рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ДРЕВНЕЯМНАЯ КУЛЬТУРА

ДРЕВНЕЯМНАЯ КУЛЬТУРА - раздел Культура, Поисками определенных археологических памятников Или Ямная, - Археол. Культура Эпохи Ранней И Ср. Бронзы (Бронзы Эпоха), Iii -...

или ямная, - археол. культура эпохи ранней и ср. бронзы (бронзы эпоха), III - нач. II тыс. до н.э. Названа В.А.Городцовым по форме погребальных сооружений. Тер. распространения - от Юж. У. до Днепра. Н.Я.Мерпертом выделен волго-ур. вариант. Пам. Д.К. в Юж. Приуралье -курганные некрополи: Увак, Герасимовка, Болдырево I и IV, Тамар-Уткуль и др. (Зап. Оренбуржье). Погребения Д.К. совершались под курганами в ямах, костяки скорчены, на спине или правом боку, окрашены охрой. Инвентарь: круглодонные сосуды с гребенчатым или веревочным орнаментом; каменные молоты, скребки и отщепы; медные ножи, тесла,топоры, шилья, долота, топорики-клевцы, наконечники копья; костяные булавки и украшения. Встречен набор из метеоритного железа (Болдырево).

Основу х-ва составляли подвижное скотоводство и металлургия меди, базировавшаяся на разработке Каргалинских медных рудников. Пос. не найдены. В погребениях обнаружены остатки деревянных повозок. Обществ. отношения находились на предклассовом уровне. Выделились сословные группы: вожди, воины, жрецы, ремесленники, рядовые общинники, возможно, рабы.

Д.К. сформировалась в степях Вост. Европы на базе культур Хвалынской культ.-ист. общности. Дальнейшая судьба Д.К. Юж. У. связана с ее участием в сложении абашевской, синташтинской и раннесрубной (срубная культура) культур. Согласно др. точке зрения, в Волго-Уралье она перерастает в полтавкинскую культуру.

 

31. Афанасьевская и Окуневская культуры.

Афанасьевская культура, культура энеолита Юж. Сибири, распространённая в Минусинской котловине и на Алтае в середине 3 — начале 2-го тыс. до н. э. Современна кельтеминарской культуре, ямной культуре и катакомбной культуре. Названа по могильнику у горы Афанасьевской близ с. Батени Хакасской АО. В отличие от окружающего монголоидного населения, племена А. к. принадлежали к т. н. палеоевропейскому типу. Сохранились поселения А. к. и могильники, отмеченные на поверхности кругами из каменных плит; их сменили курганы также с каменными кругами. Встречаются одиночные и групповые погребения, реже — парные, без признаков имущественного неравенства. Население А. к. знало скотоводство и, вероятно, земледелие. Орудия изготовлялись главным образом из камня, но была известна обработка меди, серебра, золота. Керамика — яйцевидные, сферически-круглодонные, плоскодонные сосуды, курильницы (вазочки на поддоне). Изображения соколов и замаскированных людей на погребальных плитах, сходные с личинами, выбитыми на стелах карасукской культуры, свидетельствуют об известной преемственности её от А. к.

Окуневская культура — южносибирская археологическая культура кочевников-скотоводов бронзового века (II тыс. до н. э.), пришедшая на смену афанасьевской культуре. Названа по местности Окунев улус на юге Хакасии, где в 1928 С. А. Теплоуховым был впервые раскопан могильник этой культуры. Окуневцам были известны двух- и четырехколесные повозки. Значительное место занимала охота на диких животных и рыболовство.

Первоначально ее носители рассматривались в рамках монголоидного компонента афанасьевской культуры, пока в 60-х гг. XX века окуневская культура не была выделена в качестве самостоятельной Г. А. Максименковым.

Окуневцы обладали более развитой металлургией. Они знали не только медь, но и бронзу. Наряду с ковкой применялось и литье, что указывает на довольно высокий уровень металлообработки. Основой хозяйственной деятельности было скотоводство, хотя рыболовство и охота не потеряли своего значения. В стаде преобладали овцы и крупный рогатый скот.

Окуневская керамика по форме и орнаменту несколько напоминает самусьскую,в то же время значительная часть сосудов украшена гребенчатым штампом, почти не известным самусьским гончарам.

32. Искусство и духовная культура эпохи Энеолита.

Период энеолита является началом палеометаллической эпохи, т. е. Медно - каменного и бронзового веков. В период энеолита человечество впервые научилось выплавлять орудия из первого известного ему металла - меди. Начиная со II тысячелетия в Евразии широко распространяется бронза - более прочный сплав меди и олова. Тогда же наряду с древним способом производящего хозяйства - земледелием, окончательно складывается новый - скотоводство, который позволяет освоить обширные степи и предгорные зоны. В начале кратко охарактеризуем искусство неолита и энеолита в культурах древнейших очагов земледелия, которые предшествовали периоду появления ранних форм государственности.

1) Иордано- палестинский регион (Иерихон - 8-7тыс. лет до н. э.). Сохранились погребальные маски, глинобитные дома, а также древнейшие в истории человечества городские стены.

2) Малоазийский регион (Чатал-Гуюк). Примечательно огромное количество статуэток обнажённых женщин, символизирующих культ плодородия. Сохранившиеся святилища часто украшает изображение быка. Такую же роль бог в виде быка играл в крито - микенской цивилизации и Древнем Египте периода Раннего царства(мастабы в Саккара с головами быков, 4 тыс. до н. э.).

3) Месопотамский регион (культура Джармо, 7-6 тыс. до н. э.). Для этого региона характерна необычайно декоративная керамика, слепленная сначала вручную, а затем на гончарном круге. Керамика из Самарры датируется 5 тысячелетием до н. э. Культовые сосуды, чаши, блюда характеризует особая тщательность работы. Среди многочисленных орнаментов фигурируют т. н. "первобытные свастики" - символ круговорота природной стихии и солнечного хода. Люди, животные, растения, - всё закручивается в стремительном вихре движения, превращаясь в отвлечённо- геометрические фигуры. Другими элементами орнамента являются "елочки" и "зигзаги". Лучшие произведения керамики, помимо музеев Ирана и Ирака, представлены, также, в собраниях Лувра и Эрмитажа. Из мягких пород камня одновременно с сосудами изготавливаются и цилиндрические печати. При накатке на сырую глину они образовывали непрерывный орнаментальный фриз. Являясь магической охраной собственности, печати выполняли функцию амулетов и украшений.

4) Египетский центр. Неолитические культуры - Таса и Меримде Бени Саламе. Керамика лепится вручную и лишена декорации. В изделиях из глины мастера стремятся воспроизвести фактуру каменных сосудов. Излюбленным материалом для изготовления сосудов у древних египтян был камень. Наряду с легко поддающимся обработке алебастром, использовались и твёрдые породы камня: брекчия, гранит, базальт, диорит, порфир. Вазы и блюда полировались до блеска, дематериализуя его тяжесть и косность. Роспись керамики появляется в период энеолита - бронзового века (культуры Негада I и Негада II). Люди и животные запечатлены на поверхности сосудов как бы при взгляде с разных точек зрения. Мастером передаются главные характеристики, из которых и складывается изображаемый предмет. Фигуры людей и туловища животных поэтому могли изображаться в фас и в профиль одновременно. В качестве жилища используются небольшие круглые хижины из тростника, обмазанные глиной. Позднее появляются прямоугольного плана дома из сырцового кирпича, где селятся вожди. Архитектурные формы прямоугольного дома оказали влияние на строительство гробниц. Первые дошедшие до нас росписи относятся к эпохе энеолита и происходят из погребения вождя в Иероконполе.

5) Регион Хуанхэ и Янцзы.

Центром неолитической культуры Древнего Китая стало поселение Яншао. Археологи обнаружили здесь относящиеся к 4-3 тысячелетиям шедевры неолитической керамики. Они поражают яркостью своих росписей, окрашенных в красные, чёрные и белые цвета. В геометрике их росписей угадывается начало китайской пиктографии. В серповидных знаках, кругах, треугольниках угадываются очертания солнца, луны, гор, вод. В период образования государства(период Шан (Инь) на смену яркой полихромии приходят блестящие сосуды Луншань, лишённые росписей.

6) Регион долины Инда и Ганга.

Неолитические сосуды индской цивилизации из Чанху - Даро отличает ковровое расположение преимущественно растительного орнамента. Концом IV тысячелетия датируются небольшие глиняные фигурки богини- матери и быка, типичные для культа плодородия. В отличие от месопотамского региона печати были не цилиндрическими, а прямоугольными.

8) Регион Геоксюрского оазиса (Туркмения). Комплексы Кара-депе, Геоксюр I, Алтын - депе.

Посуда украшена ярким геометрическим орнаментом, состоящим из треугольников, ромбов, квадратов, волнистых линий. В более ранней посуде узнавались стилизованные изображения человека и животных. В период позднего энеолита керамика становится ещё более яркой и многоцветной. Как и везде в земледельческих культурах встречаются маленькие статуэтки женского божества.

Дома возводились из сырцового кирпича, причём стены получали яркую роспись. Они имели множество комнат и каждый из них являлся целым комплексом, объединяющим помещения самого разного назначения: кухни с очагами, жилые комнаты, комната для совершения религиозных обрядов.

9) Регион Правобережной Украины, Молдова, Карпато - Дунайская зона Румынии и Болгарии. Культура Триполье - Кукутень(6-3 тыс. до н. э.)

Дома наземные, глинобитные, в плане образующие вытянутый прямоугольник, делились на две половины. Комплексы построек располагались кольцеобразно и были ориентированы на центр круга. Для керамики Триполья характерен "вихреобразный" орнамент. Обычно декор имеет трёхярусную структуру: дождь, потоки воды, посылаемые на землю Великой Матерью, подземный мир и земля с восходящими посевами. Как и во всех культурах неолита и энеолита, орнамент носил космогоническую символику и являлся иллюстрацией мировоззрения представителей данной культуры. Трипольские женские статуэтки из глины имеют такую же "вихревую" раскраску, как и керамика. В глиняное тесто при их изготовлении добавлялось зерно и мука, что свидетельствует о связях с темой плодородия.

10) Иранский регион. Культура Загроса (7-4 тыс.до н. э.).

Культура Тепе - Сиалк III имеет наиболее яркую, изящную и разнообразную керамику. Сосуды изготавливались на гончарном круге. Уникальны изображения барсов на сосудах. Печати в форме пуговиц играли роль магических амулетов, а также являлись надёжными защитниками собственности.

Другим видом искусства стала наскальная живопись, петроглифы, стелы и большие каменные изваяния, характерные для культуры охотников- собирателей и скотоводов. Множество петроглифов встречается в Скандинавии, Северной Италии, Испании, Португалии, Северной Африке, Аравийском полуострове, Индии, Пакистане, Дальнем Востоке, России, Северной и Южной Америке, Австралии. Изображения на скалах или выбивались твёрдым орудием из камня, или (что реже) рисовались красной охрой. Большое распространение имеют натуралистические "рентгеновские изображения", характерные для петроглифов Норвегии, искусства североамериканских индейцев и Австралии. Этот крайний натурализм сочетается в наскальном искусстве со отвлечённым схематизмом изображений, давшем знать о себе ещё в эпоху мезолита. Такие схематичные знаки принято называть "писаницами". В петроглифах запечатлены точные наблюдения за миром природы, и, одновременно "записаны" мифы о происхождении данного племени и устроении Вселенной.Большое распространение по- прежнему имеют сцены охоты, как, например, в Залавруге, Урале, Белом море, Лене. В Залавруге представлена охота на морского зверя с помощью гарпуна. Другой ряд сцен связан с миром животных, от размножения и благополучия которых зависело и благополучие человеческого коллектива. Известны сцены с изображением лосей во время брачной игры из Норвегии, а на русском севере встречаются их небольшие скульптурные изображения. Важное место в наскальном искусстве, как и в керамике, занимает солярная и лунарная символика. В северных росписях с первой отождествляются лоси. Начиная с эпохи энеолита распространяется в искусстве появляется тема Древа жизни, где воплотились формировавшиеся на протяжении тысячелетий представления о природном круговороте, о скрытых таинственных силах природы, о жизни и смерти. На петроглифах изображаются "солнечные люди" с растущими в разные стороны волосами- лучами и "солнечные животные". В скульптуре соляная идея нашла своё воплощение в "личинах" (масках) на стелах окунёвской культуры (III- II тыс. до н. э.). Аналогичные изображения встречаются на Дальнем Востоке (гранитная глыба в Сакачи Алян), а также в Департаменте Морблан (Франция). Каменные стелы и изваяния являются характерными признаками искусства степной зоны. Известны знаменитые каменные бабы в донских степях.

На протяжении неолита и энеолита идёт процесс складывания обширных комплексов природно- исторических святилищ. В эпоху бронзы складывается несколько типов сооружений, являющихся не только природными памятниками, но и результатом масштабной (впервые!) строительной деятельности человека.

Менгиры - отдельно стоящие или группы вертикально поставленных камней. Известно "Каменное войско" в Армении и алиньяны во Франции- протяжённые поля каменных столбов. Архитектурная форма менгира стала основой для развития типологии отдельно стоящей высотной доминанты(обелисков, триумфальных колонн, башен и. т. д.)

Дольмены - вид сооружения, в котором несколько камней перекрываются камнем- крышей. Иногда к нему ведёт крытая галерея. Дальнейшее развитие типологии дольмена- стоечно- балочная конструкция храмов, дворцов и гробниц.

Кромлехи - древнейшие архитектурные комплексы, имеющие сложную композицию и являющиеся не только культовыми сооружениями, но и выполняющими роль астрономического прибора или календаря. Впервые в архитектуре ставятся глобальные вопросы и решаются сложные пространственные задачи, с которыми сталкиваются зодчие при создании обширных ансамблей.Первыми опытами организации пространства в глобальном масштабе стали мегалитические сооружения в Стоунхендже(XV век до н. э. ) и на острове Мальта. Попадая в огороженное пространство, мы попадаем в царство симметрии и в самый центр солнечного круговорота (главная ось ансамбля ориентирована на восход солнца в день летнего солнцестояния). Стоунхендж является самым крупным сооружением первобытной архитектуры, где в столь мощном масштабе осуществляется попытка организации земного хаоса и космической гармонии.

33. Бронзовый век - общая характеристика.

Бронзовый век, историко-культурный период, характеризующийся распространением в передовых культурных центрах металлургии бронзы и превращением её в ведущий материал для производства орудий труда и оружия. На остальных территориях в это же время продолжалось развитие неолита или совершался переход к освоению металла. Приблизительные хронологические рамки Б. в.: конец 4-го — начало 1-го тысячелетия до н. э. Бронза, сплав меди с др. металлами (свинец, олово, мышьяк и др.), отличается от меди легкоплавкостью (700—900°С), более высокими литейными качествами и значительно большей прочностью, что и обусловило её распространение. Б. в. предшествовал медный век, иначе халколит, или энеолит, —переходный период от камня (см. Каменный век) к металлу (найдены металлические предметы, датируемые 7-м тысячелетием до н. э.).

Древнейшие бронзовые орудия найдены в Южном Иране, Турции и Месопотамии и относятся к 4-му тысячелетию до н. э. Позднее они распространяются в Египте (с конца 4-го тысячелетия до н. э.), Индии (конец 3-го тысячелетия. до н. э.), Китае (с середина 2-го тысячелетия до н. э.) и в Европе (со 2-го тысячелетия до н. э.). В Америке Б. в. имел самостоятельную историю, здесь металлургическим центром явились территория Перу и Боливии (т. н. культура позднего тиуанаку, 6—10 вв. н. э.). Вопрос о Б. в. в Африке ещё не решен из-за недостаточной археологической изученности, но несомненным считается возникновение здесь ряда самостоятельных очагов бронзолитейного производства не позднее 1-го тысячелетия до н. э. Расцвет искусство бронзового литья Африки получило в 11—17 вв. в странах Гвинейского побережья.

Неравномерность исторического развития, наметившаяся в предшествующие периоды, в Б. в. проявляется весьма резко. В передовых центрах с развитым производящим хозяйством в эпоху бронзы складываются раннеклассовые общества и формируются древнейшие государства (в странах Переднего Востока). Производящее хозяйство распространялось в ряде обширных областей (например, Восточное Средиземноморье) и вне этих центров, обусловив их быстрый экономический прогресс, возникновение крупных этнических объединений, начало разложения родового строя. Вместе с тем на значительных территориях, удалённых от передовых центров, сохранялся старый, неолитический уклад жизни, архаичной культуры охотников-рыболовов, но и сюда проникали металлические орудия и оружие, в известной мере влиявшие на общее развитие населения этих районов. Большую роль в ускорении темпа хозяйственного и общественного развития отдельных областей сыграло в Б. в. установление прочных меновых связей, особенно между районами месторождений металлов (например, Кавказа и Восточной Европы). Для Европы большое значение имел т. н. Янтарный путь, по которому из Прибалтики вывозился на Ю. янтарь, а на С. проникали оружие, украшения и т.д.

Усиление межродовых столкновений способствовало развитию оружия. Еще в энеолите появляется такой важнейший вид оружия, как меч. Бронзовые мечи были сильным средством нападения и защиты. Кроме бронзового оружия появляются бронзовые орудия труда, в первую очередь ударного и рубящего действия.

 

В бронзовом веке между разными территориями возникает экономическое неравенство. В одних областях были и медь, и олово, в других — только медь или только олово, а третьи не имели ни того, ни другого. Это, с одной стороны, еще более усилило неравномерность развития общества на разных территориях, с другой — еще более способствовало развитию обмена между ними. Так, Словакия и Чехия обменивались друг с другом медью и оловом. На территории России такой обмен происходил между Уралом и среднерусской полосой, так как в лесной полосе нет ни меди, ни олова. Такая же картина наблюдалась в обмене между Кавказом и степным скотоводческим Поволжьем.

 

Подобные связи зависели от средств сообщения, которые совершенствуются в бронзовом веке. Водный путь был наиболее легким для первобытного человека. Реки были связующими нитями между племенами еще в эпоху мезолита и неолита. Но в бронзовом веке в дополнение к веслам появился парус, а еще в энеолите изобретено колесо и, соответственно, повозки.

 

34. Бронзовый век Северного Кавказа.

В эпоху ранней бронзы территория региона была населена носителями различных археологических культур: северо-западную и центральную часть Северного Кавказа занимали племена майкопской культуры, северо-восточную - племена куро-аракской культуры. Обширные степи Приазовья занимали племена ямной культуры. Названия этой и позднейших культур южнороссийских степей бронзового века отражают наиболее распространенную в определенную эпоху конструкцию погребальных сооружений - яма, катакомба и сруб, что соответствует ямной, катакомбной и срубной культурам, последовательно сменявшим друг друга. Другие культуры (майкопская, куро-аракская) названы по территории, где были обнаружены памятники данной культуры (поселения, могильники).

Эпоха средней бронзы связана со значительными миграциями населения. В начале II тыс. до н.э. Приазовье заселили пришедшие с запада племена катакомбной культуры, широко распространенной от Поволжья до Приднепровья. Местное население было частично уничтожено, оставшаяся его часть была ассимилирована. Так возникли синкретические археологические комплексы. Оседлое население Северного Кавказа представлено в этот период племенами северокавказской (закубанской) и дольменной культур.

В эпоху поздней бронзы на Северном Кавказе появились новые группы населения и произошли значительные сдвиги в его хозяйственной деятельности. Обширные территории степей были заняты племенами срубной культурно-исторической общности (генетически восходящей к ямной культуре), пришедшими из района Поволжья и относительно быстро перешедшими к оседлому образу жизни. Прочная оседлость характеризует многочисленные племена кобанской и каякентско-хорочоевской культур. В начале I тыс. до н.э. на Нижнем Дону и Прикубанье возник ряд поселений кобяковской культуры, названной по первому открытому поселению - Кобякову городищу (Нижний Дон).

На Северном Кавказе во II тысячелетии до н. 8. развился мощный очаг культуры бронзы. Он оказал сильное воздействие на многие области степной зоны, на районы Поволжья, Прикамья и Волго-Окского междуречья, служа передатчиком передовых достижений древневосточной техники.

В конце II — начале I тысячелетия до н. э. племена Северного Кавказа обладали высокоразвитым бронзолитойным производством и делали первые шаги в овладении техникой обработки железа. Особенно известен в этом отношении район современной Северной Осетии, где сосредоточены наиболее характерные памятники (главным образом могильники) так называемой кобанской культуры. Высококачественные топоры, кинжалы и мечи, бронзовые боевые пояса и всевозможные украшения, покрытые рельефными и гравированными изображениями, говорят о высоком уровне мастерства. Среди кобанских находок много бронзовых удил, свидетельствующих об использовании лошади для верховой езды. Анализ форм оружия говорит о том, что племена Северного Кавказа в это время были знакомы не только с древневосточными, но и с южноевропейскими бронзовыми изделиями.

Кобанская бронза отличалась высоким качеством, потому что содержала достаточное количество олова. Этот металп, который сплавляли с медью, добывался и на территории Осетии - в верховьях рек Квирилы, Джоджоры и Большой Лиахвы. Бронза была не только материалом дпя метаплических изделий, но и заменяла деньги, которых тогда еще не быпо. «Деньгами» бронзового века служипи массивные кольца, кинжалы или просто бронзовые слитки.

Язык, на котором говорили кобанцы, неизвестен. Существует предпопожение, что они были индоевропейским народом. Древнейшее присутствие индоевропейцев (и прежде всего индоиранцев) на Кавказе хорошо прослеживается по географическим названиям. Имена крупнейших горных вершин и рек, как и само слово "Кавказ", объясняются из индоевропейских языков.

Именно в кобанскую эпоху произошпи очень важные изменения в устройстве общества. В начале I тысячелетия до н.э. на смену родовой организации пришла территориально-общинная (соседская). Укрепилась малая семья, у которой появилось право владения скотом и землей, Для семьи, ведущей отдельное хозяйство, основой благосостояния становятся не «ровнородственные, а соседские общинные связи. Различие между родовой и соседской общинами вовсе не в наличии или отсугствии родства между ее членами. Родовая община превращается в соседскую, когда род перестает быть хозяйственной организацией. На низком уровне производящего хозяйства возможен только колпективный труд всего рода с уравнитепьным распределением продуктов между сородичами. Совершенные орудия труда, развитые земледепие и скотоводство позволяют каждой семье выделить и вести собственное хозяйство. Новую общину называют соседской или территориальной. Она остается верховным собственником земпи, но только земли, а не орудий труда, скота и урожая. Общинники-соседи по-прежнему являются родичами, но теперь уже только в смысле родственных связей, а не хозяйственной деятельности.

Религиозные представления кобанцев ученые пытаются восстановить по остаткам культовых сооружений и предметам, имевшим ритуальное ипи магическое значение. Местом семейной молитвы были жертвенники, которые располагали рядом с домом или внутри него. Кобанский жертвенник - это глинобитная площадка размером меньше квадратного метра. Изредка жертвенники огораживали камнями, иногда рядом сооружали очаг. На жертвенниках находят кости животных, миниатюрные глиняные модели сосудов, колес от повозок, ковшиков для питья бронзы, а также статуэтки людей и животных.

На самом труднодоступном для врага месте в каждом посепеиии строили общий храм. Существовали общие святилища всего племени и союза кобанских племен. Одно из них, как предполагают ученые, находилось в Дигорском ущепье, у селения Махческ. Там была найдена гранитная плита с изображением лабиринта - космического символа движения сопнца и человеческой жизни. По-видимому, на древнем месте общекобанского храма продолжает стоять цейский Реком - одно из наибопее известных и почитаемых осетинских святилищ.

35. Бронзовый век Закавказья.

Во 2-й половине 2-го тысячелетия до н. э. — начале 1-го тысячелетия до н. э. на базе предшествующих культур эпохи средней бронзы складываются новые культуры с высоким уровнем металлургии: в Грузии, Армении (Триалетская, Колхидская и др. культуры).

Жизнь закавказских племен в период бронзового века известна нам по памятникам триалетской культуры, сложившейся во второй четверти II тысячелетия до н. э.древнегрузинской области Триалети,. В долине р. Храми, раскопан курганныймогильник, наиболее ярко характеризующий эту культуру. Здесь находились и большие курганы вождей, и маленькие курганы, сооруженные над могилами рядовых общинников. В рядовые погребения обычно положен очень скромный набор вещей: несколько глиняных сосудов, кремневые наконечники стрел, изредка бронзовое оружие.

 

Появление огромных курганов, сооружение которых требовало значительной затраты труда, сложный погребальный обряд, богатый могильный инвентарь, и т. д. свидетельствуют о значительных переменах, происшедших в социальных отношениях. Возросшие потребности экономически более окрепшей прослойки общества дали мощный импульс новым творческим поискам и росту различных ремесел. Весь вещественный материал ранних курганов указывает на общий подъем уровня культуры, развитие которого, в конечном счете, к началу II тыс. до н. э. привело к расцвету триалетской культуры.

 

Вождей хоронили пышно. Их останки, обычно кремированные, помещали в большие погребальные залы со стенами, сложенными из массивных камней, или в глубокие ямы с длинными входами. В одной из могил найдена четырехколесная колесница со следами воловьей упряжки. Колеса вырезаны из массивных досок и прочно скреплены осью. Колесница напоминает древнешумерские, только колеса ее скреплены не наружными планками, как шумерские, а шипами. В погребения клали великолепные золотые и серебряные изделия: чаши, кубки, оружие, украшения, а также ожерелья из самоцветов.

 

Влияние ювелирного искусства Месопотамии и Малой Азии ощущается и на других изделиях триалетских мастеров. Но они не просто копировали приемы древневосточных ювелиров, а, осваивая их, создавали свои оригинальные произведения. Это говорит о высоком уровне местной художественной обработки металла.

 

Памятники триалетской культуры распространены по всему Закавказью. Так, богатое погребение с вещами, похожими на триалетские, открыто под курганной насыпью в г. Кировакане в Армении. Здесь найдены золотая чаша, серебряные сосуды, ожерелье из сердоликовых и золотых бус, бронзовое оружие. Во многих местах в Армении встречается при раскопках красноглиняная расписная керамика, такая же, как в Триалети.

 

лучше всего известны поселки в Эларе (Армения) и на Узерлик-тепе (Азербайджан). Это были поселения оседлых скотоводов. Скотоводство. значение которого было велико еще в эпоху энеолита, и теперь являлось основой хозяйства закавказских племен. Об этом говорят найденные в могилах остатки туш мелкого и крупного рогатого скота. Жители поселений занимались и земледелием, и изготовлением глиняной посуды. Но именно скот составлял главное богатство общин.

 

Можно судить о том, насколько развитым было триалетское (Южная Осетия и Грузия) общество. Уже разница между богатыми и бедными захоронениями ясно показывает, как велика была имущественная дифференциация среди общинников. Общины возглавлялись могущественными вождями, которым их соплеменники оказывали большой почет. Когда они умирали, сородичи сооружали для них огромные усыпальницы и укладывали туда несметные богатства, самое лучшее, что могли приобрести общины. Но быт этих общин вовсе не был идиллически мирным. Столкновения из-за богатств учащались, и каждая община стремилась укрепить свой поселок. Это особенно сказалось на более позднем этапе, когда поселения стали окружать стенами из громадных каменных плит. Такие оборонительные сооружения получили название циклопических крепостей. Показательно, что появляются стены и внутри поселков. По-видимому, предводители племен нуждались в том, чтобы оградить свои жилища и свои богатства от сородичей. Здесь уже не было места первобытному равенству.

 

В памятниках триалетской культуры удивляет крайняя бедность медно-бронзовых изделий. Почти совершенно неизвестны бронзовые орудия труда, если не учесть втульчатого долота и плоского топора из Кироваканского кургана; из бронзовых предметов в Триалетских и Месхетских курганах встречается оружие, и то в ограниченном количестве. Сравнительно больше бронзовых изделий в рядовых коллективных погребениях Нульского и Квасатальского могильников. Наиболее распространенным видом оружия в триалетской культуре является кинжальный клинок. Сравнительно многочисленны бронзовые втульчатые копья.

 

Мечи-рапиры, хорошо известные в настоящее время в Закавказье, — в ареале триалетской культуры. На Северном Кавказе известно лишь одно подобное оружие из Дагестана[21]. В пределах Грузии известны два меча-рапиры[22]. Несколько экземпляров известны из Армении. Все закавказские экземпляры почти одного типа: узкие, около одного метра в длину, с сильно выраженным средним ребром и коротким черенком для насадки рукоятки. Они по своей форме примыкают к хорошо известным в критомикенской культуре длинным мечам-рапирам, откуда они, вероятно, к концу первой половины II тыс. до н. э. проникают в Закавказье[23]. Все закавказские мечи почти не отличаются друг от друга и приобретают несколько своеобразную форму, что должно свидетельствовать о местном их производстве.

 

Интересную группу бронзовых оружий триалетской культуры составляют боевые топоры. На территории Восточного Закавказья их известно всего пять — три в Грузии и два топора в Армении[24]. Топоры эти характеризуются шестигранным туловом и несколько косо опущенным обухом. Несколько топоров найдены и на Северном Кавказе[25]. Этот тип топора хорошо известен в Передней Азии в III тыс. до н. э. На Кавказ эта форма топора проникает, видимо, в начале II тыс. до н. э. с юга.

Особого подъема в эпоху «цветущей поры» триалетской культуры достигает ювелирное дело.

 

Распад первобытнообщинных отношений продолжался и в следующий период, когда в Закавказье начался переход от бронзового века к железному. Это было время расцвета местного бронзолитейного производства.

 

Именно появление железных орудий повлекло за собой улучшение качества, технической и художественной обработки бронзовых изделий.

 

В Закавказье из Передней и Малой Азии привозили олово, необходимое для бронзы, а здесь, на месте, добывали медь и сурьму. Рудничные и бронзолитейные мастерские открыты во многих местах. Известны целые клады слитков металла весом до 8 кг каждый.

 

Из бронзы изготовляли великолепное оружие. Погребения этого времени буквально насыщены его богатейшими наборами. Здесь найдены самые древние на нашей территории мечи, а также массивные топоры-секиры, разнообразные украшения, бронзовые пояса, на которых гравировкой выполнены изображения различных мифологических и охотничье-бытовых сцен.

 

Массивные бронзовые кольца весом до 2 кг, возможно, служили своеобразным средством обмена.

 

В хозяйстве по-прежнему главную роль играло скотоводство, причем преобладало овцеводство. Как тягловую силу использовали уже лошадь. В одном из могильников того времени, в курганах у сел. Лчашен на берегу озера Севан, умершие похоронены в больших склепах, над которыми сооружены каменные насыпи. В склепах найдено множество драгоценных вещей.

 

36. Бронзовый век Средней Азии.

Культура племён горного Ирана и Средней Азии конца III и II тысячелетия до н. э. является продолжением энеолитической, однако за истекшее время в этой культуре произошли серьёзные изменения. Поселения начинают укреплять стенами. Материальная культура становится богаче и разнообразнее. Наряду с каменными и медными изделиями всё чаще начинают появляться и бронзовые. Повидимому, сильно развивается скотоводство — особенно разведение мелкого рогатого скота, в связи с чем начинает применяться летний выпас скота на отдалённых горных пастбищах; таким образом, скотоводство начинает приобретать полукочевой характер. Большую роль начинает играть лошадь, что придаёт скотоводческим племенам большую подвижность; с этим обстоятельством, вероятно, связано проникновение касситских племён с гор Ирана в Двуречье. В то же время ряд поселений продолжает вести оседлое земледельческое хозяйство, которое отныне в этих областях сосуществует с полукочевым скотоводством. У оседлых племён накапливаются материальные ценности и начинается имущественное расслоение внутри общин. Ремесло получает значительное развитие. Особенно замечательны относящиеся, повидимому, в основном ко второй половине II тысячелетия до н. э, художественные бронзовые изделия из Луристана (Иран), главным образом части конской упряжи, украшенные стилизованными изображениями мифических чудовищ и зверей. Развивается также камнерезное искусство и гончарное дело. Всё чаще начинает применяться гончарный круг.

Можно проследить несколько местных культур, принадлежащих близким друг к другу в культурном отношении племенам. Так, население Южного Азербайджана и Курдистана (городище Гёй-Тепе и др.) стояло близко к жителям Восточного и Центрального Закавказья; племена Центрального Ирана и предгорных районов Южной Туркмении (городища Тепе-Сиалк, Тепе-Гиссар в Иране, южное городище Анау, Намазга-Тепе в Туркмении и др.) обладали самобытными, но близкими культурами. Позже, чем в этих районах, развилось земледелие в районах, примыкающих к юго-восточному углу Каспийского моря (район Дехистан в Туркмении, поселения которого близки по культуре к поселениям, обнаруженным около Астрабада в Иране). В Хорезме — в нижнем течении Аму-Дарьи, на смену энеолитической культуре рыболовов и охотников приходит тазабагъябская культура, культура скотоводов и мотыжных земледельцев.

Существенные изменения наступают в Средней Азии к концу II тысячелетия до н. э., повидимому, вызванные проникновением с севера племён, связанных с андроновской культурой. В конце этого тысячелетия замирает жизнь в старых земледельческих поселениях Южной Туркмении. На несколько столетий раньше то же явление наблюдалось в городах культуры Хараппы в долине Инда, с которой у древнейших среднеазиатских поселений имеются определённые связи.

Новая земледельческая культура, носители которой, научившись выплавлять железо, уже начинают осваивать речные низменности, возникает в оазисах Средней Азии лишь ко второй четверти I тысячелетия до н. э. Изменения в культуре наблюдаются также в Восточном и Центральном Иране (как можно судить, например, по могильнику на городище Тепе-Сиалк), куда, очевидно, также проникли к этому времени пришельцы с северо-востока, говорившие, по всей вероятности, на диалектах иранской ветви индоевропейской семьи языков.

37. Бронзовый век в Западной части Евразийских степей на примере культур: Городской, Усатовской, Катакомбной и Многоваликовой керамики.

 

во второй половине III тысячелетия—несомненно, в связи с тем подъёмом, который наметился в экономике Северного Кавказа, — начинает быстрее развиваться и население азово-черноморских, прикубанских и прикаспийских степей.

 

Этот новый этап в истории племён, живших на нашем Юге в период энеолита, представлен так называемыми катакомбными курганами в степях между Волгой и Днепром (Название происходит от способа погребения в этих курганах: оно производилось в своего рода катакомбах — камерах, выкапывавшихся в одной из стенок в нижней части входного колодца погребения.). В это время там жили племена, тесно связанные с Северным Кавказом. Они восприняли достижения кавказских племён в металлургии меди, в земледелии и скотоводстве. Племена эти, невидимому, образовали несколько объединений, в известной мере отличавшихся друг от друга по деталям своей культуры. При этом можно заметить, что катакомбные погребения встречаются на востоке в более древнее время, чем на западе. Расселение племен на запад.

 

Создаётся впечатление, что племена, оставившие нам катакомбные погребения, распространялись с востока на запад в течение XXIII в. до н. э. и следующих столетий. На западе они вошли в столкновение с трипольскими племенами, оттеснили их со Среднего Днепра и проникли в Польшу, где мы также находим погребения, в которых встречается керамика, близкая к керамике, характерной для катакомбных курганов и для Северного Кавказа.

 

Причину такого широкого расселения племён, оставивших катакомбные курганы, нужно искать в характере их хозяйства. Начинался процесс развития скотоводства, племена становились более подвижными; земледелие в их жизни играло меньшую роль. Потребности кочевого скотоводства вызывали переселения на больших пространствах. Из-за пастбищ возникали военные столкновения. Следует заметить, что приручение животных и охрана стад были делом мужчин. Поэтому скот принадлежал мужчине и наследовался не материнским родом, а сыновьями мужчины. Это приводило постепенно к концентрации имущества в отдельных семьях и в конце концов раскалывало родовую общину, которой противостояла теперь большая патриархальная семья. Её составляли несколько поколений прямых родственников по отцовской линии, находившихся под властью старейшего. Рост богатства и появление имущественного неравенства влекли за собой и появление рабства. Это отмечено частым насильственным погребением в катакомбах невольниц вместе с мужчиной. Скот был здесь первой формой богатства, позволившей накапливать значительные излишки.

 

Проникновение на запад племён, оставивших катакомбные курганы, не ограничивалось территорией Польши. Катакомбные погребения прослеживаются вплоть до Словении. Так называемый шнуровой орнамент на местной посуде был самым тесным образом связан с орнаментацией сосудов из катакомбных курганов. Этот орнамент был распространён в конце III тысячелетия до н. э. на территории нынешних Венгрии, Австрии (в Зальцбурге) и северной части Югославии.

Усатовская культура от дер. Усатово возле Одессы (в Румынии известна как Коцофенская культура, по названию дер. Коцофень, в Молдавии — как Фолтештская культура, по названию могильника Фолтешты) — археологическая культура, существовавшая на территории побережья Чёрного моря между устьями Буга и Дуная в период 3500—3000 гг. до н. э. на территории современных Румынии, Молдавии и юга Украины.

 

Рассматривается как гибридная, связанная как с (предположительно доиндоевропейскими) культурами Чернаводэ и Трипольской, так и со значительными наслоениями пришедшей из степей индоевропейской курганной. Металлические артефакты говорят о контактах с Кавказом.

 

Рассматривается в рамках балкано-дунайского комплекса культур, простиравшегося от Трои и долины Дуная до Эльбы. В рамках гипотез М. Гимбутас-Дж. Мэллори об индоевропейских миграциях рассматривается как предшественница греков и фригийцев[1]. В более поздние времена регион населяли носители дакийского и фракийского языков, мигрировавшие с севера.

 

Культура многоваликовой керамики — археологическая культура эпохи средней бронзы 17-15 вв. до н. э. Носители культуры обитали в Поднепровье и на Правобережье Днепра, частично населяли территорию современной Тернопольщины.

 

Культура получила своё название от глиняной посуды, украшенной большим количеством налепных валиков. Орнамент посуды богатый, разнообразный, нередко изысканный.

 

38. Срубная культура.

Срубная культура, археологическая культура развитого бронзового века (2-я половина 2-го — начало 1-го тыс. до н. э.), распространенная в степной и лесостепной зонах Европейской части СССР. Представлена поселениями, курганными кладбищами, кладами металлических изделий, а также литейных форм и инструментов металлообработки. Выделена В. А. Городцовым в 1901. Названа по характерным бревенчатым сооружениям в могилах. С. к. формировалась в Волжско-Уральском междуречье на основе местного варианта ямной культуры. Распространение С. к. привело к установлению в этот период культурного единообразия от Урала на В. до Днепра на З., от р. Камы и правых притоков р. Оки на С. до Азово-Черноморских степей на Ю. Поселения С. к. располагались на берегах рек, на позднем этапе иногда укреплялись валами и рвами. Жилища — полуземлянки или наземные (бревенчатые или каменные). Погребения в индивидуальных могилах под курганами. Большинство находок составляет глиняная посуда. На раннем этапе — плоскодонные сосуды ручной лепки с геометрическим орнаментом, на позднем — простые горшки, орнамент беднее, иногда с наклеенным валиком, в конце С. к. — округлые лощёные сосуды. Орудия, оружие и украшения главным образом бронзовые (проушные топоры, ножи, кинжалы, кельты, втульчатые копья, на позднем этапе — короткие мечи, серпы, клепаные котлы); отдельные украшения из драгоценных металлов. Известны мощные очаги металлообработки С. к. в Волжско-Уральском междуречье и Северо-Западном Причерноморье. В конце С. к. появляются признаки использования железа. хозяйство племён С. к.: в степной полосе — преимущественно скотоводство (в т. ч. кочевое), в лесостепи — земледелие и придомное скотоводство. Объединения племён сыграли значительную роль в формировании исторически известных киммерийцев, а позднее — скифов.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Поисками определенных археологических памятников

Археология... изучает историю человечества по материальным памятникам... занимается...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ДРЕВНЕЯМНАЯ КУЛЬТУРА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История образования Археологии
Упоминание об археологии известно еще в Древней Греции. Платон под понятием «археология» понимал всю древность. В эпоху Возрождения, под этим понятием часто упоминали историю Древнего Рима и Греции

Этапы развития Археологии в России
XVIII в. — начало XIX в. — Зарождение, начальный этап, начинают проводиться раскопки многих памятников. Середина XIX в. — середина 30-х годов XX в. — Характеризуется разви

Наиболее яркие события в истории археологии
1722 3-6 января Даниэль Готлиб Мессершмидт близ Абакана произвёл первые в истории научные раскопки древнего кургана. 1748 Раскопки древнего города Помпеи 1799 Находка Розетт

Андроновская культура
Андроновская культура, археологическая культура эпохи бронзы. Выделена в 20-х гг. 20 в. С. А. Теплоуховым. Названа по деревне Андроново близ Ачинска. А. к. рассматривается как условное название для

Славянские археологические культуры V—VI вв.
Появление археологических культур, признанных большинством археологов славянскими, относится лишь к V—VI векам, соответствуя следующим близким культурам, разделённым географически: П

Киевская археологическая культура II—IV вв.
Среди историков и археологов нет консенсуса по более ранней истории и географии праславян, взгляды эволюционируют по мере накопления нового археологического материала. В последние десятилетия XX ве

Версия В. Седова
Академик В. В. Седов выделял несколько ранних археологических культур, которые считал славянскими[14]. По его мнению славяне — это культура подклешевых[15] погребений 400—100

Версия М. Гимбутас
Известный археолог Мария Гимбутас полагала, что к началу новой эры праславяне уже были значительным народом, который, однако, будучи автохтонным населением северного Прикарпатья, жил под игом прише

Грамотность в среде горожан
Городская культура Древней Руси почти не изучена; мало отведено ей места даже в большом двухтомном издании по истории культуры Древней Руси в домонгольское время, ещё меньше - в книгах по истории а

Городские книгохранилища и ризницы
Основные книжные хранилища Древней Руси также сосредоточивались в городах. Небесполезно будет напомнить о нескольких.подобных хранилищах в древнерусских городах. Повесть временных лет говорит об Яр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги