рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Глава I. Эстамп

Глава I. Эстамп - раздел Культура, Линогравюра Глава I. Эстамп. Линогравюра, Ксилография, Офорт, Литография Все Эти Формы Со...

Глава I. Эстамп. Линогравюра, ксилография, офорт, литография все эти формы современной графики объедены общим понятием эстамп. Массовость тиражей, небольшой формат делают эстамп современным, легко входящим во все области жизни. Интерьеры квартир, гостиниц, кафе, библиотек, выставки немыслимы сейчас без эстампов.

Первоначально эстамп возник как способ репродуцирования, но в дальнейшем благодаря богатейшим возможностям своей техники развился в большое самостоятельное искусство с богатыми традициями. Рисунок выполняется художником на бумаге или другом материале в одном экземпляре и является уникальным. Все авторские повторения и тем более копии, как правило, хуже оригинала. Но графическое изображение может быть выполнено художником и на таком материале, с которого путем обработки можно получить большое количество оттисков, каждый из которых считается оригиналом.

Это эстампы и гравюры. Эстамп представляет собой одну из отраслей графики. Под эстампом подразумевают графическое произведение, оттиснутое с какой-либо печатной формы, обработанной тем или иным способом печати в станке или вручную, и имеющее при этом самостоятельное значение. Тираж полученных оттисков может колебаться от нескольких штук до нескольких тысяч экземпляров, причем все оттиски считаются подлинниками.

Таким образом, эстампом называют совокупность применяемых средств графической техники, предназначенной для этой цели, так и сам лист с нанесенным на него изображением. В таком случае эстамп- это самостоятельное произведение, предназначенное для украшения интерьеров или альбомов. Выполняется он обычно в одном из трех основных видов в гравюре, в литографии или офорте. Некоторые искусствоведы, особенно старшего поколения, склонны считать гравюрой все то, что получено путем отпечатка с какой либо формы, независимо от техники исполнения.

Иными словами, гравюрой в этом случае называют и литографию, и офорт, и даже цинкографию, где в полиграфическом производстве используются фотомеханические способы перевода рисунка в печать, откуда и произошел устаревший теперь термин гелиогравюра. В современном понимании под термином эстамп подразумевается имеющий самостоятельное значение графический лист. Гравюры являются ещ разновидностью, наряду с литографией и офортом.

Следовательно, термины гравюра и эстамп не идентичны эстамп может быть выполнен, как в гравюре, так и в другой технике, а гравюра, в свою очередь, может и не быть эстампом. Таковы гравюры, сделанные для книг это уже не эстампы, так как они не имеют самостоятельного значения. Для печатания эстампов в полиграфической промышленности применяют специальные типографские краски. 2. Глава II. Из истории гравюры. Краткий очерк истории гравюры.

История гравюры с древних времн до начала XX века это история продольной и торцовой гравюры на дереве, резцовой гравюры на меди, офорта со всеми его разновидностями, а позднее и гравюры в сложной, комбинационной технике. Нельзя не упомянуть здесь и литография. Без всей этой предыстории не могла бы существовать и линогравюра. Линогравюра существует ещ не более ста лет. Что бы лучше почувствовать е, нужно знать и всю историю гравюры. Первое упоминание о гравюре встречается в VI веке нашей эры в истории изобразительного искусства Китая, где гравюра имела прикладное значение и существовала в виде клейм, печатей в буддийских храмах и в качестве трафаретов для цветных тканей.

В Европе уже с XV века существовали игральные карты, отпечатанные с деревянных досок. Первая гравюра на дереве была сделана в Германии в 1423 году. Во Франции, Италии, Фландрии и других странах она возникла несколько позже, а в России в 1464 году. Толчком к развитию гравюры как самостоятельного вида искусства послужило, как известно, развитие наук, культуры, просвещения тогда же возникла необходимость пропаганды этих достижений, что и послужило основанием для изобретения типографского станка и развития книгопечатания.

На ряду с книгами и гравюрами религиозного содержания печатались географические карты, буквари, технические рисунки. Параллельно с гравюрой на дереве развивалась гравюра на меди и офорт, причм эти виды существовали также и как прикладное искусство в виде орнамента на оружии и металлической посуде, в виде художественных шрифтов на надгробиях и т.д. Точной даты возникновения гравюры на металле нет, но е относят к середине XV века. В России при оружейной палате был целый штаб граверов, работавших в прикладном искусстве, из которых в последствии вышли первые художники профессионалы.

Самостоятельное значение имеет и книжная гравюра, которая является преемницей книжной миниатюры. Самые древние миниатюры делались на пергаменте. Они интересны по композиции и красивы по краскам.

Со временем, в XVII веке, рисунок миниатюр усложнился, линии в них становятся виртуозными, краски пестрее, ярче, вводится позолота. В первопечатных гравюрах художник вначале не брал сложных, многофигурных сцен, а исходил из упрощенных композиционных построениях, ограничивался изображением одной фигуры в центре листа, помещая по краям красивый орнамент, а ниже заглавную буквицу и шрифт. Изображения строились в основном за счт черных линий. Белым штрихом иногда делали только орнамент.

Изображения резались чрезвычайно тщательно и точно. Шрифт хорошо читался, так как в печати он был одной насыщенности. Титульные листы у таких книг являлись подлинно художественными произведениями книжного искусства. Заглавная буква часто печаталась красной краской и красиво выделялась на странице. Раньше в миниатюре художники от руки рисовали сложные переплетения из округлых линий. В гравюре это делать нецелесообразно, а поэтому появляются рубленые прямоугольные формы. Так же как и в миниатюрах, буквы в гравюрах изображали животные, но формы их упростились, стали восприниматься более чтко. С развитием техники гравюры в более поздний период усложняются композиции листов, изображения и орнаменты, появляются очень замысловатые заставки и виньетки, но все они хорошо смотрятся с текстом.

В листе из книги Жити Исаакия чудотворца начала XVIII века видно, что по-прежнему главное действующее лицо изображается в центре, а по краям вместо орнамента делается целых шесть сцен на общую тематику. Это прием, применяющийся в иконе.

Лубок это гравюра на дереве в один цвет, выполненная, как правило, художником из народа. Лубок раскрашивался от руки акварельными красками. Это искусство возникло в Китае в VIII веке и получило широкое распространение во многих странах. В России оно возникло в середине XV века и оказало влияние на последующее развитие гравюры. Большинство исследователей - искусствоведов считает, что термин лубок происходит от лубяного короба, в котором продавцы носили для продажи эти гравюры.

Сначала лубки изготовляли только в Москве, а затем они получили более широкое распространение, когда возникло несколько школ киевская, новгородская и другие. В середине XVI века лубок широко распространился в Западной Европе. На Западе лубок не получил столь широкого распространения, как в России. Часто в странах Западной Европы заимствовали тематику и композиции русских лубков. Бывало и обратное, при этом менялся лишь текст.

Не всегда лубок делался в технике обрезной гравюры на дереве были лубки и в технике резцовой гравюры, меццо-тинто и в литографии. Самостоятельное значение русская гравюра приобрела в конце XVII и в начале XVIII веков, в эпоху Петра I. Широкое распространение у графиков получила тема архитектуры Петербурга. В этот период в западной Европе помимо живописи и рисунка развивается и гравюра. В немецкие мастера много внимания уделяли обрезной и резцовой гравюре. Большое влияние на последующее развитие искусства в Голландии и Фландрии оказал Лука Лейденский 1494-1533. Он, так же как и многие его современники работал в живописи и в гравюре. Переводил свои рисунки в технику резцовой гравюры на меди. Великий голландский художник Рембрендт ван Рейн 1603-1669 был новатором и продолжал дальнейшие пути развития искусства.

Он создавал шедевры как в живописи, так и в графике. Из всех техник он выбрал офорт, в котором можно идти от живописности, от пятна и в тоже время от рисунка, от линии.

Среди итальянских мастеров выделяется большой знаток архитектуры Дж. Б. Пиранези 1720-1778, создавший несколько альбомов крупных декоративных офортов. Офортная техника более свободная, чем гравюра на меди, позволила ему широко и живописно изображать натуру и архитектурные фантазии, сохраняя строгий линейный рисунок. В Англии один из выдающихся художников - живописцев Хогарт. У него есть множество гравюр с разными сатирическими сюжетами. Мы ценим этого художника, как создателя критического реализма.

В области офорта работал великий испанский художник Гойя. Его офорты выполнены с применением акватинты, очень живописны. Из граверов других стран Необходимо отметить француза Ж. Калло, крупнейшего рисовальщика и гравера XVI-XVII веков. А так же немецкого художника и гравера Д. Ходовецкого. Гравюра на рубеже XIX-XX в.в. Интерес людей к гравюре с XVIII начал затихать и большую роль в возрождении гравюры как самостоятельного вида искусства сыграла техника репродуцирования в конце XIX и в начале XX века сначала на западе, затем и в России.

Эта техника получила широкой развитие во многих странах. Это было время возникновения ряда новых областей графики, в том числе и линогравюры. В конце XIX и начале XX века гравюра получила дальнейшее развитие, особенно во Франции. Для нас более интересен именно этот период, так как он связан с возникновение гравюры на линолеуме. Интересен тот факт, что в Париже существовало в то время множество обществ художников граверов, а так же любителей гравюры.

Профессиональный уровень гравирования был довольно высок художники в большинстве свом не ограничивались каким-либо одним видом гравюры, а пробовали свои силы и в смежных областях графики. Что касается возникновения первых линогравюр, то мы не располагаем точными сведениями о том кем и когда они были сделаны. В истории искусства ещ не написано ни одного капитального труда по истории линогравюры, а имеющиеся о ней сведения как на русском, так и на иностранных языках крайне скупы и даются в общих сведениях с эстампами в общих монографиях.

Возникшая в это время гравюра н линолеуме не сразу получила распространение. Это был период, когда фотомеханический способ печати стал вытеснять репродукционную гравюру. Ища новые пути в искусстве, художники пришли к необходимости возродить гравюру как самостоятельный вид графики. От сухой манеры, распространнной в те года в репродукционной штриховой гравюре, они перешли к тональным сплошным покрытиям, к светотени.

Первые работы в этой области делались в ксилографии. Переход от ксилографии к линогравюре совсем не освящн специальной литературе. Во всяком случае, специфика линолеума позволила достичь ещ большей лгкости при гравировке, свободы использования в черно-белом изображении, а дешевизна материала имела положительное значение для развития цветной гравюры, где требовалось много досок. Художники работали в той и другой технике, а по манере изображения ксилографии порой выглядели как линогравюры.

На развитие линогравюры в конце XIX века большое влияние оказали японские ксилографии, которые в это время стали пользоваться широкой известностью. Опыт японских мастеров представляет интерес для всех, кто изучает гравюру, поэтому на ней необходимо остановиться. Японская гравюра. В Японию гравюра на дереве проникла из Китая, где она была известна с глубокой древности и в основном была посвящена религиозной тематике. С начала XVII в. в японском искусстве возникло новое течение. Художники обращались к природе, к людям, к окружающей их жизни и создавали реалистические произведения.

Расцвет искусства был отчасти обусловлен тем, то в стране после длительных междоусобных войн был на долгий срок установлен мир. Культурным центром страны стал город Эдо, то есть Токио, где работало около тысячи художников граверов. Расцветом всемирно известной японской гравюры принято считать период примерно в двести лет от середины XVII до середины XIX века. Если в Европе и в Китае гравюра зародилась как репродукционная, то в Японии она стала самостоятельным видом искусства.

Японские гравюры сразу можно узнать по точному рисунку, изящной линии, декоративной условности в цвете, красивым сочетанием цветов. Интересен метод их выполнения делал рисунок обычно художник, который ставил свою монограмму, а вырезал гравюру мастер- резчик и печатал. Эти мастера обладали, как правило, помимо совершенства в свом мастерстве и художественным вкусом. Печатались японские гравюры водяными красками, размешанными на рисовом, клее, который не давал растекаться красочному слою. Краски наносилось широкой кистью типа флейц, а печатались гравюры вручную, с помощью костяной гладилки, по форме напоминавшей длину флакона.

Большого давления не требовалось, так как пористая бумага легко впитывала краску. Сначала в Японии существовала чрная гравюра. Родоначальником е принято считать Моронобу, который изображал несложные жанровые сцены и отдельные фигуры. Впервые применил цветную гравюры как самостоятельный вид искусства Хоронобу.

Своим расцветом гравюра обязана таким художникам, как Утамаро, Хироге, Хокусай и многие другие. Девизом для их творчества можно взять слова великого художника Хокусаи ни что в природе не должно быть оставлено без внимания. Линогравюра в России. В России линогравюра возникла несколькими годами позднее, чем в других странах Европы. Начало XX века - это период, когда у нас гравюра почти целиком стала репродукционной или выполняла задачи книжного и журнального оформления.

Из крупнейших мастеров, работавших в ксилографии и в офорте, следует в первую очередь назвать В. В. Матэ, который воспитал целое поколение замечательных графиков. Первым из русских художников применил линогравюру Н. А. Шевердяев, который во время пребывания в Париже в 1906 году выставил свои работы в этой технике и имел успех. В 1907 году к линогравюре обратился, ставший в последствии русским художником гравером, И. Н.Павлов, который уже до этого имел громадный опыт в работе над репродукционной гравюрой.

И. Н. Павлов заинтересовался гравюрой на линолеуме. По свидетельствам Шевердяева в Париже линолеум уже вытеснил обрезную гравюру. И только застарелые эстеты призирали этот новый гибкий материал. Павлов самостоятельно разработал технику гравирования на линолеуме и примы печати. В историю графики художник вошл прежде всего своими знаменитыми сериями цветных линогравюр. Ещ с эпохи Возрождения начал проявляться интерес к экслибрисам.

EXLIBRIS- слово латинского происхождения, приобретает в наши дни все большую популярность. Оно означает из книг и часто в этом смысле употребляется, например Exlibris А. А. Сидорова. Но оно имеет и более общий смысл, обозначая книжный знак с любым текстом. Экслибрис может быть нарисован от руки, по трафарету, отштемпелеван, вытиснен на крышке переплета или корешке книги суперэкслибрис или же наклеен. Наклеиваются чаще всего листы тиражной графики. Экслибрис может быть связан с содержанием тех книг, для которых он предназначен, с особенностями характера занятий их владельца.

Уже с изобретением книгопечатания книжный знак стал походить на современный маленький эстамп, оттиснутый с гравированной на меди или дереве доски. В конце XIX - начале XX века экслибрисы все охотнее гравируют на дереве и новом материале - линолеуме. Линогравюрой занимались знаменитые русский художники Б. М. Пустодиев, М.В. Маторин, Суриков, В. А. Фаворский и многие другие. Увлекались линогравюрой и многие русские художники живописцы.

Блестящим офористом был и Нивинский, создавший целую школу московских граверов. Среди других художников, внесших большой вклад в развитие советской графики был А.И. Кравченко, так же работавший в области иллюстрации и гравюры на дереве, а так же другие выдающиеся советские художники. Традиции художников старшего поколения продолжают молодые графики. Большинство из них прошло основательную профессиональную подготовку в художественных вузах. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Линогравюра

Суть искусства определяется тем, что оно представляет собой наиболее полную и действенную форму эстетического осознания окружающего мира. Само… Существует огромное количество обсалютно разных видов искусства, при чм каждый… Я расскажу, во-первых, о е истории возникновения. Во-вторых, какие виды гравюры существуют в наше время, и, в-третьих,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Глава I. Эстамп

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Глава III. Разновидности гравюры
Глава III. Разновидности гравюры. Гравюра может быть на дереве, на металле или камне, на линолеуме. Гравюра на дереве получила название ксилографии, от греческого слова ксилос дерево. Сущест

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги