рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Культурная эстафета

Работа сделанна в 2002 году

Культурная эстафета - Реферат, раздел Культура, - 2002 год - Культурологический смысл учения Соловьева о всеединстве Культурная Эстафета. По Соловьеву, Три Кита, На Которых Покоится Наша Нравств...

Культурная эстафета. По Соловьеву, три кита, на которых покоится наша нравственность, это свойственные человеку от природы чувства стыда, жалости и благоговения. При этом под чувством стыда Соловьев понимал, прежде всего, человеческую совесть, которая стоит выше ума и делает человека венцом творения.

Несомненно, что совестливый человек человечнее умного, который может быть и злым и вредным, опасным для других людей. Первые два чувства хорошо известны и не требуют особых пояснений, хотя совестливость и жалость, кажется, сдают свои позиции в условиях современной цивилизации с ее культом прагматизма и гедонизма и изощренными орудиями массового уничтожения душегубки, разные формы геноцида.

Именно благоговение, под которым философ понимал наше преклонение перед духовным и материальным наследием предков, есть главное условие преемственности и существования любой национальной культуры. Я не могу не чувствовать благодарности и благоговения пишет он к тем людям, которые своими трудами и подвигами вывели мой народ из дикого состояния и довели его до той степени культуры, на которой он теперь находится. Иными словами, любой подлинно культурный человек не может не ощущать своего неоплатного долга перед предками за завещанные ими духовные и материальные богатства, обязан сохранять и приумножать их и, в свою очередь, передавать потомкам культурную эстафету, повинуясь тому внутреннему велению к добру, которое Кант называл категорическим императивом. Другим очень важным положением стала мысль Соловьева о том, что главнейшими сферами, где формируется человек как личность, являются семья, народ и все человечество, а не классы, сословия или другие более мелкие социальные общности.

Последователь и разработчик восходящей еще к античности философской теории всеединства, согласно которой единое должно существовать не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех, Соловьев выступал против любых видов национализма и считал, что под истинной Россией следует понимать не только великоросов, а широкую семью народов, объединенных не силой, а добровольно, на основе согласия и христианской любви.

Призывая, в духе библейской заповеди, любить все народы как свой собственный, Соловьев отвергал славянофильскую и панславистскую самодостаточность и противопоставление России Европе.

Больше того, ему были чужды державная имперская Россия и прислуживающая ей официальная церковь. Эти взгляды в той или иной степени нашли отражение у целой школы его последователей русских религиозных философов серебряного века, таких, как Н.А. Бердяев см С.Л. Франк и некоторые другие, представленные в сборнике Вехи см Понимание прогресса, как и философия всеединства в целом, носили у Соловьева религиозно мистический характер.

Человек, утверждал он, действительно движется от природного к духовному, от звероподобного существа к некоему идеалу, и этим идеалом является сам Бог. Первым богочеловеком был Христос, ставший живым ориентиром нашего восхождения к Абсолюту.

В.С. Соловьев называл такой процесс творческой эволюцией, конченая цель которой превращение человека только разумного в человека духовного, объединенного в богочеловечестве. Достигнуть, этого можно лишь борясь с биологизацией жизни, со звериным стремлением людей к удовлетворению только своих прихотей и прихотей, убивающих как человеческую душу, так и окружающую природу. Выступая против того, что в наши дни получило название потребительство, и, призывая к осознанному ограничению безмерно растущих человеческих потребностей, Соловьев утверждал, что цель христианского аскетизма, т.е. борьбы против всякого рода излишеств не ослабление плоти, а усиление духа для преображения плоти. В соответствии с этим и христианский универсализм имеет целью не уничтожение природных особенностей каждой нации, а, напротив, усиление национального духа через очищение его от всякой эгоистической закваски.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культурологический смысл учения Соловьева о всеединстве

Сын крупнейшего историка С.М. Соловьева, он, окончив историко филологический факультет и защитив докторскую диссертацию в 27 семь лет, стал… В противовес казенному псевдопатриотизму философ так определил свое жизненное… Последователь Канта с его нравственным пафосом, Гегеля с его идеей бесконечной эволюции мирового разума , Шеллинга с…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культурная эстафета

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Культуроведение
Культуроведение. Вопрос о применении принципа всеединства в гносеологии теории познания на первый взгляд кажется чисто философским и не имеющим прямого отношения к культуроведению. Однако, к

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги