рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Моральное измерение общества

Моральное измерение общества - раздел Культура, Тема 1. ПОНЯТИЕ ЭТИКИ ЛИЧНОСТИ И ЭТИКИ   Добрая Воля, Поскольку Она Воля, Не Может Оставаться Фактом С...

 

Добрая воля, поскольку она воля, не может оставаться фактом самосознания личности и удостоверяться только в ходе самоанализа. Мораль как волевое отношение есть сфера поступков, практически-деятельных позиций человека. А поступки объективируют внутренние мотивы и помыслы индивида, ставят его в определенное отношение к другим людям. Ключевой вопрос для понимания морали состоит в следующем: как моральное совершенство человека связано с характером его отношения к другим людям?

В платоновском диалоге «Федон» рассказывается миф. Души людей после смерти получают воплощения в соответствии с теми качествами, которые они обнаруживали при жизни. Те, кто был склонен к чревоугодию, беспутству и пьянству, становятся ослами или чем-то подобным. Те, кто предпочитал несправедливость, властолюбие и хищничество, воплощаются в волков, ястребов или коршунов. А каков же будет удел людей моральных, добродетельных — рассудительных и справедливых? Они, всего вероятней, вновь станут людьми, но окажутся в мирной и общительной среде. В образной форме Платон выразил очень важную истину: характер человека определяется характером его отношений с другими людьми. Эти отношения, а соответственно, и характер человека становятся добродетельными в той мере, в какой они оказываются смирными, сдержанными, в какой люди взаимно считаются друг с другом и вместе образуют нечто целое. Интересно заметить, что согласно тому же мифу Платона добродетельности недостаточно для того, чтобы душа после смерти человека попала в род богов. Для этого надо еще стать философом, т.е. познать и полюбить истину. Платон тем самым обозначает разницу между моралью как качеством души, практической мудростью и познанием как качеством ума, мудростью созерцания.

Мораль можно назвать общественной (человеческой) формой, делающей возможной отношения между людьми во всем их конкретном многообразии. Она как бы связывает людей до всех связей, очерчивает тот идеальный универсум, внутри которого только и может разворачиваться человеческое бытие как человеческое. Человеческие отношения и человечность отношений — очень близкие понятия. Мораль и есть та самая человечность, без которой отношения людей никогда бы не приобрели человеческого (общественного) характера.

В качестве ценностного базиса, своего рода безосновной основы человеческого общежития людей мораль обнаруживает две особенности. Во-первых, она мыслима только при допущении свободы воли. Разумная человеческая воля находит мораль в себе, но не может ниоткуда вывести, ни из природы, ни из общества. Во-вторых, она имеет всеобщую форму, распространяется на всех людей. Эти две характеристики неразрывно связаны между собой. Акты свободной воли необходимо мыслить всеобщими, общезначимыми, так как ничто не может их ограничивать. В противном случае они не были бы свободными.

Единство свободы воли и всеобщности (объективности, общей значимости, необходимости) составляет характерную особенность морали. Мораль ни в коем случае нельзя отождествлять с произволом. У нее есть своя логика, не менее строгая и обязательная, чем логика природных процессов. Она существует в форме закона, не допускает исключений. Но это — такой закон, который устанавливается самой личностью, ее свободной волей. В морали человек подчинен, говоря точными словами Канта, «только своему собственному и, тем не менее, всеобщему законодательству». Мораль воплощает единство индивидуального, личностного и всеобщего, объективного. Она представляет собой автономию воли, ее самозаконодательство.

Золотое правило нравственности («Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе») — фундаментальное правило нравственности, чаше всего отождествляемое с самой нравственностью. Оно возникает в середине первого тысячелетия до нашей эры и наиболее ярко воплощает происшедший в то время гуманистический переворот, под знаком которого человечество живет до настоящего времени.

Свое название золотого оно получило в XVIII в. в западноевропейской духовной традиции.

Оно требует от человека в его отношениях с другими людьми руководствоваться такими нормами, которые можно было бы обратить на самого себя, нормами, по поводу которых он мог бы желать, чтобы ими же руководствовались другие люди в их отношении к нему. Говоря иначе, оно требует от человека подчиняться всеобщим нормам и предлагает механизм выявления их всеобщности. Суть этого механизма состоит в следующем: чтобы испытать некую норму на всеобщность и тем самым выяснить, может ли она действительно считаться нравственной, человеку необходимо ответить себе на вопрос, принял ли бы он сам данную норму, если бы она практиковалась другими людьми по отношению к нему. Для этого ему необходимо мысленно поставить себя на место другого (других), т.е. того, кто будет испытывать действие данной нормы, а другого (других) поставить на свое собственное место. Если при таком обмене диспозициями норма принимается, то, значит, она обладает качеством нравственной нормы.

Золотое правило нравственности есть правило взаимности. Оно, по сути дела, представляет собой мысленный эксперимент, призванный выявить взаимность, взаимоприемлемость норм для субъектов общения. Тем самым блокируется опасность, состоящая в том, что всеобщность нормы может быть прикрытием эгоистического интереса - как самой личности, так и других людей и что ее одни индивиды могут навязать другим.

Моральная личность учреждает моральный закон в качестве идеального проекта, и делает это не для того, чтобы предъявить закон другим, а для того, чтобы избрать его в качестве нормы собственного поведения. Такая внутренняя духовная работа с целью испытания нормы на всеобщность нужна личности для того, чтобы удостовериться, действительно ли ее воля является свободной и моральной.

Многоаспектность морали является одним из оснований для различных ее интерпретаций. В частности, большую пищу для этого дает различие между моралью личности и моралью общества. Одни мыслители связывали мораль по преимуществу с самосовершенствованием личности (типичный пример — этика Спинозы). Были философы, как, например Гоббс, которые видели в морали главным образом способ упорядочения отношений людей в обществе. В истории этики широко представлены также синтетические теории, стремившиеся соединить индивидуальную мораль с социальной. Любопытно отметить, однако, что и они отталкивались или от личности, или от общества. Так, Шефтсбери, Юм и другие английские сентименталисты XVIII в. исходили из убеждения, что человеку от природы присущи особые общественные чувства благожелательности, симпатии, которые побуждают его к солидарности, альтруизму в отношениях с другими людьми. К. Маркс, напротив, считал, что только преобразование общественных отношений является основой нравственного возвышения личности.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Тема 1. ПОНЯТИЕ ЭТИКИ ЛИЧНОСТИ И ЭТИКИ

ВВЕДЕНИЕ... Тема ПОНЯТИЕ ЭТИКИ ЛИЧНОСТИ И ЭТИКИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Моральное измерение общества

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тема 5. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАТИВНЫЕ
НРАВСТВЕННЫЕ КОДЕКСЫ – СВОД НОРМ КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ……………………………………………38 5.1. История «морального» бизнеса…………………………............38 5.2. П

Тема 1. ПОНЯТИЕ ЭТИКИ ЛИЧНОСТИ И ЭТИКИ ОБЩЕСТВА
1.1. Что означает термин «этика»? 1.2. Моральное измерение личности. 1.3. Моральное измерение общества. 1.1. Что означает термин «этика»?  

Моральное измерение личности
  Мораль, начиная с греческой античности, понималась как мера господства человека над самим собой, показатель того, насколько человек ответствен за себя, за то, чт

Парадоксы морали
  Функционирование морали в реальных отношениях порождает специфические трудности, связанные с тем, что мораль утверждает самоценность личности, а в ходе практической деятельности люд

Ключевые термины
Нравственная норма - норма (закон), которая определяет поведение человека в некоторых типичных ситуациях (способы их решения сообщаются людям с детства). Нравствен

Тема 3. НРАВСТВЕННЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ
  В психологии личность человека имеет целый ряд характеристик - характер, темперамент, психологический тип. В этике личность характеризуется нравственным типом. При

Два взгляда на роль бизнеса в обществе
  Управленческая этика - это система теоретико-прикладных этических знаний и практических рекомендаций, ориентированных на качественное исполнение ад

Отношение к делу
У протестантов дело — это миссия человека в мире, его призвание. Вот как сказал М. Вебер: «…В этом понятии заключена оценка, согласно которой выполнение долга в рамках мирской професс

Отношение к материальным благам
Характерная черта протестантов – умеренность в личном потреблении вплоть до аскетизма. Как подчеркивает Вебер, «идеальный» тип капиталистического предпринимателя отличается тем, что «

Этика бизнеса и общество
  Во взаимоотношении этики и социального общения определенное место занимает такое явление, как профессиональная этика. Профессиональная этика существует, прежде всего, в тех професси

Ключевые термины
  Управленческая этика – система теоретико-прикладных этических знаний и практических рекомендаций, ориентированных на качественное исполнение админи

Представление
Тесное общение начинается со знакомства. Чтобы познакомить людей, их надо представить друг другу. Младшего по возрасту представляют старшему, лицо, занима

После того, как вас представили
Мужчина обязан слегка поклониться, женщина - кивнуть головой - неторопливо, с достоинством, но без надменности, глядя в глаза тому, с кем вас знакомят. Мужчина при этом встает; женщина может сидеть

Обращение
Как правило, человеку приятно слышать свое имя. Старайтесь почаще употреблять его, обращаясь к собеседнику. Понятно, что не всякого человека можно называть просто по имени. Не обра

Прощание
Каждое знакомство, каждая встреча неизбежно завершаются прощанием. Вот как рекомендует покидать помещение Эмилия Поуст, основательница Института этикета Эмилии Поуст в США. Если вы собирае

В дверях
Идя с женщиной, мужчина помогает ей преодолевать всевозможные препятствия; подходя к двери, следует немного опередить женщину, чтобы открыть для нее дверь. Входить в помещение нужно вслед за дамой,

Этикет служебных взаимоотношений
  Взаимоотношения коллег по работе, начальника и подчинённого, чиновника и посетителя предполагают прежде всего соблюдения основных правил этикета, о которых мы уже говорили, основных

Этикет руководителя
  Входя в свой офис, учреждение, аудиторию, руководитель должен приветствовать находящихся в помещении, особенно женщин и сотрудников, которые старше его по возрасту.

Повседневная одежда делового человека
В деловом мире предпочтителен классический стиль. Деловым женщинам рекомендуется носить костюм или платье-костюм из шерсти, твида или полотна. Важно, чтобы одежда была функциональной. Одежда делово

Ювелирные изделия и бижутерия
  Деловым женщинам не рекомендуется одновременно надевать украшения из разных материалов или выдержанных в различных стилях, например, серебряную цепочку и пластмассовые украшения, зо

Этикет телефонного общения
  В деловой практике трудно обойтись без телефона. Разговор по телефону имеет свою специфику. Некоторые люди позволяют себе быть гораздо более грубыми или фамильярным

Правила конструктивной критики
  Чтобы критика была плодотворной, не оскорбительной и не обидной, необходимо использовать следующие несложные правила. 1. Прежде всего, изъять из критики обвинительное «жало

Формы конструктивной критики
  Очень легко похвалить подчиненного. Гораздо труднее сделать ему корректное, деловое, необидное замечание. Вот некоторые возможные варианты критических оценок. Подбадривающа

Как воспринимать критику
Критика становится полезной лишь тогда, когда люди ее воспринимают. Это правило можно свести к следующим установкам. Критика в мой адрес — мой личный резерв совершенствования. Кри

Библиографический список
  1. Андерсон Р., Шихирев П. «Акулы» и «дельфины» (психология и этика российско – американского делового партнёрства). – М.: «Дело ЛТД», 1994. – 208 с. 2. Афанасьев И. Делово

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги