Специфика народного орнамента русских

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ Камский институт гуманитарных и инженерных технологий.Кафедра Дизайн Реферат Тема Специфика народного орнамента русских Предмет История орнамента Выполнил Студентка гр. ВДГ-31 Эйхвальд К.Я. Преподаватель РедькинаЕ.М. Зав.кафедрой Потехина О.Б. Ижевск, 2003 Содержание 1. Введение 2 2. Орнамент в книгах 2.1 Особенности книжного орнамента.2.2 Чудовищный орнамент.2.3 Орнамент печатных книг.2.4 Гравюры.2.5 Миниатюры 2.6 Орнамент грамот 3. Резьба по дереву 3.1 Геометрическая резьба 3.2 Ажурная резьба 3.3 Художественная резьба 4. Сюжеты и мотивы орнамента русской вышивки16 5. Заключение.6. Используемая литература 7. Иллюстрации 20 Введение. Художественный, образный язык орнамента многообразен.

Выполняя задачу декоративного значения, он часто играет роль социальной, половозрастной отметки, этнической принадлежности, является средством выражения народного мировоззрения.

Уместно вспомнить о социальной функции орнамента у разных народов. Например, в узорах хантов и манси отражались родоплеменные особенности у удмуртов имеются названия узоров, свидетельствующие о принадлежности их к определенному роду или племени у народов Средней Азии, долго сохранявших пережитки родоплеменных делений, это отразилось в узорах.

Слово орнамент образовано от латинского слова ornamentum, которое переводится как украшение. Он не является самостоятельным произведением искусства, это лишь узор, который в зависимости от характера предмета может быть исполнен весьма различной техникой и из самого различного материала. Совокупность орнаментов, их обусловленность материалом и формой предмета, ритме образуют тот декор, который является неотъемлемым признаком определнного стиля.

И орнамент, как элемент художественного стиля, живт и в зодчестве, и в ваянии, и в живописи, и в графике, и прежде всего в ДПИ. В процессе сложения стиля, отражавшего новые художественные идеалы, в прикладном искусстве создаются новые декоративные решения, в нм появляются новые орнаментальные мотивы. Орнамент в жизни народа никогда не являлся самоцелью он всегда и во всм был связан с тем предметом, который должен был украсить. Его применение чрезвычайно широко, почти безгранично.

Орнамент встречается повсюду на наружных и внутренних стенах зданий, на мебели и посуде, на декоративных и носильных тканях, вышивках, кружевах, на металлических изделиях и т.д. Если при создании орнамента на металле, дереве, камне, майолике и ткани материал до некоторой степени дисциплинировал фантазию художника, то в стенной росписи и на страницах рукописных книг его фантазия ограничивалась только размером отведнного для украшения пространства. До второй половины XVII в. орнаментированные растительные формы, украшавшие поверхность стены, всегда решались в плоскостной, двухмерной манере художники не пользовались прстранственными иллюзорными прмами, разрушающими зрительное восприятие плоскости.

Позднее, под влиянием форм барокко, появляется некоторая объмность в стенописи и в миниатюре рукописных книг и грамот.

Орнамент в книгах

Орнамент в книгах.

Особенности книжного орнамента

Южно-славянские и русские книги, за очень редкими исключениями, имеют ... Назовем две датированные рукописи Юрьевское Евангелие около 1120 г. Их заставки имеют форму прямоугольного четырехугольника, внутри которо... мы видим заставку из пересекающихся кругов, позднего византийского гео... Русские рукописи XV в.

Орнамент печатных книг

Андреевым они отличной работы. Из них гравюра в лист находится, между ... и позднее с более простым орнаментом, то, между прочим, в них встретим... Впрочем, есть иллюстрированные рукописи конца XVII в. Многие рукописи XVII в особенно второй половины этого столетия и начал... Бельского XVII в.

Орнамент грамот

и молдаво-валашских воевод, и то наиболее важные, имеют лишь инициал б... Их инициалы более или менее украшены узорами травами чем важнее грамот... Д. Это жалованная грамота рязанского князя Олега Богородицкому монастырю ... Главный инструмент резчика резец со скошенным концом, так называемый к...

Ажурная резьба

Ажурная резьба. по дереву. С середины 19 века в России начинает интенсивно использоваться пропиль... Издавна являясь одной из важнейших областей народного искусства, резьб... Деревянные игрушки изготовлялись во всех лесных регионах России, больш...

Сюжеты и мотивы орнамента русской вышивки

Сюжеты и мотивы орнамента русской вышивки. Орнаментальные мотивы сгруппированы следующим образом 1 геометрические... Растительные узоры издавна были известны в древнерусском прикладном ис... Особое значение дерева, растительности выступает и в вышивках XVIII-на... Постепенная замена мифологических образов христианскими, исчезновение ...

Заключение

Заключение. Рассматривая постройки, домашнюю установку, различные предметы украшения, созданные нашими предками и украшенные орнаментом, видно, с какой исключительной любовью, с каким творческим чутьм подходили наши мастера к разрешению декоративного оформления, начиная с больших произведений архитектуры и заканчивая мелкой бытовой утварью.

Мотивами их творчества были и образы, дошедшие до них от древних верований их далких предков, и наблюдения над природой и окружающей действительностью, и мотивы, приходившие извне, но всегда по-своему воспринятые и основательно переработанные.

Все эти составные части художественной мысли, переплавленные в огне творчества неизвестных многочисленных мастеров-искусников прошлых поколений, оставили нам в наследство оригинальные, невиданные у других народов, узоры орнамента. В этом наследии современный художник может найти немало образцов, которые смогут вдохновить его на создание новых и новых форм для современного декоративного искусства и художественной промышленности, отвечающих ритму и строю нашей современной жизни.

Литература 1. Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву Народное искусство М. 1974 183с. 2. Соболев Н.Н. Очерки по истории украшения тканей М Л. 1934 433с. 3. Соболев Н.Н. Русский орнамент камень, дерево, керамика, железо, стенопись, набойка М. 1948 173с. 4. Соколова Т.М. Орнамент почерк истории Л. 1972 148с. 5. www.remesla.ruтеория Г.С. Маслова. Орнамент русской народной вышивки иллюстрации вышивки на ткани. 6. www.textology.ru орнамент А. И. Соболевский.

Славяно-русская палеография. Изд. 2. все иллюстрации орнамента в книгах. Иллюстрации. Заставки и инициалы. Слово Ипполита об Антихристе Добрилово Ев. 1164г. XII в. Галицкое Ев. 1266г. Северо-русские рукописи XVIIв. Толк. Псалтырь 1647г. Чудовищный орнамент. Устав церковный 1398г. Новгородский служебник 1400г. Пролог 1400г. Русская рукопись XV в. Лествица 1412г. Русская рукопись XVII в. Царская грамота XVII в. Домовая резьба. Вышивка на ткани XVIII в.