Культура цивилизаций Древнего Востока

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЫБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВИАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. П.А. СОЛОВЬЕВА Кафедра философии и социально-культурных технологий КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 1 по дисциплине КУЛЬТУРОЛОГИЯ на тему Культура древних цивилизаций Востока Выполнил Бастрыгин Д. А студент гр. ЗСП-05, 1 курса.Преподаватель Соболева О. Ю.Оценка Подпись преподавателя Дата Рыбинск 2005 ПЛАН Введениестр. 31.Синкретичность первобытной культуры. Мифопоэтическая картина мирастр. 62.Культура Древней Индиистр. 73.Культура Древнего Китаястр. 164.Культура Древнего Египта и Вавилонастр. 21Заключениестр. 31Список использованной литературыстр. 32 Введение. В научной литературе существуют различные определения цивилизации.

В социально-философской литературе цивилизацией называется этап человеческой истории, следующий за варварством. Вместе с тем в литературе часто встречаются определения типа европейская цивилизация, американская цивилизация, русская цивилизация и другие, которые подчеркивают своеобразие региональных культур. Понятие цивилизация происходит от латинского civilis гражданский, государственный, политический и во многом совпадает по смыслу с понятием культура.

Первое понятие возникло и вошло в русскую мысль в XVIII веке. Оно означало окультуривание человека в системе государственного устройства, разумно устроенного общества.

Второе понятие еще со времен античности означало формирование, воспитание человеческой души, обуздание человеческих страстей. То есть, понятие цивилизация в определенном смысле поглотило понятие культура, оставив за ним то, что относится к формированию личного, творческого начала в человеческой деятельности. В то же время за понятием цивилизация в качестве одного из его определений закрепилась характеристика материальной стороны человеческой деятельности. Социальные преобразования и научные достижения XX века внесли много нового в понимание цивилизации, которую стали рассматривать как целостность экономической, социально-классовой, политической и духовной сфер жизни общества в определенных пространственных и временных границах.

Вопрос о взаимосвязи культуры и цивилизации представляется довольно запутанным из-за того, что они во многом перекрывают друг друга. Представители англоязычной литературы аппелируют в большей степени к понятию цивилизация, а немецкие авторы - к понятию культура.

В отечественной литературе еще в начале XIX века понятие культура вообще не использовалась, заменяя его рассуждениями о просвещении, воспитании, образовании, цивилизации. Русская социальная мысль стала использовать понятие культура в связи с рассуждениями о цивилизации где-то со второй половины XIX века. Так, П.Л. Лавров писал Как только работа мысли на почве культуры обусловила общественную жизнь требованиями науки, искусства и нравственности, то культура перешла в цивилизацию, и человеческая история началась В.И. Добрынина.

Культура и цивилизация Социально-политический журнал 1994 N 2 С.92-106 В настоящее время понятия цивилизация и культура часто употребляются и воспринимаются как равнозначные, взаимозаменяющие друг друга. И это представляется правомерным, поскольку культура в широком ее понимании и представляет собой цивилизацию. Однако из этого не следует, что один термин может полностью заменить другой.

По мнению Н.Я. Бромлей, когда мы говорим цивилизация, мы подразумеваем всю взаимосвязь показателей данного общества. Когда мы говорим культура, то речь может идти о духовной культуре, о материальной, либо о той и другой. Тут требуются специальные пояснения - какую культуру мы имеем в виду В.И. Добрынина. Культура и цивилизация Социально-политический журнал 1994 N 2 С.92-106 По мнению И.Ф. Кефели, культура - процесс активной деятельности человека, направленной на освоение, познание и преобразование мира, совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей, отражающих уровень достижений человека в освоении мира В.И. Добрынина.

Культура и цивилизация Социально-политический журнал 1994 N 2 С.92-106 Большинство современных специалистов считают, что культурный процесс включает способы и методы создания орудий труда, предметов и вещей, необходимых человеку, и что овладение культурой предполагает освоения умений и знаний, необходимых для труда, общения и познания. Таким образом, под культурой современная наука понимает все то, что создается людьми, в отличии от того, что существует в природе помимо человека, другими словами, всю творческую деятельность людей во всем ее многообразии, во всей ее многогранности.

Под цивилизацией же мы понимаем один из периодов истории культуры. Периоды эти следующие 1 дикость - период преимущественно присвоения готовых продуктов природы Энгельс 2 варварство - эпоха, характеризующаяся изобретением глиняной посуды, общим усложнением орудий труда, начатками животноводства и земледелия в обычном словоупотреблении варварство сделалось обозначением грубости, жестокости, культурной отсталости и реакционности 3 цивилизация - эпоха, начинающаяся с изобретения алфавитной письменности и характеризующаяся усложнением обрабатывающей промышленности, большим ростом производительности труда, непрерывным углублением классовых противоречий и основанной на этих противоречиях государственной организацией.

В истории человечества принято различать следующие основные типы цивилизаций 1 древневосточные Древний Египет, Вавилон, Древний Китай, Древняя Индия и др. 2 античная 3 средневековая 4 индустриальная 5 современные восточные 6 российская.

Между этими цивилизациями можно выявить преемственные связи, приводящие, в конечном счете, к общечеловеческой цивилизации современной эпохи. Следовательно, цивилизации Древнего Востока - один из периодов развития культуры, которое происходило с древнейших времен и до начала нашей эры. Этот этап играет важнейшую роль в становлении и развитии культуры народов Востока, основные моменты которого я берусь рассмотреть в работе. 1. Синкретичность первобытной культуры.

Мифопоэтическая картина мира. В первобытные времена верования можно было разделить на несколько групп тотемизм, фетишизм, анимизм, магия. Тотемизм это система верований, сущность которой заключается в поклонении какому-либо животному или растению тотему и в вере в свое происхождение от них. Наиболее яркими проявлениями этого верования можно считать запрет на употребления мяса животных, гербы городов в стиле геральдики например, герб г. Ярославля украшен медведем.

Главным признаком фетишизма является обожествление какого-либо предмета и наделения его сверхъестественной силой. Это верование живо и по сей день, и мы носим эти божественные предметы на себе. Это могут быть различные амулеты, подвески-подковы на счастье, а также предмет нашей религии крестик.

Вера в одушевленность природы и существование души на небесах называется анимизм. Сейчас это проявляется в обрядах погребения памятники и разные другие связанные с этим обряды. Заговоры, гадания Это тревожит наши души до сих пор. Многие с трепетом раскладывают карты на суженого, предсказывают будущее Такое верование называется магия. Насколько мне известно, увлечение магией и магическими обрядами сейчас становится очень модным. Магия это способ воздействия на вещи через использование не их объективных свойств, а их мифологической сопричастности и взаимообусловленности друг другу.

Магическое управление природой подменяло собой реальное, практическое овладение ее силами, но одновременно обеспечивала сплоченность, программируя человека на успех, внушало веру в победу. 2.

Культура Древней Индии

до н. Древнеиндийские астрономы знали о шарообразности Земли, предполагали о... э но в совей основе существовавшие уже в IV веке до н. В ХV в. Отношение к религии является одним из важнейших показателей в характер...

Культура Древнего Египта и Вавилона

В III - II тысячелетиях до н. В царстве Осириса душа умершего должна была оправдаться перед Осирисом... В середине II тысячелетия до н.э. до н. Озелененные террасы Вавилонской башни известны как висячие сады Семира...

Заключение

Заключение. Таким образом, изучая культуру древних цивилизаций Востока, можно прийти к выводу, что культура или цивилизация в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком, как членом общества.

Культура Древнего Востока внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии являются современными. На почве древневосточной культуры впервые появились и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому древневосточная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники.

В целом же культура Древнего Востока явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры. Использованная литература. 1. А.И. Арнольдов. Введение в культуру М. Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. 2. В.И. Добрынина.

Культура и цивилизацияСоциально-политический журнал 1994 2 С.92-106. 3. Косамби Д. Культура и цивилизация древней Индии. М 1968. 4. Пятигорский А. М. Материалы по истории индийской философии. М 1962. 5. Гольденберг В.А. История Древнего мира. Харьков 1956г. 6. Авдеев В.И. История Древнего Востока. М. Центр, 1970. 7. Культурология Учебное пособие Составитель и ответств. Редактор А.А. Радугин. М. Центр, 1999. 8. Культурология Учебное пособие для вузовПод ред. проф. А.Н. Марковой 3-е изд. М. ЮНИТИ-ДАСА, 2001. 9. Розин В.М. Культурология Учебник для вузов.

М. Издат. группа ФОРУМ-ИНФРА-М, 1999. 10. Рубин В. А. Идеология и культура Древнего Китая. М. Центр, 1972. 11. Учебный курс по культурологии. Ростов-на-Дону Изд-во ФЕНИКС, 1996.