рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Культура Древнего Египта и Вавилона

Работа сделанна в 2005 году

Культура Древнего Египта и Вавилона - Контрольная Работа, раздел Культура, - 2005 год - Культура цивилизаций Древнего Востока Культура Древнего Египта И Вавилона. Древний Египет Первое Государство На Зем...

Культура Древнего Египта и Вавилона. Древний Египет первое государство на Земле, первая могущественная великая держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость. Протест против смерти является важнейшей чертой культуры Древнего Египта.

Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру. Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической, военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом.

Поэтому живым надо было позаботиться, чтобы тело умершего было сохранено. Средством для этого было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела. Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальнице пирамиде.

Пирамиды строились для фараонов и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только фараон или вельможа, обладал вечной жизненной силой ка, т.е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Однако тела бедняков не бальзамировались, т.к. это было слишком дорого. Их просто заворачивали в циновки и сваливали в рвы на окраине кладбищ.

Пирамиды сооружали не рабы, а крестьяне в период наводнений и засухи, когда они были свободны от полевых работ. Работа на постройке пирамиды была религиозной обязательностью. В III - II тысячелетиях до н. э. и пирамиды, и храмы постройки для богов строились из камня. Строительство пирамид было разорительным для экономики государства, истощало казну, требовало колоссальных и многочисленных жертв со стороны народа.

Поэтому позднее, во II тысячелетии до н. э. пирамиды стали строить их кирпича, а не из камня это было менее разорительно, а сами пирамиды становились меньше. К началу I тысячелетия до н. э. строительство пирамид было прекращено. Для усыпальниц фараонов стали отводить глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники. Это было связано с тем, что усыпальницы фараонов грабились на протяжении всего периода древнеегипетской истории, хотя древние египтяне боялись и боготворили своих фараонов.

Древнейшие египетские пирамиды считались одним из семи чудес света. Самая ранняя из египетских пирамид пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тысяч лет назад, ступенчатая и возвышается, как лестница, к небу. Однако самая знаменитая и самая значительная по размерам пирамида Хеопса. Известно, что строили ее более 20 лет сотни тысяч людей. Размеры ее таковы, что внутри может свободно поместиться любой европейский собор высота 147 м сейчас 137 м, площадь около 55 000 кв. м. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, а каждая каменная глыба весит 2 - 3 тонны.

Ученые подсчитали, что на строительство этой пирамиды пошло 2 300 000 таких камней. Удивительно и строительное искусство древних мастеров камни пирамиды до сих пор так плотно пригнаны друг к другу, что между ними невозможно даже просунуть иглу. Снаружи пирамида Хеопса была облицована прекрасно отполированными известняковыми плитами.

Религия. Египетская религия с ее идеей загробного преображения и вечной жизни открыла потаенные сакральные страницы культурной истории Древнего Египта. В системе заупокойных представлений все заметней становится этический элемент религиозной культуры египтян. Но он не развился в систему личностных ориентаций идеалом осталось не будущее, и высшей ценностью не настоящее, а блаженное прошлое, когда сами боги правили людьми, было и идеалом, и высшей ценностью. В этой системе взглядов содержатся попытки связать воедино этические размышления о праведной жизни на земле и надежду на блаженную жизнь в потустороннем мире Беседа разочарованного со своей душой.

Земная жизнь полна жестокости и неправды, о загробной никто из смертных ничего не знает. Сомнения, скепсис свидетельствуют о потребности в этической рефлексии, но гарантии существующего миропорядка находились не в этом мире, а принадлежали потусторонним силам, на которые можно было воздействовать лишь с помощью магических заклинаний.

Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозной культе Египта египтяне считали, что фараон это живое подобие Солнца Ра и после смерти плавает по небосводу на солнечной ладье днем и на лунной ладье ночью. Боги в изображении древних египтян это существа с человеческим телом и головами животных. Их божественность здесь изображается через образы существ, населяющих священную природу. Богов в Древнем Египте было много, у каждого города их могло быть несколько. Главным был бог Солнца Ра, царь и отец богов.

Одним из важнейших богов был Осирис бог смерти, олицетворяющий умирающую и воскресающую природу. Египтяне считали, что после смерти и воскрешения Осирис стал царем подземного царства. В царстве Осириса душа умершего должна была оправдаться перед Осирисом, чтобы обрести вечную и блаженную жизнь. Важнейшей богиней была Исида, жена и сестра Осириса, покровительница плодородия и материнства. Бог Луны был одновременно и богом письменности богиней истины и порядка считалась Маат. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы.

Египетское многобожие не способствовало действительной централизации государства, усилию верховной власти и подчинения покоренных Египтом племен. Фараон Аменхотеп IV, который правил в 1419 - ок. 1400гг. до н. э выступил как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Он ввел новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона, трактуемый жрецами как тело Ра. Столицей государства он сделал город Ахетанон современное городище Эль-Амарна и сам принял имя Эхнатон, что означало угодный богу Атону. Он пытался сломить могущество старого жречества и старой знати культы всех богов были отменены, их храмы закрыты, а имущество конфисковано. Однако реформы Эхнатона вызвали сильное сопротивление мощного и многочисленного слоя жрецов и оказались недолговечными.

Преемники фараона-реформатора вскоре были вынуждены пойти на примирение со жрецами.

Культы старых богов были восстановлены, позиции местного жречества вновь усилились. Литература. Самые древние египетские тексты, дошедшие до нас это молитвы богам и хозяйственные записи. Самые ранние памятники художественной литературы, сохранившиеся до нашего времени, относятся ко II тысячелетия до н. э. Художественная литература представлена различными жанрами это поучения царей и мудрецов своим сыновьям, множество сказок о чудесах и чародеях, повести.

Одно из самых отвлеченных и абстрактных сочинений древнеегипетской литературы Беседа разочарованного со своей душой. Человек, разуверившись в смысле жизни начинает искать смерти. Душа, однако, пытается отговорить его от самоубийства, уверяет в тщетности надежд на загробную жизнь, советует сполна насладиться земным бытием. Искусство. Изобразительное и монументальное искусство несет на себе печать египетской культуры в целом. Перед храмами и дворцами египтян воздвигались высокие тонкие обелиски, покрытые иероглифами рисуночным символическим письмом, ставшим важнейшей частью культуры Древнего Египта.

Перед заупокойными храмами воздвигали сфинксов каменное изображение существа с телом льва и головой человека-фараона. Сфинкс олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Самый большой сфинкс, выполненный в первой половине III тысячелетия до н. э до сих пор стережет пирамиду Хефрена. Сфинкс высечен из цельной скалы его голова в 30 раз больше человеческой, а длина тела 57 м. Шедевром древнеегипетского изобразительного искусства периода II тысячелетия до н. э. искусствоведы считают выполненный на крышке ларца рельеф, изображающий фараона Тутанхамона с его юной женой в саду. Подтверждением высокой культуры Египта I тысячелетия до н.э. является всемирно известный скульптурный портрет жены Аменхотепа IV Нефертити одно из самых прелестных женских изображений в истории человечества.

Изобразительному искусству Древнего Египта всегда были присущи сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции.

Все фигуры статичны, невозмутимы, их позы условны, как условна и раскраска тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды белые. Наука Древнего Египта добилась определенных успехов.

Активно развивалась астрономия. Египетские астрономы высказали предположение, что созвездия находятся на небе и днем, но делаются невидимыми в свете солнца. Значительными, судя по судя по специализации врачей, были успехи медицины различались врачи утробные, глазные, зубные и прочие. Была установлена роль мозга в человеческом организме. Развивалась математика в конце XXI начале XIX веков до н. э. была вычислена поверхность шара. Изобретены древнейший в человеческой истории часы водяные и маленькое нашейные солнечные часики. В начале III тысячелетия до н. э. в Древнем Египте был изобретен папирус для письма, который затем получил распространение и в других государствах Средиземноморья.

Египет дает нам, пожалуй, самый яркий пример той стадии становления древней восточной культуры, где практические достижения и развитость прагматически ориентированной рациональности сочетается с основополагающей ролью чувств и образов, доставшихся в наследство от первобытного мифа. Здесь мы видим причудливое сочетание первобытности со сложным мировосприятием, отличающим высокоразвитую цивилизацию.

Человек здесь уже начинает чувствовать первые импульсы к установлению своей духовной сущности. Вавилонская культура. Наследницей шумеро-аккадской цивилизации была Вавилония. В середине II тысячелетия до н.э. при царе Хаммурапи правил в 1792 - 1750гг. до н. э. город Вавилон объединил под своим главенством все области Шумера и Аккада. При Хаммурапи появился знаменитый Свод законов, записанный на двухметровом каменном столбе.

В этих законах отразились хозяйственная жизнь, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья. Мировоззрение их определялись необходимостью постоянной борьбы с окружающими племенами. Все основные интересы были сосредоточены на реальной действительности. Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал их при жизни. В вавилонском искусстве почти нет изображений погребальных сцен. В целом, религия, искусство и идеология Древнего Вавилона были достаточно реалистичны.

Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играл культ воды. Отношение к воде не было однозначным. Вода считалась источником доброй воли это культ плодородия. Вода это также мощная и недобрая стихия, причина разрушений и бед. Другим очень важным культом был культ небесных светил. В их неизвестности и чудесном движении по раз и навсегда заданному пути жители Вавилона видели проявление божественной воли. Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию математики и астрономии.

Так, была создана шестидесятеричная система, которая и по сей день существует в исчислении времени минутах, секундах. Вавилонские астрономы впервые в истории человечества высчитали законы обращения Солнца, Луны и повторяемость затмений. Однако все научные знания и исследования ученых Вавилонии были связаны с магией и гаданием как научное знание, так и магические формулы и заклинания были привилегией мудрецов, звездочетов и жрецов.

Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. Вавилонские боги были многочисленны. Самыми главными из них были Шамаш богиня Солнца, Син бог Луны, Адад бог непогоды, Иштар богиня любви, Нергал бог смерти, Ирра бог войны, Вильги бог огня. Боги изображались как покровители царя, что свидетельствует об оформлении идеологии обожествления сильной царской власти. В то же время богов очеловечивали как и люди, они стремились к успеху, желали выгоды, устраивали свои дела, действовали по обстоятельствам.

Они были неравнодушны к богатству, владели имуществом, могли обзаводиться семьями и потомством. Они должны были пить и есть, как и люди как и людям, были свойственны различные слабости и недостатки зависть, злость, непостоянство. Боги определяли судьбы людей. В Вавилоне каждый человек имел личного бога и личную богиню, а также двух духов-хранителей. Иметь личного бога значит быть удачливым, счастливым, процветать.

Личный бог считал вавилонянин, принимает участие во всех делах человека, хранит его жизнь и благополучие, определяет судьбу. Отношения с личными богами заходили иногда столь далеко, что люди обращались к ним не с молитвой, а с письменной просьбой. Вот одно старовавилонское письмо, адресованное личному богу Богу, отцу моему, скажи Так говорит Апиль-Адад, раб твой Что же ты мною пренебрегаешь Кто тебе даст другого такого, как я Напиши богу Мардуку, любящему тебя прегрешения мои пусть он отпустит.

Да увижу я твой лик, стопы твои облобызаю. И на семью мою, на больших и малых, взгляни. Ради них пожалей меня. Помощь твоя пусть меня достигнет Розин В.М. Культурология Учебник для вузов. М. Издат. группа ФОРУМ-ИНФРА-М, 1999, с. 127. В этом письме человек просит личного бога замолвит за него слово перед верховным богом Мардуком. Помимо личного бога человек зависел от многих других общинных богов космических Мардук, Иштар, государственных династических, богов города, богов квартала, богов, отвечающих за отдельные стороны человеческой жизни или даже за отдельные занятия.

Волю богов могли знать только жрецы они одни могли и умели вызывать и заклинать духов, беседовать с богами, определять будущее по движению небесных светил. Люди покорялись воле жрецов и царей, веря в предопределенность человеческой судьбы, в подвластность судьбы, в подвластность человека высшим силам, добрым и злым. Но покорность судьбе была далеко не абсолютной она сочеталась с волей людей одержать победу в борьбе с враждебным окружением человека.

Постоянное сознание опасности для человека в окружающем мире сочеталось с желанием полностью насладиться жизнью. Загадки и страхи, суеверия, мистика и колдовство сочетались с трезвой мыслью, точным расчетом и прагматизмом. Религиозные верования древних жителей Двуречья отразились в их монументальном искусстве. В городах строили храмы, посвященные богам возле храма главного местного божества обычно находился зиккурат высокая башня из кирпича, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом.

Таких уступов-террас могло быть от 4 до 7. Зиккураты были раскрашены, причем нижние уступы более темные, чем верхние террасы были, как правило, озеленены. Верхняя башня зиккурата нередко была увенчана золотым куполом. В ней находилось святилище бога, его жилище, где, как полагали шумеры, бог гостил по ночам. Внутри этой башни не было ничего, кроме ложа и золоченого стола. Архитектурных памятников вавилонского искусства дошло до нас не много.

Это вполне объяснимо территория Двуречья была бедна камнем, и основным строительным материалом был кирпич. Однако кирпич материал недолговечный, и кирпичные постройки почти не сохранились. Тем не менее, и сохранившиеся постройки позволили искусствоведам высказать точку зрения, что именно вавилонские зодчие явились создателями тех архитектурных форм, которые легли в основу строительного искусства Древнего Рима, а затем и Средневековой Европы.

Многие ученые считают, что прообразы европейской архитектуры нашей эры следует искать в долине Тигра и Евфрата. Основными элементами этой архитектуры были купола, арки, сводчатые потолки, ритм горизонтальных и вертикальных сечений определял в Вавилонии архитектурную композицию храма. Вавилон был огромным и шумным городом. Его окружала мощная и толстая стена, на которой могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей.

В городе имелось 24 больших проспекта, достопримечательностью был семиярусный зиккурат бога Этеменанки высотой 90м Вавилонская башня одно из семи чудес света. Озелененные террасы Вавилонской башни известны как висячие сады Семирамиды ассирийской царицы, жившей в IX веке до н.э - также одно из семи чудес света. Для вавилонского изобразительного искусства типичным было изображение зверей чаще всего льва и быка. Замечательные также мраморные статуэтки из Тель-Асмара изображающие группу мужских фигур.

Каждая фигурка поставлена так, что зритель всегда встречал ее взгляд. Характерными особенностями этих статуэток были тонкая проработка деталей, большая реалистичность и живость изображения, несколько меньшая условность.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культура цивилизаций Древнего Востока

В социально-философской литературе цивилизацией называется этап человеческой истории, следующий за варварством.Вместе с тем в литературе часто… Первое понятие возникло и вошло в русскую мысль в XVIII веке. Оно означало… Второе понятие еще со времен античности означало формирование, воспитание человеческой души, обуздание человеческих…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культура Древнего Египта и Вавилона

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Культура Древней Индии
Культура Древней Индии. Индия один из древнейших очагов человеческой цивилизации с высоким уровнем культуры. Индийская культура является одной из самых величественных и оригинальных культур, сформи

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги