рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Дворцы и особняки

Дворцы и особняки - раздел Культура, Архитектурные памятники Петербурга (вторая половина XIX века) Дворцы И Особняки. Николаевский Дворец, Находящийся На Благовещенской Площади...

Дворцы и особняки. Николаевский дворец, находящийся на Благовещенской площади ныне площадь Труда был построен по проекту архитектора Штакеншнейдера для великого князя Николая Николаевича, сына Николая I. Строительство было завершено в 1861 году. Фасады дворца являют собой яркий пример неоренессансного стиля.

Повторяя композиционные приемы итальянской архитектуры XVI века, Штакеншнейдер насытил фасад лепниной, орнаментальными скульптурными вставками, поэтажно размещенными колоннами и пилястрами. Из-за измельченности масштаба ордер утрачивает мощь и героичность, присущие постройкам классицизма. Портик из четырех гранитных колонн, в отличие от классицизма, не играет роль эмоционального и смыслового центра, он превратился в простое оформление парадного подъезда.

Вместе с тем Николаевский дворец кажется больше своих истинных размеров. Причина этого - характер ордерной обработки фасада. Первый этаж украшен широкими ионическими пилястрами, второй - коринфскими колоннами, третий - короткими узкими пилястрами, что создает иллюзию перспективного сокращения. Также облегчается скульптурный декор, что дает ощущение большей высоты здания.

Предпочтение в отделке было отдано ренессансу и барокко. Одним из интереснейших произведений мировой архитектуры XIX века является парадная лестница. Комплекс строений Николаевского дворца представляет собой своеобразный микроансамбль, в котором монументальному и нарядному дворцу противостоят скромные фасады служебных зданий в восточной части квартала. В дифференцированности архитектурных приемов проявилось стремление отразить функцию здания в его облике и вместе с тем подчеркнуть разницу в социальном положении обитателей дворца и служебных зданий. 2. Ново-Михайловский дворец был также построен по проекту Штакеншнейдера в 1857-1861 гг. Он находится между Дворцовой площадью и Миллионной улицей.

Главный корпус дворца, выходящий на Дворцовую набережную, оформлен наиболее пышно, облик же шталмейстерского корпуса, где находились квартиры придворных и служащих решен очень скромно и напоминает многоквартирный доходный дом. В этом различии проявляется свойственной эклектике стремление создавать взаимосвязи между функцией здания и его архитектурным обликом.

Необарокко. Первым зданием, созданным в необарочном стиле, стала собственная дача наследника-цесаревича будущего Александра II в Старом Петергофе, в 50 х гг. стиль этот вошел в моду. Особняки и дворцы, строившиеся в Петербурге в середине 19 века, отличаются большим разнообразием размеров, планировок и художественных решений фасадов от пышных палаццо, до скромных одноэтажных домиков.

В планировке особняков в середине 19 века использовались сложившиеся в предшествовавшие десятилетия приемы. В главном лицевом корпусе размещались апартаменты, расположенные традиционной анфиладой обычно они занимали второй этаж и выделялись увеличенными размерами окон и более нарядной отделкой наличников. Часто в центре бельэтажа делали балкон, подъезд оформлялся навесом зонтиком на тонких чугунных колоннах или металлических кронштейнах. В глубине участка размещались служебные постройки. 1. Здание особняка княгини Юсуповой ныне центральный лекторий на Литейном, 42. Особняк был построен в 1852-1858 годах архитектором Бонштедтом.

Немец по происхождению, он долгое время работал в России. Фасад является стилизацией на темы немецкого и австрийского барокко первой половины XVIII века и облицован специально доставленным из Германии бременским песчаником. Произведения такого рода призваны были демонстрировать высокий имущественный статус их владельца и считались шедевром вкуса и великолепия. 2. Особняк гвардии полковника Трофимова на Дворцовой набережной, 24. Используя стены особняка, Барч надстроил здание на один этаж и оформил его в стиле позднего барокко.

Позднее, в 1901 году, особняк был перестроен в доходный дом и надстроен еще одним этажом, однако характер необарочной отделки фасада был сохранен. 3. Фасады Фрейлинских корпусов в Петергофе выполнены архитектором Бенуа в1853-4. Дворец Великого князя Николая Николаевича в Знаменке.

Перестроенный в 1835-1839 гг. в неоготическом стиле, он был еще раз перестроен в 1856 г. в необарочном стиле архитектором Боссе. Знаменский дворец представляет собой очень длинное здание со строго симметричной композицией, центр которой выделен увеличенной высотой и одинаковыми выдвинутыми вперед объемами. Высокое профессиональное мастерство архитектора сказалось в изяществе тонко выполненных лепных деталей и последовательности стилизации под барокко. Дворец можно назвать апофеозом необарокко, вдохновленного Стилем Растрелли.

Неоренессанс. 1. Особняк Г.А. Кушелева-Безбородко, расположенный на наб. Кутузова, 241. Современный облик он приобрел благодаря перестройке, осуществленной в 1857-1858 гг. архитектором Г.А.Генрихсеном. Первый этаж был обработан рустом, второй и третий - размещенными поэтажно пилястрами. Второй этаж выделяется увеличенной высотой стен и барельефами с танцующими путти.

Ренессансная система поэтажных пилястр и ренессансные барельефы сочетаются со строгой, классицистической формой наличников. Пропорции нарушают несколько грузные фронтоны, предназначенные для установки герба и эмблем владельца. В середине XIX века стал складываться новый тип особняка - особняк делового человека. Такие особняки строили для себя коммерсанты, дельцы, процветающие врачи, архитекторы, имеющие большие доходы. Характерной особенностью подобных зданий был довольно развитый комплекс помещений, предназначенных для работы хозяина и его сотрудников.

Последняя треть XIX века - исчезновение особняков и строительство доходных домов в центре. Особняки строили на окраинах, где земля стоила в 5-10 раз дешевле. Их композиция зависела от многих факторов доходов, вкусов, занятий владельцев. Особняки были призваны подчеркнуть статус их владельца и изначально строились по традиционной схеме дворянских анфилады парадных гостиных, залы для танцев и т.д. В середине XIX века последний подъем испытало строительство великокняжеских особняков.

В 1862-1872 строился великокняжеский дворец Дворцовая наб 26 для великого князя Владимира Александровича, сына Александра II. В строительстве принимали участие многие видные архитекторы, такие, как Шретер, А.Л.Гун, И.С.Киттер. В 1880 годы М.Е.Месмахер дополнил здание несколькими новыми помещениями. Дворец и примыкающие к нему здания занимают участок между набережной Невы и Миллионной улицей.

Бельэтаж здания представляет собой анфиладу парадных комнат. Три внутренних корпуса, охватывающие двор, вмещают парадные залы и служебные помещения. Южная половина участка была обстроена по периметру многоэтажными корпусами, в которых размещались квартиры для придворных и прислуги. Барские покои были решены в традициях дворянской архитектуры, общая застройка участка использовала приемы, сложившиеся в архитектуре доходных домов. Главный фасад обработан сплошь рустом и подражает флорентийским палаццо XV века. 2. Дворец Великого князя Михаила Михайловича на Адмиралтейской набережной, 8 был построен в 1880 году по проекту архитектора Месмахера.

Стесненность участка не позволила разместить традиционный парадный двор-курдонер. Месмахер развернул его в боковой переулок, ограничив минимальными размерами. Дворец был выполнен в стиле неоренессанса и облицован темно-розовым песчаником. Княжеские дворцы 70-х - 80-х годов XIX века утрачивают градообразующую роль, которую они играли в прежние десятилетия.

Происходит общий процесс нивелирования композиционных приемов. Купленные особняки переделываются. Ярким примером того может служить трехэтажный дом, построенный Растрелли в 1720 году и переделанный в начале XIX века в стиле классицизма Луиджи Руска. В 1875 году Громов, новый владелец особняка, позже - им стал Ратьков-Рожнов. Были перестроены внутренние и лицевые флигели, архитектор Рахау изменил декор фасадов и ввел два эркера, поддерживающиеся кариатидами.

Внутренняя отделка была выполнена во многих стилях - от готики до рококо. В зодчестве второй половины XIX века существовал тип дворцового особняка, в котором система парадных комнат представляла собой кольцевую анфиладу. Примеры 1. Особняк Спиридонова на Фурштадтской улице. Построен он был в 1895-1896 по проекту архитектора Померанцева. 2. Особняк Н.П.фон Дервиза - Английская набережная, д.28. Здание отличают симметрия и размеренный ритм окон. Этот тип постепенно изменялся, и примером тому может служить особняк военного министра Бернгарда.

Он стремился избежать излишних проходных комнат и сгруппировать парадные апартаменты в одной части. В особняке встречаются круглые, овальные комнаты. Фасад выполнен в духе раннего классицизма. Часто большие особняки делились на самостоятельные комплексы квартир. Также приобретали все большее распространение дома смешанного типа. 2. Мосты. 2.1.Металлические мосты Смелый взлет инженерной мысли, достижения науки и техники второй половины XIX века особенно ярко воплотились в мостостроении.

Появились первые металлические мосты на каменных опорах. Вторым из построенных мостов и первым во второй половине XIX века является Литейный. Он был построен в 1874-1879 гг. по проекту инженера А.Е. Струве. Пять пролетов моста были перекрыты стальными арками, а у левого берега был устроен разводной пролет с вращающимся крылом. Мост прослужил без каких-либо реконструкций до 1965 года, когда он был перестроен для пропуска современных крупнотоннажных судов. При реконструкции сохранены перила, спроектированные архитектором К.К.Рахау. В 1897 году началось строительство Троицкого моста.

Он был открыт уже в начале 1903 года. Проект, предложенный французской строительной фирмой Батиньоль, был выбран в результате двукратного международного конкурса. Главная часть моста состоит из пяти пролетов, размеры которых нарастают в середине реки, образуя красивый ритм линий. Применение оригинальной, новаторской системы, состоящей из стальных пятишарнирных ферм, позволило сделать конструкцию моста наиболее экономичной и в то же время создать выразительный, стройный силуэт, словно летящий над рекой.

Смелость и изящество стальных конструкций моста удачно оттенила трехпролетная каменная аркада, размещенная у правого берега. Ее проект разработал архитектор Г.Г.Кривошеин. Мост был сооружен из отечественных материалов и при участии российских специалистов. В мостах проявились черты железного стиля. 2.2.Деревянные мосты.

Биржевой мост. Был сооружен в 1894 году по проекту архитектора Н.М.Мазурова. Он имел 25 пролетов, в том числе средний разводной, отверстием 14 м. Планировали построить металлический мост, но этому помешала Первая Мировая. Деревянный мост ремонтировался в 1930 и 1947 году, пока не был заменен в 1958 на металлический. Лермонтовский мост бывший Ново-Петергофский был построен в 1857 году. Трехпролетный, деревянный, подкосный, он в 1932 был заменен металлическим. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Архитектурные памятники Петербурга (вторая половина XIX века)

Во второй половине XIX века в Петербурге трудилась плеяда талантливых архитекторов и инженеров, таких, как Штакеншнейдер, Боссе, Желязевич,… В последние годы историческая и эстетическая ценность наследия второй половины… Повторяя композиционные приемы итальянской архитектуры XVI века, Штакеншнейдер насытил фасад лепниной,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Дворцы и особняки

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Культовые учреждения
Культовые учреждения. Православные храмы Выдвинутая еще во времена Николая I доктрина самодержавие, православие, народность во многом определила размах строительства культовых зданий, их раз

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги