вновь и вновь напоминалось, что время жизни на земле - это сон и что взамен воды, воздуха и любовной услады дано будет просветление, а вместо хлеба и пива - умиротворение сердца, малочтущие некрополь не переводились.

Песнь арфиста, из гробницы царя Антефа, призывает праздновать прекрасный день, не думая о смертном часе, ибо никто из умерших не вернулся, дабы поведать о своей участи и успокоить живущих, никто из них не взял в мир иной своего достояния, и места посмертного успокоения даже великого Имхотепа и Джедефхора исчезли с лица земли. Эти данные говорят о том, сколь сложны были представления египтян о проблеме жизни и смерти. И то, что в эпоху смут, впервые ощутимо для нас, египетская сакральная культура уже не предстат как единое целое, сосуществуя с идеями неортодоксальными, само по себе весьма знаменательно.

Не исключено, что неортодоксальные идеи возникли гораздо раньше, а годы великого социального и духовного потрясения лишь обнажили эти противоречивые тенденции египетской культуры. Мир и внешняя стабильность, казалось надолго установившиеся в Египте с воцарением Аменхотепа III после долгих войн, внезапно были разрушены в правлении его сына и приемника Аменхотепа IV. Аменхотеп IV, сын Аменхотепа III, внук Тутмеса IV, взошедшего на престол по воле Хармахиса, а не Амона, бросил дерзкий вызов всевластию Амона, царя богов, и вступил с ним в открытое единоборство. Подобно змею Апопу, он попытался нарушить миропорядок, установленный Маат и богиня покарала его смертью. 4 2.5 Аменхотеп IV. Аменхотеп IV взошл на престол в 1364 по другой хронологии в 1375 г. до н.э. под тронным именем Неферхепрура Прекрасное существование Ра, к которому на втором году правления добавил имя Уэнра Единственный, принадлежащий Ра, тем самым декларативно подчркивая свою приверженность гелиопольскому солнечному богу Ра, а не фиванскому Амну. Не позднее 4-го года царствования Аменхотеп IV женился на знатной египтянке Нефертити, презрев многовековую традицию царских браков престол в Египте формально передавался по женской линии - фараоном становился супруг старшей дочери предыдущего фараона Нефертити же не была дочерью Аменхотепа III. Подобное пренебрежение к традиции выказал в сво время и Аменхотеп III, сделав своей великой женой дочь провинциального жреца Тию, будущую мать Аменхотепа IV. 5Изменив вере своих предков, этот фараон реформатор на двенадцатом году своего царствования окончательно порывает с традиционным египетским многобожием и учреждает культ солнечного диска Атона. По приказу царя в египетских надписях делаются попытки уничтожить не только имена богов, но и само понятие бог. Слово это стремятся заменить словом властитель, а знак бога знаком, обозначавшим фараона.

Само солнце на завершающем этапе реформы мыслится не как бог, а как царь. Отныне в мире правят только два царя Солнце Атон и его сын Эхнатон - Угодный Атону. Эхнатон словно довл до логического конца восходящую ещ к эпохе великих пирамид концепцию о царе как сыне Солнца и не менее древнее представление о Солнце как о царе. С другой стороны, полное игнорирование Эхнатоном осирических представлений, ставших центральным моментом веры египтян в загробное преображение, уничтожение в надписях на заключительных этапах реформы самого слова бог и знаков, обозначающих бога, придают учению Эхнатона оттенок намеренного богоборчества.

Эхнатон же, враг из Ахетатона, как его заклеймили более поздние тексты, первый индивидуалист и религиозный гений в истории, один из самых жстких египетских владык, творящих силу против не знающего учения его и обрекающий мраку своих противников, в конце своего правления весьма напоминает не просто отступника, еретика, но и несспровергателя веры в бога, заслоняющего собственной личностью своего отца Атона, несмотря на строгость соблюдений религиозной обрядности в служении Атону. 2.5.1 Причины религозного переворота.

Политической причиной этого переворота была борьба фараона с фиванским жречеством, начавшаяся при Аменхотепе III. Однако, как указывают исследователи, религиозный переворот Аменхотепа IV был, в сущности, чисто мировоззренческим, он не имел глубоких социальных корней.

Иногда приходится слышать или даже читать, что Аменхотеп IV задумал свою реформу как орудие ослабления влияния жречества в стране.

Такое толкование противоречит фактам.

И до и после Аменхотепа IV фараоны нередко конфликтовали со жречеством, но никто из них никогда и не помышлял о подобных мерах.

Неугодных жрецов просто устраняли. Рассматривать переворот Аменхотепа IV как направленный в основном против влияния жречества - вульгарная социологизация истории. 2.5.2 Извержения на острове Санторин.

Однако существует и другая точка зрения на смысл событий в Египте в период правления Аменхотепа IV, принявшего имя Эхнатон. Вся предыстория говорит о том, что у молодого фараона при вступлении на престол не было никаких намерений существенно менять что-либо в том сказочно-великолепном мире, который оставил ему отец. Это видно из того, с какой необычайной щедростью включает он имя традиционного бога Амона в свою титула-туру На исходе первого года его правления до Египта доносятся последствия первого крупного извержения на острове Санторин.

По цвету пепла, отложившегося на Санторине красный слой, это извержение можно было бы назвать красным. По-видимому, до Египта дошли достаточно мощные цунами, мрачные ядовитые тучи, надолго закрывшие небо. Начались затяжные дожди, град, грозы с мощными раскатами грома и молниями Но главное, эта страна, всегда обласканная благосклонным к ней солнцем, вдруг лишилась его тепла и света. Народ воспринял это как страшное бедствие, трагедию. Жрецы Амона и других богов пытались справиться с бедствием, но напрасны были их моления и жертвы.

Страну охватывает панический страх. А для Аменхотепа IV ситуация драматична вдвойне. Ведь в Египте фараон не только царь, он еще и бог. И потому все хорошее и все плохое в стране мистическим образом связывается с фараоном. Он лично ответствен за обрушившиеся несчастья. Аменхотеп IV понимает отвести беду от страны значит отвести ее и от себя. Может быть, Солнце разгневалось на Египет из-за недостаточного внимания к нему Может быть, египтяне молятся не тем богам, и статуи их в темных храмах не могут помочь людям Надо молиться Видимому Солнцу, а не старым богам с этой радикальной идеей Аменхотеп IV и выступает перед народом.

Именно в это время он вводит в свою титулатуру слова Единственный для Ра. Действия фараона достигают цели Спустя некоторое время извержение прекращается. Солнце вновь появилось над Египтом. Народ ликует. Тут и возникает идея о ликовании на небосклоне, связываемая с выздоровлением Солнца.

Не проходит и двух лет, как все повторяется. Но теперь фараон знает, что надо делать молиться и приносить дары новому богу - солнечному диску Атону или его древнему предшественнику - Ра. Старые боги отодвигаются на второй план. И снова через некоторое время извержение прекращается. Опять - Солнце, опять - нормальная жизнь. На этом этапе двоеверие, хотя уже и ослабленное, сохраняется. И Атон этого не прощает. На шестом году правления Аменхотепа IV начинается третье извержение, завершающееся, как мы знаем, гигантским взрывом Санторина.

Сопровождаемые гулом дальнего извержения огромные удушливые тучи, рассекаемые грохочущими молниями, закрывают непроницаемым пологом долину, принося с собой гибель десяткам тысяч людей. Кошмар продолжается день, другой, третий. Трудно представить себе весь драматизм этих беспросветных суток. Естественно, что в мятущихся толпах все больше должна была зреть жажда увидеть диск Солнца, олицетворяемый единственным богом - богом Солнца - Атоном.

Обеты, жертвы, моления, клятвы. И вот, наконец, сквозь тучи прорезается багровый солнечный диск, что вызывает неописуемый восторг и покаянное стремление покончить с двоеверием. Аменхотеп IV становится Эхнатоном, начинается строительство новой столицы, посвященной Атону, где Эхнатон клятвенно обещает построить дома ликования в небосклоне. Выбор места для новой столицы - Ахетатона вполне можно объяснить, например, тем, что именно здесь фараон увидел выглянувшее из-за туч Солнце или до этого места докатились волны разбушевавшегося моря. И все трагедии завершились.

Жизнь входит в нормальную колею. Вскоре фараон узнает, что вулкан, грозивший гибелью Египту, угас. Последняя вспышка усиления культа Атона - на 12-м году правления Эхнатона - могла иметь самые разные причины это и слабые остаточные извержения, следы которых не дошли до наших дней это желание Эхнатона логически оформить свое учение о Солнечном диске.

А может быть, было что-либо совсем иное Как бы то ни было, Эхнатон, спасший Египет от гибели, окружен почитанием. На него все надежды а вдруг все начнется сначала Он - гарантия солнечного света, без которого все живое гибнет И действительно, последующие за взрывом Санторина одиннадцать лет, до окончания его царствования, протекают без потрясений. Наступает время наследников - опять спокойно. Затаившиеся служители Амона поднимают головы. Ведь прошло много лет, выросло новое поколение, для которого все случившееся - почти сказка.

А вот непрерывные потери земель на востоке и юге страны из-за активности соседних стран - реальность. С этим надо бороться. А кто был богом-воителем, защитником Египта Амон А как с ним обошелся Эхнатон Может быть, вообще все напасти навлек на Египет этот еретик Скорее предать его проклятию, вырвать с корнем все, созданное им И только немногие знали, как было на самом деле. Но об этом теперь лучше молчать. 8 2.5.3

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Мифы и религия древнего Египта

Человеку с самого начала его существования приходилось воспринимать различные импульсы из вне и в процессе своей жизненной деятельности реагировать… Когда целеустремлнное, но бессознательное действие встречает препятствие,… Если успех недостижим, возникают фрустрация и различные заменители удовлетворения. Таким заменителем могу быть…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Загробный мир во времена XVIII-XX династий

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Религия Древнего Египта как идеологическая надстройка
Религия Древнего Египта как идеологическая надстройка. Причиной возникновения религии является, как известно, бессилие первобытного человека перед грозными для него силами природы. Человек т

Многобожие Египетской религии
Многобожие Египетской религии. По всей видимости, в Египте не было единой религии. В каждом номе и городе был собственный пантеон богов. Но Великий пантеон богов в разных формах почитали вез

Роль Нефертити во взглядах Эхнатона
Роль Нефертити во взглядах Эхнатона. Возможно и другое объяснение изменения взглядов Эхнатона. В первые годы правления Эхнатона, до строительства Ахетатона - новой столицы - в надписях главн

Египет и Библия
Египет и Библия. Как известно, термин Библия представляет собой перевод еврейского ha sepharim, что значит писания. Как исторический источник, Библия представляет высокую ценность уже давно доказан

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги