рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблема типологии культуры

Проблема типологии культуры - раздел Культура, Массовая культура. Древний Рим Проблема Типологии Культуры. Для Решения Сложной Проблемы Типологии Культуры ...

Проблема типологии культуры. Для решения сложной проблемы типологии культуры необходимо найти объективные закономерности развития этого важного социального феномена.

Для этого используется концепция смены общественно-экономических формаций. Каждая такая формация порождает особый тип культуры со своей системой материальных и духовных ценностей и способов деятельности для их создания Общую схему исторических типов культуры можно представить следующим образом первобытная культура, культура рабовладельческого строя, культура азиатского деспотического общества, культура феодального общества, культура капиталистического общества, социалистическая культура.

Каждая общественно-экономическая формация, являясь качественно своеобразным историческим этапом в процессе поступательного развития общества, создает свой тип культуры, свою специфическую, т. е. только ей присущую, совокупность материальных и духовных ценностей и способов деятельности для их создания. Первобытная культура возникла вместе с выделением человека из царства животных и просуществовала до смены первобытнообщинной формации классовым обществом, которая происходила в различных регионах в разное время от IV тысячелетия до нашей эры в древнем Египте до I тысячелетия до нашей эры в Древней Греции. В рамках первобытной культуры складываются и развиваются нравственные нормы и сама мораль как исторически первая форма общественного сознания. Формируются магические и мифологические воззрения, на базе которых на поздней стадии первобытнообщинной формации возникает искусство и религия.

Величайшим достижением первобытного общества было формирование самого человека, его выделение из царства животных, что придало мощный начальный импульс всему развитию мировой культуры.

Культура рабовладельческого общества отличается большим динамизмом. Эксплуатация огромных масс рабов, повлекшая за собой значительный рост прибавочного продукта, дает возможность ряду представителей класса рабовладельцев сосредоточиться на создании духовных ценностей, на осмыслении важнейших закономерностей природы, общества и мышления.

Крупные достижения характерны здесь для многих областей культуры - этики, права, политики, философии, науки, искусства. Впервые появляются трагедия, драма, поэзия и художественная проза как самостоятельные виды отражения эстетической действительности. Формируется научная методология, познанные закономерности окружающего мира обосновываются с помощью тщательно разработанной и логически обоснованной системы доказательств.

Если в прошлые исторические эпохи личность была растворена в первобытном коллективе или общине, то при рабовладельческом строе она разумеется, личность свободного человека, а не раба получает большие возможности для всестороннего развития и становится предметом философских размышлений. Характерно также то, что религия, выполняя свои социальные функции, находится под контролем государства. В эпоху феодализма культура базируется на натуральном хозяйстве, которому было свойственно простое воспроизводство, тесное соединение работника со средствами производства, ориентация на самоудовлетворение основных потребностей, связь индивида с группой и относительная неотделимость его от природной среды.

Эти особенности способа производства опираются на освященные временем традиции, для духовной культуры в данный период характерно недоверие ко всему новому. Главенствующее положение в культуре заняла религия, подчинившая себе все остальные формы общественного сознания.

Материалистическая философия, научные знания развиваются здесь подспудно, идут на различные компромиссы с религиозным мировоззрением. Но, хотя религия наложила заметный отпечаток на развитие искусства, в эту эпоху были достигнуты большие успехи, например, в области архитектуры - сегодня мы любуемся не только готическими соборами, но и целыми ансамблями средневековых городов Культура капиталистического общества во многих своих чертах формируется в эпоху Возрождения.

В это время происходит бурная ломка общественных отношений и основ мировоззрения феодализма. Культура активно приобретает светский характер, человек рассматривается многими мыслителями как существо, равное богу. Эпоха Возрождения была временем титанов, оставивших глубокий след в развитии различных областей культуры. Достаточно вспомнить только имена Рафаэля, Шекспира, Леонардо да Винчи. При капитализме формируется новая социально-этническая общность - нация.

Это накладывает свой отпечаток на развитие культуры, приобретающей теперь сильное национальное своеобразие. Таким образом, теория общественно-экономических формаций позволяет уловить общую логику развития мировой культуры, понять причины смены одних типов культуры другими, выявить сложные взаимоотношения между ними. Личность как творец культуры, ее ценностей. Кто же действительный творец материальных ценностей, являющихся остовом, каркасом любой культуры? Прежде всего, та часть общества, которая с помощью своих трудовых навыков приводит в действие средства производства, т. е. трудящиеся массы.

Определим основные аспекты участия трудящихся масс в развитии культуры. Трудящиеся составляют главный элемент производительных сил. Только благодаря их деятельности человечество может существовать и нормально функционировать. Если они прекратят свою деятельность по созданию материальных ценностей, начнется социальная деградация. Итак, именно трудящиеся массы любой исторической эпохи и при любом политическом режиме играют решающую роль в создании материальных культурных ценностей.

Решающая роль трудящихся масс проявляется и в развитии духовной культуры. Здесь можно выделить ряд важных моментов. Несмотря на то, что большинство духовных ценностей было создано профессиональными творцами архитекторами, художниками, скульпторами, писателями, поэтами и т. д следует помнить, что трудящиеся массы, создавая материальные ценности, обеспечивали их существование и тем самым давали им возможность для занятий духовным творчеством.

А также трудящиеся массы непосредственно творят духовные ценности, создавая язык и фольклор, которые становятся неиссякаемым источником для творческой деятельности профессиональных творцов духовных ценностей. Ну а как же быть с личностью? Значительная часть духовных ценностей создается профессиональными творцами. Да и в области материальной культуры творческой личности принадлежит многое. Вошел в историю водопровод, сделанный рабами в Риме, но ведь и он был спроектирован древними римскими архитекторами, хорошо знавшими свое дело. Поэтому, творческая личность играет весьма заметную роль в развитии культуры.

Но, прежде чем личность сможет начать активные действия, она должна сформироваться в обществе. Это влияние общества на личность характеризуется многими обстоятельствами. Во-первых, каждый исторический тип культуры создает свой основной тип личности. Он различен в разных социальных группах, но имеет и нечто общее, обусловленное связями личности с обществом в целом и его культурой.

Во-вторых, различные типы культуры предоставляют разные возможности для формирования и развития личности. Каковы основные направления влияния личности на ход мировой истории и развитие культуры? Здесь можно указать три основные возможности, предоставляемые личности историческим процессом. Во-первых, своей деятельностью, если эта деятельность совпадает с направлением общественного прогресса, она может значительно ускорить темпы исторического развития, внести заметный вклад в мировую культуру.

В таком случае говорят о прогрессивном воздействии личности на ход истории. Во-вторых, ее деятельность может иметь направление, противоположное направлению общественного прогресса. Тогда она в зависимости от мощи социальных сил, стоящих за ее спиной, и от своих собственных качеств может оказать значительное тормозящее воздействие на ход истории и развитие мировой культуры.

В таком случае говорят об отрицательном воздействии личности на историю. В-третьих, личность может оказать противоречивое воздействие на исторический прогресс. Существует не так уж много личностей, деятельность которых может быть оценена однозначно - либо позитивно, либо негативно. Гораздо чаще личности на одних этапах своей деятельности ускоряют ход истории, а на других - замедляют. Часто встречается ситуация, когда личность в одно и то же время одними сторонами своей деятельности оказывает прогрессивное воздействие на общество, а другими - регрессивное.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Массовая культура. Древний Рим

Гораздо больше оснований имеют попытки связать возникновение массовой культуры с научно-технической революцией, породившей новые способы… Буржуазная массовая культура впервые сформировалась в США. С одной стороны это… Политика проникает сегодня даже в голливудский кинематограф. Массовая культура - это культура масс, культура,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема типологии культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Исторические условия и этапы становления массовой культуры
Исторические условия и этапы становления массовой культуры. Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили культурологам выделить две социальные формы существования культуры

Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры
Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры. Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений, на кот

Элитарная культура как антипод массовой культуры
Элитарная культура как антипод массовой культуры. В качестве антипода массовой культуры многие культурологи рассматривают элитарную культуру. Производителем и потребителем элитарной культуры, с точ

Мифология и религия Древнего Рима
Мифология и религия Древнего Рима. Начать разговор о культуре Древнего Рима мне хотелось бы с его мифологии, так как она, на мой взгляд, дает нам наиболее четкое представление о духовном мире челов

Древнеримская архитектура
Древнеримская архитектура. Что же касается римской архитектуры, то и здесь не обошлось без заимствований Также как и в религиозных верованиях, заимствования проходили в несколько этапов и использов

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги