Реферат Курсовая Конспект
Миф как зеркало культуры раннего средневековья - раздел Культура, Германская мифология и ее культурное влияние Миф Как Зеркало Культуры Раннего Средневековья. Мифология Оказала Существенно...
|
Миф как зеркало культуры раннего средневековья. Мифология оказала существенное влияние на германский героический эпос. Наиболее ранние из сохранившихся произведений героического эпоса англосаксонские поэмы Беовульф возникла в кон. 7 нач. 8 вв Битва при Финсбурге 9 в Висдид, Жалобы деора обе 10 в. немецкие Песнь о Хильдебранде нач. 9 в Вальтарий 9 в. главный массив записей героического эпоса датируется 13 в. немецкая Песнь о нибелунгах, героические песни Старшей Эдды песни о Влунде, Хельги, Сигурде, Гудрун, Брюнхильд, Атли, Хамдире и раздел Язык поэзии в младшей Эдде, норвежские Сага о Вльсунгах и Сага о Тидреке и др. греческие сказания излагались и в сагах о древних временах сохранившихся Сага о Хрольве Жердинке, либо утраченных, но использованных средневековыми авторами Сага о Скьльдунгах, в народных балладах позднего средневековья и др. Героями эпоса являются персонажи как вымышленные, так и восходящие к историческим прототипам, но от последних в эпосе сохранены лишь имена, а события, с которыми они были связаны в действительной истории, представлены в виде родовых междоусобиц и личных конфликтов и обросли фантастическими элементами.
В Старшей Эдде песни о героях довольно чтко определены от песней о богах.
Асы, как правило, непосредственно не вмешиваются в жизнь героев, и если место действия в мифологических песнях Асгард либо тунхейм страна великанов, но не мир людей, то подвиги и злодеяния, являющиеся сюжетами героического эпоса, совершаются на Рейне, в державе гуннов, в готском королевстве, хотя топографические и этнические координаты здесь весьма расплывчаты и противоречивы.
Ещ более неопределнно время действия героических песней славное далкое прошлое, нет ясного разграничения между мифологическими изначальными временами и героической эпохой герои часто действуют одновременно хотя их исторические прототипы жили в разное время и т.д. В ряде существенных моментов граница между мифом и эпосом оказывается расплывчатой или вовсе исчезает.
Многие роды скандинавских германских королей и знати восходят к асам таковы генеалогии Инглингов, Скьльдунгов, Вльсунгов, англосаксонских королевских династий.
Героев, павших на поле боя, принимает в свом чертоге вальхалле Один возлюбленными героев Сигурда, Хельги, Влунда часто бывают валькирии. И германская мифология, и эпос проникнуты своеобразным трагизмом все герои эпоса гибнут, по большей части страшной смертью, которую они, как правило, смело принимают, а в ряде случаев идут ей на встречу Брюнхильд, Сигню, Гуннар, Хгни в мифологической эсхатологической концепции мир движется к сумеркам и асы знают о своей неминуемой гибели и е причине нарушении данных ими обетов.
Мотив нарушения клятв один из ведущих и в героическом эпосе Сигурд, бургунды Гьюкунги, Атли и другие персонажи погибают именно из-за несоблюдения торжественно взятых клятв.
Общим для мифа и героического эпоса было и понимание судьбы. Правда, ссылки на судьбу, норн и т.п. становятся особенно частыми в поздних записях эпических произведений, где они, возможно, уже лишаются прежнего значения, однако предсказание грядущих судеб героев принципиально важны для героических сказаний. Проблема соотношения мифа и эпоса в германской традиции находит разное научное разрешение. Попытки натурмифологической школы первой половины 19 века сблизить героические персонажи с мифом путм истолкования их в качестве символов и аллегорий природных явлений напр трактовка эпоса о Сигурде как солярного мифа давно оставлены наукой.
Реакция на произвольные интерпретации натурмифологов выразилась, в частности, в том, что эпос последовательно демифологизировался фигурирование в нм Одина и других мифологических персонажей было сочтено позднейшими романтическими добавлениями, изображение богов в виде основателей королевских династий учным эвгемеризмом средних веков.
Сказалась и тенденция видеть в героической поэзии исключительно продукт индивидуального письменного творчества. Между тем архаика ряда мотивов героического эпоса вне сомнений детство героя отсутствие у него родителей, как в одной из ранних версий сказания о Сигурде жизнь его в лесу и воспитание кузнецом-колдуном, борьба героя с драконом или с иным чудовищем Беовульф, Сигмунд, затем Сигурд добывание чудесных предметов меча, плаща-невидимки и т.п. героическое сватовство к деве-богатырше Брюнхильд, сопровождающееся испытаниями ловкости, силы и отваги обмен героев Гуннара и Сигурда обличьями и оборотничество напр превращение Фафнира в дракона пробуждение героем спящей девы валькирии, тема золотого клада золото нибелунгов нифлунгов, роль живых существ конь, птицы и неодушевлнных предметов меч, копь в судьбе героя и т.п. Современные неомифологи О. Хфлер, Ф.Р. Шрдер, Я. де Фрис, К. Хаук, Ж. Дюмезиль склонны искать истоки эпических сюжетов в сфере мифа, но не природного, как учные начала 19 века, а в ритуально-мифологических архетипах, в обряде и культе.
Они видят в героическом эпосе центральное звено коллективного сознания эпохи, начинавшегося высвобождения человека из первобытной сакральной связанности, когда миф сохранял свою жизненную эффективность, но уже приобретало свои права земное и человеческое Шрдер в этой пограничной зоне мифологические сюжеты и сцены культовых действий и игр сливались воедино с историческими преданиями, круг коллективных культовых представлений, лежащий в основе мифа, оплодотворил и героический эпос. Исходя из этой концепции, неомифологи интерпретируют эпические сюжеты и мотивы поединок героя с драконом возводят к деяниям бога, который преодолевает хаос, дабы создать космос исток мотива борьбы между отцом и сыном Песнь о Хильдебранде усматривают в мифе о боге, убивающем собственного сына Один Бальдра стремятся проследить отражение древнегерманского культа и ритуала в эпосе о Хельги утверждают, что герой эпоса Дитрих Бернский его исторический прототип остготский король Теодорих уже при жизни был обожествлн и считался воплощением Водана, а после своей смерти выступал в роли предводителя дикой охоты войска мртвых, то есть историческое лицо сделалось персонажем героического эпоса посредством перехода в сферу мифического и культового.
Построения неомифологов в ряде пунктов не выдерживают критической проверки и встречают обоснованные возражения исследователей Г. Куна, К. фон Зе и ряда других учных.
Вместе с тем вряд ли можно полностью отрицать связь между героическим эпосом и ритуалом.
Например, ритуальные истоки можно усмотреть, по-видимому, в казни, учиннной Атли над Гуннаром и Хгни Старшая Эдда, Песнь об Атли, в убийстве Гудрун собственных сыновей, в некоторых эпизодах сказания о Хаддинге, в добровольном расставании с жизнью Брюнхильд Краткая песнь о Сигурде, Поездка Брюнхтльд в Хель, Сигню Сага о Вльсунгах и, возможно, Гудрун в версиях, предшествовавших циклизации песней все эти героини, осуществив месть, погибают в жертвенном пламени костра.
Здесь речь идт лишь о гипотетической ритуальной основе этих мотивов в песнях они включены уже в иной контекст повествований о родовой вражде и кровной мести, с новыми мотивировками и частично психологизированы.
В крупнейшем и наиболее популярном памятнике германского эпоса Песни о нибелунгах повествование переосмыслено в духе куртуазно-рыцарской поэзии и почти не сохранила следов древней мифологии.
Песнь о нибелунгах стала предметом многочисленных переработок, источником поэтических тем и мотивов более позднего времени. 4.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Всякое действие, всякий поступок следовал разработанному и выразительному ритуалу, возвышаясь до прочного и неизменного стиля жизни. Важные события… Бедствиям и обездоленности неоткуда было ждать облегчения, в ту пору они были… Подбитый мехом плащ, жаркий огонь очага, вино и шутка, мягкое и удобное ложе доставляли тот громадное наслаждение,…
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Миф как зеркало культуры раннего средневековья
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов