Архитектурные памятники Петербурга (вторая половина XIX века)

Архитектурные памятники Петербурга второй половины XIX века План Введение 1. Дворцы и особняки. 2. Мосты. 3. Культовые учреждения. 4. Доходные дома. Заключение Введение На протяжении второй половины XIX века в Петербурге и его окрестностях были построены сотни зданий.Многие из них сохранились и по сей день. Они играли и продолжают играть важную градообразующую роль, в одних случаях формируя облик целых кварталов, в других - вкрапливаясь в застройку иных исторических периодов.

Во второй половине XIX века в Петербурге трудилась плеяда талантливых архитекторов и инженеров, таких, как Штакеншнейдер, Боссе, Желязевич, Месмахер, Шретер, Киттер. Их мастерство предопределило высокие инженерные и архитектурные достоинства построек тех лет. Многие из них считаются памятниками зодчества и взяты под государственную охрану. Однако есть немало зданий того периода, интересных в архитектурном и историческом отношении, которые требуют тщательного изучения.

В последние годы историческая и эстетическая ценность наследия второй половины XIX века осознается все более отчетливо. Данная работа ставит целью охарактеризовать типологию архитектуры того времени формирование и развитие разнообразных типов зданий и сооружений. I

Дворцы и особняки

Причина этого - характер ордерной обработки фасада. 2. Используя стены особняка, Барч надстроил здание на один этаж и оформил... Современный облик он приобрел благодаря перестройке, осуществленной в ... Мост прослужил без каких-либо реконструкций до 1965 года, когда он был...

Культовые учреждения

В 1863 году была создана по проекту архитектора В.А.Болотова колокольн... Увеличивающиеся темпы строительства доходных домов вели к сокращению ч... Максимальной плотность застройки была в центре. Идентичность декоративной обработки окон отразила функциональную сущно... В ряде случаев уровни междуэтажных перекрытий выделялись горизонтальны...

Заключение Итоги градостроительного развития Петербурга во второй половине XIX века далеко не однозначны. Рост города ускорился, темпы строительства возросли, и больше стали проявляться контрасты и противоречия, выразившиеся в резком различии благоустройства и общего характера застройки центра и окраин.

Размеры зданий, их объемно-пространственная структура, их соотношение с окружающей средой оказываются иными, чем в прошлые эпохи. Поэтому архитекторы-эклектики, заимствуя те или иные мотивы, вынуждены были переосмысливать их применительно к новым задачам. Это достигалось изменением масштабного соотношения стильных деталей с общей структурой здания, их иной пластической трактовкой.

До конца 50-х годов еще сохранялся ансамблевый фасад, унаследованный от классицизма. Постройки, возведенные в центре Петербурга А.П.Брюлловым, О.Монферраном, И.Д.Черником, И.И.Штакеншнейдером дополнили сложившиеся ранее ансамбли и сформировали некоторые новые - например, ансамбль Исаакиевской площади. Черты архитектурного единства приобретали и некоторые новые кварталы в центре города, застраивавшиеся многоэтажными жилыми домами, но это единство было вызвано сходством конструкций многоэтажных зданий, разделенных на внутренние ячейки-квартиры, одинаковостью их высоты, лимитированной строительным законодательством, близостью масштабных характеристик их фасадов.

Все более активную роль в компоновке зданий стали играть элементы, непосредственно связанные с их функциональными особенностями. Так, стали использоваться эркер и широкие окна-витрины. Все чаще включались в композиции башнеобразные объемы. С середины XIX века начался процесс уплотнения застройки городских кварталов, вызвавший справедливые нарекания современников.

Отдельные небольшие скверы и бульвары не моги ослабить нарастающий дефицит зелени. Еще сохранялись и в значительной мере стимулировались официальным правительственным заказом архитектурно-строительные решения в духе классицизма. Привнесение в идеологическую доктрину третьего элемента народности привело к изменению стилевых характеристик церковных зданий. Так стала формироваться новая тенденция, которая привела в последних десятилетиях XIX века целой системы церковных зданий в древнем вкусе.

Стала формироваться и панорама Обводного канала, Выборгской стороны, районов за Невской заставой, создававших социальную и архитектурную антитезу репрезентативному и импозантному облику центра столицы. Облик города становился все более противоречивым. Список литературы 1. Грабарь И. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. Спб, 1994 2. Памятники архитектуры Ленинграда. Л, 1969 3. Пунин А. Архитектурные памятники Петербурга 2-я половина XIX в. Л, 1981 4. Тумилович Е.В, Алтунин С.Е. Мосты и набережные Ленинграда.

М, 1963. 5. Пунин А. Архитектура Петербурга середины XIX века. Л, 1990 6. Очерки истории Ленинграда. Т. IV. Л, 1964.