рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ОСНОВАНИЕ МОНАСТЫРЯ. XIV ВЕК

Работа сделанна в 2002 году

ОСНОВАНИЕ МОНАСТЫРЯ. XIV ВЕК - Реферат, раздел Культура, - 2002 год - Троице-Сергиева Лавра и ее место в русской культуре Основание Монастыря. Xiv Век. О Возникновении Монастыря И Появлении Поселений...

ОСНОВАНИЕ МОНАСТЫРЯ. XIV ВЕК. О возникновении монастыря и появлении поселений вокруг него известно из первых жизнеописаний Сергия Радонежского, составленных известными агиографами Епифанием Премудрым и Пахомием Сербом.

Сообщаемые ими сведения достаточно достоверны, так как принадлежат людям, видевшим монастырь того времени или описавшим его со слов непосредственных очевидцев тех или иных событий. Епифаний жил в Троицком монастыре с 1375 по 1406 г. Пахомий с 1440 по 1459 г а затем в 1472 1473 гг. Оба автора рассказывают, как Стефан и Варфоломей, сыновья обедневшего боярина, переселившегося из Ростова Великого в небольшой город Радонеж, похоронив родителей в близлежащем Хотьковском монастыре, решили принять особый вид монашества уйти пустынножительствовать в лес, подальше от селений и дорог.

Облюбовав в 10 км к северу от Радонежа и Хотькова лесную поляну на небольшом холме Маковец, омываемом речушкой и ее притоком, они поставили здесь келью и церквицу малу, посвятив ее Троице было это, по одним сведениям, в 1337 г по другим в 1345 г Так началась многовековая история Троицкого монастыря и развившегося вокруг него посада.

Не выдержав, однако, тягот суровой жизни в лесу, старший брат, Стефан, вскоре ушел в московский Богоявленский монастырь, а младший, приняв после пострижения имя Сергия, остался здесь в одиночестве. Через два-три года около него стали селиться другие монахи каждый вновь приходивший ставил себе келью там, где ему хотелось, возделывал свой огород и вел свое отдельное хозяйство. Однако несколько лет спустя 1355 Сергий ввел, один из первых на Руси, строгий устав общинной жизни монахи должны были вести общее хозяйство и кормяти от рук своих, жить в одинаковых кельях, вместе питаться, одинаково одеваться, не выходить за ворота без разрешения игумена.

Такая строгая дисциплина не всем пришлась по вкусу, и часть монахов даже покинула Сергия. Общинножитие, установленное основателем обители, потребовало специальных зданий общей трапезной, поварни, пекарни, а также других хозяйственных построек и вызвало необходимость соответствующей перестройки всего монастыря. Вскоре нашлись для этого и средства к Сергию пришел смоленский архимандрит Симон и имение принесе с собою и предасть то игоумену на строение монастырю.

Перестройка была произведена по строго обдуманному плану, Епифаний рассказывает, что Сергий монастырь больший распространив, келий четверообразно сотворити повеле, посреди их церковь во имя живоначальные Троицы отвсюда видима яко зерцало трапезу же и ина елико на потребу братии. Одновременно были построены и другие необходимые здания, куда игумен оустрояет братию по службам ового келарем и прочих в поварни, в юже хлеба пещи, ового же немощным слоужити.

Монастырь получил, таким образом, регулярный план в виде правильного прямоугольника по его сторонам стояли кельи, обращенные окнами на центральную площадь, где возвышались церковь и трапезная весь монастырь, включая огороды, житницы и другие хозяйственные постройки, располагавшиеся позади келий, окружила рубленая ограда тын над ее главным входом была поставлена еще одна церковь, посвященная Дмитрию Солунскому.

К концу XIV века появляются и первые поселения в окрестностях обители Сергия. Епифаний свидетельствует, что если ко времени основания монастыря не было близ тогда ни сел, ни дворов, ни людей, живущих в них, ни пути людского во все стороны все лес, все пустыня, то теперь здесь селятся крестьяне сотвориша себе различные починцы и составиша села и дворы мнози и посеяши плод житень и умножиша зело. Благодаря поддержке московских князей и обладая выдающимися личными качествами крепкий душою, могутный за два человека, мало же словесы глаголавша, вящая же делы учаша, говорят о нем современники, Сергий Радонежский скоро приобрел исключительный авторитет он становится духовным советником великого князя Дмитрия Ивановича, крестит его сыновей, участвует в государственных делах, константинопольский патриарх шлет ему свои грамоты и подарки.

Летописи рассказывают, как московские князья не один раз призывали игумена прославленного монастыря для решения сложных междоусобных разногласий и он только силой своего морального авторитета неизменно подчинял строптивых князей голосу Москвы.

Так например в 1365 году он закрывает все церкви Нижнего Новгорода, а на непослушного князя Бориса налагает епитимью в 1385 году с его помощью заключается мир с рязанским князем Олегом, незадолго перед тем разбившим московское войско. Сергий активно поддерживает деятельность великого князя Дмитрия Ивановича по строительству укреплений к югу от Москвы как подготовку к предстоящим боям с монголами.

В этих целях он сам основывает здесь ряд монастырей Высоцкий, близ Серпухова, и Гопутвин, близ Коломны 1374, а затем Симонов под Москвой 1379. Во второй половине XIV века Сергием и его учениками были основаны двадцать два монастыря в различных русских княжествах, и современники с полным правом говорили о нем бе начальник и учитель всем монастырем иже в Руси. Но особенно широкий отклик в народе получило деятельное участие Сергия в проведении самой Куликовской битвы, этого символического события русской истории А. Блок. Он не только напутствовал Дмитрия Ивановича на этот подвиг, но и отправил с ним в качестве воинов двух монахов своего монастыря Пересвета и Ослябю, зело умеющих ратному делу и полки уставляти еще же и силу имущих и удальство велие и смельство.

Единоборством Пересвета с татарским богатырем Темир-Мурзой Челубеем и началась историческая битва не Куликовом поле и бысть сеча зла и велика и брань крепка. После удачного исхода этого великого сражения Дмитрий Донской снова посетил Сергиеву обитель, чтобы совершить здесь поминовение по десяткам тысяч русских воинов, оставшихся лежать на ратном поле.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Троице-Сергиева Лавра и ее место в русской культуре

Более того, именно от Православия, как от источника живой воды, русская культура получает творческий импульс для своего развития, именно связью с… Ибо по Православию дано видение особой, мистической красоты духовного мира… И эта красота абсолютной гармонии проявляется в области нравственной в духовном облике святых, она созерцается в…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ОСНОВАНИЕ МОНАСТЫРЯ. XIV ВЕК

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИСТОРИЯ ГОРОДА СЕРГИЕВА ПОСАДА
ИСТОРИЯ ГОРОДА СЕРГИЕВА ПОСАДА. развивавшегося вокруг Троице-Сергиева монастыря, основанного в середине XIV века, отсчитывает уже седьмое столетие она видна и в его широко раскинувшейся живописной

МОНАСТЫРЬ В XV ВЕКЕ
МОНАСТЫРЬ В XV ВЕКЕ. Более полувека простоял отстроенный Сергием монастырь. Отряды хана Тохтамыша, захватившие Москву в 1382 году, не нашли тогда эту затерявшуюся в лесах обитель, хотя вся е

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги