Атланты и кариатиды Петербурга

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ МУРМАНСКИЙ ФИЛИАЛ ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине История и культура Санкт-Петербурга на тему Атланты и кариатиды Петербурга ВЫПОЛНИЛ Студент Митичев Руслан Сергеевич Группа Г-2-22 Курс 1 зачетной книжки 06375 дом. телефон 43-75-11 ПРОВЕРИЛ Преподаватель 2003 Содержание Введение 3-4 стр. Глава 1 Ставшие шедеврами 5-8 стр. 1.1 Атланты Нового Эрмитажа 5-6 стр. 1.2 Атланты и кариатиды Екатерининского дворца6 стр. 1.3 Нимфы Адмиралтейства6-7 стр. 1.4 Теламоны Инженерного замка.7 стр. 1.5 Атланты и кариатиды особняка Демидова8 стр. Глава 2. Более поздние постройки 9-10 стр. 2.1 Особняк Мясникова 9 стр. 2.2 Дворец князя Белосельских- Белозерских 9 10 стр. 2.3 Гостиница Европейская 10 стр. Глава 3. Доходные дома 11 стр. Глава 4. Кариатиды .12-13 стр. 4.1 Дворец Строгановых 12 стр. 4.2 Дом Департамента уделов 12-13 стр. 4.3 Ново-Михайловский дворец 13 стр. Глава 5. Интерьеры 14-15 стр. 5.1 Парадный зал дворца Монплезир 14 стр. 5.2 Интерьеры Екатерининского дворца 14-15 стр. Вывод 16 стр. Список литературы 17 стр. Список литературы 1. Матвеев П.Н. Атланты и кариатиды Петербурга, Санкт- Петербург, Искусство-СПБ, 2. Тарасова Л. А К истории создания атлантов портика Нового Эрмитажа Л 1983 стр. 3. Г Питанин В.Н. Литейный проспект, Л 1989 г. Введение В ряду общепризнанных шедевров мирового градостроительства искусства Санкт-Петербург занимает одно из достойнейших мест как город неповторимой красоты.

По существу, вся центральная часть города, с которой и начиналась его застрой ка, представляет собой уникальный культурно-исторический комплекс, характе ризующий развитие архитектурно-художественных идей и стилей мирового зод чества на русской почве на протяжении 18-19 х веков.

Однако, несмотря на очевидное влияние на градостроительное искусство Санкт-Петербурга со стороны зарубежного, прежде всего европейского, зодчест ва, петербургская архитектура не копирует механически иноземные стили, но вносит в них нечто свое, исконно русское Архитектура Петербурга формирова лась применительно к водным пространствам, плавным линиям Невы и каналов небесным просторам, тучам, туманам, инею. На протяжении трехвекового развития архитектурно-декоративного облика Петербурга зодчие, скульпторы и живописцы широко использовали весь арсе- нал наиболее выразительных художественных средств, доводя уровень их совер шенства до степени истинных произведений искусства. В мировой архитектурной практике довольно широкое распространение по лучили такие варианты декоративной скульптуры, как атланты и кариатиды. Вы разительные возможности этого вида скульптуры весьма широки, атланты и кариатиды могут быть использованы как в экстерьерах зданий, так и в оформле нии их интерьеров, могут являться не только элементами декора на фасаде от дельного здания, но и влиять на художественное восприятие целых архитектур ных ансамблей.

В некоторых случаях атланты или кариатиды выполняются на таком высоком профессиональном уровне, что воспринимаются уже не как разновидность декоративного убранства какого-нибудь строения, а как самосто ятельные произведения искусства.

Даже коренные петербуржцы имеют весьма смутное представление об истинном множестве доставшихся нам в наследство атлантов и кариатид.

Среди огромного числа изданий, посвященных архитектуре Петербурга и пластическим средствам декоративного оформления строений, вообще отсутствуют работы, рассматривающие в полном объеме вопросы становления и развития в Петербурге этого вида скульптуры.

В путеводителях по городу характеристика объектов зодчества дается обычно очень обобщенно и кратко, атланты и кариатиды большей частью вообще не упоминаются.

Только в изданиях, дающих описание отдельных, наиболее известных зданий и архитектурных комплексов, встречаются сведения весьма ограниченного объема и отрывочного характера об использовании декоративной скульптуры в художественном оформлении этих объектов.

А между тем стоит лишь немного отклониться во время прогулок по Петербургу в сторону от привычных маршрутов, от широких магистралей, пройти по небольшим улицам и переулкам и каждого ожидают внезапные встречи с атлантами и кариатидами самого разнообразного стилевого и художественного исполнения.

Многие из этих произведений отличаются ориги- нальным образным решением, носят отпечаток тех или иных стилевых эпох. Декоративно-художественная тема атлантов и кариатид возникла еще в ан -тичном зодчестве, но в те времена она получила ограниченное распространение. Однако с течением времени, с появлением новых видов конструкционных ма териалов и методов строительства, образы атлантов и кариатид стали все чаще применяться для декорирования конструктивных опор. Это расширяло арсенал декоративно-художественных средств архитектуры. Особо широкое распростра нение атланты и кариатиды получили в архитектуре 17- начала 20 века. Именно на этот период приходится градостроительное формирование центральной час- ти Петербурга, заложенного 16 мая 1703 года. ГЛАВА 1

Ставшие шедеврами

Ставшие шедеврами 1.1

Атланты Нового Эрмитажа

Атланты Нового Эрмитажа. В 1837 году было принято решение на угловом участке, ограниченном Милл... И. Тербеневым. Позы атлантов, обхвативших архитрав могучими руками, как бы представля...

Атланты и кариатиды Екатерининского дворца

Атланты и кариатиды Екатерининского дворца. При возведении Екатерининского дворца 1751 1756 архитектор Ф. Б. 1.3 Нимфы Адмиралтейства Адмиралтейство сооружалось с 1806 по 1823 год... Эти группы, созданные скульптором Ф.

Атланты и кариатиды особняка Демидова

Разнообразие скульптурной композиции достигается также тем, что каждая... Этот трехэтажный особняк был возведен по проекту архитектора О.Монферр... В последующие годы художественные решения декоративного оформления осо... Интересно и необычно образное и композиционное решение многофигурной г... Атланты и кариатиды особняка Демидова.

Более поздние постройки

Более поздние постройки 2.1

Особняк Мясникова

Особняк Мясникова. Мясникова. Гемилианом в 1857-1859 годах на Знаменской улице ул. Фигуры атлантов вылеплены выразительно, в традиционной манере, но их к... Полусогну тыми, закинутыми над головой руками они стараются уменьшить ...

Доходные дома

Ускоренный прогресс России во второй половине 19 века, связанный с бур... Центральная часть фасада на уровне второго и третьего этажей украшена ... Сюда же можно отнести здания на Итальянской улице, д.31, дом 13 по Сап... Корелина д.4 , жилой дом 7 на Введенской улице, дом В.А. Рачкова-Рожнова на Кирочной улице д.32-34, жилой комплекс на улице Нек...

Дворец Строгановых

4.2 . Дворец Строгановых. Ризалит декорирован мощными пучками колонн установленных на сильно выд... В сочетании с другими видами лепных украшений львиные маски, медальоны... Строганова. Дворец был построен по проекту Ф Б.

Дом Департамента уделов

Э. Боссе. Именно про этот дом живший на другой стороне улице Некрасов Н.А. Фасад дома решен в форме Ренессанса. Художественные особенности этого здания довольно высоко оценивали совр...

Парадный зал дворца Монплезир

При такой конструкции перекрытия очень гармонично вписываются в интерь... 5.2 . Впечатле- ние пространственности достигается конструктивным решением п... Стены на всю высоту обли цованы дубовыми тонко профилированными филенк... Парадный зал дворца Монплезир.

Интерьеры Екатерининского дворца

Интерьеры Екатерининского дворца. Однако, за исключением самых выдающихся произведений этого жанра, осно... Количественные показатели и образные решения этих скульптурных произве... Но, всеобщее увлечение скульптурами атлантов и кариатид началось, когд... В количественном отношении именно в этот период появилась основная час...