Культура "Серебряного века"

Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий Контрольная работа 2 по культурологии на тему Культура Серебряного века Выполнила студентка 2 курса заочного отделения Анфиногенова Елена Анатольевна Шифр 1133 Санкт-Петербург 2003 План Введение3Славянофилы и западники4Образование и просвещение6Наука7Духовные поиски9Литература10Театр и музыка13Архитектура14Скульптура15Живопис ь16Заключение21Список использованной литературы23 Введение Новый этап в развитии культуры России условно, начиная с реформы 1861 года до Октябрьской революции 1917 г называют Серебряным веком.

Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих золотых эпох, но окончательно в литературный оборот это словосочетание вошло в 60-е годы прошлого столетия.

Серебряный век занимает совершенно особое место в российской культуре. Это противоречивое время духовных поисков и блужданий, значительно обогатило все виды искусств и философию и породило целую плеяду выдающихся творческих личностей. На пороге нового века начали меняться глубинные основы жизни, порождая крушение старой картины мира. Традиционные регуляторы существования религия, мораль, право не справлялись со своими функциями, и зародился век модерна.

Однако иногда говорят, что Серебряный век явление западническое. Действительно, своими ориентирами он избрал эстетизм Оскара Уайлда, индивидуалистический спиритуализм Альфреда де Виньи, пессимизм Шопенгауэра, сверхчеловека Ницше. Серебряный век находил своих предков и союзников в самых разных странах Европы и в разных столетиях Вийона, Малларме, Рембо, Новалиса, Шелли, Кальдерона, Ибсена, Метерлинка, дАннуцио, Готье, Бодлера, Верхарна.

Иными словами, в конце XIX начале XX веков произошла переоценка ценностей с позиций европеизма. Но в свете новой эпохи, явившейся полной противоположностью той, которую она сменила, национальные, литературные и фольклорные сокровища предстали в ином, более ярком, чем когда-либо, свете. Поистине, это была самая творческая эпоха в российской истории, полотно величия и надвигающихся бед святой России.

Славянофилы и западники

Ликвидация крепостного права, развитие буржуазных отношений в деревне ... С. Герцен, Н. Бакунин и др. Славянофилы свои ожидания связывали с крестьянской общиной, рассматрив...

Образование и просвещение

С. В.А. Нельзя не упомянуть ряд работ русских учных, приведших к достижениям м... К. И.

Духовные поиски

В период Серебряного века люди ищут новые основания для своей духовной... Очень распространенными оказываются всевозможные мистические учения. Если к этому добавить изысканную образность, музыкальность и легкость ... По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей ... преображения мира искусством, футуристы делали упор на разрушение стар...

Театр и музыка

В постановке пьес Чехова и Горького формировались новые принципы актер... Брюсову, стороннику эстетики условного символического театра, были бол... в Петербурге возник театр В.Ф. Нежданова. Мясковский и другие.

Архитектура

И.И. Коровин самый яркий представитель русского импрессионизма, первый, сре... Его размышления об истине и красоте, о высоком предназначении искусств... Московские участники выставок, противопоставив западничеству Мира иску... Кандинский и К.С.

Заключение

Заключение Серебряный век стал именно той вехой, которая предрекла грядущие изменения в государстве и отошла в прошлое с приходом кроваво-красного 1917 года, неузнаваемо изменившего людские души. И как сегодня ни хотели нас уверить в обратном, но все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны.

Никакого Серебряного века после этого не было. В двадцатые годы еще продолжалась инерция расцвет имажинизма, ибо такая широкая и могучая волна, каким был русский Серебряный век, не могла двигаться некоторое время, прежде чем обрушиться и разбиться. Если живы были большинство поэтов, писатели, критики, философы, художники, режиссеры, композиторы, индивидуальным творчеством и общим трудом которых был создан Серебряный век, но сама эпоха закончилась.

Каждый ее активный участник осознавал, что, хотя люди и остались, характерная атмосфера эпохи, в которой таланты росли, как грибы после дождя, сошла на нет. Остался холодный лунный пейзаж без атмосферы и творческие индивидуальности каждый в отдельно замкнутой келье своего творчества. Попытка модернизации культуры, связанная с реформой П. А. Столыпина, оказалась неудачной. Е результаты были меньшими, чем ожидалось, и породили новые противоречия.

Нарастание напряжнности в обществе происходило быстрее, чем находились ответы на возникающие коллизии. Обострялись противоречия между аграрной и индустриальной культурами, что выражалось и в противоречиях экономических форм, интересов и мотивов творчества людей, в политической жизни общества. Требовались глубокие социальные преобразования для того, чтобы предоставить простор для культурного творчества народа, значительные вложения в развитие духовной сферы общества, технической его базы, на что у правительства не хватало средств.

Не спасало и меценатство, частная поддержка и финансирование значительных общественных, культурных мероприятий. Ничто не могло кардинальным образом преобразовать культурный облик страны. Страна попала в полосу нестабильного развития и не нашла иного выхода, кроме социальной революции. Полотно Серебряного века получилось ярким, сложным, противоречивым, но бессмертным и неповторимым. Это было полное солнечного сияния творческое пространство, светлое и жизнедающее, жаждущее красоты и самоутверждения.

Оно отразило существующую действительность. И хотя мы зовем это время серебряным, а не золотым веком, может быть, именно оно было самой творческой эпохой в российской истории.

Список использованной литературы

Список использованной литературы 1. А. Эткинд Содом и Психея. Очерки интеллектуальной истории Серебряного века, М ИЦ-Гарант, 1996 2. Вл. Соловьев, Сочинения в 2 т т. 2, Философское наследие, М Мысль, 1988 3. Н. Бердяев Философия свободы.

Смысл творчества, Из отечественной философской мысли, М Правда, 1989 4. В. Ходасевич Некрополь и другие воспоминания, М Мир искусства, 1992 5. Н. Гумилев, Сочинения в трех томах, т.3, М Художественная литература, 1991 6. Т.И. Балакина История русской культуры, Москва, Аз, 1996 7. С.С. Дмитриев Очерки истории русской культуры нач. XX в Москва, Просвещение, 1985 8. А.Н. Жолковский Блуждающие сны. Из истории русского модернизма, Москва, Сов. Писатель, 1992 9. Л.А Рапацкая Художественная культура России, Москва, Владос, 1998 10. Е. Шамурин Основные течения в дореволюционной русской поэзии, Москва, 1993 год.