рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Мичуринская генетика. СССР (1929-1964 годы)

Мичуринская генетика. СССР (1929-1964 годы) - раздел Культура, НАУКА, ЭТИКА, ПОЛИТИКА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ГЕНЕТИКИ Исходный, Идейно-Доктринальный Тезис Мичуринской Генетики — “Революционная Бо...

Исходный, идейно-доктринальный тезис мичуринской генетики — “революционная борьба с сортоводным фетишизмом” — был, очевидно, впервые сформулирован на опытной агрономической станции (г. Белая Церковь, Украина) в начале 20-х годов. В течение последующего десятилетия эта доктрина пребывала в латентном состоянии и лишь позднее, начиная с 1929 года, она начинает оказывать все более глубокое воздействие не только на развитие естествознания в стране, но и на общую социально-культурную ситуацию [Сойфер, 1993; Чешко, 1997].

Ее символом стал “народный академик” Т.Д. Лысенко, представитель так называемой “пролетарской интеллигенции”. Его работы не были широко известными, и поэтому он не имел особого влияния в научном сообществе. Отметим, справедливости ради, что предложенная им первоначальная гипотеза яровизации и теория стадийного развития растений не выходили за рамки науки как таковой. Тезис о наследовании приобретенных признаков, как ключевой во взглядах Т.Д. Лысенко, разделяли тогда многие выдающиеся представители мировой культуры и науки — И. Павлов, З. Фрейд, Т. де Шарден, П. Милюков и др. Первые работы Т.Д. Лысенко по яровизации ничем принципиально не отличались от существовавших на то время теоретических конструкций и поэтому вызвали определенный интерес у Н.И. Вавилова и западных физиологов растений (несмотря на явный недостаток научной культуры у их автора). Внешняя политическая поддержка, с помощью которой, контролируемая Лысенко группировка, завоевала доминирующие позиции в советской науке, была обусловлена стремлением правящих кругов найти выход из резко обострившегося с началом коллективизации продовольственного кризиса, публично наказать его виновников, и при этом, не подвергнуть сомнению жизнеспособность существующего политического строя и научность его идеологического фундамента.

Антивейсманизм Т.Д. Лысенко вполне соответствовал утвердившемуся в российскому культурному контексту того времени и традициям значительной части “революционно-демократической” интеллигенции. Содержательно он соответствовал, получившим распространение в XIX веке, биологическим теоретическим конструкциями. Однако никакой прямой связи между конкретными постулатами “мичуринской генетики” и собственными естественнонаучными взглядами К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина не существовало [Грэхэм, 1989]. В написанных ими работах, проблемы наследственности практически не затрагиваются. Включение “мичуринской генетики” в центральное идеологическое ядро советской политической доктрины произошло значительно позже их написания, и было результатом, а не первопричиной процесса становления “мичуринской генетики”. И все же была если не причинная зависимость, то совершенно определенная, ментальная установка советского варианта марксизма, облегчившая победу группировки Трофима Лысенко. Пафос советской социально-политической доктрины исходил из принципа активного преобразования природы, общества и человека на рациональных началах и в кратчайшие сроки. Это требование очень точно воспроизвели в своих работах и выступлениях биолог Т. Лысенко и философ И. Презент, которые трансформировали его в понятную всем форму лозунга “переделки природы животных и растений путем направленного воспитания”.

В дальнейшем, в течение примерно пятнадцати лет, взаимоотношения генетики, государственной власти и экономики развивались по типу контура с положительной обратной связью [Чешко, 1997, гл. 5]. И только, начиная середины 60-х годов, становится очевидным прямой ущерб, нанесенный развитием доктрины “мичуринской генетики” социально-стратегическому потенциалу страны и возникает возможность (хотя и не в полной мере) переломить эту тенденцию. Власть ограничилась устранением наиболее очевидных негативных явлений, касающихся собственно содержательной стороны генетических теорий.

Особенности этого периода истории генетики в СССР достаточно полно описаны и изучены [Грэхэм, 1989; Чешко, 1997 и др.] и поэтому мы не будем останавливаться на нем более детально.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

НАУКА, ЭТИКА, ПОЛИТИКА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ГЕНЕТИКИ

В Ф Чешко... В Л Кулиниченко... НАУКА ЭТИКА ПОЛИТИКА...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Мичуринская генетика. СССР (1929-1964 годы)

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Киев-Харьков
УДК ББК Чешко В.Ф., Кулиниченко В.Л. Наука, этика, политика: социокультурные аспекты современной генетики. – К.: Центр практической философии. — Изд. Парапан, 2003. –— с.

Евгеника. США и Западная Европа (1900-1945 годы)
Евгеника, уже в момент своего возникновения, содержала актуальную возможность неизбежной внутренней коллизии, которая, в значительной степени, и предопределила ее последующую эволюцию. Ф. Гальтон с

Расовая гигиена. Германия (1933-1945 годы)
Согласно современным определениям, термин “евгеника” достаточно многозначен [Ludmerer, 1978]. Это: - теоретическая концепция изучения наследственности человека с целью создания концептуаль

Генетические последствия испытаний ядерного оружия. США и СССР (1945-1963 годы)
После ядерных бомбардировок городов Хиросима и Нагасаки и последовавшей за ними ядерной гонке между США и СССР, областью, где решительным образом столкнулись интересы генетики и политики, стало про

Генетические манипуляции. США, Западная Европа (1975- 2002 годы)
  Основными “болевыми” точками современной генетики, выступающими в качестве своеобразных каналов давления и внешнего политического нажима на науку, являются генетика человека, генети

Наука и власть — условия формирования взаимодействия и возможные механизмы кризиса
Оценка воздействия социально-культурного (в частности, политического) контекста на развитие естествознания по глубине и силе влияния проводится при помощи двух различных схем. По своим последствиям

Интеграция генетики в духовную культуру современной цивилизации
  При очевидных отличиях двух экстремальных случаев политизации науки в условиях тоталитарных политических режимов от ситуации, связанной с развитием генетики и генно-манипуляционных

Генетический редукционизм как феномен ментальности и как философско-антропологическая традиция.
Генезис генетического редукционизма изучен достаточно глубоко. На доктринальном уровне он основывается на представлениях о предетерминации особенностей человеческого индивидуума, его социальной рол

Генетический редукционизм” versus политический эгалитаризм?
  В течение очень долгого времени биологический редукционизм, как элемент духовной культуры, сосуществует в западноевропейском менталитете параллельно с либеральными социально-этическ

Социальный конструктивизм и экоцентризм.
Стремление рассматривать новые генетические технологии как инструмент социальной реконструкции, а современные генетические теории — как ее идеологическую базу, соответствует ментальной установке, с

Потенциальная возможность локально-географической дивергенции.
Последствия описанной выше трансформации (от демократии к аксиократии) в условиях роста политического влияния партий экологической ориентации, уже достаточно очевидны и симптоматичны. Сегодня эколо

Биоэтика в эпоху развития и применения глобальных технологий
    В предыдущих главах мы показали, что до середины прошлого века в качестве основной тенденции развития научного познания выступала “демаркация” — разграничение и обос

Этические комитеты как современный механизм коэволюции науки, политики и этики
  Сегодня биоэтика как этическая концепция, основанная на мультидисциплинарном подходе и соединяющая политику и достижения современной науки (в частности, практику новых технологий),

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  Попытаемся обобщить положения и выводы, изложенные в предыдущих главах. В конце 50-х ¾ начале 60-х годов ХХ века И.И. Шмальгаузен, синтезируя данные популяционной ге

БИОЭТИЧЕСКОЕ КРЕДО ЛИЧНОСТИ
  Убеждение: Я признаю необходимость принятия неотложных мер в мире, находящемся в кризисной ситуации. Обязательство:

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги