Эпистемология как дисциплина. - раздел Культура, Специфика мыслительной деятельности человека
Впервые Вся Проблематика Научного Познания В Британской Филос...
Впервые вся проблематика научного познания в британской философии стала обозначаться греческим словом «эпистемология». Эпистемология исследует понятия, как эмпирический и теоретический уровни познания, теории, концепции, научные идеи, научные сообщества, субкультуру ученых, преподавателей, студентов, и др. понятия, в том числе научная истина. Научная истина как понятие как понятие стягивает в систему все понятия эпистемологии.
3.Специфика агностицизма. Теория познания Канта.
Агностицизм есть философия познания, в соответствии с которой субъект познает только лишь явления, как феномены и не в коем случае не познает сущность вещей. Агностицизм по-другому философски признает познание на феноменологическом уровне и отрицает познание на сущностном уровне.
По Канту, как агностику, явление абсолютно не связано с сущностью вещей. Вещь «в себя» только лишь представляется в виде явления как феномен субъекта познания, вызывает в чувствах субъекта хаос представления. Феномен-это явление абсолютно не связано с вещью «в себе» (по Канту).
Выделяют следующие исторические формы агностицизма:
1)античный скептик;
2)философия Юма;
3)агностицизм Канта;
4)конвенционализм.
1)Карнеад - есть представитель античных скептиков. Согласно Карнеаду, чувства индивида дают правильное представление о вещах, а мышление не может познать сущность вещей. Поэтому необходимо воздерживать от суждений о деятельности. Карнеад, как скептик, выделяет три степени вероятности суждений:
1.вероятностное суждение
2. вероятностное суждение, согласованное с другими суждениями
3. вероятностное суждение, согласованное с другими суждениями и проверенное суждение.
Согласно Карнеаду третья степень суждений наиболее приближает индивида к действительности и можно этим суждением руководствоваться. По Карнеаду, каждому вероятностному суждению можно найти противоположное вероятностное суждение.
Т.о. у античных скептиков содержится в определенной форме агностицизм в целом. Здесь и отделение знания от действительности, здесь познание исследует лишь только явления, здесь и трудности познания, здесь стремление воздерживаться от утвердительных суждений.
2)Давид Юм. Центральное место в философии Юма занимает положение о причине. Юм отрицает причинность в природе и в действительность познать сущность вещей. Согласно Юму вера – привычка в то, что за одним событием последует другое отождествляется индивидом с причинностью.
Кант совершил переворот в философии, равный Копернику. Кант в отличие от предшественников-философов уделил внимание не познанию вещей, а проанализировал субъект познания. В этом специфика философии Канта. Кант как родоначальник немецкой классической философии под субъектом познания понимал активное действующее начало. Корни познания Канта исходят из того, что опыт не может дать знания о действительности, и знания о действительности не могут также дать «чистое» мышление субъекта, «чистый» опыт, поэтому необходимо соединить опыт, опытное знание с чистым Я, рассудком.
Вещь «в себе» посредством явления вызывает хаос ощущения в чувствах субъекта.
Пр-во и время по Канту принадлежат субъекту от рождения, т.е. как априорной формы (доопытной) ее посредством пространства и времени. Упорядочивается хаос впечатлений.
Этому хаосу впечатлений придается пространственная и временная структура. По Канту пространство и время не существуют объективно, не есть характеристики вещей и отношений, а есть априорные, доопытные формы чувственности.
Затем упорядоченным во времени и в пространстве совокупность представлений подводится под категории рассудка. И получаются знания о явлениях как феномена вещей «в себе».
Т.о. теория познания Канта включает соединение опыта с априорными формами чувственности и категориями рассудка как априорных понятий.
В конце 19-нач.20 вв. в науке резко возросла роль теории идеи и наряду с геометрией Евклида была создана Неевклидова геометрия. Возникла специальная и общая теория относительности.
По Альберту Эйнштейну …. в момент выбора понятий при создании теорий он не связан с опытом эмпирических данных. Отсюда возникает конвенция соглашения о том, как называть то или иное понятие.
Отдельные философы и ученые как Анри Пуанкаре исходят из того, что понятия категории, идей – это только лишь наши конвенции, т.е. соглашения.
И применительно к геометрии, нельзя считать евклидову геометрию и неевклидову истинностными.
Т.о. согласно Пуанкаре понятия, идеи, теории есть только лишь конвенции, соглашения субъектов познания и они не связаны с действительностью.
Выделяют также западноевропейский скептицизм, в лице Мишеля Монтеня.
Согласно его точки зрения требуется здоровый скептицизм, т.е. мы должны критично относится к авторитетам, идеям, учениям, теориям. Он подчеркивал, что некоторые знатоки говорят, это сказал Платон, это написал Аристотель, а сами как они думают, как они размышляют?!
Скептицизм Мишеля Монтеня был направлен против средневековой схоластической философии и католицизма.
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Эпистемология как дисциплина.
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Специфика мыслительной деятельности человека.
Сущность мыслительной деятельности человека, мышление характеризуется формулой: субъект познания постигает объект познания по средствам категории. Мышление функционально аналогично
Аристотель о категориях
Аристотель в работе «Категории» писал: «Без какой-либо связи каждое слово обозначает или сущность, или количество, или качество, или отношение, или место, или время, или положение,
Кант о категориях.
Кант (1724 – 1804) сделал принципиально новый шаг в выделении категорий, выделил категории из суждений. В его время было 12 видов суждений и по Канту соответствовали 12 категорий. О
Гегель о категориях.
Гегель (1770-1831) выделил категории из всей сферы мыли человека: понятия, суждения, умозаключений, принципов, идей. Показал, что категории образуют систему, что родственные категор
Сознание как предмет исследования философии
Сознание является предметом исследования философии, социологии и психологии. Материя и сознание – есть самые предельно широкие философские понятия. Других более предельных понятий нет. Посредством
Сознание как система;
Следует иметь в виду, что сознание представляет собой определенную систему. Выделяют следующие составляющие:
1) чувственность – ощущения, восприятие и представление;
2) акт вниман
Рассудок и разум как понятия. Антиномии Канта;
В немецкой классической философии впервые были выделены уровни мыслительной деятельности – это рассудок и разум.
Кант рассматривал рассудок, исходя из следующих положений:
- рассу
Экзистенциализм
1. Сёрен Кьеркегор – предшественник экзистенциализма.
Историческими условиями возникновения Э. были:
1. Первая Мировая Война 1914-1918 гг., где же
Карл Ясперс как личность
Закончил в университет (юридический, медицинский факультеты). Работал психологом и ввел в употребление понятие «коммуникация». Ясперс считал, что в 20 в. нельзя создать такие философские системы, к
Философия истории Карла Ясперса.
Карл Ясперс создал оригинальное учение о философии истории. Он ввел понятия «осевое время» (800-200 до н.э.) и «осевые народы» (китайцы, индийцы, евреи, греки, персы). Ясперс- решительный противник
НЕОФРЕЙДИЗМ О ЛИЧНОСТИ
В 50-60 годах на западе возник неофрейдизм (Эрих Фромм и Карен Хорни). Неофрейдизм, упрощая, есть синтез Маркса и Фрейда, или сочетание бессознательного и классового.
Неофрейдизм
Эмиль Дюркгейм об аномии.
Дюркгейм – французский социолог и психолог. Фр.философия имеет свою специфику, уделяется большое влияние анализу ценностей общества. Согласно ему, устойчивость общества зависит от ценностей системы
Мировоззрение, как иерархическая система
Мировоззрение, как понятие, обозначающие определенное представление, понимание мироощущение общества, слоев и личностей о Мире и место роли человека в этом мире. Мировоззрение представляет иерархич
Специфика философского творчества Ницше
Ницше вместе с Шопенгауэром являются основоположниками неклассической философии. Специфика философского творчества Ницше;
1) Все философские тексты Ницше сознательно антисистемны, своего р
Ницше как философ
Ницше сам себя определял, как революционер духа, а свою философию, как истинную. По словам Ницше он произвел переоценку ценностей от Сократа до Гегеля и Шопенгауэра. Метод - философствовать молотом
Определение категорий
Категории есть философские понятия, а также основные родовые , ведущие понятия тех или иных дисциплин, к примеру математическое понятие ''множество''. Категории определяются двумя способами: 1) бин
Определение понятия ЖИЗНЬ
Жизнь – это предельно широкое понятие. В наше время понимание данного понятия определяется тем, что личности начинают искать смысл жизни. Следует иметь ввиду, что жизнь- родовое понятие. Его очень
Исторические формы позитивизма.
Выделяют следующие формы позитивизма:
1)Позитивизм Канта, Дж.Стьюорта Милля (британская философия и логика) и Г. Спенсера.
2)позитивизм Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса.
Гносеология как философская дисциплина.
В философии выделяют специальный раздел, специальную дисциплину, по имение гносеология. Гносеология от греч (гнозис – знания, логос- учение) учение о знании. Строго говоря, гносеоло
Русская философия
1. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона.
Митрополит Илларион, возглавлявший с 1051 по 1054 гг. митрополичью кафедру в Киеве, был Митрополитом Киевским и Всея
Ересь стригольников и жидовствующих.
«Ересь» - отклонение от основных догматов христианства. В 325 г. в г. Никея, недалеко от Константинополя состоялся 1-й Вселенский собор, где был принят основной догмат христианства – вера в Иисуса
Философия славянофилов и западников
В 40-х годах 19 в. среди аристократии в Москве и профессуры Московского университета возникли различные кружки, литературные вечера и сформировалось 2 направления философии: западники и славянофилы
Становление философии
1. Специфика мифа как ранней формы мысли. Структуралистская теория мифа Клода Леви-Строса. Его работа «Структурная антропология».
Миф - есть нерасчлененный, т.е. синкретич
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
1. Н.Я. Данилевский о цивилизации. «Россия и Европа».
Впервые понятие цивилизация определил Н.Я.Данилевский в работе «Россия и Европа». По Данилевскому, цивилизаци
КАРЛ ПОППЕР (1902-1994 гг.)
Карл Поппер не разделяет точки зрения неопозитивизма, которая гласит, что роль философии есть логический анализ научных текстов. Неопозитивизм отрицает философию как мировоззрение и методологию. По
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов