рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ДИНАСТИЯ ЦИНЬ И ХАНЬ

ДИНАСТИЯ ЦИНЬ И ХАНЬ - Реферат, раздел Культура, Культура Древнего Китая Династия Цинь И Хань. В 221 Г. До Н. Э. Период «Вою¬Ющих Царств» Завершился О...

ДИНАСТИЯ ЦИНЬ И ХАНЬ. В 221 г. до н. э. период «вою¬ющих царств» завершился объединением Китая под властью могу¬щественной династии Цинь. Правитель империи, принявший титул Цинь Шихуан — Первый император, предполагал, что его динас¬тия будет править «на протяжении десяти тысяч поколений». Па¬мятуя о горьком опыте междоусобиц, руководители империи при¬няли меры для ослабления центробежных сил: в первый же год по указу императора у населения было конфисковано оружие, из ко¬торого было приказано отлить колокола и бронзовые статуи; из различных царств в новую столицу переселили более ста тысяч семей наследственной знати, оторвав их от родных корней; вся страна была заново разделена на 36 областей, не совпадавших в границах с прежними царствами и княжествами.

Области дели¬лись на уезды, уезды — на волости, состоявшие из нескольких деревень.

Жесткая административная структура пронизывала им¬перию сверху донизу. Государство Цинь было первой централизованной империей на территории Китая. В его эпоху были осуществлены многочисленные реформы: деление страны на административно-территориальные округа, создание централизованных органов управления, унификация монет, мер и весов, упорядочение письменности и многие другие.

В этот же период начинается строительство Великой китайской стены. При ее возведении исполь¬зовали только камень. Толщина стены у основания достигала вось¬ми метров, наверху — не менее пяти метров; высота стены боль¬шей частью составляла шестнадцать метров, а ее общая протяженность — 2450 км. Окончательно строительство этого величайшего в мире оборонительного сооружения было заверше¬но в XV в. н. э. в правление династии Мин. С тех пор и до нашего времени сохранность стены поддерживается регулярными ремон¬тными работами.

Грандиозным было и строительство столицы с колоссальным дворцовым комплексом и императорской гробницей. Ее раскопки не начаты, но вокруг нее археологи уже обнаружили тысячи кера¬мических всадников, поставленных рядами и, видимо, являющихся портретными изображениями императорской гвардии телохра¬нителей (ни один всадник не похож лицом на других). Дворцы циньских и ханьских правителей, возведенные на плат¬формах и окруженные садами из деревьев редких пород, поражали своей многоцветностью и роскошью отделки.

Для их строитель¬ства использовали породы ценного дерева. О конструкции и раз¬мерах домов городской знати и дозорных башен можно судить по глиняным моделям, обнаруженным в погребениях. Встречаются многоярусные стройные башни, двух- и трехэтажные дома с кры¬тыми воротами и угловыми башенками.

Широкие четырехскатные крыши домов обычно были прямыми, но к концу периода Хань их тяжелые концы стали слегка приподниматься по углам кверху, что придало им легкость и изящество, делая похожими на крылья ле¬тящей птицы. Император провел несколько успешных войн — на севере от¬теснил гуннов за Великую стену, на юге присоединил новые тер¬ритории. Было проложено несколько стратегических дорог, свя¬завших столицу с окраинами. Очевидно, что ценой всех этих достижений стало крайнее ис¬тощение людских ресурсов.

Недовольство было всеобщим. Роп¬тавшие ссылались на древние традиции, с которыми император не считался. Дважды на него совершались покушения. В 213 г. до н. э. император повелел сжечь древние тексты, а 460 видных оппо¬зиционеров, в основном конфуцианцев, казнить. Империя Цинь просуществовала только 14 лет, а затем пала в результате народного восстания. Один из отрядов повстанцев возглавлял мелкий чиновник Лю Ба. В 207 г. до н.э. его отряд захватил столицу, Циньская династия была свергнута.

В междоусобной борьбе между руководителями повстанцев в конечном итоге одержал победу Лю Ба, в 206 г. до н.э. он стал основателем новой династии Хань, просуществовавшей до 220 г. н.э. Ханьский период был своего рода кульминацией культурных достижений Древнего Китая. Было положено начало официальной системе образования. В начале II века появляется первый толковый словарь, а позднее специальный этимологический словарь. На основе вековых астрономических наблюдений был усовершенствован лунно-солнечный календарь.

В 28 г. до н. э. ханьские астрономы впервые отметили существование солнечных пятен. Достижением мирового значения в области физических знаний явилось изобретение компаса в виде квадратной железной пластины со свободно вращающейся на ее поверхности магнитной «ложкой», ручка которой неизменно указывала на Юг. Ученый Чжан Хэн первый в мире сконструировал прототип сейсмографа, соорудил небесный глобус, описал 2500 звезд, включил их в 320 созвездий.

Им была разработана теория Земли и безграничной Вселенной во времени и пространстве. Ханьские математики знали десятичные дроби, впервые в истории изобрели отрицательные числа. Ярким примером соединения теории и практики является история китайской медицины. Лекари применяли большое число препаратов из трав и минералов. Лекарства нередко включали в себя до десяти и более ингредиентов, а их применение очень строго дозировалось. Чжан Чжуецзын разработал методы пульсовой диагностики и лечения эпидемиологических заболеваний. 5. КУЛЬТ ПРЕДКОВ Перемены в общественном сознании и соответствующее их осмысление в по¬литических, философских и религиозных учениях Древнего Ки¬тая подобно другим восточным учениям этого периода отража¬ли все стадии развития общества — от разложения родовой общины с ее культом архаических божеств до появления едино¬го всемогущего божества эпохи империй, однако имели и ряд осо¬бенностей.

Во-первых, для Древнего Китая характерна незначи¬тельная роль духовенства, приоритет человеческого начала над богами; во-вторых, преобладание рационального осмысления жизненных ситуаций обусловили выдвижение на первый план этических норм; в-третьих, приоритет этики над религией при¬вел к вытеснению собственно религиозных функций духовенст¬ва (соблюдение ритуалов и церемоний) чиновничье-бюрократической администрацией; в-четвертых, поскольку основные философские школы складывались в Древнем Китае в период ожесточенной борьбы «воюющих царств», то первостепенными в них оказались преимущественно социально-политические во¬просы.

Не проблема «человек—мир» и тем более «человек—ко¬смос» были в центре внимания древних мыслителей, а пробле¬ма «человек—общество» занимала их. Как и у других народов, у древних китайцев было множест¬во различных богов и духов, олицетворяющих природные стихии: божества гор, рек, ветра и т.п. Во главе пантеона стоял Шанди — верховный первопредок.

Кроме того, существовал культ предков семейной общины, сохранившийся в Китае чуть ли не до наших дней. Каждый глава семьи был у себя дома жрецом семейных бо¬жеств и духов.

Культ предков сыграл огромную роль в истории китайской цивилизации, так как привел к ослаблению религи¬озного начала и усилению рационалистического, прагматическо¬го подхода в осмыслении жизненных ситуаций. Захоронение правителей «Великого города Шан» представляет собой камеру, вырытую на глубине 10 метров, в которую вставлен двойной, расписанный красками и инкрустированный перламут¬ром саркофаг, где находятся драгоценные изделия из нефрита, бе¬лой керамики, золота, яшмы. Вход охраняют каменные фигуры полулюдей-полузверей с оскаленной пастью.

Каждый предмет в погребении имеет свое магическое назначение — отпугивать злых и привлекать добрых духов, посылать хороший урожай, охранять посевы от засухи и наводнений. В захоронении обнаружено мно¬жество великолепных ритуальных бронзовых сосудов, служивших для обрядов и жертвенных возлияний духам предков. Геометри¬ческий орнамент на сосудах отличается высокой графической тон¬костью и сложностью.

Его важнейшие составные части — знаки солнца, луны, ветра и молний, а также пяти первоэлементов мира — воды, земли, дерева, огня и металла — отражают древнекитайские представления о миропорядке. Надписи на сосудах свидетельствуют, что уже в эти времена у китайцев была письменность, возникшая совершенно независимо от шумерской клинописи и египетской иероглифики. Знаками слу¬жили картинки — изображения предметов, в которых уже тогда проявилось искусство нанесения живых и четких линий, столь свой¬ственное китайской живописи.

Схематически изобразить предме¬ты было достаточно просто. Но как обозначать абстрактные поня¬тия? Здесь потребовалась выдумка. Например, понятие «светлый» изображалось в виде картинки солнца и луны, для обозначения понятия «восток» использовали изображение солнца, которое просвечивает сквозь деревья, а для понятия «вести переговоры» — изоб¬ражение человека, сидящего со скрещенными ногами.

Позднее из этих знаков возникли китайские иероглифы, каждый из которых обозначал слово. Записи делались на костях животных и на стенках бронзовых сосудов; в начале 1-го тысячелетия до н. э. их сменили бамбуковые пластинки, а затем шелк. На нем рисовали картины, писали важ¬нейшие тексты. Не случайно римляне называли Китай «страной шелка». В эпоху Чжоу культ Неба вытеснил Шанди и стал самым главным всекитайским божеством. Чжоуского правителя стали считать сыном Неба, а китайскую империю — Поднебесной.

Для китайских правителей отождествление с Небом означа¬ло принятие на себя ответственности за свой народ и даже за весь мир. Правитель являлся посредником между земным и божест¬венным. Небо откликалось на проступки императора стихийны¬ми бедствиями, а за добродетельное правление посылало богатый урожай. Считалось, что Небо карает недостойных и вознаграж¬дает добродетельных. Таким образом, религия превращалась в этику, а Небо олицетворяло собой всеобщий порядок — косми¬ческий и нравственный.

Подобная религиозная система позволила создать своеобраз¬ную картину мира, согласно которой последний изначально со¬вершенен, гармоничен, и его не надо переделывать, преобразовы¬вать. Творчество принадлежит Небу, оно делает возможным произрастание всего сущего и жизнь всех вещей. Поэтому необ¬ходимо самоустраниться, уподобиться природе и не мешать осу¬ществлению гармонии. Таким образом, древнекитайская религиозно-этическая тра¬диция не ориентировала на деятельное отношение к миру, а призывала жить в согласии с природой.

Более подробно такие идеи развивались в даосизме и конфуцианстве — учениях, соста¬вивших духовный стержень китайской культуры, определив¬ших основные духовные ориентиры и менталитет китайцев на долгие годы. 6. УЧЕНИЕ КОНФУЦИЯ Величайший китайский философ Кун-цзы, известный в европейской литературе под именем Конфуция (551 — 479 гг. до н. э.), в качестве социального идеала выдвинул благо¬родного человека, обладающего высокими моральными качества¬ми, готового пожертвовать собой во имя истины, с высоким чувством долга, гуманиста, соблюдающего нормы взаимоотноше¬ний между людьми и глубоко уважающего старших.

Конфуций призвал современников следовать древней китайской традиции почитания предков. Предложив начать моральное совершенство¬вание с самого себя, а затем наладить должные отношения в се¬мье («пусть отец будет отцом, а сын — сыном»), он выдвинул тезис о том, что государство — та же семья, только большая.

Тем самым Конфуций распространил принципы отношений долга, почтительности и человечности на административную практику и государственную политику. Китайскому философу принадле¬жит также идея разумного управления государством, конечной целью которого он видел создание этически безупречного и со¬циально гармоничного общества. Именно для осуществления этой идеи Конфуций и готовил в созданной им школе кандидатов на должности чиновников. Конфуцианцы традиционно считали, что правитель получает свой мандат на правление от Неба. Видный последователь Кон¬фуция Мэн-цзы (372-289 гг. до н. э,) выдвинул вместе с тем те¬зис о праве народа выступать против недобродетельного правите¬ля. Казалось бы, конфуцианцы не имели шансов на успех.

Тем не менее, с течением времени они стали признанными выразителя¬ми древних традиций китайской культуры с ее культом этичес¬кой нормы, верностью идеалам и готовностью защищать их до последнего. 7.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культура Древнего Китая

Корни китайской культуры уходят глубоко в древность. Уже в 3-м — 2-м тысячелетии до н. э. Китай был обширной страной, где владели… Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ДИНАСТИЯ ЦИНЬ И ХАНЬ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ДИНАСТИЯ ШАН-ИНЬ
ДИНАСТИЯ ШАН-ИНЬ. История Китая, зафиксированная в письменных источниках, насчитывает около 3600 лет и ведет свое начало с династии Шан, которая была основана в 16 веке до н.э. В середине 2-го тыся

ДИНАСТИЯ ЧЖОУ
ДИНАСТИЯ ЧЖОУ. К концу 2-го тысячелетия до н. э. на террито¬рии Китая сложился ряд самостоятельных государств, которые вели между собой борьбу. Наиболее сильным из них было Чжоу. Прав¬ление

РАСЦВЕТ КОНФУЦИАНСТВА ПРИ ДИНАСТИИ ХАНЬ
РАСЦВЕТ КОНФУЦИАНСТВА ПРИ ДИНАСТИИ ХАНЬ. Правление династии Хань стало временем расцвета и господства конфуцианства, приправленного, правда, изрядной порцией легистских и даосских идей. Представите

ПРОНИКНОВЕНИЕ БУДДИЗМА
ПРОНИКНОВЕНИЕ БУДДИЗМА. Буддизм начал проникать в Китай из Индии в I в. н. э. Как религия страдания, надежды, утешения и вознаграждения буддизм широко распространился в Китае в V в став в некоторых

КИТАЙСКИЙ РЕНЕССАНС
КИТАЙСКИЙ РЕНЕССАНС. Во второй половине VIII в. в культурной жизни Танской империи возникло движение, получившее назва¬ние китайского ренессанса. Оно вызвало к жизни свою филосо¬фию и эстетику, худ

КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ
КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ. В пещерах сохранилась настенная живо¬пись на сюжеты буддийских проповедей. Китайские фрески пора¬жают легкостью, прозрачностью лимонных, изумрудных, сирене¬вых и розовых оттенко

ИЗОБРЕТЕНИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ
ИЗОБРЕТЕНИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ. В Китае начался новый подъем в сфере экономики, управления, культуры. Этому способствовало появление печатной книги. Искусство книгопечатания в Китае выросло из р

ГРОБНИЦЫ ИМПЕРАТОРОВ
ГРОБНИЦЫ ИМПЕРАТОРОВ. Самые крупные памятники этой поры — императорские гробницы минской династии близ Пекина. В них как бы воскресают древние традиции монументальной скульптуры Ханьской эпо

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ. К художественным промыслам Ки¬тая того времени следует отнести резьбу по камню (преимуще¬ственно по нефриту), живопись по шелку, изготовление лакиро¬ванной мебели и других

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги