рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Мифология германских народов

Мифология германских народов - раздел Культура, Германская мифология и ее культурное влияние Мифология Германских Народов. Сведения По Мифологии Древних Германцев Крайне ...

Мифология германских народов. Сведения по мифологии древних германцев крайне отрывочны вследствие сравнительно ранней и глубокой христианизации западногерманских племн по скандинавской мифологии мы располагаем несравненно более полными литературными источниками вследствие более поздней христианизации Скандинавии, а также бережного сохранения дохристианской культурной традиции в Исландии вплоть до т.н. исландского возрождения 13 в. Поэтому для более полного представления мифологической модели мира того времени в этой работе рассматривается также и скандинавская мифология, как более близкая германской.

Наиболее ценные сведения по мифологии и верованиям западных германцев имеются в Германии Тацита 1 в. н.э Тацит упоминает земнородного бога Туисто, имя которого означает двойное двуполое существо, что дат основание для его сближения со скандинавским Имиром, а также с культом близнецов у древних германцев.

От Туисто якобы происходит первый человек Манн, а от Манна родоначальники трх племенных или культовых групп германцев истевоны, герминоны и ингевоны. Из этих родоначальников с определнностью устанавливается предок ирминонов Инг. Не исключено также, что упоминаемый немецким историком 10 века Видукиндом бог Ирмин, ассоциирующийся со столпом Ирминсуль у саксов культовый аналог мирового древа, считался предком герминонов.

Ирмина, в свою очередь, сближают с саксонским Сакснотом и Тивасом скандинавский Тюр в связи с традиционным сопоставлением этих богов с Марсом.

Тацит свидетельствует о почитании германцами Меркурия, Марса, Геркулеса и Исиды, подразумевая при этом, вероятно, Водана, Тиу, Донара и, возможно, Фрейю или Фрию. Один из аргументов для первых трх отождествлений совпадение посвящнных им дней недели. Меркурию, по словам Тацита, приносятся человеческие жертвы. Это вполне соответствует скандинавским представлениям о культе Одина. Обозначение Донара римским именем Геркулеса подходит для Тора, т.к. последний представлен в мифах богатырм, защищающим человеческий мир от чудовищ.

Исходя из римских наименований германских и кельтских богов и некоторых других параллелей, Тиу, Водана и Донара можно сопоставить с кельтскими богами Нуаду, Лугом и Огма Донар, по-видимому, тождествен кельтскому громовнику Таранису. По своей основной функции, отражнной в имени, Донар типичный индоевропейский громовник, сопоставимый с индийским Индрой, Тивас, этимологически и генетически соответствует индоевропейскому Дьяусу. В установленной Ж. Дюмезилеш Франция трхчленной структуре социальных функций индоевропейских богов Тивас сначала, по-видимому, осуществлял функцию духовной и юридической власти, а Донар воинскую функцию, но затем Водан, который вначале был хтоническим демоном и покровителем воинских инициаций, стал высшим божеством и вытеснил функционально Тиваса, что дало основание сравнивать Водана с индийским Варуной.

Что касается третьей функции плодородие-богатство, то тут надо учитывать сообщение Тацита о культе Нертус, которая, несомненно, была богиней растительности, плодородия, возможно, богиней земли.

Так как Нертус лингвистически является точной женской формой имени Ньрда скандинавского бога плодородия и морской стихии, то, возможно, что предметом почитания древних германцев была пара Ньрд-Нертус, брат-сестра и муж-жена, наподобие скандинавских Фрейи-Фрейра, считающихся детьми Ньрда. Народы, почитающие Нертус, относятся, согласно Тациту, к ингевонам, что соответствует связи Ньрда и Фрейра. Некоторые боги упоминаются в древнейших германских текстах т.н. Мерзебургских заклинаниях записаны в 10 в составленных в земле франков.

В Первом мерзебургском заклинании фигурируют женские божества дисы, родственные скандинавским валькириям и норнам, а во Втором мерзебургском заклинании упоминаются Водан как главный носитель магической силы, Фрия и е сестра Фолла. Некоторые сведения о германской мифологии содержатся в сочинениях, посвящнных истории готов, историка Иордана 6 в. и византийского историка Прокопия Кесарийского 6 в в франкских хрониках Григория Турского 6 в. и Фредегара 7 в в Истории лангобардов Павла Диакона 8 в в Церковной истории народа англов Беды Достопочтенного 8 в Например, Павел Диакон пересказывает этионимическую легенду о происхождении имени лангобарды букв. длиннобородые, в которой фигурируют Водан и Фрия Водан покровительствует вандалам, а Фрия винилам, она советует своим любимцам сделать так, чтобы женщины винилов вышли перед битвой пораньше и привязали свои волосы как бороды.

Так как Водан предсказал победу тем, кто раньше окажется на поле боя, то победили винилы.

В Скандинавии сохранились наскальные изображения эпохи бронзы 2-я половина 2-го тыс. до н.э. по-видимому, отражающие культовые сцены и символы корабли, повозки, пахота, культовый танец и священный брак, солярные символы в виде колеса, топоры, люди и животные, ассоциирующиеся, вероятно, с культами плодородия и культом мртвых фигура человека с топором может быть сопоставлена с Тором, а собственно аграрная тема с ванами, может быть даже и с Бальдром.

Многие скандинавские учные находят отражение скандинавской религии эпохи бронзы в верованиях скандинавских саамов, описанных ещ в 17 в. громовой старик Тор-человек, которому приносят в жертву миниатюрные молоты, соответствует Тору, небесный человек бог плодородия и солнца с фаллическими чертами Фрейру, буревой ветряной старик, которому приносят миниатюрные челны Ньрду. Божество более низкого ранга бог мртвых и бог болезней сопоставляется с Одином.

Отсюда вытекает, что на этой стадии Один не успел стать небесным божеством и главой скандинавского пантеона. Северогерманский хронист Адам Бременский 11 в. сообщает о языческом культовом комплексе в Упсале Швеция, в центре которого стоял священный тис и где особо почитался Фрейр. Топонимика обнаруживает следы культа Тора, Тюра, Одина, Улля и некоторых других богов, но нет указаний на культ Локи, играющего такую важную роль в скандинавской мифологии.

Систематические данные имеются только по скандинавской мифологии последних столетий до принятия скандинавскими народами христианства, отражнной главным образом в исландских литературных памятниках раннехристианского времени. Главные источники поэтическая Старшая Эдда сборник мифологических и героических песен, дошедший в исландской рукописи 2-й половины 13 в. и прозаическая Младшая Эдда учебник поэтического искусства скальдов, составленный тоже в 13 в. исландцем Снорри Стурлусоном и содержащий образцы поэзии скальдов начиная с 9 в расшифровку скальдических мифологических иносказаний кеннингов и обзор самой мифологии отголоски мифологии имеются и в составленной Снорри исторической хронике Хеймскрингла Круг земной, где изложена легендарная история норвежских и некоторых шведских королей сага об Инглингах.

Христианизация Исландии произошла в 1000 г и древняя мифология трактована Снорри отчасти как историческая аллегория. Почти одновременно со Снорри датский хронист Саксон Грамматик в Деяниях датчан передат многие мифологические сюжеты, заменяя богов на королей и героев.

Таким образом, в качестве мифологической системы нам известна только скандинавская мифология в основном как поэтическая эддическая мифология. Пространственная модель мира скандинавской эддической мифологической системы включает горизонтальную и вертикальную проекции. Горизонтальная проекция антропоцентрична и построена на противопоставлении обитаемого людьми и занимающего центральную, освоенную часть земли Мидгарда пустынной, каменистой и холодной окраине земли Утгард, тунхейм, населнной великанами тунами, а также находящемуся вокруг земли океану, где живт чудовище рмунганд.

Это противопоставление раскрывается как оппозиция центра и периферии, внутреннего и внешнего, своего и чужого, культуры и природы. Кроме того, страна великанов обозначена как находящаяся на севере и востоке. Север в скандинавской мифологии особо демонизирован, на севере также локализуется царство мртвых хель. К обеим проекциям относится мотив четырх карликов-цвергов, носящих имена четырх стран света Аустри, Вестри, Норди, Судри, поддерживающих небо по углам. Основу вертикальной космической проекции составляет мировое дерево ясень Игдрасиль.

Оно связывает землю, где живут люди Мидгард, с небом, где в Асгарде находятся боги и где помещается своеобразный рай для павших воинов вальхалла, а главное с подземным миром, где находится царство мртвых хель и разнообразные водные источники.

Можно даже сказать, что хель является тем центром, в точке которого совпадают горизонтальная и вертикальная картины мира. Вертикальная схема противопоставляет богов и людей, небесное царство для избранных вальхаллу и подземные селения для простых смертных соответственно небесных валькирий и живущих у корней мирового дерева норн две категории богинь судьбы. В первой песни старшей Эдды Прорицание вльвы вльва провидица вспоминает девять миров и девять древесных основ или корней, но одновременно перечисляются три корня, соответствующие людям, инеистым великанам хримтурсам и хель. В более поздней редакции Младшей Эдды чткость вертикальной проекции смазывается, ибо корень связывается не с людьми, а с небом, а инеистые великаны, уже умершие и живущие в подземном мире, заменяются просто великанами тунами, живущими на краю земли.

В вертикальной схеме с различными уровнями древесной космической модели сопоставлена зооморфная серия. Орл на верхушке, змей Нидхгг у корней, четыре оленя, поедающие листья ясеня Иггдрасиля на среднем уровне.

Нидхгг в известном смысле эквивалентен рмунганду в горизонтальной проекции, так же как подземные источники и реки можно сравнить с окружающим землю океаном. Кроме того, коза и олень, стоящие на вальхалле, ствол дерева и источники у корней объединены в вертикальной схеме циркулированием священного мда, как источника жизненного обновления и магических сил. Белка, снующая по дереву, является своеобразным посредником между верхом и низом. Кроме Иггдрасиля вертикальная проекция знает также радужный мост Биврст, соединяющий землю и небо. Пространственная модель мира в скандинавской мифологии однотипна не только большинству индоевропейских, но также сибирской и другим мифологическим моделям мира, которые структурно организованы образом мирового дерева.

Во временном аспекте скандинавская мифология делится на космогоническую и эсхатологическую мифы творения и конца мира, между которыми существует неполная симметрия. Мир возникает на взаимодействии воды и огня с холодом и погибает от пожара и наводнения, стужи и жары, в начальные и конечные времена повторяются примерно те же поединки богов и хтонических демонов.

В то же время асы и ваны основные группы скандинавских богов, враждебные в начале, выступают в конце как единое племя богов. Один и Локи как двойники в космогонии и антиподы в эсхатологии. Возникновение мира рисуется как заполнение пустоты мировой бездны Гинунгагап и преобразование хаоса в космос.

Великаны не только противостоят богам в пространстве, но и предшествуют им во времени первосущество великан-гермафродит Имир происходит из остывающих подземных вод Эливагар, заполнивших мировую бездну Гинунгагап из его подмышек, а также от трения ног рождаются другие инеистые великаны. Боги убивают великана Имира и создают из его тела мир. Боги сыны великана Бора поднимают землю по-видимому, из первичного океана, окружающего е в пространственной модели мира и устраивают на ней прекрасный Мидгард три аса Один, Лодур и Хнир оживляют древесные прообразы людей, которые, собственно, и должны жить в Мидгарде появляются норны, определяющие их судьбы.

Боги устраивают небесный свод и определяют роли солнца Соль и месяца Мани сестры и брата. В процессе мироустройства они обуздывают хтонических чудовищ змея рмунгана, волка Фенрира и их сестру Хель хозяйку царства мртвых. Однако впоследствии с приближением конца мира эти чудовища должны будут вырваться. В скандинавской мифологии в саму космогонию проникают эсхатологические мотивы.

За золотым веком когда вс было из золота, а боги и люди наслаждались покоем скоро следует первая война между асами и ванами. Миф о возникновении смерти от копья и первом ритуальном жертвоприношении в рамках воинских инициаций убийстве юного бога Бальдра становится прологом к собственно эсхатологическому циклу и обратному превращению космоса в хаос. Нарушаются обеты и нормальные нормы, возникают распри народов, наступает трхлетняя стужа.

Мировое дерево содрогается, когда хтонические чудовища вырываются на свободу, приплывает корабль мертвецов, появляются сыны Муспеля и огненный великан Сурт. В последней битве, в которой на стороне богов участвуют также павшие воины эйнхерии, боги и хтонические чудовища убивают друг друга. Сурт поджигает мир, который и погибает в огне и наводнении, после чего, правда, он должен снова возродиться. За пределами мифов творения и конца мира остаются многочисленные мифологические повествования о взаимоотношениях и борьбе богов с великанами тунами и карликами цвергами.

В основном на фоне горизонтальной проекции космогонической модели развртываются события постоянной борьбы богов с великанами, чему нисколько не мешают любовные отношения и даже экзогамные браки с их дочерьми. туны пытаются отнять богинь и чудесные атрибуты богов молот Тора, волосы Сив, молодильные яблоки Идунн и т.д. и за них идт борьба, но первоначально чудесные предметы и эликсиры копь Одина Гунгнир, его золотое кольцо Драупнир, молот Тора Мьлльнир, чудесный корабль Скидбладнир, ожерелье Брисингамен, сокровища карлика Андвари, мд поэзии изготовляются искусными карликами-цвргами, и боги вс это от них добывают силой или хитростью.

В основе подобных сюжетов отчасти лежат этиологические объяснительные мифы о происхождении священного мда, первого копья, молота и т.п в которых боги выступают в функции культурных героев и борцов с чудовищами. Однако в дошедших до нас текстах этиологизм сильно затушван и перед нами скорее развртывается своеобразная картина циркуляции ценностей между различными мирами, в сочетании с военными походами.

Так, очень важный миф о происхождении священного мда, дающего силы, шаманский экстаз, поэтическое вдохновение и мудрость, превращается в повествование о его циркуляции по кругу боги цверги великаны боги. Сюжеты добывания Одином священного мда у великанов, Тором котла для пива, по-видимому, имеют в основе единый этиологический миф и соответствующий ритуал, что доказывает параллель с индийским мифом о соме амрите. Семантически к мифам о чудесном питье и омолаживающих плодах близки мифологические представления о не иссякающем медовом молоке козы Хейдрун и не иссякающем мясе козлов Тора, чудесного вепря павших воинов эйнхериев и бога Фрейра, и далее о порождающем себе подобных кольце Одина, золотой чудесной мельнице Фроди, о возвращающемся, как бумеранг, молоте Тора, не говоря уже о таких символах плодородия или плодовитости, как золотые волосы Сив и ожерелье Фрейи. Эта мифология вечного обновления магических сил богов и источников пищи созвучна образам убивающих друг друга и снова оживающих для пира в вальхалле эйнхериев.

Боги противостоят враждебным хтоническим чудовищам и тунам возвышаются над природными духами альвами и над карликами цвергами, над женскими судьбоносными существами валькириями и норнами, над земными героями. Высший пантеон богов в скандинавской космотеогонии представлен как результат объединения двух групп богов асов и ванов после войны, точнее, как результат ассимиляции асами ванов весьма ограниченной категории божеств, связанных с аграрными культами, наделнных магическим и пророческим даром, сакральным миролюбием Ньрд, Фрейр, Фрейя. Те же свойства у асов разделены аграрное благополучие связано с Тором, магия и пророчество с Одином, а миролюбие с Бальдром, Фрейя жена Ода функционально, а может быль, генетически почти тождественна Фригг жене Одина, но первая отнесена к ванам, а вторая к асам. Во многих текстах боги и асы синонимы, т.к. ваническая аграрная мифология подчинена одинической, т.е. небесно-хтонической, воинской и шаманской мифологии Одина с вальхаллой, валькириями, эйнхериями, воинской инициацией смерть Бальдра и т.п. Асы представлены в мифах как возглавляемая Одином патриархальная родовая община, в которой, однако, важные вопросы решаются на тинге народное собрание у скандинавов большое значение имеют ритуальные пиры богов с распитием священного напитка.

В пантеон входят боги Один власть, мудрость, магия, в т.ч. военная, покровитель воинов, хозяин вальхаллы, Тор громовник с военными и аграрными функциями, главный борец с великанами и мировым змеем, Тюр старый индоевропейский небесный бог, покровитель военных собраний и поединков, Хеймдалль страж богов и мирового древа, Хнир, Улль бог стрелок из лука и лыжник, Бальдр юный бог ритуальная жертва, Ньрд плодородие, море и судоходство, Хд слепой бог, убийца Бальдра, Фрейр плодородие, мир, Локи мифологический плут и насмешник, отец хтонических чудовищ, посредник между богами и великанами, Браги бог-скальд и некоторые другие.

Имеются ещ юные боги Видар, Вали, Магни и Моди, которые функционируют главным образом как мстители за отцов и братьев Хермод, который пытается вернуть брата Бальдра из царства смерти хель. Вили и Ве упоминаются только как братья Одина и сыны Бора, а Од как муж Фрейи. Богини имеющие в основном отношение к плодородию и деторождению это, прежде всего Фригг, Фрейя, Сив, Идунн, а также охотница и лыжница Скади, иногда упоминаются Гевьон и Фулла. Если в культуре большое значение имели Один, Тор и Фрейр, то в повествовательных мифах главными действующими лицами являются Один, Тор и Локи, выступающие прежде всего в роли культурных героев Один как культурный герой творец и шаман жрец, Тор как героический борец, ограждающий богов и людей от чудовищ, Локи как отрицательный вариант культурного героя мифологический плут трикстер.

У Одина подчркивается ум в его синкретическом понимании, включающем магическую силу и коварство, у Тора - физическая сила и богатырская ярость, у Локи хитрость и плутовство.

Соответственно Тор выступает как главный противник великанов и морового змея. Один как добытчик священного мда и рун, носитель мудрости, магии и пророчеств, а Локи как вечный добытчик посредством трюков, мифологических ценностей у карликов для богов, у богов для великанов и т.д как оператор их вечной циркуляции.

И Один, и Тор являются богами неба и войны.

Параллелизм устраняется тем, что Один бог военной магии и военной дружины, покровитель героев и сеятель раздора между ними, а Тор бог-богатырь, моделирующий вооружнный народ, защитник своих богов и людей от чужих различных демонов Один бог неба как хозяин воинского рая, а Тор сведн к специализированному громовнику.

Локи выступает как комический дублр Одина в космогонии и его демонический противник в эсхатологии.

У них обоих есть шаманские черты, но шаманские странствия Локи ограничены горизонтальной проекцией, тогда как образ Одина тесно связан с мировым древом.

Он вытеснил в этом громовника Тора и соперничает со стражем богов Хеймдаллем, который первоначально, по-видимому, был тождественен мировому древу Иггдрасилю. Условно Одина и Локи можно соотнести как белое и чрное шаманство. В качестве позитивного творца Один отец асов, а Локи отец хтонических чудовищ, Один хозяин небесного царства мртвых для избранных, а Локи отец хозяйки подземного царства мртвых и тайный виновник первой смерти смерти Бальдра, которая является одиническим жертвоприношением реальный убийца Хд. В процессе эволюции скандинавской мифологии, очень существенным было вс большее выдвижение на первый план Одина и всего одинического комплекса, как небесной воинской мифологии Один при этом оттеснял наследника индоевропейского бога неба Тюра и отчасти индоевропейского громовника Тора в качестве небесных богов, а также эсхатологических мотивов, буквально пронизывающих скандинавскую мифологию, по крайней мере, в е эддической стадии.

Некоторые мотивы напр связанные с шаманизмом, рыболовной культурой могут считаться следствием контакта с саамско-финским окружением. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Германская мифология и ее культурное влияние

Всякое действие, всякий поступок следовал разработанному и выразительному ритуалу, возвышаясь до прочного и неизменного стиля жизни. Важные события… Бедствиям и обездоленности неоткуда было ждать облегчения, в ту пору они были… Подбитый мехом плащ, жаркий огонь очага, вино и шутка, мягкое и удобное ложе доставляли тот громадное наслаждение,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Мифология германских народов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Миф как зеркало культуры раннего средневековья
Миф как зеркало культуры раннего средневековья. Мифология оказала существенное влияние на германский героический эпос. Наиболее ранние из сохранившихся произведений героического эпоса англосаксонск

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги