Театр эпохи Просвещения

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ Федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ имени П.А. Столыпина» филиал в г. Тольятти Кафедра « Гуманитарные и естественно научные дисциплины» РЕФЕРАТ По дисциплине: КУЛЬТУРОЛОГИЯ На тему: Театр эпохи Просвещения ВЫПОЛНИЛ: ПРОВЕРИЛ: Тольятти 2007г Содержание: 1. Введение….… 2. Особенности театра эпохи Просвещения ….… 3. Классицизм как один из жанров театра эпохи Просвещения……… … 4. Развитие русского театра XVIII века… 5. Заключение….10 6. Иллюстрации … … … … 7. Список используемой литературы… 1. Введение. Просвещение – это интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 вв. в Европе и Северной Америке.

Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества.

Название закрепилось после выхода статьи И.Канта «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» в 1784 году. Корневое слово «свет», от которого происходит термин «просвещение», восходит к древней религиозной традиции. Это отделение Творцом света от тьмы, и определение самого Бога как Света. Переосмысляя этот образ, просветители вкладывали в него новое понимание, говоря о просвещении человека светом разума и знаний.

На протяжении всего развития Просвещения в центре рассуждений его идеологов находилось понятие «разум». Разум, в представлении просветителей, дает человеку понимание, как общественного устройства, так и самого себя. И то и другое можно изменить к лучшему, можно усовершенствовать. Таким образом, обосновывалась идея прогресса, который мыслился как необратимый ход истории из тьмы неведения в царство разума. Наивысшей и самой продуктивной формой деятельности разума считалось научное познание.

Особое место этой исторической эпохи отразилось и в полученных ею эпитетах: “век разума”, “эпоха Просвещения”. Изменения в социально-политической и духовной жизни в начале XVIII века, связанные со становлением буржуазных экономических отношений, бурным развитием естествознания, инженерного дела и искусства, нарастанием интереса к научным и философским учениям, обусловили основные тенденции культуры XVIII века. Основные творческие принципы XVII века — классицизм и барокко — обрели в эпоху Просвещения новые качества, потому что искусство XVIII века обращалось к изображению реального мира. Художники, скульпторы, писатели воссоздавали его в картинах и скульптурах, повестях и романах, в пьесах и спектаклях.

В целом можно рассматривать культуру XVIII века как период ломки существующей системы, в соответствии с которой искусство создало особую идеальную среду, модель жизни более значительной, чем реальная, земная жизнь человека.

Эта модель превращала человека в часть более высокого мира и высших религиозных, идейных и этических ценностей. В XVIII веке вся эта система подверглась пересмотру. Ироническое и скептическое отношение ко всему, что почиталось избранным и возвышенным прежде, превращение возвышенных категорий в обычные, снимали ореол исключительности явлений, которые веками почитались как незыблемые идеалы.

Перед художниками впервые открылась возможность небывалой свободы наблюдения и творчества. Искусство эпохи Просвещения иногда использовало старые стилистические формы, но отражало при их помощи уже совершенно иное содержание. Просвещение, прежде всего, включало в себя веру в возможность изменить человека к лучшему, что и находило отражение в развитии культуры этой эпохи в целом и театра в частности. 2.

Особенности театра эпохи Просвещения

Новые идеи, развившиеся в произведениях мыслителей XVIII в. Публичность общественной жизни, лишение церковного и придворного ритуа... 17). В эпоху Просвещения в Европе устраиваются первые публичные выставки — ... Важное место в иерархии духовных ценностей в XVIII столетии занимает м...

Классицизм как один из жанров театра эпохи Просвещения

Классицизм как один из жанров театра эпохи Просвещения. classicus – образцовый). Наиболее полное развитие в драматургии и театре классицизм получил во ... Однако именно в Германии классицистской эстетике вообще и принципам тр... 5.

Развитие русского театра XVIII века

Результаты деятельности Петра в различных областях сказались в разное ... Но обе попытки Петра не имели успеха. Вместо бога, которого школьный театр обычно не выводил на сцену, перед... Так неудачно завершается вторая попытка Петра утвердить в России публи... И здесь накапливаются силы для борьбы за дальнейшее утверждение национ...

Заключение

Заключение. XVIII столетие справедливо называют “золотым веком театра”. Имена Мариво, Дидро, Руссо, Бомарше, Шеридана, Вольтера, Филдинга, Гоцци, Гёте, Шиллера и Гольдони составляют одну из самых ярких страниц в истории мировой драматургии.

Лучшие произведения театра XVIII в. — не только достояние прошлого, они принадлежат и нам. Пьесы Шиллера, Шеридана, Бомарше, Гольдони прочно вошли в репертуар многих современных театров мира. Театр эпохи Просвещения замечательно выразил и содержанием, и методом новый взгляд на мир, который был полностью адекватен своей эпохе. 6.

Иллюстрации

Иллюстрации : Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749-1832) Пьер Огюстен де Бомарше (1732-1799) Список использованной литературы: Западноевропейская художественная культура XVIII века. М 1980 Культура эпохи Просвещения.

М 1993 Зарубежная литература эпохи классицизма и Просвещения. М 1994 Театральная энциклопедия : в 6-ти т. – М 1961 Аверинцев С. С. Два рождения европейского рационализма // Он же. Риторика и истоки европейской литературной традиции; Человек эпохи Просвещения.

М 1999 Бояджиев Г.Н. Исторические пути формирования жанра высокой комедии, М 1967 Пави П. Словарь театра. – М 1991.