рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Этические учения Древнего Китая

Этические учения Древнего Китая - раздел Культура, Этические учения Древнего Китая Основные Понятия:Конфуцианство, Даосизм, Легизм, Че­ловеколю...

Основные понятия:конфуцианство, даосизм, легизм, че­ловеколюбие (жэнь), «золотое правило нравственности», «благородный муж», «совершенномудрый», этика-ритуал (ли).

Для древнекитайской культуры характерен культ тради­ции, авторитет предания, противодействие любым инноваци­ям. Если характеризовать эту культуру в целом, то можно вы­делить в качестве ее первичного ядра именно этические нормы, мораль; а вторичное — религия. Культ Неба, господ­ствовавший в Древнем Китае, был не только социально-по­литическим и социально-этическим (императоры — «сыновья Неба», Китай — Поднебесная), но и сакрально-магическим, ибо детерминировал поведение людей. При этом следует под­черкнуть, что концепция небесного предопределения, или мандата (тянь мин)выражала принцип именно этической де­терминации в управлении (Небо отбирало право на владение Поднебесной у порочного правителя и вручало его обладате­лю высшей благодати, или добродетели, — дэ). Главенствую­щее значение этического компонента в комплексе представле­ний о мире имело для китайской культуры далеко идущие последствия: так, место мифических героев занимают демифилогизированные образы мудрых правителей прошлого, чье величие и мудрость самым тесным образом связаны с их доб­родетелями, а место культа великих богов занял культ реаль­ных предков (как семейных, так и клановых). Своей высшей точки это своеобразное вытеснение религии и мифологии этико-ритуальными нормами достигло в конфуцианстве.

Конфуций (Кун-цзы, 551-479 гг. до н.э.) является основа­телем школы и, в целом, родоначальником китайской фило­софии. В центре внимания конфуцианства находятся взаимо­отношения между людьми, проблемы воспитания. Конфуций строит свое учение о нравственности, опираясь на культ тра­диции и ритуала. В итоге образуется характерное для культу­ры традиционного Китая двуединое понятие — «этика-ритуал». Ритуал (ли) становится высшим этическим симво­лом, превращается в наиболее общую характеристику пра­вильного, даже идеализированного социального устройства и поведения человека («Правитель руководит подданными по­средством ли», «Преодоление себя и обращение к ли состав­ляют гуманность» и т.п.). Но вместе с тем это учение приобре­тает новое, гуманистическое содержание. Конфуцианская этика опирается на такие понятия, как «взаимность», «золотая середина», «человеколюбие», составляющие в целом «пра­вильный путь» (дао), которому должен следовать каждый, кто желает жить в согласии с самим собой, с другими и с миро­зданием в целом, т.е. жить счастливо.

Человеколюбие (жэнъ) — это и почтительность к родите­лям, и уважение к старшим братьям, но и более широко — милосердие, любовь к людям, нежелание им зла. Конфуций (исторически первый) формулирует «золотое правило нравст­венности»: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

Правило «золотой середины» означает умение в своем по­ведении находить середину между несдержанностью и осто­рожностью.

Моральным образцом человека в конфуцианстве является «благородный муж» (цзюнъ-цзы). Он поступает по долгу и за­кону, требователен к себе (а не к другим людям), живет в со­гласии с людьми, но не следует за ними; ему легко услужить, но трудно доставить радость (ибо радуется он лишь должно­му); он готов идти на смерть ради человеколюбия и долга. «Благородный муж боится трех вещей: он боится веления Не­ба, великих людей и слов совершенномудрых». Образец «бла­городного мужа» противопоставлен простолюдину — челове­ку, лишенному всех указанных моральных качеств. Это не только этическое, но и политическое понятие, так как благо­родный муж — человек знатного происхождения, член пра­вящей элиты.

Что касается управления народом, то Конфуций полагал, что главное средство управления не принуждение, а убеж­дение и сила личного примера благородного мужа. «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стре­миться к добру, то и народ будет добрым».

В конфуцианской этике соединены традиционалистские и гуманистические начала. Так, благородный муж должен при­держиваться принципов человеколюбия и взаимности, но лишь в отношении равных; его нравственность оценивается по внешним проявлениям: следует ли он ритуалу, выполняет ли обряды, т.е. ведет ли себя должным образом.

Другое философское направление Древнего Китая — моизм (основатель Мо Ди, о котором мало что известно) — про­тивопоставляет конфуцианской любви к ближнему «любовь к дальнему», т.е. «всеобщую любовь». Этот принцип всеобщей любви моисты распространяли и на взаимоотношения между государствами, будучи убежденными противниками войн.

Своеобразным оппонентом конфуцианству выступает школа даосизма (основатель — полулегендарная личность Лао-цзы). Прежде всего даосами выдвигается иной этический идеал — «совершенномудрый» (шэньжень), который противопоставляется «благородному мужу». «Совершенномудрый» — человек «высшего дэ» (дэ, в данном случае, понимается как добродетель) и «дао». (Заметим, что «дао» — основное понятие китайской философии, но если для представителей других школ это, в основном, путь развития — например, Китая, путь нрав­ственного поведения человека — «правильный путь», то для даосов данное понятие имеет всеобъемлющее мировоззренче­ское значение. Это первоначало, первооснова и завершение все­го существующего). Конфуцианские ценности (человеколюбие, взаимность и др.) возникли, по мнению даосов, тогда, когда че­ловечество, утратив первоначальное совершенство, отошло от «дао». Даосы обрушились на искусственность конфуциан­ского ритуала «ли» с позиций гедонизма, призывая следовать природному естеству. Они создают культ опрощения и возврата от цивилизации и государственности к первозданной природе. «Совершенномудрый не стремится делать добрые дела, поэто­му он добродетелен»; его главное качество — победоносное недеяние, он, как и само дао, «не борется, но умеет побеждать». Наконец, в школе законников (легизм) противопоставили конфуцианскому «ли» административно-правовой регламент «фа», что на практике оборачивалось культом жесткого закона с суровыми наказаниями. Совесть они заменили страхом. На­ивные конфуцианские представления о государстве как боль­шой семье, основанной на принципе «сыновней почтительно­сти», были заменены представлением о государстве как бездушном механизме. «Доброта и человеколюбие — мать проступков», — утверждали легисты; истинная добродетель «ведет свое происхождение- от наказания». К счастью, триумф легизма длился недолго (он был господствующей идеологией в эпоху империи Цинь), и со II в. до н.э., обретя статус офици­альной идеологии, реформированное конфуцианство получает возможность пропагандировать и практиковать свои идеи и принципы. Конфуцианское «ли» (этика-ритуал) становится той основой, на которой зиждется общество и государство.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Этические учения Древнего Китая

Этические учения Древней Индии... Основные понятия буддизм джайнизм сансара карма нирвана... В европейской философии начиная с А Шопенгауэра от крывшего индийскую мысль для европейцев довольно таки широко...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Этические учения Древнего Китая

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги