рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Биография Донателло

Биография Донателло - раздел Культура, Раннее Возрождение Биография Донателло. Донато Ди Никколо Ди Бетто Барди, Прозванный Донателло У...

Биография Донателло. Донато ди Никколо ди Бетто Барди, прозванный Донателло уменьшительное имя, родился в 1386 во Флоренции, был сыном ремесленника, чесальщика шерсти. Неизвестно у кого он учился, но, вероятно, он начал трудиться в мастерских, ведущих работы над украшением Собора Санта Мария дель Фьоре. Тогда он сблизился с Филиппо Брунеллески 1377-1446 , с которым его связывала дальнейшая близкая дружба.

В 1404-1407 Донателло работал помощником в мастерской Лоренцо Гиберти 1378-1455 , принимая участие в выполнении северных дверей баптистерия Собора.

Созданная Донателло Мраморная скульптура Давида 1408-1409, Национальный музей, Флоренция показывает юношу в момент победы над Голиафом. Хотя в трактовке образа автор опирается на античные традиции, но еще прослеживается довольно сильное влияние средневекового готического искусства. В 1416 статуя была куплена синьорией, в 18 в. оказалась в Уффици, а в конце 19 в в Национальном музее. В 1412 Донателло был принят в гильдию Св. Луки, гильдию живописцев, как живописец, скульптор и золотых дел мастер.

В 1411-1412 он создает мраморную статую Св. Марка Музей собора, Флоренция для церкви Ор Сан Микеле, исполненную для одной из наружных ниш церкви. Это первое истинно ренессансное произведение скульптуры. Впервые в истории Возрождения Донателло решил проблему устойчивости фигуры. Он использовал т.н. хиазм который знали скульпторы античных времен, но который был забыт в эпоху средневековья. Хиазм - это постановка тела, при которой вся тяжесть тела приходится на одну ногу, а другая слегка отставлена в сторону и согнута в колене.

Перед нами предстает мощный образ, новый герой эпохи Возрождения. Евангелист Иоанн, покровитель цеха шерстяников - одна из скульптур Донателло, созданная им для украшения фасада Собора Санта Мария дель Фьоре 1412-1415, Музей собора, Флоренция. Если в эпоху средневековья скульптуры представляли собой бестелесные образы, то Донателло делает их реалистичными, земными. Сидящий апостол - это крепкий, мощный старик, с могучими руками.

В скульптуре Св. Георгий 1415-1417, Национальный музей, Флоренция, покровителе цеха оружейников, сделанной для церкви Ор Сан Микеле, Донателло создает образ активного защитника отечества, образ мужественного и отважного победителя, идеал сильной личности. Юноша в рыцарском вооружении стоит в твердой, спокойной позе, опирается на узкий, высокий щит с изображением креста. В его напряженном взгляде чувствуется готовность к сражению, выражение мужественной энергии. Он показан как символ победы над врагами Флоренции.

После создания этой скульптуры утвердилась слава Донателло как величайшего скульптора. В последующее десятилетие Донателло работает над статуями пророков 1415-1436 для Кампанилы колокольни Собора Санта Мария дель Фьоре, которые были установлены в ее нишах. Пророк Иеремия 1427-1426, Музей собора, Флоренция, пророк Аввакум 1427-1435, Музей собора, Флоренция поражают неповторимостью образа, силой драматизма, монументальным величием и экспрессией. Совместно с Микелоццо ди Бартоломео 1396-1472 Донателло работает над надгробием Бальтасаре Косса папы Иоанна XXIII 1424-1427 , которое находится в Баптистерии Собора.

Надгробие делится на три яруса. Нижний ярус украшен гирляндами и изображениями добродетелей. Средний - это саркофаг с фигурой усопшего наверху. Верхний - под откинутой драпировкой дано погрудное изображение Марии с младенцем. Надгробие, примыкающее к стене и находящееся между двумя колоннами, украшенное элементами классической архитектуры пилястрами, карнизами, консолями является роскошным архитектурным сооружением.

Такой тип надгробия, появившийся в 13 в получил широкое распространение в 15 в. В выполненном из терракоты и раскрашенном бюсте Никколо да Удзано ок. 1432 Донателло создает первый скульптурный портрет эпохи Ренессанса. Обращаясь к римским портретным скульптурам, автор изобразил своего героя, банкира и видного политического деятеля Флоренции, в античных одеждах как римского гражданина. В 1431-1432 Донателло вместе с Брунеллески едут в Рим. Там они знакомятся с античным искусством, занимаются обмерами и раскопками.

Эта поездка оказала сильнейшее влияние на дальнейшее творчество Донателло. Бронзовая статуя Давида ок. 1430-1433, Национальный музей, Флоренция создана Донателло под влиянием античных образцов. Впервые в искусстве Ренессанса скульптор показывает обнаженное мужское тело, так как это делали мастера античного мира. Обнаженный Давид 1,58 м стоит в несколько расслабленной позе, глядя вниз, на голове пастушеская шляпа, увенчанная лавровым венком.

Перед нами предстает мальчик с гибкой фигурой в несколько самоуверенной позе, в правой руке он держит меч, а ногой попирает отрубленную голову Голиафа. Статуя Давида, созданная как на вершине фонтана, который стоял во дворе дворца Медичи, была обозрима со всех сторон. Это еще одно новшество, введенное Донателло. Прежде вся скульптура Средних веков и раннего Возрождения устанавливалась на фоне стены, поэтому была рассчитана на одну точку зрения.

В 1495 скульптуру перенесли во двор палаццо Веккио, в 1777 передали в Галерею Уффици, а оттуда в Национальный музей. В 1430-е для церкви Санта Кроче во Флоренции Донателло создает Алтарь Кавальканти 4,20 ? 2,50 м с рельефом Благовещение, а также Канторию для певчих кафедру 1433-1439, Музей собора, Флоренция для Собора Санта Мария дель Фьоре. Очень живописен рельеф Пляска ангелов, украшающий кафедру. Наивная прелесть детства никогда не была выражена совершеннее, чем в этих группах танцующих детей.

Донателло разместил рельефы за небольшими колоннами, и добился непрерывности движения танцующих ангелов. В Алтаре и в Кафедре Донателло использует мрамор, терракоту, песчаник, смальту, позолоту, архитектурные элементы - все это приносит этим произведениям яркость и декоративность. Стремясь использовать новые способы передачи пространства в рельефе, Донателло вводит перспективные сокращения архитектуры и градации высоты рельефа, создает впечатление глубины пространства в рельефе, и тем самым создает т.н. живописный рельеф. В 1686 Кантория Донателло в Соборе была заменена, долгое время в разобранном виде хранилась во дворе Барджелло, позже перенесена в Музей собора.

С 1443 по 1453 Донателло работает в Падуе, создавая наиболее значительные произведения. Его окружали ученики и подмастерья, иногда до 20 человек, которые активно помогали скульптору в работе. Для Собора св. Антония в Падуе он создает бронзовое Распятие Христа 1444-1445 , которого он изобразил обнаженным, с хорошо развитой мускулатурой впоследствии была прикреплена набедренная повязка. Для этого же собора Донателло сооружает 1446-1450 самый большой Алтарь 15 в. Пятиметровый Алтарь поражает обилием скульптур 7 статуй, рельефов 5 крупных рельефов, разнообразием материалов бронза, мрамор, камень, смальта. До нашего времени дошел в искаженном виде в 1579 он был демонтирован, и в конце 19 в. оставшиеся части алтаря вновь установили в соборе.

Основные части Алтаря бронзовые скульптуры Мадонна с младенцем, по бокам от нее - фигуры шести святых рельефы Положение во гроб, Чудеса св. Антония.

В Падуе Донателло создает еще одно выдающееся произведение - Конную статую кондотьера Гаттамелаты 1447-1453 . Бронзовый памятник, увековечивший полководца Эразмо да Нарни по прозвищу Гаттамелата переводится как пятнистая кошка, расположен на площади перед Собором св. Антония. Согласно средневековой традиции церковь признавала надгробные памятники, помещенные в соборе или на кладбище.

Гатамелатта похоронен в соборе, где ему поставлено надгробие, поэтому памятник на площади - первый светский монумент в искусстве нового времени. Бронзовая статуя 3,20 м высотой возвышается на восьмиметровом каменном постаменте. Латы, напоминающие римские, голова, обнаженная на античный манер все это обращение к античной традиции. Донателло создает великолепный портрет, передающий яркие индивидуальные черты, в то же время - это типичный герой эпохи Возрождения, мужественный, уверенный в себе человек.

В 1453 Донателло вернулся во Флоренцию. В работах Донателло этого периода прослеживается печаль, усталость, трагичность. Образцом позднего стиля Донателло является статуя Магдалины 1453-1455, Музей собора, Флоренция, выполненная из дерева, и с 1500 установленная в Баптистерии Собора Санта Мария дель. Автор показывает изнуренную, обезображенную лишениями старуху, чье лицо потрясает своей экспрессией. Мрачное и тревожное настроение, тема старости и страданий звучит в этой скульптуре.

Донателло получает заказ для двора палаццо Медичи и отливает из бронзы большую скульптурную группу Юдифь, отсекающая голову Олоферну ок. 1455-1460 . Автор создает свободно стоящую скульптуру, не связанную со стеной здания. Голова Юдифи - одно из прекрасных творений раннего Возрождения. Показан момент, когда Юдифь заносит меч, чтобы нанести последний удар. Однако рука Юдифи, держащая меч, лишена силы. Несмотря на героический поступок, совершаемый Юдифью, ее образ оказался бессильным, надломленным.

Скульптура была создана как навершие фонтана во дворце Медичи, в 1495 после изгнания Медичи из Флоренции была поставлена перед входом в палаццо Веккио, в 1504 ее переместили в лоджию деи Ланци, расположенную рядом с палаццо Веккио, на площади Синьории. В 1986 проводилась реставрация, в настоящее время статуя выставлена в Палаццо Веккио. Последняя работа Донателло - две кафедры для церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Работа была начата около 1460 и закончена уже после смерти Донателло его помощниками около 1470. Кафедры 2,80 ? 2,92 м выполнены из бронзы и украшены рельефами, пять из которых северной кафедры посвящены истории Страстей Христовых, а шесть южной кафедры украшают эпизоды из Мистических преображений Христа.

Последним работам мастера несмотря весь пессимизм и драматизм созданных образов присуща большая человечность и одухотворенность. Донателло умер в 13 декабря 1466. Донателло - первый скульптор эпохи Возрождения, отошедший от средневековых традиций.

Он положил начало скульптурному портрету, показу богатства индивидуальности человека, вновь обратился к античным идеалам, решил проблему устойчивой постановки фигуры, возродил изображение обнаженного тела в скульптуре, создал первый светский памятник, новый тип надгробия, стал использовать в своих произведениях линейную перспективу. Биография Петрарки. Франческо Петрарка родился 20 июля 1304 в Ареццо, куда в связи с политическими волнениями бежал его отец, флорентийский нотариус.

Спустя семь месяцев мать увезла Франческо в Анчизу, где они оставались до 1311. В начале 1312 вся семья переехала в Авиньон Франция. После четырех лет занятий с частным учителем Франческо отдали в юридическую школу в Монпелье. В 1320 вместе с братом он отправился в Болонью продолжить изучение юриспруденции. В апреле 1326, после смерти отца, оба брата вернулись в Авиньон. К тому времени Петрарка уже выказывал несомненную склонность к литературным занятиям. В 1327, в Страстную Пятницу, в авиньонской церкви он встретил и полюбил девушку по имени Лаура - больше о ней ничего не известно.

Именно она вдохновила Петрарку на лучшие его стихи. Чтобы зарабатывать на жизнь, Петрарка решил принять сан. Он был рукоположен, но вряд ли когда-либо совершал богослужения. В 1330 он поступил капелланом к кардиналу Джованни Колонна, в 1335 получил первый бенефиций. В 1337 Петрарка приобрел небольшое имение в Воклюзе, долине близ Авиньона. Там он начал два произведения на латыни - эпическую поэму Африка Africa о победителе Ганнибала Сципионе Африканском и книгу О славных мужах De viris illustribus - свод биографий выдающихся людей античности.

Тогда же начал писать лирические стихи на итальянском языке, стихи и письма на латыни, принялся за комедию Филология Filologia, ныне утраченную. К 1340 литературная деятельность Петрарки, его связи с папским двором и дальние путешествия стяжали ему европейскую славу. 8 апреля 1341 по решению римского сената он был увенчан лаврами поэта-лауреата. 1342-1343 Петрарка провел в Воклюзе, где продолжил работу над эпической поэмой и биографиями, а также, по образцу Исповеди св. Августина, написал книгу-исповедь Моя тайна Secretum Meum в форме трех диалогов между св. Августином и Петраркой перед судом Истины.

Тогда же написаны или начаты Покаянные псалмы Psalmi poenitentialis О достопамятных событиях Rerum memorandum libri - трактат об основных добродетелях в форме сборника анекдотов и биографий дидактические поэмы Триумф Любви Triumphus Cupidinis и Триумф Целомудрия Triumphus Pudicitie, написанные терцинами и первая редакция книги лирических стихов на итальянском языке - Канцоньере Canzoniere. К концу 1343 Петрарка отправился в Парму, где пробыл до начала 1345. В Парме он продолжил работу над Африкой и трактатом О достопамятных событиях.

Оба произведения он не закончил и, похоже, больше к ним не возвращался. В конце 1345 Петрарка вновь приехал в Воклюз. Летом 1347 он с энтузиазмом встретил восстание, поднятое в Риме Колой ди Риенцо впоследствии подавленное. За этот период он написал восемь из двенадцати аллегорических эклог Буколических песен Bucolicum carmen, 1346-1357 , два прозаических трактата Об уединенной жизни De vita solitaria, 1346 и О монашеском досуге De otio religioso, 1347 - о благотворном влиянии уединенной жизни и праздности на творческий ум, а также принялся за вторую редакцию Канцоньере.

Возможно, именно симпатии к восстанию Колы ди Риенцо побудили Петрарку предпринять в 1347 путешествие в Италию.

Однако его желание присоединиться к восстанию в Риме угасло, как только он узнал о совершенных Колой жестокостях. Он снова остановился в Парме. В 1348 чума унесла жизни кардинала Колонны и Лауры. В 1350 Петрарка познакомился и подружился с Джованни Боккаччо и Франческо Нелли. За время пребывания в Италии он написал еще четыре эклоги и поэму Триумф Смерти Triumphus Mortis, приступил к поэме Триумф Славы Triumphus Fame, а также начал Стихотворные послания Epistolae metricae и письма в прозе.

Годы 1351-1353 Петрарка провел по преимуществу в Воклюзе, уделяя особое внимание общественной жизни, особенно положению дел при папском дворе. Тогда же он написал Инвективы против врачей Invectiva contro medicum, критикуя методы лечащих врачей папы. Большая часть писем, написанных в этот период и критикующих обстановку в Авиньоне, позднее были собраны в книгу Без адреса Liber sine nomine. В 1353 Петрарка по приглашению архиепископа Милана, Джованни Висконти, поселился в Милане, где исполнял обязанности секретаря, оратора и эмиссара.

Тогда же он закончил Буколические песни и сборник Без адреса начал пространное сочинение О средствах против всякой фортуны De remediis ultriusque fortunae, куда в конечном итоге вошло более 250 диалогов о том, как совладать с удачей и неудачей написал Путь в Сирию Itinerarium syriacum - путеводитель для паломников в Святую Землю. В 1361 Петрарка покинул Милан, спасаясь от свирепствовавшей там чумы. Год он провел в Падуе, по приглашению семьи Каррара, где закончил работу над сборником Стихотворные послания, а также сборником Письма о делах частной жизни Familiarum rerum libri XXIV , куда вошли 350 писем на латыни.

Тогда же Петрарка начал еще один сборник - Старческие письма Seniles, куда в конечном итоге вошли 125 писем, написанных между 1361 и 1374 и разбитых на 17 книг. В 1362 Петрарка, по-прежнему спасаясь от чумы, бежал в Венецию. В 1366 группа молодых последователей Аристотеля выступила с нападками на Петрарку.

Он ответил едкой инвективой О невежестве собственном и других людей De sui ipsius et multorum ignorantia. В 1370 Петрарка купил скромную виллу в Арква, на Евганейских холмах. В 1372 военные действия между Падуей и Венецией заставили его укрыться на время в Падуе. После поражения Падуи он вместе с ее правителем отправился в Венецию вести мирные переговоры. В последние семь лет жизни Петрарака продолжал совершенствовать Канцоньере в последней редакции 1373 сборник озаглавлен по-латыни Rerum vulgarium fragmenta - Отрывки на народном языке и работал над Триумфами, куда в окончательной редакции вошло шесть последовательных триумфов Любви, Целомудрия, Смерти, Славы, Времени и Вечности. Умер Петрарка в Арква 19 июля 1374. Петрарка подверг ревизии культурное наследие античности, тщательно анализируя тексты античных писателей и восстанавливая их первоначальный вид. Сам он ощущал себя стоящим на стыке двух эпох. Свой век он считал упадочным и порочным, однако не мог не усвоить некоторых его пристрастий.

Таковы, например, предпочтение учений Платона и св. Августина аристотелевскому и томистскому, отказ Петрарки признать светскую поэзию и активную жизнь препятствием на пути к христианскому спасению, взгляд на поэзию как на высочайший вид искусства и познания, понимание добродетелей как общего знаменателя античной и христианской культуры и, наконец, страстное желание вернуть Риму положение центра цивилизованного мира. Петрарку мучил глубокий внутренний конфликт, вызванный столкновением его убеждений и чаяний с требованиями, предъявляемыми к христианину. Именно ему поэзия Петрарки обязана своими высочайшими взлетами.

Непосредственными же источниками вдохновения стали безответная любовь к Лауре и преклонение перед доблестью и добродетелями древних, воплощенными главным образом в фигуре Сципиона Африканского Старшего.

Петрарка считал Африку главным своим достижением, однако его нерукотворным памятником стали Канцоньере - 366 разнообразных итальянских стихов, в основном посвященных Лауре. Возвышенный лиризм этих стихов нельзя объяснить одним лишь влиянием на Петрарку поэзии провансальских трубадуров, сладостного нового стиля , Овидия и Вергилия.

Проводя параллель между своей любовью к Лауре и мифом о Дафне, который Петрарка понимает символически - как рассказ не только о мимолетной любви, но и о вечной красоте поэзии он привносит в свою книгу песней новое, глубоко личное и лирическое переживание любви, облекая его в новую художественную форму.

Преклоняясь перед свершениями античных героев и мыслителей, Петрарка в то же время рассматривает их достижения как знак глубокой потребности в нравственном перерождении и искуплении, тоски по вечному блаженству. Жизнь христианина полнее и богаче, поскольку ему дано понять, что Божественный свет может обратить знания прошлого в истинную мудрость. Это же преломление языческой мифологии в призме христианского мировосприятия присутствует и в любовной лирике Петрарки, где в результате звучит тема искупления.

Лаура как Красота, Поэзия и Земная Любовь достойна преклонения, но не ценой спасения души. Выход из этого кажущегося неразрешимым конфликта, искупление, состоит скорее в усилии Петрарки добиться совершенного выражения своей страсти, нежели в отречении, которым начинается и кончается сборник. Даже грешная любовь может быть оправдана перед Господом как чистая поэзия. Первая встреча Петрарки с Лаурой произошла, по его словам, в Страстную Пятницу.

Петрарка и в дальнейшем отождествляет любимую с религиозными, нравственными и философскими идеалами, делая в то же время акцент на ее несравненной физической красоте. Так его любовь оказывается на одном уровне с платоновскими вечными идеями, ведущими человека к высшему благу. Но, хотя Петрарка и находится в рамках поэтической традиции, берущей начало с Андрея Капеллана и закончившейся сладостным новым стилем, тем не менее ни любовь, ни любимая не являются у него чем-то неземным, трансцендентным.

Восхищаясь античными авторами, Петрарка выработал латинский стиль, который был намного совершеннее латыни того времени. Сочинениям на итальянском языке он не придавал значения. Возможно, поэтому некоторые стихи в Канцоньере обладают сугубо формальными достоинствами в них он увлекается игрой слов, разительными контрастами и натянутыми метафорами. К сожалению, именно эти черты охотнее всего переняли подражатели Петрарки т.н. петраркизм. Биография Брунеллески.

Филиппо Брунеллески родился во Флоренции, начал творческую деятельность как скульптор. Бронзовый рельеф Жертвоприношение Исаака музей Флорентийского собора создан им в 1401 в качестве конкурсной работы на право выполнить новые двери флорентийского Баптистерия. Брунеллески проиграл на этом конкурсе Лоренцо Гиберти, после чего сосредоточил свое внимание на архитектуре. За 16 лет, в течение которых осуществлялось строительство купола Флорентийского собора 1420-1436 , и до своей смерти в 1446 Брунеллески возвел во Флоренции целый ряд зданий, придавших архитектуре принципиально новый импульс.

В приходской церкви Сан Лоренцо, ставшей семейным храмом Медичи, он сначала возвел ризницу окончена в 1428 и обычно именуется Старой сакристией, в отличие от Новой, построенной Микеланджело столетием позже, а затем перестроил всю церковь 1422-1446 . Воспитательный дом Оспедале дельи Инноченти, 1421-1444 , церковь Санто Спирито начата в 1444 , капелла семейства Пацци во дворе францисканского монастыря Санта Кроче начата в 1429 и ряд других замечательных зданий ренессансной Флоренции связываются с именем Брунеллески.

Если вопросы авторства и датировки этих зданий периодически вызывают дискуссии, то никто и никогда не ставил под сомнение тот факт, что новый язык архитектуры, созданный Брунеллески и подхваченный его последователями, означал решительный разрыв со средневековым прошлым. Новый стиль искал опору и вдохновение в архитектуре древнего Рима, а также в классических деталях зданий романского стиля в Тоскане, вроде флорентийского баптистерия, а кроме того - в византийских и исламских постройках. Выраженный с наибольшей четкостью в интерьерах Старой сакристии и капеллы Пацци, этот стиль отличается ясной логикой композиционного решения и визуальной гармонией.

Отдельные части зданий объединены системой пропорций и повторяемостью строгих геометрических форм, они подчеркнуты с помощью излюбленного приема Брунеллески - контраста ярко освещенных стеновых панелей и деталей украшения, выполненных из более темного камня. Обращаясь к своему скульптурному опыту, Брунеллески требовал пристального внимания к резным элементам - таким, как капители, пилястры, обломы, что привело к утверждению во флорентийском строительном деле новых эталонов мастерства и красоты.

Пожалуй, никому другому из мастеров раннего Возрождения не удалось столь органично соединить теоретические представления с их практическим осуществлением.

Умер Брунеллески во Флоренции 15 апреля 1446. Биография Данте. Данте Алигьери родился в середине мая 1265 во Флоренции. Его родители были почтенные горожане скромного достатка и принадлежали к партии гвельфов, выступавшей против власти германских императоров в Италии. Они смогли оплатить обучение сына в школе, а впоследствии позволили ему, не заботясь о средствах, совершенствоваться в искусстве стихосложения. Представление о юности поэта дает его автобиографическая повесть в стихах и прозе Новая жизнь La vita nuova, 1293 , рассказывающая о любви Данте к Беатриче считается, что это была Биче, дочь Фолько Портинари с момента первой встречи, когда Данте было девять лет, а ей восемь, и до смерти Беатриче в июне 1290. Стихи сопровождаются прозаическими вставками, объясняющими, как появилось то или иное стихотворение. В этом произведении Данте развивает теорию куртуазной любви к женщине, примиряя ее с христианской любовью к Богу. После смерти Беатриче Данте обратился к утешению философией и создал несколько аллегорических стихотворений во славу этой новой дамы. За годы научных занятий значительно расширился и его литературный кругозор.

Решающую роль в судьбе и дальнейшем творчестве Данте сыграло изгнание поэта из родной Флоренции.

В то время власть во Флоренции принадлежала партии гвельфов, раздираемой внутрипартийной борьбой между белыми гвельфами выступавшими за независимость Флоренции от папы и черными гвельфами сторонниками папской власти. Симпатии Данте были на стороне белых гвельфов.

В 1295-1296 он несколько раз призывался на государственную службу, включая участие в Совете Ста. В 1300 он в качестве посла ездил в Сан-Джиминьяно с призывом к гражданам города объединиться с Флоренцией против папы Бонифация VIII и в том же году был избран членом правительствующего совета приоров - эту должность он занимал с 15 июня по 15 августа. С апреля по сентябрь 1301 он вновь входил в Совет Ста. Осенью того же года Данте вошел в состав посольства, отправленного к папе Бонифацию в связи с нападением на Флоренцию принца Карла Валуа. В его отсутствие, 1 ноября 1301, с приходом Карла власть в городе перешла к черным гвельфам, а белые гвельфы подверглись репрессиям.

В январе 1302 Данте узнал, что заочно приговорен к изгнанию по сфабрикованному обвинению во взяточничестве, должностных преступлениях и сопротивлении папе и Карлу Валуа, и уже не вернулся во Флоренцию. В 1310 император Генрих VII вторгся в Италию с миротворческой целью.

На это событие Данте, нашедший к тому времени временный приют в Казентино, откликнулся пылким письмом К правителям и народам Италии, призывая поддержать Генриха. В другом письме, озаглавленном Флорентиец Данте Алигьери, несправедливо изгнанный, негоднейшим флорентийцам, оставшимся в городе, он осудил сопротивление, оказанное Флоренцией императору. Вероятно, в это же время он написал трактат О монархии De monarchia, 1312-1313 . Однако в августе 1313, после неудачной трехлетней кампании, Генрих VII внезапно скончался в Буонконвенто.

В 1314 после смерти папы Климента V во Франции Данте выступил еще с одним письмом, адресованным конклаву итальянских кардиналов в городе Карпентра, в котором призывал их избрать папой итальянца и вернуть папский престол из Авиньона в Рим. На некоторое время Данте нашел убежище у правителя Вероны Кан Гранде делла Скала, которому посвятил заключительную часть Божественной Комедии - Рай. Последние годы жизни поэт провел под покровительством Гвидо да Полента в Равенне, где скончался в сентябре 1321, завершив незадолго до смерти Божественную Комедию.

Лишь часть ранних стихотворений Данте вошла в Новую жизнь. Помимо них он написал несколько аллегорических канцон, которые, вероятно, намеревался включить в Пир, а также множество лирических стихотворений. Впоследствии все эти стихотворения были изданы под заглавием Стихи Rime, или Канцоньере Canzoniere, хотя сам Данте не составлял такого сборника. Сюда же следует отнести шутливо-бранные сонеты тенцоны, которыми Данте обменивался со своим другом Форезе Донати.

По утверждению самого Данте, трактат Пир Il convivio, 1304-1307 он написал, чтобы заявить о себе как о поэте, перешедшем от воспевания куртуазной любви к философской тематике. Предполагалось, что в Пир войдут четырнадцать поэм канцон, каждая из которых будет снабжена обширной глоссой, толкующей ее аллегорическое и философское значение. Однако, написав толкования к трем канцонам, Данте оставил работу над трактатом.

В первой книге Пира, служащей прологом, он горячо отстаивает право итальянского языка быть языком литературы. Трактат на латинском языке О народном красноречии De vulgari eloquentia, 1304-1307 тоже не был закончен Данте написал лишь первую книгу и часть второй. В нем Данте говорит об итальянском языке как средстве поэтического выражения, излагает свою теорию языка и выражает надежду на создание в Италии нового литературного языка, который встал бы над диалектальными различиями и был бы достоин называться великой поэзией.

В трех книгах тщательно обоснованного исследования О монархии De monarchia, 1312-1313 Данте стремится доказать истинность следующих утверждений 1 лишь под властью вселенского монарха человечество может придти к мирному существованию и исполнить свое предназначение 2 Господь избрал римский народ, чтобы тот правил миром следовательно, этим монархом должен быть император Священной Римской империи 3 император и папа получают власть непосредственно от Бога следовательно, первый не подчинен второму. Эти взгляды высказывались и до Данте, но он привнес в них пылкость убеждения.

Церковь немедленно осудила трактат и, согласно Боккаччо, приговорила книгу к сожжению. В последние два года жизни Данте написал латинским гекзаметром две эклоги. Это был ответ профессору поэзии Болонского университета Джованни дель Вирджилио, который убеждал его писать на латыни и приехать в Болонью для увенчания лавровым венком. Исследование Вопрос о воде и земле Questio de aqua et terra, посвященное вызывавшему множество споров вопросу о соотношении воды и суши на поверхности Земли, Данте, возможно, публично читал в Вероне.

Из писем Данте подлинными признаются одиннадцать, все на латыни некоторые упоминались. Считается, что Данте принялся за Божественную Комедию около 1307, прервав работу над трактатами Пир Il convivio, 1304-1307 и О народном красноречии De vulgari eloquentia, 1304-1307 . В этом произведении он хотел представить двойное вдение общественно-политического устройства с одной стороны, как божественно предустановленного, с другой - как достигшего невиданного разложения в современном ему обществе нынешний мир сбился с пути - Чистилище, ХVI, 82 . Основной темой Божественной Комедии можно назвать справедливость в этой жизни и в загробной, а также средства к ее восстановлению, отданные, по промыслу Божьему, в руки самого человека.

Свою поэму Данте назвал Комедией, поскольку она имеет мрачное начало Ад и радостный конец Рай и созерцание Божественной сущности, и, кроме того, написана простым стилем в отличие от возвышенного стиля, присущего, в понимании Данте, трагедии, на народном языке, каким говорят женщины. Эпитет Божественная в заглавии придуман не Данте, впервые он появился в издании, вышедшем в 1555 в Венеции.

Поэма состоит из ста песней приблизительно одинаковой длины 130-150 строк и делится на три кантики - Ад, Чистилище и Рай, по тридцать три песни в каждой первая песнь Ада служит прологом ко всей поэме.

Размер Божественной Комедии - одиннадцатисложник, схема рифмовки, терцина, изобретена самим Данте, вкладывавшим в нее глубокий смысл. Божественная Комедия - непревзойденный пример искусства как подражания, за образец Данте берет все сущее, как материальное, так и духовное, сотворенное триединым Богом, наложившим на все отпечаток своей троичности. Поэтому в основе структуры поэмы лежит число три, а удивительная симметричность ее строения коренится в подражании мере и порядку, которые Господь придал всем вещам. В письме к Кан Гранде Данте объясняет, что его поэма многозначна, это аллегория наподобие Библии.

Действительно, поэма имеет сложную аллегорическую структуру, и хотя повествование почти всегда может держаться на одном лишь буквальном смысле, это далеко не единственный уровень восприятия. Автор поэмы представлен в ней как человек, удостоившийся особой Божьей милости - совершить путешествие к Господу через три царства загробного мира, Ад, Чистилище и Рай. Это путешествие представлено в поэме как реальное, совершенное Данте во плоти и наяву, а не во сне или видении.

В загробном мире поэт видит разнообразные состояния душ после смерти, в соответствии с воздаянием, определенным Господом. Грехи, за которые карают в Аду, делятся на три основные категории распущенность, насилие и ложь это три греховные наклонности, проистекающие из греха Адама. Этические принципы, на которых построен Дантов Ад, как и в целом его видение мира и человека, представляют собой сплав христианской теологии и языческой этики на основе Этики Аристотеля.

Взгляды Данте не оригинальны, они были распространены в эпоху, когда основные труды Аристотеля были вновь открыты и усердно изучались. Пройдя через девять кругов Ада и центр Земли, Данте и его проводник Вергилий выходят на поверхность у подножия горы Чистилища, расположенной в южном полушарии, на противоположном от Иерусалима крае Земли. Схождение в Ад заняло у них ровно столько же времени, сколько прошло между положением Христа в гробницу и его воскресением, и начальные песни Чистилища изобилуют указаниями на то, каким образом действие поэмы перекликается с подвигом Христа еще один пример подражания у Данте, теперь в привычной форме imitatio Christi.

Восходя на гору Чистилища, где на семи уступах искупаются семь смертных грехов, Данте очищается сам и, достигнув вершины, оказывается в земном Раю. Таким образом, восхождение на гору - это возвращение в Эдем, обретение утерянного Рая. С этого момента проводником Данте становится Беатриче.

Ее появление является кульминацией всего путешествия, более того, поэт проводит подчеркнутую аналогию между приходом Беатриче и пришествием Христа - в истории, в душе и в конце времен. Здесь подражание христианской концепции истории как линейного поступательного движения, центр которого образует пришествие Христа. С Беатриче Данте поднимается сквозь девять концентрических небесных сфер согласно устройству неба в птолемеево-аристотелевской космологии, где обитают души праведных, к десятой - Эмпирею, обители Господа.

Там Беатриче сменяет св. Бернард Клервоский, который показывает поэту святых и ангелов, вкушающих высшее блаженство непосредственное созерцание Господа, утоляющее все желания. Несмотря на такое разнообразие посмертных судеб, можно выделить один принцип, действующий на протяжении всей поэмы воздаяние соответствует природе греха или добродетели, присущих человеку при жизни. Особенно четко это прослеживается в Аду зачинщики раздора и схизматики рассечены там надвое. В Чистилище очищение души подчиняется несколько иному, исправляющему принципу глаза завистников накрепко зашиты. В Раю души праведных появляются сначала на том небе, или небесной сфере, которое лучше символизирует степень и природу их заслуг души воителей обитают на Марсе. В структуре Божественной Комедии можно выделить два измерения загробная жизнь как таковая и путешествие по ней Данте, обогащающее поэму новым глубинным смыслом и несущее основную аллегорическую нагрузку.

Теология в дни Данте, как и раньше, считала, что мистическое путешествие к Богу возможно и при жизни человека, если Господь по милости своей подарит ему эту возможность.

Данте строит свое путешествие по загробному миру так, чтобы оно символически отражало путешествие души в мире земном. При этом он следует образцам, уже выработанным в современной ему теологии. В частности, считалось, что на пути к Богу разум проходит три стадии, ведомый тремя различными видами света Светом Естественного Разума, Светом Милости и Светом Славы. Именно эту роль играют в Божественной Комедии три проводника Данте. Христианская концепция времени заложена не только в центре поэмы все ее действие вплоть до появления Беатриче призвано отразить то, что Данте понимал как путь искупления, предначертанный Господом для человечества после грехопадения.

Это же понимание истории встречалось у Данте в трактате О монархии и высказывалось христианскими историками и поэтами например, Орсисием и Пруденцием еще за тысячу лет до Данте. Согласно этой концепции, Господь избрал римский народ для того, чтобы тот вел человечество к справедливости, в чем он и достиг совершенства при императоре Августе.

Именно в это время, когда на всей земле, впервые после грехопадения, царили мир и справедливость, Господь пожелал вочеловечить и послать к людям своего возлюбленного сына. С появлением Христа, таким образом, завершается движение человечества к справедливости.

Нетрудно проследить аллегорическое отражение этой концепции в Божественной Комедии. Как римляне при Августе вели род людской к справедливости, так Вергилий на вершине горы Чистилища приводит Данте к обретению внутреннего чувства справедливости и, прощаясь, обращается к поэту, как к императору на коронации Я над самим тобою тебя венчаю митрой и венцом. Теперь, когда в душе Данте, как некогда в мире, воцарилась справедливость, появляется Беатриче, и ее приход является отражением пришествия Христа, как оно было, есть и будет.

Так путь, пройденный душой индивидума, достигающей справедливости, а затем - очищающей благодати, символически повторяет путь искупления, пройденный человечеством в ходе истории. Эта аллегория Божественной Комедии совершенно очевидно рассчитана на читателя-христианина, которого заинтересует как описание загробной жизни, так и путешествие Данте к Богу. Но изображение земной жизни у Данте не становится от этого призрачным и бесплотным.

В поэме дана целая галерея живых и ярких портретов, а чувство значимости земной жизни, единства того и этого мира выражено в ней твердо и недвусмысленно.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Раннее Возрождение

Основы гуманистической светской т. е. не церковной культуры были заложены во Флоренции, оттеснившей на второй план Сиену и Пизу. Флоренцию того… Они постоянно соперничали друг с другом.Эта борьба закончилась в конце XIV в.… Его глава, Козимо Медичи, стал негласным правителем Флоренции. Ко двору Козимо Медичи а затем и его внука Лоренцо,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Биография Донателло

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Леон Батиста Альберти
Леон Батиста Альберти. Следующий этап развития итальянской архитектуры XV в. связан с именем Леона Баттисты Альберти 1404-1472 , философа и учёного. По многогранности деятельности и интересов, охва

Лука делла Роббиа
Лука делла Роббиа. Второе поколение флорентийских скульпторов тяготело к более лирическому, умиротворённому, светскому искусству. Ведущая роль в нём принадлежала семье скульпторов делла Робб

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги