рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Культовые учреждения

Культовые учреждения - раздел Культура, Архитектурные памятники Петербурга (вторая половина XIX века) Культовые Учреждения. Православные Храмы Выдвинутая Еще Во Времена Ник...

Культовые учреждения.

Православные храмы Выдвинутая еще во времена Николая I доктрина самодержавие, православие, народность во многом определила размах строительства культовых зданий, их размещение в городском пространстве и стилистику их архитектуры. Более весомой стала и градообразующая роль церковных зданий они размещались в узловых точках городского пространства на площадях, перекрестках улиц, магистралях, становятся активными доминантами архитектурного ландшафта столицы. Многочисленные колокольни и маковки церквей внесли определенный диссонанс в европейский архитектурный облик города.

Однако сказанное относится к периферийным районам столицы, ибо в центре города одной из главных доминант стал Исаакиевский собор. Строительство, начатое в 1818 году, было окончено только в 1858. Собор был возведен по проекту и под руководством Монферрана. Величественный образ создают огромные размеры, дорогая отделка, великолепные интерьеры с многочисленными росписями и мозаиками, созданными по эскизам выдающихся художников К.П.Брюллова, Ф.А.Бруни, В.К.Шебуева. обильное скульптурное убранство фасадов. Архитектурные нормы Исаакиевского собора, спроектированного в период классицизма, соответствуют нормам этого стиля.

Однако определенная гигантомания, вызвавшая ряд технических трудностей и несоответствий, может рассматриваться как один из признаков кризиса классицизма. В последний период строительства классицизм уступил место эклектике, и в интерьере появились мотивы внеклассицистического характера, заимствованные из барокко и ренессанса. Стилистика культовых зданий, построенных позднее, была иной. Выдвинутый эклектикой принцип соответствия фасада функции здания воплотился в архитектуре культовых построек.

Архитектор К.А.Тон был зачинателем русско-византийского стиля, в 50х годах XIX по его проектам велось строительство полковых церквей. На Обводном канале в 1854 году построили церковь святого Мирония - для лейб-гвардии Егерского полка. Церковь располагалась в свободном пространстве на северном берегу Обводного канала.

В разработке ее общего силуэта и трактовке отдельных деталей Тон сумел ближе подойти к историческим прототипам, но разница ощущается, например, в несогласованности соотношений отдельных объемов, в сухой, жесткой прорисовке самого силуэта и усугубляется механической повторяемостью деталей. К мотивам русского и русско-византийского стилей вслед за Тоном обратились и другие архитекторы. А.И.Штакеншнейдер в 1851-1854 годах построил вблизи Петергофа, на Бабигонских высотах, церковь Святой Царицы Александры - одно из наиболее примечательных произведений русского стиля в архитектуре второй половины XIX века. Архитектор сумел не только довольно удачно повторить силуэтное построение и детали, характерные для московских церквей XVII столетия, но и очень органично вписать постройку в живописный холмистый ландшафт, проявив при этом тонкое понимание композиционных приемов русских зодчих.

Новодевичий монастырь на Царскосельском проспекте, завершенный в 1861 году, был построен по проекту архитектора Н.Е.Ефимова.

В центре стоял пятиглавый монастырский собор, увенчанный большим золоченым куполом и четырьмя малыми. Горизонтали двухэтажных корпусов, в которых размещались кельи монахинь, прерывались вертикалями двух домовых церквей. Проектируя монастырь, Ефимов старался опереться на традиции древнерусского зодчества. Однако симметричность композиции, разномасштабность собора и боковых церквей делают постройку Ефимова типичным стилизаторским произведением.

В конце XIX века ансамбль Новодевичьего монастыря был дополнен высокой колокольней, спроектированной архитектором Л.Н.Бенуа при участии В.П. Цейдлера. Колокольня сделала силуэт монастыря более живописным, приблизив его к традиционным силуэтам древних русских монастырей. Часовня Спаса Нерукотворного на Невском проспекте была построена по проекту архитектора А.М.Горностаева и до наших дней не сохранилась. В 1863 году была создана по проекту архитектора В.А.Болотова колокольня церкви Святой Екатерины на Васильевском острове.

Она скомпонована в традициях классицизма, благодаря чему она удачно сочетается с объемом церкви, возведенной в 1811-1823 гг. Стремление к созданию ансамблевой композиции предопределило новое художественное решение фасадов двух лицевых корпусов Смольного монастыря, переделанных в 1860 году архитектором П.И.Таманским. Фасады корпусов были переделаны во вкусе Растрелли и обработаны барочной лепниной. Но самым значительным из построенных в русском стиле, был православный храм Воскресения Христова.

За основу был взят храм Василия Блаженного. Решение принадлежало архитекторам Малышеву и Парланду. Определенная программность памятника стала причиной едких нападок в либеральной и советской историографии. Строительство этого храма было делом весьма сложным даже для такой технически оснащенной эпохи, как XIX век. Колокольня опиралась на фундамент, смонтированный на дне Екатерининского канала. Основной трехэтажный объем был на речном берегу, что потребовало фундамента на бетонной подушке.

Главная роль в строительстве принадлежала Александру III. Купола изготавливались в мастерских Постникова. Церкви иных конфессий 1. Финская церковь, построенная в 1859-1860 годах по проекту архитектора Боссе в романском стиле. Располагается она на проспекте Декабристов, 54 2. В 1863 году на пересечении Екатерининского канала и Малой Морской улицы была построена немецкая реформатская церковь по проекту Боссе. После пожара в 1875 году она была восстановлена архитектором Рахау. Внешне церковь напоминала северонемецкие средневековые соборы.

Фасады здания, выполненные кирпичной кладкой высокого качества, были оставлены неоштукатуренными. Для того времени это был новаторский прием, который хорошо гармонировал с лаконичными нормами романского стиля, выбранными Боссе. В начале 1930-х годов здание было полностью перестроено. 3. В 1864 г. Р.И.Кузьмин построил храм св. Дмитрия Солунского для греков.

Храм был рассчитан на 1000 прихожан. За основу был взят Константинопольский собор святой Софии. Архитектор повторил эффект парящего купола, поддерживавшегося четырьмя гигантскими арками, что способствовало беспрепятственному обзору купола, сводов, парусов. В зените, в световом куполе реял образ Христа-Пантократора. Хотя привезенный из Афин иконостас не произвел особого впечатления на современников, их поразили две выполненные на кипарисовом дереве иконы Благовещение Богородицы и Св. Параскева.

Вскоре эти иконы стали считаться чудотворными. 4. Шведская реформатская церковь Святой Екатерины была возведена на Малой Конюшенной улице, около Шведского переулка. Проект церкви разработал в 1863 году архитектор К.К.Андерсон. Фасад церкви был решен в формах романского стиля, однако формы, воспроизведенные в штукатурке, утратили величавость и монументальность. 5. В 1885 году была построена хоральная синагога. Проектировали ее архитекторы Бахман и Шапошников в мавританском или арабском стиле.

Строилась она в расчете на 850 мужчин и 500 женщин. В синагогу вели три подъезда центральный для мужчин и два боковых для женщин. В большом зале выделяется алтарное место, к алтарной части примыкают комнаты для раввина и кантора. На втором этаже, рядом с хорами, размещались комната секретаря и библиотека, вскоре получившая известность благодаря редким рукописям. IV. Доходные дома 4.1.Внутренняя планировка Рост населения Петербурга стимулировал строительство новых домов под жильцов с квартирами, сдаваемыми внаем.

Оно шло нарастающими темпами, охватывая все новые районы, и стало одной из характернейших особенностей столицы России в XIX веке. Тем не менее, рост темпов строительства отставал от темпов роста населения. Увеличивающиеся темпы строительства доходных домов вели к сокращению числа особняков предприимчивые люди скупали участки, занятые особняками, и застраивали их многоэтажными домами под жильцов. Процесс этот мог проходить и по-другому лицевой флигель, выходящий на улицу, оставался особняком владельца, в глубине участка возводили многоэтажные флигеля с квартирами, сдаваемыми внаем, либо надстраивали этажи над служебными постройками.

Затем надстройки и перестройки продолжались, пока внутренняя часть владения не превращалась в типичный доходный дом. Жилищный кризис охватил и мелких торговцев, служащих, беднейшую интеллигенцию. В 1858 году было создано Общество для улучшения в Санкт-Петербурге помещений рабочего и нуждающегося населения Строили многоквартирные дома для уменьшения расходов на строительство зданий.

Действовавший в то время строительный устав разрешал плотную застройку. Главный двор должен быть не меньше тридцати квадратных сажен, остальные дворы могли быть меньше. Максимальной плотность застройки была в центре. Лицевой корпус охватывал участок вдоль улицы. Внутренние флигели размещались параллельно лицевому. При ширине участка, позволяющего разместить перпендикулярно лицевому корпусу два внутренних, участок обстраивали по периметру, оставляя в центре двор. Позже внутренние флигели строили не по периметру, а в центре участка.

Процесс уплотнения застройки шел нарастающими темпами, во второй половине века относительно просторные дворы стали исчезать, вытесняемые громадами внутренних флигелей. Комнаты редко были квадратными. Часто они были вытянутыми в глубину, что ухудшало освещенность и воздухообмен. Люди селились в подвалах, мансардах. К 1890 году в подвалах жили 49570 человек. Квартиры для бедных приносили владельцам в расчете на квадратный метр площади в несколько раз больше дохода, чем барские квартиры.

Сложившаяся в Петербурге специфика застройки привела к тому, что рядом с роскошными особняками находилось много жилищ, представлявших собой настоящие трущобы, чему способствовала система двойного и тройного найма. В лицевых корпусах располагались большие многокомнатные квартиры с двумя лестницами парадной и черной. Рядом с черной лестницей размещались комнаты прислуги.

Таким образом, квартира разделялась на барскую и служебную части. Барская же часть, в свою очередь, делилась на парадные комнаты, рассчитанные на прием гостей, и жилые. Во внутренних флигелях размещались 4-6-комнатные квартиры для среднего класса. Здесь была только одна лестница. Вблизи входов размещались кухни, санузлы и кладовые. На левом берегу и на Васильевском острове функционировал водопровод, стимулируя конструирование зданий в виде секций. Секция - это комплекс квартир, расположенных одна над другой и выходящих на одну лестничную клетку.

Планы помещений стали повторяться. Квартиры отделялись друг от друга капитальными кирпичными стенами, помещения в пределах одной квартиры - дешевыми перегородками. В середине XIX века в Петербурге начали формироваться настоящие трущобные районы. Они располагались между Фонтанкой и набережной Елизаветинского канала ныне канал Грибоедова, постепенно распространяясь в сторону Обводного канала. 4.2.Фасады доходных домов. Свойственный XIX веку дух практицизма стал все более влиять на архитектуру доходных домов, вызывая появление и распространение ряда новых композиционных приемов.

С середины XIX века началась волна перестроек первых этажей домов, расположенных в центральных районах города, особенно на таких оживленных торговых улицах, как Невский проспект, Малая и Большая Морские улицы, Гороховая улица и других. На первом этаже размещались магазины и лавки, и оконные проемы увеличивались. Традиционные небольшие окна, прорезанные в стенах первых этажей в соответствии со строительными правилами и нормами классицизма, оказались недостаточными для освещения торговых помещений и рекламы товаров.

Окна стали растесывать. Перемычками служили железные балки. Таким был дом по адресу Невский пр 11, перестроенный в 1890 году архитектором Бенуа. При строительстве новых жилых зданий на главной улице предусматривались окна-витрины с отделкой фасада. Таким был дом Воронина, построенный в 1867-1869 годах по проекту архитектора Гедике.

В качестве общей тенденции можно выделить намечавшийся переход от классицизма к эклектике, который мы можем увидеть на фасаде дома 16 по улице Герцена, принадлежавшего жене титулярного советника Руадзе. Здание было спроектировано в 1851-1852 годах архитектором Желязкевичем. Идентичность декоративной обработки окон отразила функциональную сущность здания под жильцов, но механическое повторение отдельных деталей создает эффект монотонности. Пытаясь ослабить эту монотонность, Желязкевич ввел невысокие пилястры коринфского ордера, однако их масштаб иной, нежели в произведениях классицизма они размещены в два яруса, причем каждый ярус охватывает только один этаж. Из художественного лейтмотива композиции ордер превратился в простой декор и перестал быть носителем героического начала, отличавшего архитектуру классицизма. В случаях, когда домовладелец требовал более простой и дешевой отделки, появлялись дома с простыми и лаконичными фасадами, в оформлении которых использовались упрощенные варианты того или иного исторического стиля.

В такой переаранжировке стилевых прототипов петербургские архитекторы XIX века проявили определенную профессиональную гибкость, а иногда и подлинное мастерство.

Вплоть до 1860-х годов имели распространение мотивы неоренессанса. Дом Фитингофа, построенный по проекту архитектора Андерсена наб. Мойки, 100 был оформлен в мотивах венецианского ренессанса. Дома с барскими квартирами, строившиеся в центре города, нередко походили на особняки, особенно если они имели всего три этажа.

Сходство с особняком усиливалось отделкой такой дом походил на палаццо аристократа. Характерный пример - дом на ул. Чайковского, 55, принадлежавший академику А.К.Кольману. Центральный фасад дома оформлен в ренессансном стиле. В центре - обработанный рустом портал, ведущий на парадную лестницу. Дворовые фасады оформлены очень скупо, но в их компоновке выразилась структура многоквартирного дома. В 1850-х годах вслед за особняками в барочном стиле стали оформляться и доходные дома, подчеркивавшие высокое социальное положение обитателей лицевых корпусов. Один из лучших образцов подобного стиля - доходный дом Н.П.Жеребцовой, занимавший большой участок между Дворцовой набережной и улицей Миллионной, разработанный в 1860 году по проекту архитектора Л.Ф.Фонтана.

Владелица, расширив свое внутреннее владение приобретением соседних участков, распорядилась возвести обширный доходный дом, в лицевых корпусах которого располагались барские квартиры, а во внутренних флигелях - квартиры для среднего класса.

Фасад, выходящий на Дворцовую набережную, был стилизацией во вкусе Растрелли, фасад, выходивший на Миллионную, сделан в стиле Людовика XV. Увеличивались размеры домов. В ряде случаев скупались несколько участков, и перестраивались соседние здания. Таким был дом на улице Восстания, 35 архитектор Д. Сюзор, или занимающий целый квартал доходный дом Ратькова-Рожнова по адресу канал Грибоедова, 71 архитектор Д. Сюзор Вводились эркеры.

В доме по адресу Театральная, 2, построенном по проекту архитектора А.Гуна было два треугольных эркера. В доме на Невском пр 64, построенном по проекту архитектора Пруссакова, был треугольный эркер. Нижний этаж домов обрабатывался рустом, обработка окон и простенков носила единичный характер. В ряде случаев уровни междуэтажных перекрытий выделялись горизонтальными тягами Миллионная ул 18. В четырехэтажных домах компоновка фасада строилась на противопоставлении первого и вышележащих этажей, единственным украшением которых были лепные наличники.

В пятиэтажных домах верхний этаж отделяли тягой и трактовали как завершающий ярус. Комфортабельные квартиры размещались на 2-3 этажах лицевого корпуса, и эти этажи декорировались наиболее обильно Пушкинская ул 5. В большинстве домов композиция фасадов не отражала внутренней секционной структуры. Архитекторы второй половины XIX века рассматривали фасад как самостоятельный объект творчества и компоновали его в соответствии с законами, почерпнутыми из архитектурных стилей.

Многие из этих приемов противоречили особенностям многоэтажного жилого дома. Начиная с 70-х гг. стали проявляться тенденции рациональной архитектуры. Появился так называемый кирпичный стиль дома облицовывали высококачественным кирпичом или керамическими плитками, применяли полихромный кирпич, терракоту. Нередки излишние пестрота и дробность декора. Инициаторами кирпичного стиля были И.С.Китнер и В.А.Шретер. Примерами кирпичного стиля могут служить доходный дом, принадлежавший небольшой фабрике А.И.Ниссена, построенный на Фонтанке, 83 по проекту архитектора Шретера, дом В.Ф.Штрауса, построенный по проекту Китнера.

С 1890 года у Шретера обнаруживается стремление преодолеть дробность отделки Мойка, 12. В архитекторы второй половины XIX века занимаются рациональной разработкой архитектуры многоквартирного дома. Во второй половине XIX века тип доходного дома был сравнительно молодым, не имел прямых исторических прототипов в те отдаленные времена, к наследию которых обращались архитекторы-эклектики.

Своеобразное художественное равноправие мотивов исторических архитектурных стилей по отношению к новой функции и к новой пространственной структуре жилого дома в известной мере раскрепощало архитектуру, создавало широкую свободу в выборе стилей.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Архитектурные памятники Петербурга (вторая половина XIX века)

Во второй половине XIX века в Петербурге трудилась плеяда талантливых архитекторов и инженеров, таких, как Штакеншнейдер, Боссе, Желязевич,… В последние годы историческая и эстетическая ценность наследия второй половины… Повторяя композиционные приемы итальянской архитектуры XVI века, Штакеншнейдер насытил фасад лепниной,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культовые учреждения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Дворцы и особняки
Дворцы и особняки. Николаевский дворец, находящийся на Благовещенской площади ныне площадь Труда был построен по проекту архитектора Штакеншнейдера для великого князя Николая Николаевича, сына Нико

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги