Массовая культура. Древний Рим

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 Исторические условия и этапы становления массовой культуры. 4 Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры. 7 Проблема типологии культуры. 9 Личность как творец культуры, ее ценностей. 11 Элитарная культура как антипод массовой культуры. 12 ВВЕДЕНИЕ 16 Мифология и религия Древнего Рима. 18 Древнеримская архитектура. 24 Искусство Древнего Рима. 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34 ЛИТЕРАТУРА 36 ВВЕДЕНИЕСуществуют довольно противоречивые точки зрения по вопросу о времени возникновения массовой культуры . Некоторые считают ее извечным побочным продуктом культуры и поэтому обнаруживают ее уже в античную эпоху.

Гораздо больше оснований имеют попытки связать возникновение массовой культуры с научно-технической революцией, породившей новые способы производства, распространения и потребления культуры.

Буржуазная массовая культура впервые сформировалась в США. С одной стороны это демократизировало сферу культуры, с другой стороны, способствовало проникновению в эту сферу коммерческих, политических интересов, погони за прибылью. Смешение культуры и политики может принять два разных направления. Оно может сделать культуру нетерпимой ко всякой культуре, кроме своей собственной или привести к идеалу мирового государства, где будет существовать одна лишь единообразная мировая культура.

Политика проникает сегодня даже в голливудский кинематограф. Массовая культура - это культура масс, культура, предназначенная для потребления народом это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством.

Модернизм, напротив, Апеллирует к вкусам элиты, опирается на различные направления авангардистского искусства. В настоящее время происходит интенсивный процесс превращения авангарда в искусство ширпотреба. Феномен массовой культуры существует, а телевидение является самым эффективным средством тиражирования и распространения этой культуры. Массовая культура воздействует на массовое сознание, связана со средствами массовой коммуникации, ориентирована на потребительские вкусы и инстинкты, имеет манипулятивный характер.

Средства массовой информации представляют собой большую угрозу для независимого человека, она обладает опасным орудием внушения, орудием социальной дрессировки человека. Массовая культура осуществляет стандартизацию духовной деятельности человека. Человеческая масса испытывает и всегда испытывала отвращение к образованию и к искусству. Она хочет, чтобы ее отвлекали от жизни, а не раскрывали ее смысл. В Америке массовая культура приобрела двойственный характер американский ум, который не занят практическими заботами, остается отдыхающим, в то время как другая его часть, занятая открытиями, производством и социальной организацией, напоминает Ниагарский водопад. Американская воля воплощается в небоскребе, американский интеллект - в колониальных постройках.

По, ориентированным на рынок предметам потребления, мы узнаем о типичных формах поведения, позициях, общепринятых мнениях, предрассудках и ожиданиях большого количества людей.

Одна из важных функций современной массовой культуры состоит в мифологизации общественного сознания. Произведения массовой культуры, так же как и мифы, основаны на не различении реального и идеального, Они становятся предметом не познания, а веры. Существует мнение, что наиболее адекватным термином, выражающим сущность произведений массовой культуры, является термин икона. Именно икона соответствует русскому понятию образ. Этот термин характеризует такой тип художественного отражения, который носит символический, принципиально нереалистический характер, является предметом веры, поклонения, а не средством отражения и познания мира.

Исторические условия и этапы становления массовой культуры

3. 3.Большое влияние на развитие массовой культуры оказал и принятый в 18... Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проанали... Таким образом, чисто количественное определение - многие - переходит в... уводящую от реальной действительности функцию художественной культуры....

Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры

Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры. Маркс в Капитале. Маркс рассмотрел через призму понятия товар все многообразие социальны... Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производство - вс... Среди них главной является иллюзорно-компенсаторская приобщение челове...

Проблема типологии культуры

Первобытная культура возникла вместе с выделением человека из царства ... Главенствующее положение в культуре заняла религия, подчинившая себе в... Итак, именно трудящиеся массы любой исторической эпохи и при любом пол... Ну а как же быть с личностью? Значительная часть духовных ценностей со... Поэтому, творческая личность играет весьма заметную роль в развитии ку...

Элитарная культура как антипод массовой культуры

Определение элиты в различных социологических и культурологических тео... Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся уже в филосо... В культурологических концепциях Ф. Ницше, сформулированных им в известных трудах Рождение трагедии из дух... Дягилев прямо и открыто заявлял о самоцельности и самополезности искус...

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ Античная культура и цивилизации развивались в рамках истории вечного Рима - государства, прошедшее путь от крестьянской общины на р. Тибр до мировой державы - владыки всего мира. Наивысшего расцвета античная культура достигает во времена Римской цивилизации.

Более двадцати веков VII в. до н.э V в. н.э. существовала Римская культура, которая была явлением более сложным, чем греческая. Рим, позже Греции, появился на арене мировой истории и был столицей необъятной империи, захватившей все территории вокруг Средиземноморья. Все дороги ведут в Рим - говорит пословица, так как со всего света сюда стремились путешественники, торговцы Рим оказал своё влияние на покоренные им эллинистические территории.

Таким образом формировался синтез греческой и римской культур, результатом которого стала позднеантичная греко-римская культура I-V вв. н.э лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских государств. Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи но и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы - от Британских островов до Египта.

Римское искусство - высшее достижение и итог развития древнего искусства, так как его создавали не только римляне, но покоренные ими народы древние египтяне, греки, шины, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии, иногда стоявших на более высокой ступени культурного развития. Как мы видим Рим распространил свою власть не только на земли соседей, но и на прилегающие обширные страны. Уже тогда, в древности, современники искали объяснения этим впечатляющим достижениям историки и поэты находили их причины главным образом в силе римского оружия и героизме римлян.

Но что же тогда послужило причиной распада великой державы, только ли нашествие варваров? Не сыграли ли здесь какой - либо роли культурный аспект? В своей работе я хотел бы проследить за основными направлениями развития римской культуры и выделить в ней ряд особенностей. Также в ходе анализа попытаться определить, насколько велико было влияние культур завоеванных стран.

Можно ли вообще считать культуру Древнего Рима явлением самостоятельным или она сложилась в ходе бесконечных заимствований? Кроме того не мог ли культурный фактор каким - либо образом способствовать распаду империи? Вот тот вопросы, ответ на которые я попытаюсь дать в своей работе. Проблема эта является весьма популярной в исследовательских кругах. Ведь несмотря на длительное изучение четких ответов еще не получено. Хотя литературы для того чтобы составить свое собственное мнение достаточно. При написании этой работы я пользовался изданиями по истории искусств, книгами по мифологии и литературе, научными статьями и историческими источниками.

Наиболее информативными и полезными оказались Очерки культуры Древнего Рима Германа Н.Ю а также статья Кптева А.В. Античное гражданское общество. Оба автора крайне разносторонне подошли к рассмотрению проблемы. Многие их изыскания весьма полемичны, но в целом интересны и новы. Именно они, как мне кажется, дают наиболее исчерпывающею и важную информацию, необходимую для понимания проблемы.

Мифология и религия Древнего Рима

Мифология и религия Древнего Рима. С него достаточно было тайн, заключенных в самых будничных, житейских ... Совершая молитву, содержащую просьбу, жрец должен был следить за тем, ... Гаданием занимались особые жрецы - гаруспики. Когда животное приносили... Это произошло тогда, когда в правах были уравнены все жители империи.

Древнеримская архитектура

Обращают внимание грандиозные сооружения - древние оборонительные стен... Проходя через арку, император возвращался в родной город уже в новом к... э. В произведениях древних римлян, в отличие от греков, преобладали симво... Из-за недостатка вещественных материалов, весьма слабого освещения это...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . Итак, в своей работе я попытался проследить основные вехи развития римской культуры и ответить на вопрос о роли заимствованней. Мне кажется, что говорить о римском наследии как о заимствованном не справедливо. Слишком много своего было привнесено римской цивилизацией, в противном случае не был бы так велик интерес к ней сегодня. Что же касается кризиса империи, то мы видим, что основные причины скрывались внутри самого общества, а, следовательно, частично и в культуре, им насаждаемой.

Искусство, вслед за обществом нуждалось в коренных переменах, в притоке новых сил и идей для своего возрождения и обновления, но ход истории нельзя изменить, и некогда могущественная империя пала от рук варваров. Захватчиков активно поддержали порабощенные народы рабы, что лишний раз подтвердило глубокий кризис внутри общества. В ходе работы я узнал много новых интересных фактов, которые и попытался отразить наиболее полно.

Так или иначе, искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами.

Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов, которые легли в основу христианского искусства Нового времени. Латынь, язык древних римлян и всех подвластных им народов, сделалось основой романских языков, а также языком науки и католической церкви.

Латинский алфавит был усвоен в Западной Европе, а греческий лег в основу славянских языков. Римская строительная техника и архитектура оказали большое влияние на западноевропейскую архитектуру, особенно Испании, Франции, Италии. Восхищаясь своими современными писателями, скульпторами, полководцами мы и сейчас сравниваем их с великими античными героями.

ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА 1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли.

М 1992. 2. Асафьев Б. В. Русская живопись. М 1965. 3. Ницше Ф. Так говорил Заратустра Ницше Ф. Соч. В 2-х. Т. 2 М,1990. 4. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М 1991. 5. Самосознание европейской культуры XX века. М 1991. 6. Стерин Г. Ю. Художественная жизнь России. 1890-1910 гг. М 1988. 7. Троянский И.М. История античной литературы , 3-е издание, Л 1957 8. Энциклопедия. Том VII. Искусство. Том I. М. 1998г. 9. Искусство.

Книга для чтения по истории живописи, скульптуры, архитектуры. М 1961г. 10. Парандовский Я. Мифология. М 1971 11. Герман Н. Ю. и др. Очерки культуры Древнего Рима. М 1990 12. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М 1992 13. Поль Гиро. Частная и общественная жизнь римлян 14. Коптев А.В. Античное гражданское общество.